Аналитическая справка
по итогам диагностики процесса адаптации обучающихся 5 класса
Цель: определить уровень адаптации обучающихся при переходе к основному общему образованию.
Дата: сентябрь 2020 г.
1. В качестве рабочего инструментария применялись следующие методики: «Анкета изучения школьной мотивации» Н.Г. Лускановой модифицированный вариант
Е.И. Даниловой).
2. Экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» О. Хмельницкой.
3. Модификация методики определения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн (А. М. Прихожан).
4. «Методика оценки привлекательности классного коллектива» А.Н. Лутошкина.
5. Цветовой тест Люшера (в модификации Л.А. Ясюковой).
Для оценки процесса адаптации родителями применялась «Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе». А также классным руководителем давалась экспертная оценка по методике Э.М. Александровской «Схема изучения социально-психологической адаптации обучающегося в школе».
I.С помощью анкеты изучения школьной мотивации» Н.Г. Лускановой выявлены пять основных уровней школьной мотивации:
Уровень |
Описание уровня |
Кол- во |
% |
Уровень I (25 - 30) |
Высокий уровень школьной мотивации |
6 |
50% |
Уровень II (20 - 24) |
Хорошая школьная мотивация |
4 |
33% |
Уровень III (15 - 19) |
Положительное отношение к школе, но привлекает внеучебная деятельность |
2 |
17% |
Уровень IV (10 - 14) |
Низкая школьная мотивация |
0 |
0% |
Уровень V (ниже 10) |
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация |
0 |
0% |
1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности имеют – 50% пятиклассников, принимавших участие в исследовании. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога;
2. Хорошая школьная мотивация выявлена у 33 % обучающихся. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой;
3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью, мотивация является внешней – 17%. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Для определения общего уровня тревожности, связанной с переходом на новый этап обучения проводилась экспресс-диагностика по методике О. Хмельницкой «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации».
Уровень тревожности |
Описание уровня |
Кол- во |
% |
IV |
Высокий уровень |
0 |
0% |
III |
Повышенный уровень |
3 |
25% |
II |
Средний уровень |
5 |
42% |
I |
Низкий уровень |
4 |
33% |
Полученные данные свидетельствуют о том, что 42% пятиклассников на начало учебного года имеют средний уровень тревожности. Повышенная тревожность у 25% детей. Общее эмоциональное состояние этих детей, связанное с различными включениями в жизнь школы, является тревожным. Эмоциональной привлекательности школа для них не представляет. Повышение тревожности –нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми.
Интегративным показателем личностной адаптации является самооценка. В целях её определения применялась модификация методики определения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн (А. М. Прихожан).
Описание уровня |
5 кл |
|
Кол- во |
% |
|
Завышенная самооценка |
1 |
8% |
Адекватная самооценка |
11 |
92% |
Заниженная самооценка |
0 |
0% |
Были получены следующие результаты: Завышенная самооценка выявлена у 8 % респондентов. Такая самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих, «закрытости для опыта», неумении правильно оценивать результаты своей деятельности.
«Средняя» и «высокая» самооценка удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Адекватная самооценка выявлена у 92 % обучающихся.
С помощью цветового теста Люшера (в модификации Л.А. Ясюковой) вычислялся вегетативный коэффициент (ВК) и рассчитывалось суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО).
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.
Вегетативный коэффициент |
5 |
|
Кол- во |
% |
|
Перевозбуждение |
0 |
10% |
Норма |
10 |
83% |
Усталость |
2 |
17% |
Переутомление |
0 |
0% |
Оптимальная работоспособность (норма) выявлена у 83% пятиклассников. Такие дети отличаются бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энерготратам. Нагрузки соответствуют их возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.
Компенсируемое состояние усталости отмечено у 17% обучающихся 5класса, принимавших участие в исследовании. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма,режиматрудаиотдыхребенка
Первичные данные представлены в приложении.
Вывод: анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что процесс адаптации обучающихся 5 класса проходит благоприятно. Процент обучающихся попавших в зону адаптации составил-92 %, попавших в зону неполной адаптации -8%
20.10.2021 педагог-психолог Финагееа Е.Д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.