Способы проверки домашнего задания

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.Статья "Способы проверки домашнего задания!
Иконка файла материала Оригинальные способы проверки домашнего задания.docx
Оригинальные способы проверки домашнего задания  Дискуссия Для   ее   проведения   класс   необходимо   разбить   на   группы,   каждая   из   которых   будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому­то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.  Вопрос автору (в форме интервью)  Это   необычный   и   очень   интересный   способ   проверки   домашнего   задания.   Учитель предлагает   ребятам   придумать   несколько   вопросов   автору   открытия,   изобретения, произведения,   чтобы   глубже   познать   его   смысл.   Отвечать   на   вопросы   могут наиболее подготовленные   ученики,   а   на   самые   сложные   из   них   ­   учитель.   К   примеру,   при   проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.    Тематический кроссворд Многие   ребята   увлекаются   разгадыванием   кроссвордов,   проявляя   при   этом   завидное упорство.   Чтобы   интересно   проверить   домашнее   задание,   учителю   необходимо  составить кроссворд по   соответствующей   теме   и   предложить   его   учащимся.   Особенно   дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.  Неожиданные вопросы Задача учителя сформулировать вопрос по­иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.       Рецензия на устный ответ Ученикам   предлагается   выслушать   ответ   одноклассника,   подготовить   и   выступить   с устной   рецензией   на   него   (с   учетом   достоинств   и   недостатков,   внесением   дополнений   и уточнений).  Взаимная проверка При   проверке   письменного   домашнего   задания   по   химии,   русскому   или   английскому языку,   математике   можно   предложить ученикам   обменяться   тетрадями   с   соседом   по   парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.       Краткие письменные ответы Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух­трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.     Сверка с проектором Правильный   вариант   выполнения   домашнего   задания   выводится   учителем   на   экран проектора.   Ученики   сверяются   с   ним,   исправляют   допущенные   ошибки,   получая   по   ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.   Рекомендации по организации устного опроса Проверка   домашнего   задания   путем   опроса   учащихся   –   традиционный   и   наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая   о   главной   задаче   опроса   –   поддержать   ученика,   оказать   помощь,   научить.   Мы подскажем, как это реализовать на практике.  Опрос­светофор В нашем  случае  в  качестве  светофора  выступает длинная картонная  полоска  красного цвета   с   одной   стороны   и   зеленого   –   с   другой.   Обращенная   к   учителю   зеленая   сторонасвидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том,   что   ученик   не   готов   ответить   («Не   знаю!»).   Если   на   вопросы   базового   уровня   ученик показывает красную сторону, ­ это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».  Солидарный опрос Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10­15 минут на подготовку.  Взаимный опрос Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.  Программируемый опрос В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.    Тихий опрос Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.  Опросная цепочка Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного   ответа.   При   этом   один   ученик   начинает   ответ,   учитель   в   любом   месте   жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.       Лист «защиты» Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен,   что   его   сегодня   не   будут   спрашивать.   Задача   учителя   –   держать   ситуацию   под контролем.   Интересная проверка домашнего задания в среднем звене  Для   многих   педагогов   актуальным   является   вопрос,   как   избежать   однообразия   при проверке   домашнего   задания   в   среднем   звене.   Для   школьников   особенно   актуальна   и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.   Игра «Похлопаем­потопаем» Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.  Командная игра «Что и почему?» В  созданных   командах   педагогом   назначается   капитан.   Задание   для   каждой   из   команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа   предоставляет   капитан.   Важно,   чтобы   в   обсуждении   принимали   участие   все   члены команды.          Игра «Семицветик»Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по   количеству   команд.   За   правильный   ответ   по   пройденной   теме   команда   получает   один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.    Игра «Лови мяч» Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.  Подведем итоги.   Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того,   насколько   интересной   и   разнообразной   по   форме   и   содержанию   будет   его   проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.