Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
СЛОВА, К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС
Русский язык
Урок 59 (47).
Тема: Сравнение слов – названий предметов, действий и признаков и слов, выражающих различные чувства.
Цель:
– развитие умений устанавливать отличительные признаки нового класса слов – междометий.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 3
Словарная работа.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
© ООО «Баласс», 2012
1– Послушайте пословицы.
Яблочко от яблоньки недалеко падает.
Одного поля ягода.
Не дивись на человека, а дивись на его дела.
– Как вы понимаете эти пословицы?
– Что обозначает слово дивись? Какие однокоренные слова можно к нему
подобрать? (Диво, дивное, удивление, удивляться.)
– Выпишите из пословиц известные вам слова с буквой безударного
гласного, не проверяемого ударением (словарные слова). Обозначьте
опасные места. (Яблочко (яблонька), ягода, человек.)
– В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?
1 3 1
1. Постановка проблемы.
Упр. 105 – выявление слов, к которым нельзя задать вопросы.
Дети записывают слова на доске и в тетрадях в три столбика.
что? какой? что делали?
кувшин пушистый кружились
чаща частый дружили
– Как называются эти слова? (Названия предметов, признаков, действий.)
– Допишите в каждый столбик по одному слову. (В первый – такое, чтобы
отвечало на вопрос кто?)
– Какие слова вы не записали?
2. Формулировка основного вопроса урока:
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
© ООО «Баласс», 2012
2познавательную и личностную
рефлексию.
– На какой вопрос они отвечают?
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
– Составим план.
План (примерный).
1. На какой вопрос отвечают слова, которые выражают чувства?
2. Наблюдение за оттенками чувств.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
3. – Выпишите оставшиеся слова из упр. 105 (фу, эх, ух).
– Найдите среди них такие, которые выражают чувства (фу, эх, ух).
– Составьте предложения с любым из них. (Фу, как не стыдно! Эх, я
опять забыл книжку.)
– Попробуйте задать вопрос от какогонибудь слова.
Испытывают затруднение.
– Сделайте первый вывод (делают самостоятельно): к словам, которые
выражают чувства, но не называют их, нельзя поставить вопрос.
4. Актуализация с элементами проверки домашнего задания.
– Какие чувства выражают эти слова (междометия) фу, эх, ух?
– Назовите другие слова, которые выражают чувства. Воспользуйтесь для
ответа словами из упр. 87, 88 из «Дидактического материала».
– Прочитайте предложения, которые вы придумали к схемам.
– Какие ещё чувства они выражают?
– Сделайте второй вывод: какие чувства могут выражать особые слова –
междометия? (Радость, удивление, испуг, неприязнь, разочарование,
сожаление и др.)
© ООО «Баласс», 2012
35. Чтение первого текста в рамке в разделе «Учимся открывать новые
знания».
– Сравните свои выводы с тем, что есть в учебнике.
– Чем же слова, выражающие чувства, отличаются от других слов
названий? (К ним нельзя задать вопрос.)
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 5 3 2 1 4
1. Работа по учебнику.
Упр. 106 – развивается умение наблюдать за оттенками чувства,
которые выражают междометия. Ученики заменяют междометия,
читают предложения с разной интонацией, выражением.
2. Лингвистический эксперимент.
– Одно и то же междометие может выражать разные чувства.
а) На слайде – предложения, в которых сначала не указаны чувства,
выражаемые междометиями.
Ах, какая красота: кукла в пёстром платье! (А. Барто) Восхищение.
Ах, милый мой кот, ты хорош и пригож. (Э. Лир) Умиление.
Ах, едва я стою на ногах... (Д. Сьюз) Усталость.
Ах, тётенькатётенька, это придирка –
И в сушке, и в бублике тоже есть дырка! Недовольство.
Ах, как я боюсь! Страх.
– Какие чувства выражает слово (междометие) ах в каждом примере?
После ответов учеников появляются слова, называющие эти чувства, –
восхищение, умиление и т.д.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
© ООО «Баласс», 2012
4соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
б) – Составьте с помощью слова эх два предложения, в которых
выражались бы разные чувства.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить предложения?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Выполните задание № 5, тема 7–8 в Рабочей тетради.
– Как называется это слово? (Слово, выражающее чувство/междометие.)
4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Если не успели на уроке, задание № 5, тема 7–8 в Рабочей тетради.
Упр. 89 («Дидактический материал») – выписать междометия.
© ООО «Баласс», 2012
5Упр. 90 – устно.
Деятельность учеников:
– Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.
© ООО «Баласс», 2012
6