Сравнительные степени прилагательного.
Оценка 4.7

Сравнительные степени прилагательного.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
05.11.2020
Сравнительные  степени   прилагательного.
Сравнительные степени прилагательного.
Сравнительные степени прилагательного..docx

МОБУ СОШ с.Пришиб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок   русского  языка   в  6  классе.

Тема: Сравнительная  степень                                                    прилагательного

 

(урок-блок 2  часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Сравнительные  степени   прилагательного.

Цель урока: дать понятие степеней сравнения имен прилагательных

Задачи урока:

·                Образовательная: получить  понятия о степенях сравнения имён прилагательных; учить различать способы образования форм степеней сравнения; употреблять прилагательные в разных формах в собственной речи

·                Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся,  умение вести монологическую и диалогическую речь

·                Воспитательная: воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Тип урока: изучение  новых знаний

Вид урока: урок смешанного типа

Методы и приемы: 

частично-поисковый (эвристический), наглядный,  наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, презентация

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1.     Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

·  определять и различать степени сравнения прилагательных    

·    составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения

.    составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных

.    определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях

ученик получит возможность научиться:

·        выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

·        участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные:

·       проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·       понимает причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

  регулятивные    

·      ученик  определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·       учится самостоятельно разрабатывать план работы; 

познавательные   

·     ученик  использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;

·       делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

·       составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные  

·       слушает и понимает речь других;

·       договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

Урок 1

Ход урока.

              I.            Организационный момент.

           II.             Полетное  повторение.

1.     Монологический  ответ.  Рассказать  о  прилагательном  оп ОК 38.

2.     Монологический  ответ.  Рассказать  о  разрядах прилагательных    оп ОК 39.

3.     Блиц-опрос. «Глаза  в  глаза»

· Каково  лексическое  значение  прилагательного?

· На  какие  вопросы отвечает  прилагательное?

· Что   обозначают  прилагательные?

· Какие   формы   имеют    прилагательные ?

· Какова синтаксическая  роль  прилагательного?

·  Прилагательное   изменяется п…

· Прилагательное зависит  от ….

· Определить  падеж  прилагательного   можно  по …

· Не  склоняются  …

·  У  прилагательных  три  разряда…

· На вопрос  чей?  отвечают…

· Обозначают  признак  в большей  или  меньшей  степени…

· Обозначают  признак  по  времени…

· В  кратких  прилагательных  ь  после  шипящих  на  конце ….

· Окончание  прилагательных  можно   узнать  по  ….

 

4.     Работа  на  интерактивной   доске.  Определить  разряд  прилагательного.

По  цепочке.

Новый                    серебряный                       овечий

Смелый                  вчерашний                        отцов

Январский              сестрин                              зеленый

Здешний                 лисий                                 умный

Верный                   городской                          заячий

Речной                    верный                               морской

Удобный                 точный                               свободный

Медвежий               простой                              крепкий

Крутой                    звонкий                               теплый

 

 Изучение   нового

 

1 Объяснение  учителя.

- Давайте  вспомним,  что  такое   сравнение? 

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

- Для  чего   необходимы  сравнения  в  нашей   речи?

- В  какой   речи  чаще  всего  используются   сравнения?

-  Попробуйте  сравнить  два  предмета  по  величине,  по  красоте,  по  вкусу…

-  Какие   прилагательные  вы  использовали?

Итак ,   степени  сравнения  имеют  только  качественные  прилагательные.

 

Объяснение   нового  материала  по   опорному  конспекту.  (Опорные конспекты, онлайн-учебники. ...)

 

Различают простую и составную формы степеней сравнения.

Простая форма сравнительной степени образуется путём добавления к осно­ве слова суффиксов:
1) 
: тихий — тише (происходит чередование согласных х и ш в корне), толстый — толще (происходит чередование согласных  и щ в корне);
2) 
-её(-ей): красивый — красивее, красивей;
3) 
-ше: далёкий — дальше.

При образовании сравнительной степени часто происходит чередование со­гласных в корне: чистый — чище, дорогой — дороже.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются: он (она, оно, они) смелее.

Составная форма сравнительной степени образуется от полной формы прила­гательного с помощью частиц более и менее; прилагательные в составной форме сравнительной степени изменяются по родам, числам и падежам (частицы при этом не изменяются):
более (менее) правильный (вывод) — более правильного (вывода);
более (менее) правильная (позиция) — менее правильную (позицию);
более (менее) правильное (поведение) — о более правильном (поведении);
более (менее) правильные (действия) — менее правильными (действиями).

Простая форма превосходной степени образуется путём добавления к основе слова суффиксов -ейш- или -айш- (добрый — добрейший, низкий — нижайший).

Составная форма превосходной степени образуется от полной формы при­лагательного с помощью частиц самый, наиболее, наименее (самый высокий, наиболее громкий, наименее ленивый).

Прилагательные в превосходной степени изменяются по родам, числам и па­дежам. Например:
редчайший (м. р.) случай — редчайшего (Р. п.) случая,
забавнейшая (ж. р.) история — забавнейшую (В. п.) историю,
удивительнейшее (ср. р.) приключение — (об) удивительнейшем (П. п.) приключении,
важнейшие (мн. ч.) дела — важнейшими (Т. п.) делами

 

степени сравнения прилагательных

Закрепление  материала.

1.      Расскажите  в  парах  о  степенях  сравнения.

2.     Определите  на слух,  как   образованы  степени  сравнения?

3.     Интереснее, легче, более  легкий, умнейший, жестче,   самый  умный, выше,  наиболее  крепкий, мрачнее,  тоньше, мельчайший, красивейший, самый  крепкий,  дороже,  краснее.

4.     Образуйте  возможные  степени  сравнения прилагательных. (Интерактивная  доска)

Сильный -  , хороший -   , плохой -   , краткий-   ,  широкий -.

VII. Домашнее задание.

- параграф 49

- упражнение 287

 

Урок 2

Тема: Сравнительные  степени   прилагательного. (Закркпление)

1.      Запишите  предложения. Определите прилагательные  в  сравнительной степени,  объясните,  как  вы   это  сделали?(Запись  на  интерактивной   доске).

Доброе  братство  сильнее  богатства.   Утро  вечера  мудренее.  Волнам  их  воля  и холод   дороже  знойных  полудня  лучей.  По  крайней  мере,   звук   ее  речей   казался   иногда  нежней. Она   была  на  полголовы  ниже  сестры.

·        Определите грамматические  основы  предложений.

·        Подберите  синонимы  к  словам:  богатство,  воля,  холод, знойных,  нежней.

2.     Запишите   вопрос, с которым  царица  из  сказки  А.С.Пушкина  «Сказка  о  мертвой  царевна» обратилась  к  зеркальцу.

  Найдите  прилагательные  в сравнительной  степени.

3.     Записи  на  интерактивной  доске. Вставьте  прилагательные  в сравнительной  степени.

Но  скажи,  как можно ей

 Быть   во  всем  меня … ?

Признавайся,  всех  я  ….?

Обойди  все  царство  наше.

А   Иван  им  стал  кричать;

« Стыдно , братья, воровать!

Хоть  Ивана  вы  … ,

Да Иван –то вас  …. .

Он  у  вас   коней  не  крал!

 

           4.Прочитайте,  запишите  по  памяти   выражение  А. Македонского

 « Нет  ничего  более  рабского, чем роскошь и  нега,  и ничего  более царственного, чем  труд».

·        В  какой  форме  употреблены  прилагательные? 

5.Сравните  предметы:

А) по  весу:  лед  и вода,  молоко  и  сливки.

Б) по  величине:  Юпитер  и  Земля,  океан  и  море.

В)  по  длине: Волга  и  Амазонка, анаконда  и  удав.

Г)  по  температуре:  лето  и  осень,   луна  и  Солнце.

Придумайте  ещё  по  каким  признакам   можно  сравнить  предметы  и  явления.

6.Закончи предложение,  употребив  глагол  становится:

С  наступлением   весны  дни  …  При  нагревании  вода    ….   Там,  где  прошел  лыжник,  снег …     Ближе  к  устью  река….      Человек,  который  занимается  спортом,   ….

7. Подбери определения,  поставь их в превосходной степени.

Срок,  опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема. (великий, богатый,  благородный,  краткий,  глубокий,  покорный,  интересный)

8. Составь  предложения  с  подлежащими,  используя составную  превосходную  степень.

Кит,  подснежник,  гепард,  Эверест,  Пеле,  Обь.

9. Запиши  пословицу. Прочитай.  Сколько  раз  встречается  звук  ч?

У   мрачного  и  веселье  скучнее,  у  веселого  и  скука  веселее.

·        Сделай  разбор  по  членам  предложения.

·        Разбери  прилагательные  по  составу

10. Исправь  речевые   ошибки:

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде.

3. Дела в команде шли всё хужее.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.

5. Наш завод оказался более передовым.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского.

7. Твои босоножки дешевее.

8. Листья к концу сентября стали желтее.

9. Твой голос звончее моего.

10. Сделай узел послабже.

11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.

12. Наши игроки не плохее.

13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее.

14. Детские впечатления всегда ярчее.

15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.

16. Он самый старейший член нашего коллектива.

17. Швабрин был более образованнее Гринёва.

18. От этого Мцыри кажется более таинственнее.

19. Эта задача стала более легче.

 

 

11. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. Обоснуйте выбор формы. 

1. Её обеды всегда более (вкусные), чем мои.

2. Эта лодка значительно (прочная), чем та, которую мы видели у причала.

3. В чаще голоса всегда звучат более (глухо), чем на опушке леса.

4. Двоим нести такой груз, конечно, (легко).

5. Его оценки событий стали (резкие).

6. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий).

7. На рынке те же товары стоят (дёшево), чем в магазине.

8. Этот подъём (крутой), а тот более (пологий).

9. На юге звёзды (яркие), чем на севере.

10. Эту сессию я сдал (плохо), чем предыдущую.

11. Дорога стала (гладкая, ровная), без ухабов.

12. Не лейте много воды, иначе глина станет (жидкая), чем это необходимо для производства посуды.

13. Придите (поздно).

14. Ущелье стало (узкое).

15. Я люблю чай (сладкий).

 

13. Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

14. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешёвый, дорогой, жадный, жаркий, жёсткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, лёгкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твёрдый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.

 

Домашнее  задание:    приготовьте  рассказ   о   сравнительных   степенях  прилагательного.

 

 

         

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОБУ СОШ с.Пришиб

МОБУ СОШ с.Пришиб

Тема : Сравнительные степени прилагательного

Тема : Сравнительные степени прилагательного

Урок 1 Ход урока.

Урок 1 Ход урока.

Медвежий простой крепкий

Медвежий простой крепкий

Составная форма превосходной степени образуется от полной формы при­лагательного с помощью частиц самый, наиболее, наименее (самый высокий, наиболее громкий, наименее ленивый)

Составная форма превосходной степени образуется от полной формы при­лагательного с помощью частиц самый, наиболее, наименее (самый высокий, наиболее громкий, наименее ленивый)

Урок 2 Тема : Сравнительные степени прилагательного

Урок 2 Тема : Сравнительные степени прилагательного

Г) по температуре: лето и осень, луна и

Г) по температуре: лето и осень, луна и

Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени

Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени

Сравнительные степени прилагательного.

Сравнительные  степени   прилагательного.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2020