Спрос – это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
Понятие "спрос" отражает не только желание, но и возможность приобрести товар, т.е., как правило, подразумевает не просто потребность в каком-либо товаре, а ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС НА ЭТОТ ТОВАР. Если есть потребность в товаре, но отсутствует возможность приобрести товар, то отсутствует и спрос (платежеспособный спрос) на данный товар.
Если есть потребность в товаре, но отсутствует возможность приобрести товар, то отсутствует и спрос (платежеспособный спрос) на данный товар.
В экономике действует так называемый ЗАКОН СПРОСА, суть которого можно выразить следующим образом: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
ЗАКОН СПРОСА
Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.
Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены которых не изменились.
ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ
Закон спроса действует ограниченно в следующих случаях:
Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут приобрести, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. На рис. 1 графически изображена зависимость между ценой пылесоса и величиной спроса на него. Изменение величины спроса – это движение по кривой спроса.
На рис. 1 графически изображена зависимость между ценой пылесоса и величиной спроса на него. Изменение величины спроса – это движение по кривой спроса.
D (англ. demand) – спрос; Р (англ. price) – цена; Q (англ. Quantity) – величина спроса.
Если цена пылесоса снизится с 30 до 20 тыс. руб., то величина спроса на него возрастет с 200 до 400 шт. ежедневно, и наоборот.
Изменения, вызванные воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса.
К неценовым факторам относятся изменения:
Рис. 2. Влияние неценовых факторов на спрос:
D, D1, D2 – опросы соответственно первоначальный, возросший, уменьшившийся
На рис. 2 влияние неценовых факторов на спрос может быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост спроса) или влево (снижение спроса).
Что такое предложение?
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это количество товара, которое хотят и могут предложить продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На рис. 3 графически изображена зависимость между ценой товара и тем его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу. Движение вдоль кривой предложения называют изменением величины предложения. Если цена пылесоса повысится с 20 до 30 тыс. руб., то количество предлагаемых пылесосов увеличится с 200 до 400 шт. ежедневно, и наоборот.
S (англ. supply) – предложение;
Р – цена;
Q – величина предложения
Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых выделяются следующие:
• изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, к примеру, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Наоборот, рост издержек в результате повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;
• снижение налогов для производителей. Способствует стимулированию роста предложения, наоборот, уменьшение субсидий со стороны государства может привести к сокращению предложения;
• увеличение (сокращение) количества фирм в отрасли. Приводит к увеличению (уменьшению) предложения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.