Справка
с аналитическим отчетом
о работе педагога-психолога МБДОУ №31 г.Апатиты
Христюк В.П.
(за 2018-2019 уч.год).
Работа педагога-психолога велась в соответствии с законодательством Российской Федерации, с основной образовательной программой детского сада, рабочего плана и нормативно-правовыми документами:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»;
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден, приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013, регистрация в Минюсте РФ от 14.11.2013);
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» (утвержден приказом Минобрнауки России №1014 от 30.08, регистрация в Минюсте 26.09.2013г.);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 24.01.3049-13 «Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26;
- Положением о службе практической психологии в системе образования, Этическим кодексом психолога;
- Нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Мурманской области и Управления образования Администрации г. Апатиты, Уставом и локальными актами МБДОУ;
- Должностной инструкцией педагога-психолога.
При планировании и организации развивающей и коррекционной работы с детьми использовала программы, технологии, практические пособия и методические рекомендации Психологической Службы Российской Федерации: Е.А.Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраст».
В.Г.Алямовская, С.Н. Петровская «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».
Ю.А. Афонькина «Рабочая программа педагога – психолога ДОО». Ю.А. Афонькина «Комплексное сопровождение гиперактивных детей». «Тревожность у детей», «Комплексное сопровождение агрессивных детей».
А.Н. Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика 5-7лет».
А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду».
С.В. Крюкова, Н.П.Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева «Психологические развивающие занятия с детьми»,
М.В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов».
А.С.Ронжина «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» и т.д.
Л.В.Пасечник «Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе».
Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений».
М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Диагностика развития ребенка (5-7лет)», «Диагностика развития ребенка (4-5 лет)», «Диагностика развития ребенка (3-4 года): Практическое руководство по тестированию».
Л.А.Венгер, Е.Л.Агаева, Р.И.Бардина, В.В.Брофман, А.И.Булычева, И.А.Бурлакова. Н.Б.Венгер, О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, И.А.Рудковская, В.В. Холмовская, Л.И.Цеханская «Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога».
Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко «Практикум по возрастной психологии».
П.М. Горев. В.В. Утемов «Креативные развивающие задачки для дошкольников».
Н.И. Крылова. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ».
В своей профессиональной деятельности использую следующие категории электронных образовательных ресурсов:
- ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
- учебные электронные издания на CD, приобретаемые для комплектации медиатеки;
- ресурсы, разработанные педагогами-психологами.
Основная цель психологического сопровождения: создание необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
Цель:
Ø своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на позитивную социализацию детей в процессе использования разнообразных форм психолого-педагогической поддержки ребенка, на обеспечение их психоэмоционального благополучия.
Задачи:
Ø Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности для последующего обучения в школе.
Ø Формирование у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников; замена ориентации персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы.
Ø Способствование повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширение психолого-педагогических знаний и умений по оптимизации детско-родительских отношений.
Основные направления работы за проистекший период:
1.Психопрофилактическая работа:
- работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.
- проведение творческой декады психологии (см. план работы).
2. Психодиагностическая работа:
проведение психологического обследования ребенка для выявления эмоционального благополучия к себе, к семье , к ДОУ, готовности детей к школе.
3. Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на психологическую защиту, эмоциональное благополучие и позитивную социализацию.
4. Консультативная работа:
- повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, бесед, участием в педсоветах, семинарах.
5. Экспертно-проектировочная деятельность:
Экспертная оценка готовности к школе, отношение ребенка к себе, к семье.
Методическая тема. Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния в ДОУ.
I. Психопрофилактическая работа проводилась по следующим направлениям:
1.Создание условий для полноценного психического развития ребенка:
· оказание помощи в период адаптации;
· составление рекомендаций с учетом возрастных особенностей детей;
· составление памяток - рекомендаций
· изучение медицинских документов для определения направлений индивидуальной работы.
2. Создание психологически безопасного информационного пространства. Активно использую в своей деятельности технологию психолого-педагогического сопровождения развития детей в педагогическом процессе ДОУ, которая, позволяет создавать эмоциональную комфортность и позитивный психологический настрой ребенка в процессе адаптации к дошкольному учреждению и постоянного пребывания в нем, а также в процессе взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
3.Психологическая поддержка ребенка, взрослого в период Полярной ночи:
Разрабатала план мероприятий в период Полярной ночи:
- педагогами ДОУ проведена творческая декада психологии «Волшебная страна «Развивайка», направлена на укрепление физического и психического здоровья детей в период выхода из полярной ночи.
Во время проведения творческой декады психологии весь образовательный процесс в ДОУ строится с учетом принципов интеграции образовательных областей, что позволило легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывая социально-личностное направление дошкольного учреждения. Разработан арт- проект«Волшебная страна «Развивайка», в котором приняли участие : администрация ДОУ, педагоги, родители и дети всех групп. Опыт работы педагогов и старшего воспитателя представлен для публикации в журнал «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Современный детский сад», «Управление ДОУ».
С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Опыт работы, статья «Осуществление психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и профилактики психоэмоционального напряжения в процессе интеграции деятельности дошкольников», а также статья «Профилактика психоэмоционального напряжения и позитивной социализации дошкольников в условиях Заполярья»
опубликована в сборнике 20-го Международного Конгресса «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)», который проходил с 17 по 19 мая 2019 года в г. Ярославле; совместно с администрацией (заведующей Едемской М.В. и старшим воспитателем Дворядкиной Н.В.) разработан и представлен для публикации WORKSHOP «Зонтик».
При планировании индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности, учитываю личностные особенности ребенка, его интересы и предпочтения. Это позволяет сделать развивающую деятельность более продуктивной. При взаимодействии с детьми я руководствуюсь принципом – «здесь и сейчас», опираясь на состояние ребёнка в данный момент. Очень важным является принцип «искренности в общении». Здесь для меня важно искренне предъявлять ребёнку свои чувства, даже если эти чувства не всегда приветствуются социумом. Так же в работе с детьми я опираюсь на его индивидуальность и зону ближайшего развития.
Важность моей работы в качестве педагога - психолога заключается в выявлении одаренных воспитанников и развитии их личностных качеств. Тесная связь с педагогами детского сада в процессе интерпретации и обсуждения результатов развития помогают некоторым воспитанникам проявить свой скрытый интеллектуальный и творческий потенциал. Жемчужиной нашей психолого-педагогической копилки мы считаем прием визуализации успеха, когда с помощью наклеек, фишек или любых других знаков успех становится видимым. Обычная похвала приятна, но слова абстрактны. И совсем другое дело, когда ребенок получает осязаемое подтверждение своей успешности, это видят все значимые для ребенка люди: родители, воспитатели, друзья. Это создает внутреннюю установку на успех, а значит, позволяет избежать многих проблем! Вручая ребенку, например, фишку озвучиваем, чему он (ребенок) научился, с чем достойно справился и тем самым учим детей отмечать друг в друге положительное, говорить друг другу добрые слова. Это очень важно в нашей действительности преобладания критики в общении. Этот способ позволяет поддержать неуверенных в себе детей, закрепить необходимые навыки и решить сложные вопросы формирования социально желаемого поведения.
Эти не сложные приемы и игры не требуют длительной подготовки и материального обеспечения, они просты и удобны для применения практически в любой обстановке. Самое главное – получаемый эффект: благоприятный психологический климат для всех участников образовательного процесса и благодатная почва для работы в направлении всестороннего развития личности ребенка.
Выводы: проведение профилактических мероприятий позволяет преодолеть настороженность детей по отношению ко всему новому, улучшить взаимоотношения в группе, организовать бесконфликтное общение друг с другом. Для повышения педагогической компетентности родителей и педагогов необходимо продолжить работу по указанным направлениям, в том числе с использованием наглядных печатных материалов, которые крайне удобны в использовании.
Основные задачи функционирования ДОУ реализовывались в соответствии с Уставом, с учетом приоритетного направления работы "социально-коммуникативное развитие дошкольников". Исходя из приоритетного направления ДОУ: проводится социально-нравственная диагностика дошкольных групп (А.Ю.Капская, Т.Л.Мирончик).
Общий вывод социально-нравственного развития воспитанников:
Высокий уровень освоения – 38%
Средний уровень освоения - 50 %
Ниже среднего уровень освоения – 12%
Динамика социально-нравственного развития воспитанников по годам
Выводы: результативность - выравнивание уровней освоения в пределах возрастной нормы, продолжить работу по данной теме. Основные сложности связаны с отсутствием по разным причинам детей.
В ноябре месяце проводилось исследование межличностных отношений в старшей и подготовительной к школе группе
В исследовании принимало 48 детей.
Цель. Изучение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Методика: Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ», а также использовала социометрическую методику Р.С. Немова «Выбор в действии» (модификация детской социометрической методики). Качественный анализ выборов позволяет сделать вывод об уровне взаимоотношений каждого ребёнка со сверстниками.
Результаты исследования показали следующие результаты:
Подготовительная группа:
уровень благополучия взаимоотношений:
-высокий (I+ II) больше (III+IV) = (2+15=17) > (2)
Старшая группа:
уровень благополучия взаимоотношений:
-средний (I+ II) равно (III+IV); = (1+6=7) = (6+1=7)
Вывод:
Развитие межличностных отношений и самосознания ребенка в этом возрасте еще интенсивно продолжается. На этом этапе еще возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими детьми, снять фиксацию на самом себе и помочь ребенку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.
Рекомендации воспитателям:
Проводить игры на общение в группе такие как: «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Комплименты».
Статус ребёнка в группе |
|
|
||||
2016-2017 учебный год |
2017-2018 учебный год |
2018-2019 Учебный год |
||||
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
|
Высокий |
25,5 |
31,9 |
23,3 |
34 |
20 |
38 |
Средний |
61,5 |
68,1 |
61,1 |
66 |
66 |
60 |
Низкий |
14 |
0 |
16,6 |
0 |
14 |
2 |
Данная методика позволила определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Проблема межличностных отношений дошкольников на сегодняшний день является актуальной. Также с детьми подготовительной, старшей и средней групп была проведена диагностика О.В. Хухлаевой «Лесенка» с целью выявить у детей самооценку к себе и об отношении к нему других людей. Было опрошено 44 ребёнка, результаты диагностики показали:
- завышенная самооценка у 59% детей;
- адекватная у 27% детей;
- заниженная у 7% детей;
- низкая самооценка у 7% детей .
У большинства детей завышенная самооценка. Дети объясняют свой выбор так: «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Я хороший». Но есть дети, которые находятся в ситуации личностного и эмоционального неблагополучия. Родителям и воспитателям на индивидуальных консультациях даны рекомендации, как себя вести с ребёнком и как повышать его самооценку. С детьми, у которых заниженная и низкая самооценка в период с ноября по май велась коррекционно-развивающая работа по программе Л.И. Катаевой «Работа психолога с застенчивыми детьми» с целью формирования адекватной самооценки, повышать уверенность в себе. Занятия проводились в кабинете психолога 2 раза в неделю по 20-25 минут, всего в рамках программы было проведено 15 занятий. После окончания занятий дети начали выделять в себе и остальных положительные и отрицательные качества, адекватно воспринимать критику и похвалу, поверили в свои силы. Повторная диагностика показала, что у детей адекватная самооценка
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду и, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, свою деятельность строю так, чтобы помочь детям через игру вступить в мир новых возможностей и адаптироваться в нем, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение ставится её частью и условием. Она во многом определяет успешность взаимодействия ребенка со сверстниками и влияет на уровень познавательного развития. Основные параметры оценки игровой деятельности: характер игровых действий, выполнение роли, развитие сюжета в воображаемой ситуации.
Общий вывод игровой деятельности: на начало года на конец года
Высокий уровень – 24% 46%
Средний уровень - 44% 44 %
Ниже среднего уровень – 32% 10%
Проведены индивидуальные беседы и консультации с родителями о значимости подвижных игр в жизни ребенка. Педагогам рекомендовано проводить больше сюжетно-ролевых, театрализованных игр, подвижных игр на свежем воздухе.
Психологический анализ просмотренных занятий, развлечений, игр, праздников позволил выявить уровень мастерства педагогов (по Р.Р.Калининой). Цель, которого выявление сильных и слабых сторон педагога, помощь ему в том или ином направлении. 2016-2017 2017-2018 2018-2019 Динамика
1. Высокий уровень - 21% 30% 32% 12%
2. Средне высокий – 35% 18% 38% 20%
3. Средний уровень – 28% 40% 22% 18%
4. Ниже среднего - 21% 12% 8% 4%
Анализ уровня педагогического мастерства в дошкольном учреждении можно оценить как средне высокий. В дошкольном учреждении сложилась определенная система методической работы (старший воспитатель Дворядкина Н.В) с педагогическим коллективом, направленной на:
- совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий, способствующих речевому развитию, поддержке позитивной социализации в ДОУ;
- формирование единства между общекультурным и социально-нравственным развитием личности воспитанников;
- восстановление традиций семейного воспитания, вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
- расширение и совершенствование основных и дополнительных образовательных услуг.
Основные направления работы старшего воспитателя, которые можно выделить:
· образовательные – осуществление личностно-ориентированного подхода;
· исследовательские – определение направления работы в соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ;
· информационные – освоение, внедрение и распространение инноваций;
· организационные - совместный поиск продуктивных путей развития.
К результативным показателям эффективности методической работы в ДОУ относятся:
во-первых, результаты развития детей;
во-вторых, повышение профессионального мастерства педагогов;
в-третьих, улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенности результатами своего труда.
Психологический климат в коллективе благоприятный, выше среднего.
Работа с воспитателями велась с целью повышения психологической
компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях
развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных
новообразований использовала следующие методы: дискуссии, семинары-
практикумы, тренинги, консультации, беседы.
Профессиональный труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание.
Итоги анкетирования по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов (по В.В.Бойко) 16 педагогов.
— Фаза «Напряжение» (складывающий симптом)
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств – 30%
2. Неудовлетворенность собой – 18%
3. «Загнанность в клетку» – 6%
4. Тревога и депрессия – 18%
· Фаза «Резистенция» (складывающий симптом)
1.Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование –48%
2. Эмоционально-нравственная дезориентация –30%
3. Расширение сферы экономии эмоций – 36%
4. Редукция профессиональных обязанностей – 24%
Фаза в стадии формирования - 36%
· Фаза «Истощение» (складывающий симптом)
1.Эмоциональный дефицит – 18%
2.Эмоциональная отстраненность- 24%
3.Личностная отстраненность – 0%
4.Психосоматические и психовегатативные нарушения – 24%
Все педагоги индивидуально получили консультативную помощь по профилактике синдрома эмоционального выгорания, а также был проведен семинар-практикум по заданной теме.
Сохранение психологического здоровья детей – важнейшая моя задача.
Цель психодиагностической работы – психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, диагностика и исследование эмоционального состояния и эмоционального благополучия детей.
Психолого-педагогическое обследование эмоционального самочувствия детей проводила по методике Е.В. Кучеровой «Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду» , методики С.В. Велиевой «Паравозики», проективной Н. Жуковой «Зонтики». Цель которого, получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей дошкольного возраста в детском саду по результатам кратковременного выборочного наблюдения, индивидуальных экспериментов и бесед с детьми.
Диагностика проводилась в 2 этапа. В первом участие принимали 104 дошкольника. В целом по выборке у 61% дошкольников выявлено позитивное психическое состояние. Эти дети настроены оптимистично, у них оптимальный уровень работоспособности, адекватное мироощущение и уровень самооценки, 32% дошкольников пребывают в состоянии дискомфорта (реакция острого стресса), т.е. сложившаяся ситуация им не совсем приятна, но данное состояние чаще всего является непродолжительным и организм сохраняет способность к самовосстановлению. Моё внимание привлекло 7% воспитанников, у которых было диагностировано состояние напряжения, что соответствует реакции хронического стресса, которая требует психологического сопровождения, а также повышенного внимания педагогов и родителей. Данную категорию детей составили вновь прибывшие дети. С этими детьми в течение года проводились профилактические занятия. Во втором этапе приняло участие 44 дошкольника. Обследование показало, что психоэмоциональное состояние детей улучшилось. В целом, по ДОУ диагностируется степень благоприятности психологического климата (сБПК=76%).
Высокий уровень 2 младшая группа, подготовительная группа.
Группы |
Высокий (82…) |
Выше среднего (72-82) |
Средний (48-72) |
Низкий (от 0-48) |
Ранний возраст |
|
|
60% |
|
1 младшая |
|
|
62% |
|
2 младшая |
82% |
|
|
|
Средняя |
|
78% |
|
|
Старшая |
|
|
64% |
|
Подготовительная |
84% |
|
|
|
Результативность по годам |
% |
уровень |
2015-2016 учебный год |
70 |
Выше среднего |
2016-2017 учебный год |
72 |
Выше среднего |
2017- 2018 учебный год |
74 |
Выше среднего |
2018-2019 учебный год |
76 |
Выше среднего |
Уровень эмоционального благополучия дошкольника в детском саду – выше среднего, что говорит о положительном благоприятном психологическом климате в ДОУ. Большинство детей любит ходить в дошкольное учреждение, с удовольствием занимаются и играют. По результатам диагностики проведены беседы с воспитателями и специалистами.
Для родителей в период адаптации детей, организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактике дезадаптации. А также были проведены родительские собрания по возрастным особенностям и психологическому здоровью детей младшего дошкольного возраста и др. Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам. Проведено анкетирование родителей, беседы и консультации для педагогов, психологический практикум для воспитателей 1 младшей и группы раннего возраста «Как помочь ребенку в период адаптации», а для родителей: индивидуальные беседы и консультации «4 ошибки родителей при адаптации детей к ДОУ», тренинг-практикум «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения». В группе раннего возраста и 1 младшей проведено родительское собрание «Мамина терапия», «Поощрение и наказание», «Детство-это чудо».
Таблица учета адаптации детей группы раннего возраста к дошкольному учреждению.
№ |
Методика |
Уровень адаптации |
2016-2017г |
2017-2018 |
2018-2019 20чел. |
1 |
Разработанная НИИ академии медицинских наук РФ |
Легкая Средняя Тяжелая |
45% 55% 0% |
47% 53% 0% |
55% 45% 0% |
В течение учебного года группы пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели лёгкую и среднюю степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах. Вновь прибывавшие дети заходили в группу, где уже царил позитивный климат, и причины для стресса у них не было.
В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Таблица учета адаптации детей всех групп к дошкольному учреждению.
№ |
Методика |
Уровень адаптации |
2016-2017г |
2017-2018 г |
2018-2019 |
1 |
Разработанная НИИ академии медицинских наук РФ |
Легкая Средняя Тяжелая |
56% 44% 0% |
60% 40% 0% |
65% 35% 0% |
Мониторинг познавательного развития детей дошкольного возраста проводилась индивидуально. У большинства детей хорошее восприятие величины и пространственных отношений, имеется познавательный интерес. У многих детей хорошо развито внимание, воображение, наглядно-образное мышление. По результатам диагностики даны рекомендации воспитателям и родителям. Рекомендованы развивающие игры и упражнения.
Сравнительная таблица исследования сформированности познавательных компонентов психического развития детей 2 младшей группы в %.
№ |
Психологическое качество |
н\с |
с |
в |
|||
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
||
1 |
Внимание |
46 |
22 |
38 |
70 |
- |
8 |
2 |
мышление |
46 |
42 |
60 |
58 |
- |
- |
3 |
восприятие |
12 |
20 |
72 |
76 |
4 |
4 |
4 |
воображение |
34 |
10 |
54 |
60 |
12 |
30 |
Сравнительная таблица
исследования сформированности познавательных компонентов
психического развития детей средней группы в процентах.
№ |
Психологическое качество |
Ниже среднего |
средний |
высокий |
|||
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
||
1 |
Внимание |
36 |
16 |
68 |
76 |
0 |
8 |
2 |
воображение |
24 |
12 |
68 |
64 |
8 |
24 |
3 |
восприятие |
16 |
4 |
68 |
72 |
12 |
28 |
4 |
мышление |
40 |
16 |
60 |
76 |
0 |
8 |
5 |
память |
28 |
16 |
56 |
68 |
12 |
16 |
Сравнительная таблица
исследования сформированности познавательных компонентов
психического развития детей в старшей группе в %.
№ |
Психологическое качество |
Ниже среднего |
средний |
высокий |
|||
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
||
1 |
Внимание |
38 |
14 |
58 |
76 |
4 |
10 |
2 |
воображение |
16 |
0 |
72 |
68 |
12 |
32 |
3 |
восприятие |
12 |
4 |
72 |
72 |
12 |
28 |
4 |
мышление |
42 |
16 |
54 |
76 |
4 |
8 |
5 |
память |
28 |
16 |
60 |
64 |
12 |
20 |
6 |
речь |
46 |
16 |
46 |
76 |
8 |
8 |
С детьми (по запросу педагогов, родителей) проводились индивидуальные занятия на снижение тревожности, агрессивности, страхов, стеснительности, импульсивности, повышения самооценки, развития мышления, внимания, моторики, памяти и т.д. Данные занятия помогли ребятам стать успешней, более свободным и открытым, дали возможность повысить самооценку, самозначимость.
Таблица учета кол-ва воспитанников, которым потребовалось индивидуальное психологическое сопровождение
№ |
Направление |
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подгот. группа |
|
|
Кол. |
|||||||
1. |
Тревожность |
10 |
10 |
15 |
11 |
46 |
|
2. |
Агрессивность |
3 |
4 |
5 |
4 |
16 |
|
3 |
Страхи |
4 |
15 |
5 |
7 |
31 |
|
4 |
Другое |
3 |
2 |
11 |
10 |
26
|
|
Результаты работы:
Результативность прежде всего зависела от участия родителей в решении проблемы ребенка и взаимодействия с воспитателями.
88 % воспитанников после проведенной работы показали положительный результат.
12 % - улучшение нестабильное, требуется дальнейшее психологическое сопровождение.
Выводы: С целью повышения эффективности развивающего процесса, развития познавательной сферы активно использую в своей работе компьютерные развивающие методики психологического центра «Адалин», «Мерсибо», «WORKSHOP» и другие инновационные технологии. Для более динамичного развития мыслительных процессов детей на занятии использовала ТРИЗ-технологию.
Меня заинтересовало использование данной технологии, так как она является одной из интереснейших педагогических методик конца 20 века, развивающих творческий потенциал ребенка. В процессе работы активно использую разнообразные игровые приемы ТРИЗ, которые способствуют формированию гибкости мышления и творческого воображения, умению видеть вариативность процессов и явлений окружающего мира, нестандартному подходу к знакомым предметам.
Практика показала, что при условии систематического использования инновационных технологий в коррекционно-развивающем процессе в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается. Развивающая деятельность с детьми проводится исходя из диагностических исследований, запросов воспитателей и родителей в форме индивидуальных занятий, тренингов, этюдов, виртуальных игр-путешествий и т.д. После занятий наблюдается улучшение эмоционального состояния детей, в рисунках уменьшились тревожные мотивы. У детей, прошедших курс развивающих занятий вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.). У воспитанников изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, самоуважения. Эффективность проводимой работы выражается в снижении эмоциональной возбудимости, тревожности, гиперактивности, агрессивности и страхов у детей.
Работа с одаренными воспитанниками
По результатам психологической диагностики, анкетированию родителей (законных
представителей), наблюдениям воспитателей, были выделены 7 воспитанников, имеющие повышенные образовательные потребности в познавательной сфере: 3 ребенка – средняя группа, 3 человека – подготовительная к школе группа,1 – старшая группа.
Была разработана и реализована программа психологической поддержки одаренного
ребенка «В мире творчества», целью, которой стало развитие индивидуальной структуры одаренности детей посредством интеграции основных видов художественного и познавательного творчества для гармоничного развития одаренного ребенка.
Результаты развивающей работы отслеживались в конце учебного года.
Результативность.
У воспитанников отмечается стойкая положительная динамика в развитии.
2 воспитанникам рекомендовано выбрать школьную программу с углубленным изучением филологических и математических наук. 5 воспитанникам рекомендуется продолжить развивающие занятия по Программе.
Таблица проведенных индивидуальных и минигрупповых занятий.
Проведенные занятия |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017- 2018 |
2018-2019 |
Индивидуальные занятия |
151 |
141 |
140 |
136 |
119 |
Минигрупповые занятия (2-4 чел). |
105 |
164 |
128 |
130 |
125 |
Вывод: дошкольники с удовольствием посещают кабинет психологической разгрузки. У всех детей отмечается позитивность в развитии.
Проведенные индивидуальные и минигрупповые развивающие занятия стимулируют воспитанников к общению, уменьшают тревожность и агрессию, повышают самооценку и т.д. Данные занятия помогли ребятам быть более свободным и открытым, дают возможность самоутвердиться и самореализоваться, развивают чувство ответственности, позволяют понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность
Основная тематика коррекционно - развивающих занятий:
· развитие внимания, мышления, мелкой моторики, памяти
· коррекция эмоционального состояния
· коррекция поведенческих нарушений
· работа с агрессией
· развитие коммуникативных навыков.
В коррекционно-развивающей работе мною используются компьютерные программы обучающего и развивающего характера (программа Мерсибо, Адалин). Их применение способствует развитию познавательных процессов у воспитанников; повышает эффективность обучения, развивает интеллектуальные и творческие возможности детей. Выбор методов развития и коррекции определяется мною с учетом возможностей дошкольников, их возрастных и психофизиологических особенностей
По характеру познавательной деятельности мною используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод компьютерных дидактических игр.
Компьютерные игровые средства, применяемые на миниподгрупповых, индивидуальных занятиях делятся мною на несколько типов, согласно их предназначению:
- развивающие логическое мышление, внимание и память ребенка;
- улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);
- развивающие фантазию и объемное восприятие;
- развивающие ориентировку в окружающей действительности.
- выступает как средство обучения.
В работе использую авторскую программу психологической защиты « В гармонии с собой » (рецензия доктора психологических наук, доцента ООО «Академии образования и воспитания» Е.Ф. Ященко). С данной работой приняла участие во всероссийском конкурсе «Коррекционный педагог в детском саду». Диплом победителя: 2 место; во всероссийском профессиональном конкурсе «Психология 21 века». Диплом участника 2019. Программа опубликована в журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №10 2018
Коррекционно -развивающую работу в миниподгрупповой форме можно считать достаточно успешной, как по отзывам самих ребят, родителей, так и по динамике. Однако, стоит обратить внимание на усиление индивидуальной работы с детьми, имеющими стойкие поведенческие нарушения. Еще одна проблема, которая была выявлена в данном учебном году - это недостаточный уровень развития мышления у воспитанников старшей группы. В этом направлении следует отдельно разработать ряд коррекционно-развивающих занятий и реализовать их в будущем учебном году. С этой целью для воспитателей старшей группы был проведен психолого-педагогический практикум «Развитие мышления у детей дошкольного возраста», разработаны и рекомендованы и воспитателям и родителям игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей групп. Для родителей всех групп проведена консультация «Клиповое мышление, что это такое?».
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики - выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. Предметом внимания педагогов и родителей является работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам,
успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, что позволяет говорить о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.
Наибольшее значение имеют когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность;
мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника;
волевая готовность – сформированность произвольности психологических процессов, способности к саморегуляции, самоконтролю.
В связи с этим готовность ребенка к школьному обучению определяется обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом методик, направленных на выявление:
1) уровня психического и волевого развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС выступают основаниями преемственности дошкольного начального общего образования. Большое практическое значение представляет определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе, а также уровня сформированности универсальных учебных действий.
Готовность детей подготовительной к школе группы.(2018-2019 уч. год). Данную работу провожу по инновационному модулю диагностического обследования развития ребенка (Афонькина Ю.А. и др. «Диагностическая программа в системе предшкольного образования». Мурманск). Данный диагностический модуль позволяет определить исходный уровень каждого ребенка в развитии разных компонентов готовности к обучению и их предпосылок и включала обследование по следующим разделам: информационный компонент, психофизиологический, произвольность, личностно-мотивационный. Обследование проводилось в два этапа – октябрь 2018 и апрель 2019 (воспитатель: Смирнова И.С. Трубенева С.В.)
Всего: 26 дошкольников
Информационный компонент: Начало года. Конец года. Динамика.
Высокий уровень – 26% - 60% - 34%
Средний уровень - 58% - 40% - 18%
Низкий уровень - 16 % - 0% - 16%
Психофизиологический компонент:
Высокий уровень – 16 % - 58% - 42%
Средний уровень - 76 % - 48% - 34%
Низкий уровень - 8 % - 0% - 6%
Произвольность:
Высокий уровень – 28 % - 56% - 28%
Средний уровень - 48% - 44 % - 4 %
Низкий уровень - 24% - 0 % - 24%
Личностно-мотивационный компонент:
Школьная позиция сформирована - 44% - 100% - 56%
Школьная позиция не сформирована - 56% - 0%
Экспертная оценка готовности к школе оценивалась по 3 уровням.
Готовность к школе по годам |
2016 - 2017
|
2017-2018 |
2018-2019 |
Динамика |
Высокий уровень |
24% |
45% |
56% |
21% |
Средний уровень |
76% |
55% |
44% |
21% |
Низкий уровень |
0% |
0% |
0% |
0% |
Большинство выпускников способны управлять своим поведением и
планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
соблюдать элементарные общепринятые нормы правил и поведения. У выпускников
имеется сформированность игровых навыков, адекватных возрасту, проявление к
игре активного интереса, а также наличие первичных представлений о себе, семье,
обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
В процессе коммуникации дети адекватно используют вербальные и
невербальные средства общения; показывают хорошее владение диалогической речью
и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве).
Дети владеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками, активно общаются с ними. Способны изменять стиль общения со
взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.
Все дети подготовительной группы любознательны, активны. Имеют интерес к новому
и неизвестному в окружающем мире. Умеют задавать вопросы взрослому, любят
экспериментировать. Самостоятельны в повседневной жизни, в различных видах
детской деятельности. Способны решать интеллектуальные и личностные задачи,
адекватные возрасту.
Все дети овладели универсальными предпосылками учебной деятельности адекватно
возрасту; умениями работать по правилу и образцу; слушать взрослого и выполнять
его инструкции.
ВЫВОД. Мониторинг готовности к школе в целом по сравнению с началом годам имеет положительную динамику.
Хочется отдельно отметить, что большое количество детей со средним и высоким уровнем – это дети со стабильным развитием, с благоприятным прогнозом обучения в школе и дальнейшим развитием. Дети с высоким уровнем – это дети с несколько опережающим развитием, имеющие развитые способности и, естественно, с дальнейшим благоприятным прогнозом.
Выводы: оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у участников образовательного процесса. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
В 2018-2019 учебном году с целью оказания психолого-педагогической поддержки и развития социальных компетенций, разработан курс комплексных коррекционно-развивающих занятий. Коррекционно-развивающий эффект на занятии достигается за счет специально организованной игры, которая являясь внутренним мотивом деятельности дошкольника, способствует активизации детской инициативы, а успех в совместной деятельности стимулирует личностный рост, самооценку.
Прослеживается динамика изменений во взаимодействии детей:
- по данным социометрического исследования увеличилось число взаимных выборов на 34%, увеличилось число положительно окрашенных самооценок и отношений к себе,
- повысилась самооценка ребенка на 20%,
- повысился социометрический статус - на 25%, уровень тревожности снизился на 35%,
- повысился уровень групповой сплочённости в группе в целом,
- значительно снизилось количество конфликтных ситуаций, агрессивных проявлений, протестных реакций,
- все дети умеют различать и правильно интерпретировать чувства и эмоциональные состояния взрослого или ребёнка. Могут рассказывать о своих симпатиях, предпочтениях в отношении сверстников.
Провожу психопрофилактическую работу не только с выпускниками ДОУ, но и с их родителями, такие встречи носят индивидуальный и групповой характер:
- психологическое консультирование по итогам диагностики в начале и конце учебного года;
- родительские собрания, семейные консультации по вопросам подготовки детей к школе;
- анкетирование «Готовы ли вы к переходу ребёнка в школу?».
Разработала рекомендации:
«Советы родителям первоклассников», «Почему учиться трудно?», «Что делать, если школьные трудности появились?», «Интерес (мотивация) к учебной деятельности. Почему это важно?».
По отзывам учителей и данным успеваемости учеников 1 класса МУ СОШ №14, выпускники детского сада легко адаптируются к школьным условиям, самостоятельны, отличаются творчеством.
Анкетирование родителей и опрос учителей начальных классов СОШ №14 показали значительное снижение рисков в период адаптации до 70%, уменьшение тревожности и школьных страхов – до 50%.
Успеваемость учеников 1 класса МУ СОШ №14
(выпускников детского сада):
ГОД |
Высокий уровень |
Средний уровень |
2016-2017 |
38% |
62% |
2017-2018 |
30% |
70% |
2018-2019 |
40% |
60% |
Систематическая и комплексная работа всего педагогического коллектива дает положительные результаты и обеспечивает подготовку детей дошкольного возраста к школе. Показателями эффективности работы педагогического коллектива по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе являются:
- высокий процент детей, успешно обучающихся в школе;
- положительные отзывы родителей о характере школьной адаптации;
- положительная динамика в показателях готовности детей к обучению в школе.
Не менее важным для меня является принцип включенности родителей в работу психолога с ребёнком. Огромная работа проводиться с родителями, как индивидуально, так и групповая. За период 2018-2019 г. проведено 103 беседы, консультации для родителей. В настоящее время проблема психологического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного и образовательного учреждения приобретает особую актуальность, т.к. проблема детско-родительских конфликтов в семье являются самыми распространенными. Возрастает количество детей, с признаками психических, эмоциональных, поведенческих нарушений (невротизация, закрепление отрицательного поведения, тревожность, агрессивность, низкая самооценка, пассивность, несамостоятельность, внутренний конфликт и конфликтность и др.), именно на почве семейных факторов: дефектов воспитания, неблагоприятного эмоционального и дисгармоничного климата в семье, частых психотравмирующих ситуаций и неграмотного разрешения семейных и детско-родительских конфликтных ситуаций.
С целью психопрофилактики и коррекции детско-родительских отношений на индивидуальных и семейных консультациях занимаюсь исследованием личностных особенностей родителей и детей, провожу диагностику характера их отношений и взаимодействий. Использую следующую батарею методик:
Направления |
Методы и методики |
Изучение взаимодействия «родитель - ребёнок». |
структурированные задания: - сочинение-рассказывание истории; - совместная продуктивная деятельность на свободную тему «Волшебная страна» по тематике декады психологии |
Изучение представлений родителя и ребёнка об их взаимодействии. |
для родителей: - опросник АСВ, автор Э.Г. Эйдемиллер, - методика «Родительское сочинение», автор В.В. Столин, в адаптации А.И. Тащеевой. для детей: - методика «Неоконченные предложения» - методика «Интервью с ребёнком», автор А.И. Захаров - проективная методика «Моя семья» модификации «Семья в образе мандал», «Семья в образах животных», автор Т. Романова |
Изучение отношений и особенностей взаимодействия «родитель- ребёнок» |
- опросник родительского отношения (ОРО), автор И.М. Марковская, - опросник взаимодействия родителя с ребёнком (ВРР), автор И.М. Марковская, - семейный тест отношений (СТО), адаптация И.М. Марковской - совместное рисование, автор Смит. |
Наряду с перечисленными методами работы использовался рад психодиагностических методик направленных на детальное изучение проблем в семьях воспитывающих детей с целью планирования психокоррекционной работы с данной категорией семей:
-анкетирование родителей;
-опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» И.М. Марковской;
- -метод Р.М. Геворкян для оценки волевых качеств ребенка;
-графический тест (кинетический рисунок семьи Р.Бернса, С.Кауфмана) и др.
Анализ результативности
психокоррекционной работы осуществлялся с повторным использованием всех методик
диагностического этапа, психологического изучения. Полученные результаты
позволили сделать вывод:
— в ходе исследования детско-родительских отношений был выявлен ряд аспектов,
позволяющих определить наиболее полную картину отношений между детьми и
родителями; реального восприятия родителями ребенка, их отношения к нему,
особенности общения с ним, реакции на его поведение.
Так же получить обратную связь от самого ребенка: отношение ребенка к своему
окружению, восприятие им своего места в семье, его отношения к ней в целом и
отдельным ее членам, волевые качества личности ребенка.
В рамках данной работы разработана тематика и содержание консультаций, тематических встреч с родителями, родительских собраний, что как показывают результаты работы, успешно апробировано. Эффективность психологической помощи семье подтверждается тем, что родители, не смотря на огромные трудности, направляют приобретенный новый творческий потенциал на взаимодействие со своим ребенком. Благодаря использованию представленных форм работы с родителями отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений с ребенком; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы проблемного ребенка.
Подробный качественный анализ диагностических данных позволяет родителям увидеть источник проблемы, причины возникающих трудностей, совместно с психологом корректировать взаимодействие с ребёнком и отношения в семье.
Ниже в таблице проведен обобщенный анализ обращений за консультацией в течение года:
Таблица 1.
Обобщенный анализ количества обращений родителей за консультациями к психологу
Месяц |
Кол-во консультаций |
Проблема обращения |
||||
готовность к школе |
По результатам готовности к школе |
Психическое развитие |
Личностное развитие |
Семья
|
||
09 |
15 |
4 |
|
5 |
6 |
|
10 |
15 |
11 |
|
|
4 |
|
11 |
10 |
|
|
4 |
5 |
1 |
12 |
9 |
|
|
1 |
6 |
2 |
03 |
12 |
|
|
4 |
6 |
2 |
04 |
17 |
|
10 |
6 |
- |
1 |
05 |
24 |
|
8 |
|
3 |
14 |
ВСЕГО |
103 |
15 |
18 |
20 |
30 |
20 |
Таким образом, наиболее интенсивными месяцами по количеству обращений за психологической консультацией являются сентябрь, октябрь, апрель, май, менее интенсивным – декабрь. Необходимо учитывать, что наибольшая потребность у родителей в решении вопроса готовности ребенка к школе, а поскольку диагностика на готовность к школе проводится в два этапа – на начало года и на конец года – это обусловливает динамику обращений.
Одна из основных форм работы – консультирование, результативность и важность моей работы прослеживается в данной таблице.
Проведен обобщенный анализ обращений родителей разных групп дошкольного учреждения за консультациями к психологу. Ниже приведены результаты анализа, из которого следует, что наибольшее количество обращений поступило из группы раннего возраста, старшей и подготовительной группы, наименьшее – из 1 и 2младшей группы, средней группы. Для родителей проведен психологический тренинг-практикум «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения». Родители определили свой стиль воспитания в семье:
I группа – авторитарный -13%
II – либеральный - 32%
III – демократический – 52%
Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и детского сада. Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогло мне создавать атмосферу взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В своей работе я активно использую наглядную информацию, которая имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса, а также позволяет повысить психолого-педагогическую культуру родителей. Для того, чтобы привлечь и заинтересовать родителей я стараюсь, чтобы информация была актуальной, содержательной и в то же время краткой, эстетично оформлена. Информационные материалы регулярно обновляются.
Таблица 2.
Анализ количества обращений родителей разных групп за консультацией к психологу
2018-2019 |
Группа раннего возраста |
1 младшая группа |
2 младшая |
средняя |
старшая |
Подготовительная к школе группа |
1-е полугодие |
11 |
7 |
7 |
4 |
8 |
16 |
2-е полугодие |
13 |
4 |
7 |
8 |
6 |
12 |
Всего |
24 |
11 |
14 |
12 |
14 |
28 |
Полученные количественные данные, в первую очередь, взаимосвязаны с задачами, поставленными на учебной год, приоритетными направлениями работы психолога и, соответственно, взаимодействием психолога с той или иной группой. Наиболее актуальным направлением этого года являлась адаптация к ДОУ, предшкольная готовность к школе, поэтому и наибольшее количество консультаций в группе раннего возраста и подготовительных групп. Возросло число обращений и запросов от педагогов и родителей, что является несомненным плюсом в работе педагога – психолога. Это говорит о налаженной коммуникации с педагогами, о наличии доверительного отношения к педагогу – психологу, о повышении уровня психолого – педагогической компетентности педагогов. В дальнейшем, необходимо продолжить работу по созданию у родителей потребности в повышении своего уровня психологической компетентности. Это ведет к налаженному взаимодействию всех участников образовательного процесса и к благополучному, грамотному воспитанию ребенка.
Выводы: Можно предположить связь между количеством обращений родителей к психологу с работой воспитателей, их заинтересованности во взаимодействии родителей со специалистом, умении выделять, видеть, дифференцировать психологические проблемы ребенка, обращать на них внимание родителей и активизировать их к взаимодействию со специалистами, в том числе и с психологом.
Учебный год |
всего |
родители |
педагоги |
сотрудники |
2018 – 2019уч.год
|
156 |
103 |
43 |
10 |
Наблюдение за общением родителей и детей изменилось, взрослые пытаются сменить наказания и угрозы на приучение и диалог. Активизировалась потребность родителей в совместной деятельности с детьми, а также потребность в изучении специальной литературы. Таким образом, данные повторной диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности работы ДОУ. Следовательно, апробированные нами методы и формы работы с родителями приносят ощутимый результат. И показателем нашей работы явился опрос родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой ДОУ и его педагогического коллектива
Вывод: Необходимо продолжать привлекать родителей и педагогов к общению со специалистом, используя активные формы взаимодействия по актуальным вопросам развития и воспитания детей. В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ привело к следующим результатам: во - первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; во - вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса; в - третьих, возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии, диспуты по инициативе родителей, приводятся примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций, участию в конкурсах, досугах, праздниках).
Вывод: объединение усилий администрации, специалистов, воспитателей и родителей ДОУ является обязательным условием успешного решения воспитательных задач. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.
Опыт работы представлен:
Сроки |
Формы |
Наименование |
|
|||||
20.09. |
Публикация. Журнал «Современный детский сад» №3 2018 |
Статья. «Театрализованное созвездие в годовом цикле образовательной деятельности детского сада». |
|
|||||
05.09. |
Психологический практикум для воспитателей группы раннего и 1 младшей |
«Как помочь ребенку в период адаптации». |
|
|||||
12.09 |
Памятка для родителей 1 младшей и группы раннего возраста. |
«14 правил для успешной адаптации ребенка к детскому саду». |
|
|||||
19.09 |
Консультация для родителей |
«4 ошибки родителей при адаптации детей к ДОУ» |
|
|||||
11.09 |
Рекомендации для воспитателей |
«Живем по правилам» |
|
|||||
25.09 |
Консультация для педагогов |
«Речевая агрессия у детей». |
|
|||||
25.09 |
Публикация в журнале академия Развития творчества «Арт-талант» |
«Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния в ДОУ» |
|
|||||
03.10 |
Памятка для педагогов (в контакте группы) |
«Правила трех плюсов». |
|
|||||
04.10 |
Консультация для сотрудников и педагогов |
«Интриги на работе». |
|
|||||
04.10 |
Родительское собрание во 2 младшей группе. |
«Мамина терапия» |
|
|||||
01.10-10.10 |
Стендовая информация для родителей всех групп. Памятка.
Консультация для родителей старшей и подготовительной группы. Рекомендации для родителей всех групп. |
«Любви и терпения». «Каждый ребенок должен уметь». Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет». «Как не надо готовить ребенка к школе». «Старший или младший ребенок».
|
|
|||||
01-15.10 |
Анкетирование педагогов |
«Эмоциональное выгорание педагогов». |
|
|||||
10.10 |
Публикация. Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад»№10 2018 |
Программа психологической защиты у дошкольников. |
|
|||||
10.10 |
Родительское собрание в подготовительной к школе группы. |
«Что важно знать». |
|
|||||
16.10-25.10 |
Консультация для педагогов ( в контакте группы). |
«Речевая агрессия у детей». «4 быстрых и легких способа изменить жизнь». |
|
|||||
10.10-18.10 |
Психологический тренинг-практикум для родителей
|
«Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения» |
|
|||||
16.10 |
Родительское собрание в старшей группе. |
«Возрастные особенности детей от 5-6лет» |
|
|||||
18.10 |
Родительское собрание в 1 младшей группе. |
«Детство-это Чудо». |
|
|||||
24.10 |
Семинар-практикум для педагогов. |
«В гармонии с собой», профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов (по В.В.Бойко) |
|
|||||
25.10 |
Памятка-рекомендация для педагогов.
|
«Эффективное взаимодействие педагога с родителями» |
|
|||||
29.10 |
Консультация для педагогов Рекомендация. |
«Родительское собрание глазами психолога». «Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе». |
|
|||||
|
|
|
|
|||||
15.10 |
Информация на сайте |
Что важно знать родителям о предшкольной готовности ребенка к школе. Как формировать у ребенка желание учиться. Памятка. Пять путей к сердцу ребенка. |
|
|||||
Ноябрь |
Картотека |
Картотека игр, направленных на развитие логики у дошкольников старшей группы |
|
|||||
22.10 |
Рекомендации для родителей 1 младшей группы Беседа с родителями средней группы Буклет |
«Особенности эмоционального развития детей от 2 до 3 лет» «Нужно ли объяснять ребенку, почему родители не могут купить игрушку». |
|
|||||
02.11. |
Родительское собрание в группе раннего возраста. |
Адаптация в ДОО. Рекомендации по созданию благоприятных условий для ее протекания. |
|
|||||
03.12 |
Памятка-рекомендация для родителей 2 младшей группы Консультация для родителей подготовительной школе группы |
7 правил. Как научить ребенка дисциплине. Приучайте ребенка вас слушать и слушаться. |
|
|||||
05.12 |
Всероссийский конкурс «Коррекционный педагог в ДОУ» |
«Программа психологической защиты». Диплом победителя. 2 место |
|
|||||
10.12 |
Психолого-педагогический практикум для воспитателей старшей группы |
«Развитие мышления у детей дошкольного возраста» |
|
|||||
25.12 |
Памятка для родителей (сайт ДОУ). |
"Новогодние каникулы в кругу семьи"
|
|
|||||
10.01-20.01. 2019г |
Творческая декада психологии (см. план).
|
«Волшебная страна. Развивайка».
|
|
|||||
2019 |
Публикация. Журнал «Современный детский сад» №1 2019 |
Статья «Творческая декада психологии в условиях Заполярья». |
|
|||||
Март-апрель |
Консультация для родителей 1 младшей группы Консультация для родителей всех групп |
«Если ребенок кусается». Играем дома, развиваем память, тренируем внимание.
|
|
|||||
12.03 |
Советы для родителей 2 младшей группы |
«Если ребенок не слушается» |
|
|||||
Март - апрель |
Консультация для родителей всех групп |
«Учите детей общаться». |
|
|||||
Март |
Публикация в научно-методическом журнале «Большой Конференц – зал: дополнительное образование – векторы развития. (выпуск №3-1 2019). |
«Декада творческой психологии, как дополнительная образовательная услуга в ДОУ». |
|
|||||
Март - апрель |
Индивидуальные встречи с родителями проблемных детей. |
«Коррекционно –развивающие игры для детей.». |
|
|||||
Март - апрель |
Информационный стенд для родителей всех групп |
« Развиваем ребенка вместе». |
|
|||||
|
Информация для педагогов, сайт группы |
«Метод
пяти пальцев» |
|
|||||
10.04 |
Открытая книга |
Презентация. WORKSHOP «Зонтик».Дидактическая игра «Зонтики». |
|
|||||
30.04 |
Всероссийский профессиональный конкурс «Психология 21 века» |
Программа психологической защиты у дошкольников. Диплом участника. |
|
|||||
Апрель-май |
Родительские собрания во всех группах |
Эмоциональное благополучие и позитивная социализация в ДОУ.Поощрение и наказание. Группа раннего возраста. Кризис 3 лет. 1 младшая группа. Клиповое мышление современных детей: плохо или хорошо? Кейс-соревнование «Безопасность». Средняя группа. «Любознательные почемучки» 2 младшая. «Интерес (мотивация) к учебной деятельности. Почему это важно?» Старшая группа.
|
|
|||||
апрель |
Информация на сайте групп для педагогов и родителей всех групп. |
Детская
агрессия,
|
|
|||||
10.05. |
Советы родителям. |
Советы родителям, у которых ребенок переживает кризисный период. |
|
|||||
24.04 |
Итоговый педсовет |
Заключение по результатам предшкольной готовности к школе. |
|
|||||
17-19.05 |
Публикация в сборнике 20-го Международного Конгресс а «Психология 21 столетия». г.Ярославь. |
Статья в сборнике 1.«Метедология современной психологии»: «Осуществление психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и профилактики психоэмоционального напряжения в процессе интеграции деятельности дошкольников».2. «Вестник интегративной психологии»: «Профилактика психоэмоционального напряжения в условиях Заполярья».
|
|
|||||
Май |
Публикация. III Педагогический форум «Знанио». Онлайн-конференция «Воспитательный и развивающий потенциал образовательного процесса» |
«Workshop «Зонтики». Свидетельство. |
|
|||||
21.05 |
Консультация для родителей группы раннего возраста. |
Влияние родительских установок на развитие детей. |
|
|||||
27.05 |
Консультация для родителей 1 и 2 младшей группы. |
Почему маленькие дети бывают такими непослушными? |
|
|||||
|
|
|
|
|||||
№ |
Кол-во часов |
Сроки обучения |
Наименование |
Наименование учреждения |
||||
1 |
3 часа |
05.09 |
Вебинар. Форсайт-сессия «Адаптация ребенка в детском саду» |
Центр образования «Сфера»
|
||||
2 |
2 часа |
08.09 |
Вебинар. «Метод Кросс-коучинг» (Работа с родителями). |
Центр образования «Сфера»
|
||||
3 |
1 час |
18.09 |
Вебинар «Образовательная деятельность в ДОУ»
|
Издательство «Директория» Профессор института образования НИУВШЭ Ушаков К.М. |
||||
4 |
3 часа |
03.10 |
Вебинар для психологов «Метод: Кросс-коучинг в решении проблемного поведения |
Издательство «МЦФЭР». |
||||
5 6 |
1 час + 1 час |
04.10 + 23.10 продолжение |
Вебинар «Современные подходы к мотивации коллектива. Что эффективнее кнута и пряника» |
Издательство «Директория» Профессор института образования НИУВШЭ Ушаков К.М. |
||||
7 |
3часа |
23.10 |
Онлайн-мероприятие «Педагогическое сопровождение проектной деятельности» |
Фонд Менделеева Арцев М.Н. |
||||
8 |
3 часа |
30.10 |
Онлайн-мероприятие «Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС» |
Фонд Менделеева Шестерников Е.Е. |
||||
9 |
3 часа |
28.11 |
Вебинар. «Особенности проведения индивидуальных занятий с использованием игр с детьми с ОНР» |
Издательство «Мерсибо».
Суслова Е.А. |
||||
10 |
3 часа |
07.02 |
Вебинар «Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования» |
Журнал «Вестник образования России» Бардалим В.В. |
||||
11 |
3 часа |
19.02 |
Вебинар «Работа с родителями» |
Издательство Журнал «Вестник образования России» Бардалим В.В.
|
||||
12 |
3 часа |
13.03 |
Веб-семинар «Радуга русских узоров. Мастер-класс по декоративному рисованию». |
Издательский дом «Воспитание дошкольника» Розова С.Г. |
||||
13 |
3 часа |
20.03. |
Вебинар «Развивающие игры с детьми младшего дошкольного возраста» |
Издательство «Мерсибо». Суслова Е.А. |
||||
14 |
3 часа |
21.03 |
Вебинар «Детская агрессия. Кто виноват и что делать?» |
Издательский дом «Воспитание дошкольника». Н.Баринова. |
||||
15 |
2 часа |
02.04
Продол.- 9.04 |
Вебинар «20 уроков Ш.А. Амонашвили» |
Издательство «Директория» Ш.А.Амонашвили»
|
||||
16
17 |
3 часа |
03.04 Продол.- 9.04 |
Вебинар для психологов «Инструменты эффективного общения с семьями воспитанников». |
Издательский дом «Воспитание дошкольника». Н.Баринова. |
||||
18 |
3 часа |
05.04 |
Вебинар «Исследовательская деятельность. Типичные затруднения при выполнении исследовательских работ». |
Фонд Менделеева Журнал «Вестник образования России» Шестерников Е.Е. |
||||
19 |
3 часа |
10.04 |
Вебинар «Проектная деятельность. Типичные затруднения при выполнении проектных работ» |
Фонд Менделеева. Журнал «Вестник образования России» Шестерников Е.Е. |
||||
Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. Посещено всероссийских: 15 вебинаров, 2 онлайн -семинара, 2 онлайн-мероприятия; приняла участие в Международном Конгрессе для психологов, в 2 профессиональных конкурсах (см. таб.). В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса, как детей, так и воспитателей. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми (из-за болезни, этот пункт реализован частично). Еще одна проблема, которая была выявлена в данном учебном году - это недостаточный уровень развития мышления у многих воспитанников старшей группы. В этом направлении следует отдельно разработать ряд коррекционно-развивающих занятий и реализовать их в будущем учебном году
Вывод: необходимо продолжать работу по подбору литературы, пополнению банка диагностических методик и развивающих программ для одаренных детей. Разработать программу по развитию мышления у старших дошкольников.
Общий вывод: анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
Накопленный профессиональный опыт дает возможность разработать образовательную технологию психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, а также участвовать в конференциях, конкурсах и семинарах на федеральном уровне.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.