Справка по итогам периода адаптации учеников
1 «А» и 1 « Б» класса.
Основной целью исследования стало изучение особенностей влияния мотивации учебной деятельности на процесс адаптации первоклассников.
Задачи исследования включали в себя:
-изучение мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период;
- изучение характера адаптации каждого первоклассника;
-изучение уровня влияния компонентов.
Предметом исследования явились социально психолого-педагогические условия адаптационного периода первоклассников.
Количество обследованных: 31 человек.
Использовались следующие методики:
- Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя).
- Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка к школе по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (авт.: В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина). (Экспертная оценка родителей/воспитателей)
- Выявление уровня тревожности первоклассников (проективная методика А.М. Прихожан).
- Методика «Лесенка» (уровень самооценки).
- Анкета «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.
- Зона адаптации.
Анализ результатов уровня интеллекта первоклассников в адаптационный период показал:
На конец года 2017-2018 учебного года:
Интеллект.
Цель: выявить уровень интеллектуального развития
Класс |
Выше среднего |
Среднее |
Ниже нормы |
1А |
7 человек (43,8%)
|
5 человека (31,2%)
|
4 человек (25%) |
1 Б |
2 человека (13,3%)
|
7 человек (46,7%)
|
6 человек (40%)
|
Итого: |
9ч. 29% |
12ч. 38,7% |
10ч. 32,3% |
Общий результат успешности: 1 «А» класс - 75%, 1 «Б» класс – 60%.
Выше среднего 1 «А»: Мальков Дарина, Пую Арсений, Широков Илья, Елфимова Ева, Цирулева Елена, Осипов Егор, Фролова Анастасия - 3 человека идут на высокий уровень.
Средний: Гайфулина Диана, Барахоева Амина, Арахамия Вероника, Тимурзиева Хава (языковой барьер), Иванов Сергей.
Ниже нормы: Турыгина Алена (ЗПР ), Конашина София (высокий уровень школьной тревожности), Черепанова Арина (соц.пед. запущенность, низкий уровень мотивации), Нальгиев Илез (яз.барьер).
Выше среднего 1 «Б»: Кузьмина Любовь, Рыбакова Мария.
Средний: Иванова Александра, Рыбаков Артур, Куренков Иван, Савельева Диана, Скотнов Ярослав.
Ниже нормы: Булгучев Абу (ЗПР, яз. барьер), Кислякова Арина (соц.пед.запущенность), Красильникова Юлия (ЗПР, ОНР), Шанина Валерия (ЗТМ, ЗПР?), Нальгиева Лайла (соц.пед. запущенность, языковой барьер), Мержоев Усман ( ЗПР, яз. барьер).
Рекомендации: Обратить внимание на учеников Турыгина Алена, Булгучев Абу, Красильникова Юля, Шанина Лера, Мержоев Усман – обследование врача невролога, психиатра (глубокое нервно-психическое обследование).
Оценка уровня школьной мотивации.
Цель: выявить уровень мотивации
класс |
Высокий уровень школьной мотивации |
Хорошая школьная мотивация |
Положительное отношение к школе (игровая мотивация) |
Низкая школьная мотивация |
Негативное отношение к школе |
1 А |
7 человек (43,7%)
|
6 человек (37,5%) |
2 человека (12,5%) |
1человек (6,3%) |
0 человек |
1 Б |
6 человек (40%) |
3 человека (20%) |
6 человек (40%) |
0 человек |
0 человек |
Итого: |
13ч. 42% |
9ч. 29% |
8ч. 25,8% |
1ч. 3,2% |
0ч. |
Сравнительный график на 2017-2018 учебный год.
Высокий уровень мотивации в двух классах составляет:
71% (22 чел.). 1 «А» класс 81,2% (13 чел.), 1 «Б» класс 60% (9 человек). Данные учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные.
26 % (8 чел.) имеют положительное отношение к школе, но преобладает игровая
мотивация. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает..
1 ученик – 3,2% (Черепанова Арина) низкая мотивация, в школу такие дети ходят неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности. На конец учебного года (март-апрель), высокий уровень мотивации снизился в 1 «А» классе на 6,3%, в 1 «Б» классе на 40%.
Тест тревожности
Цель: Выявить уровень тревожности у детей
класс |
высокий |
средний |
низкий |
1 А |
3 человека (18,7%) |
11 человек (68,7%) |
2 человек (12,5%). |
1 Б |
4 человека (26,7%) |
8 человек (53,3%) |
3человека (20%). |
Итого: |
5ч. 46,7% |
19ч. 61,3% |
5ч. 16,1% |
1 «А» Конашина София, Елфимова Ева, Цирулева Елена – высокий уровень.
1 «Б» Красильникова Юля, Рыбакова Мария, Нальгиев Иса, Нальгиев Муса – высокий уровень.
1 «А» Турыгина Алена, Нальгиев Илез – низкий уровень.
1 «Б» Булгучев Абу, Нальгиева Лайла, Рыбальченко Артур – низкий уровень.
Методика «Лесенка»
Цель: Выявить уровень самооценки у детей
класс |
Высокий уровень самооценки |
Средний уровень самооценки |
Низкий уровень самооценки |
1А |
10 человек (62,5%) |
4 человека (25%) |
2 человека (12,5%) |
1 Б |
12 человек (80%)
|
2 человека (13,3%) |
1 человек (6,7)
|
Итого: |
22ч. 71% |
6ч. 19,3% |
3ч. 9,7% |
1 «А» Конашина София, Цирулева Елена – низкий уровень.
1 «Б» Красильникова Юля – низкий уровень.
Диагностика самооценки методика «Лесенка», показала немного завышенную самооценку первоклассников, что соответствует возрастной норме.
Социометрия.
Цель: Межличностное отношение в классном коллективе.
Класс/ соц-кий статус. |
лидер |
предпочитаемые |
принимаемые |
отверженные |
изолированные |
1 А |
2 человека: Нальгиев Илез, Конашина София
|
3 человека: Елфимова Лера, Цирулева Елена, Фролова Настя |
7 человек: Гайфулина Диана, Барахоева Амина, Малькова Дарина, Турыгина Алена, Широков Илья, Черепанова Арина, Пую Арсений
|
3 человека: Арахамия Вероника ! Иванов Сергей, Тимурзиева Хава
|
1 человек: Осипов Егор |
1 Б |
1 человек: Кузьмина Люба |
4 человека: Скотнов Ярослав, Савельева Диана, Красильникова Юлия, Рыбакова Мария |
4 человека: Булгучев Абу, Куренков Иван, Рыбальченко Артур, Нальгиев Иса, |
5 человек: Иванова Саша, Нальгиева Лайла, Нальгиев Муса, Шанина Лера, Мержоев Усман |
1 человек: Кислякова Арина |
Подтвердили статус «лидера» 1 «А» класс – Конашина София, 1 «Б» класс – Кузьмина Любава.
ВЫВОД: Общий уровень адаптации на конец учебного года.
В 1-а классе обучается 16 человек; в 1-б классе - 15 человек. Всего 31 воспитанник:
На основании диагностик, которые были проведены, можно увидеть, что общий (положительный) уровень мотивации в 1 «А» и 1 «Б» классах составляет 71 %. Подобный уровень мотивации говорит о том, что дети успешно справляются с учебной деятельностью, благополучно чувствуют себя в школе, им нравится быть учениками. Стремятся к положительным оценкам и похвале учителя. Дети хорошо относятся друг к другу, доброжелательны, активны. Если смотреть на начало учебного года (октябрь – ноябрь 2017г.) и на конец года (март - апрель 2017 г.) можно отметить, что на конец учебного года высокий уровень мотивации снизился в 1 «А» классе на 6,3%, в 1 «Б» классе на 40%.
Атмосфера на уроках рабочая, но некоторым детям ещё трудно концентрировать внимание, у них снижена работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют предъявляемые к ним требования. Для успешного решения возникающих проблем учителя на уроках использует игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность уч-ся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь. На уроках проводятся физминутки в стихотворной форме, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев, постоянно обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и чтении. Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Преподаватели используют словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Учителя продумывают воспитательный аспект: детьми усваиваются и знания, и поведенческие навыки, необходимые для сохранения и развития собственного здоровья. В кабинетах, где занимаются первоклассники, соблюдаются: режим проветривания и освещённости классной комнаты. В кабинете есть необходимые стенды, помогающие в работе с детьми. Полные данные по каждому ученику находятся в кабинете педагога-психолога.
Рекомендации:
1. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): синдром гиперактивности и дефицита внимания, застенчивость, неврозы, языковой барьер, социально педагогическая запущенность, задержка психического развития.
2. Работа педагога – психолога (совместно с классными руководителями) с детьми, показавшими неблагополучие в результате этого обследования, была проведена дополнительная диагностическая работа, а там где была необходимость, коррекционная работа.
3. Продолжить работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности учащимися.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 «А» КЛАССА (2017 - 2018уч. год)
№ п/п |
Ф.И. обучающегося |
Экспертная оценка учителя |
Экспертная оценка воспитателя |
Уровень мотивации |
Тревожность |
Зона адаптации |
Примечания |
||
Зона |
№ проблемной шкалы |
Зона |
№ проблемной шкалы |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Гайфулина Диана |
А |
|
А |
|
1й (высокий) |
N |
А |
|
2 |
Арахамия Вероника |
А |
|
А |
|
3й (средний) |
N |
А |
|
3 |
Барахоева Амина |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
N |
А |
|
4 |
Иванов Сергей |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
N |
А |
|
5 |
Елфимова Ева |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
Повышенный |
А |
|
6 |
Турыгина Алена |
А |
|
А |
|
3й (средний) |
N |
А |
|
7 |
Конашина София |
А |
|
А |
1,2,3 |
4й (низкий) |
Повышенный |
А |
+выс. ур. Тревожности, |
8 |
Малькова Дарина |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
Высокий уровень! |
А |
+Неуверенность в себе, +тревожность |
9 |
Осипов Егор |
А |
|
А |
|
1й (высокий) |
N |
А |
|
10 |
Пую Арсений |
А |
|
А |
|
3й (средний) |
N |
А |
|
11 |
Тимурзиева Хава |
А |
|
А |
|
3й (средний) |
N |
А |
|
12 |
Широков Илья |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
Повышенный |
А |
|
13 |
Цирулева Елена |
А |
|
А |
|
3й (средний) |
Повышенный |
А |
|
14 |
Нальгиев Илез |
А |
|
А |
|
3й (средний) |
N |
А |
|
15 |
Фролова Анастасия |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
N |
А |
|
16 |
Черепанова Арина |
А |
|
А |
|
3й (средний) |
N |
А |
|
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 «Б» КЛАССА (2017 - 2018уч. год)
№ п/п |
Ф.И. обучающегося |
Экспертная оценка учителя |
Экспертная оценка воспитателя |
Уровень мотивации |
Тревожность |
Зона адаптации |
Примечания
|
||
Зона |
№ проблемной шкалы |
Зона |
№ проблемной шкалы |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Иванова Александра |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
N |
А |
|
2 |
Булгучев Абу |
А |
|
А |
1,2,3,4 |
1й (высокий) |
N |
А |
|
3 |
Кузьмина Любовь |
А |
|
А |
|
1й (высокий) |
N |
А |
|
4 |
Скотнов Ярослав |
А |
|
А |
|
1й (высокий) |
N |
А |
|
5 |
Куренков Иван |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
N |
А |
|
6 |
Савельева Диана |
А |
|
А |
|
1й (высокий) |
N |
А |
|
7 |
Красильникова Юлия |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
N |
А |
|
8 |
Кислякова Арина |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
Повышенный |
|
Соц. Пед. запущеность |
9 |
Рыбальченко Артур |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
N |
А |
|
10 |
Нальгиева Лайла |
А |
2,3,4,7 |
А |
1,2,3.4 |
4й (низкий) |
N |
А |
+Низ.шк.мотив. +Яз.барьер +соц.пед. запущенность |
11 |
Нальгиев Муса |
А |
|
А |
|
2й (хорошая школьная мотивация) |
N |
А |
+соц.пед. +Яз.барьер |
12 |
Нальгиев Иса |
А |
|
А |
|
1й (высокий) |
N |
А |
|
13 |
Рыбакова Мария |
А |
|
А |
|
3й (средний) |
N |
А |
|
14 |
Шанина Валерия |
А |
|
А |
|
1й (высокий) |
Повышенный |
А |
ЗПР? |
15 |
Мержоев Усман |
А |
|
А/ |
|
3й (средний) |
N |
А |
+ низ.ур. «освоение знаний», Яз.барьер |
Педагог – психолог: Медведева А.Д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.