Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.Статья "Способы проверки домашнего задания!
Оригинальные способы проверки домашнего задания
Дискуссия
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет
выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть
изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать комуто
из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом
ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
Вопрос автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель
предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения,
произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее
подготовленные ученики, а на самые сложные из них учитель. К примеру, при проверке
домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу
Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору
Михайловичу Достоевскому.
Тематический кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное
упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить
кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети
любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Неожиданные вопросы
Задача учителя сформулировать вопрос поиному, нежели в учебнике после параграфа.
Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а
определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Рецензия на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с
устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и
уточнений).
Взаимная проверка
При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому
языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте,
проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив
спорные вопросы.
Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно.
При этом ответ должен состоять из двухтрех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению
учащимися теоретических знаний.
Сверка с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран
проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу
необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
Рекомендации по организации устного опроса
Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее
популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях,
забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы
подскажем, как это реализовать на практике.
Опроссветофор
В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного
цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о
том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик
показывает красную сторону, это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам
себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не
хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».
Солидарный опрос
Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью
к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее
сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам
выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 1015 минут на подготовку.
Взаимный опрос
Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто
подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший
в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.
Программируемый опрос
В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает
учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно.
Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на
защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
Тихий опрос
Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет
другое задание.
Опросная цепочка
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически
связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом
прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
Лист «защиты»
Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте.
Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть
уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под
контролем.
Интересная проверка домашнего задания в среднем звене
Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при
проверке домашнего задания в среднем звене. Для школьников особенно актуальна и
эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических
идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и
помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Игра «Похлопаемпотопаем»
Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним.
В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный –
потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.
Командная игра «Что и почему?»
В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд
заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право
ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены
команды.
Игра «Семицветик» Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками
по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один
лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.
Игра «Лови мяч»
Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его
поймал, дает ответ.
Подведем итоги.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от
того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка.
Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников
для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.
Способы проверки домашнего задания
Способы проверки домашнего задания
Способы проверки домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.