СПП с несколькими придаточными. Урок практикум.

  • pptx
  • 15.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СПП с несколькими придаточными. УРОК-Практикум.pptx

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Урок-практикум

Баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.

1. Расставьте ударение в словах

2. Верно ли утверждение, что:

101 111 011 0

1. Верите ли вы, что в СПП с несколькими придаточными выделяют такие виды подчинения, как последовательное, соподчинение? 2. Верите ли вы, что при последовательном подчинении придаточные предложения одинаково относятся к главному? 3. Верите ли вы, что при последовательном подчинении первое придаточное зависит от главного и называется придаточным первой степени, а придаточное второй степени зависит от первого придаточного? 4. Верите ли вы, что при последовательном подчинении рядом могут оказаться два подчинительных союза? 5. Верите ли вы, что параллельное подчинение еще называют неоднородным? 6. Верите ли вы, что при параллельном подчинении придаточные предложения по-разному относятся к одному и тому же главному? 7. Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения отвечают на разные вопросы? 8. Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения могут быть соединены сочинительным союзом «и» и тогда запятая между ними не ставится? 9. Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения, связанные союзом «и» могут иметь общий подчинительный союз? 10. Верите ли вы, что в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными может быть только один вид подчинения?

Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
 
Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба.

1345678.

Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
 
Когда я гляжу на трубящего ангела(1) написанного на западной арке продольной части храма(2) когда думаю об этом прекрасном образе(3) рожденном чувством гармонии(4) ясностью духа(5) плавной чистотой линий(6) и красок(7) то невольно воспринимаю встречу с чудом искусства(8) как встречу с самим творцом художественного совершенства.

123457.

Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
 
Вьюжными ночами(1) когда даже лесные гиганты стонут(2) трещат(3) и охают(4) когда небо сливается с землей(5) и неистово бухают подземные колокола(6) все живое старается укрыться в затишье: в домах(7) под раскидистой елью(8) между ее нижними лапами и землей(9) еще пахнущей занесенными сюда осенью листьями.

1246789.

Распределите предложения на две группы, спишите,
расставьте недостающие знаки препинания, сделайте схемы,
определите виды придаточных и виды подчинения.

1) Пугачев подал знак и меня тотчас развязали и оставили.
2) Я хорошо помню как мы шли по тропинке как она постепенно стала петлять как я нашел грибное место и отстал от друзей.
3) Было уже совсем темно когда мы добрались до лагеря чтобы переночевать и утром двинуться дальше.
4) Не то вдалеке был пожар не то это закат пламенел.
5) Когда Нарцисс захотел пить он нагнулся к ручью в водах которого увидел свое отражение.
6) Ураган прошел однако связи с городом еще не было.
7) Я был очень занят но все-таки я нашел бы время для встречи с друзьями.

1) ССП (последовательность событий).
[…], и […].
4) ССП (взаимоисключение явлений).
Не то […], не то […].
6) ССП (противопоставление явлений).
[…], однако […].
7) ССП (противопоставление явлений).
[…], но все-таки […].

2) СПП с однородным подчинением.
[…], как (…), как (…), как (…).
3) СПП с последовательным подчинением.
[…], когда (…), чтобы (…).
5) СПП с параллельным подчинением.
Когда (…), […], (…которого…).

Ответ:

«На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно».

[Но грустно думать], что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она.

Используя примеры, расскажите о видах подчинения придаточных предложений главному.

однородное подчинение

Если бы мне иметь сто жизней, [они не насытили бы всей жажды познания], которая  сжигает меня.

параллельное (неоднородное) подчинение

[Она пришла в ужас], когда  узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). 

последовательное подчинение

[Вода обрушилась так страшно], что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели  бушующие потоки. 

При последовательном подчинении одно придаточное находится  внутри другого придаточного

Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров)

Из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.

Из 3-х простых предложений составить одно    сложноподчинённое с последовательным подчинением, чтобы было скопление союзов , расставить запятые.
1Вариант.
1.Не будет проведена дополнительная работа.
2.Скоро выяснилось.
3.Сдавать неотредактированную рукопись в типографию нельзя.(союз ЧТО, ПОКА)



2 Вариант.
1.Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал об этом.
2.Он увидел балет.
3.Он был потрясён талантом крепостных людей.

Скоро выяснилось ,что, пока не будет проведена дополнительная работа , сдавать неотредактированную рукопись в типографию нельзя.

Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал, что когда он увидел балет, то был потрясён талантом крепостных людей.

Задание по вариантам.

1)Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок то я понял что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно.
2)Очень хорош храм на Нерли летом когда косари выходят на пойму когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.
3)Многим покажется странным что еще каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музее если не считать Эрмитажа где русских картин было немного.
4)Было очевидно что когда противник ослабеет справиться с ним будет легко.

Расставьте знаки препинания,
определите вид связи придаточных предложений с главным

1)Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно.
(СПП с параллельным и однородным подчинением. 1-е два придаточные времени, однородные соединены сочинит. Союзом и, поэтому запятой не разделяются; второй союз когда опущен. 3-е - изъяснительное).

2)Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.
(СПП с однородным подчинением. Придаточные времени. В 3-ем придат. союз когда опущен).

3)Многим покажется странным, что еще каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.
(СПП с последовательным подчинением. Придаточное первой степени изъяснительное, 2-ой – условное, 3-ей - определительное).

4)Было очевидно, что, когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко.
(СПП с последовательным подчинением)

ПРОВЕРИМ