У р о к …..
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
Цел и:
1. Выяснить основные причины возникновения и образования городов.
2. Показать, что город - это торгово-ремесленный центр.
3. Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.
4. Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами.
5. Создать представление о жизни и быте горожан.
♦ Основные понятия и термины: гильдии, цехи.
Оборудование: атлас «История средних веков», карта на с. 6-7 «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы в XI-XIV вв.»
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
=> Используя иллюстрацию, опишите замок и его осаду, снаряжение рыцаря. Почему военная служба в средние века была основным занятием феодала?
=> Каково было понимание рыцарской чести?
=> Охарактеризуйте повинности зависимых крестьян в пользу феодалов.
Затем дается возможность заслушать несколько подготовленных творческих заданий, сообщений.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Возникновение средневековых городов.
2. Ремесло в средневековом городе.
3. Борьба городов с сеньорами.
1. Возникновение средневековых городов.
Изучению нового материала способствует вступительная беседа, которая поможет осознать процесс возникновения городов.
=> Где живут люди? (В деревне, в городе.)
=> Интересно, всегда ли существовали города?
=> Были ли города в древнем мире?
Учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города:
в Древнем Египте - по берегам Нила,
в Древней Греции - Афины, на Апеннинах - «вечный город» - Рим.
В городах происходил обмен продуктами, там жили ремесленники.
=> Что произошло с городами Западной Римской империи после завоевания ее германцами?
=» Где уцелели города? (Византия, Арабский халифат.)
=> Чем занималось население городов в этих государствах?
Учитель уточняет, что в раннем средневековье в Западной Европе население проживало или в деревнях, или в замках, городов было мало, и они были резиденциями королей, епископов или выполняли функции приграничных крепостей.
Работа с картой атласа «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы в XI-XIV вв.» и настенными картами «Франкское государство в V - сер. IX вв.», «Европа в XIV-XV вв.».
Сравнивая настенные карты, учащиеся видят рост городов.
Учитель формулирует проблемное задание:
=> В XIV веке на территории Европы появилось много городов. Чем объясняется рост городов во второй половине средневековья?
В начале рассказа учитель ставит вопросы, связанные с изученным материалом:
=> Какие орудия труда франки применяли в земледелии? (Коленный плуг, железные орудия труда, применяли лошадей как тягловую силу.)
=> Какой способ обработки земли у них был распространен? (Расчистка, двуполье, трехполье.)
Вспоминая, учащиеся приходят к следующему выводу: все хозяйственные успехи были достигнуты не на земле феодала, а на земле крестьянина.
Далее учитель рассказывает учащимся о развитии сельского хозяйства (по материалу учебника).
Затем учитель переходит к вопросу о развитии ремесла. С совершенствованием трудовых навыков в сельском хозяйстве накапливался трудовой опыт сельских ремесленников, они достигали уровня профессионалов.
В Европе были распространены
лесные промыслы, из дерева изготовлялись постройки, мебель, мосты, ограды, повозки,
орудия труда. Из коры, листьев и плодов растений делали краски, деготь, смолу.
Одна из важных ремесленных специальностей в деревне -кузнец (см. иллюстрацию в учебнике к § 16 (с. 87) «Плавильная печь»). Металла добывали очень мало, спрос на кузнечные изделия был велик. Кузнецы делали подковы, стремена, гвозди, замки, ключи, проволоку, ковали военное снаряжение, оружие и т. д.
Следующими по своей значимости были строители - каменщики и плотники.
Распространялось гончарное производство, ткачество (см. иллюстрацию (с. 87) «Горизонтальный ткацкий станок»).
Когда такие станки были вытеснены вертикальными, производительность труда возросла в 3-5 раз.
Учащиеся должны понимать, что процесс развития сельского хозяйства и ремесла - это единый процесс.
Учитель предлагает учащимся установить:
=> В чем состояла связь между освоением новых земель, применением железных орудий труда и улучшением выплавки и обработки металлов; между выделкой шерстяных тканей и успехами в овцеводстве?
Учитель переходит к рассмотрению вопроса:
=> Как отделялось ремесло от сельского хозяйства?
Учащиеся должны вспомнить характерные черты натурального хозяйства.
Учитель сообщает, что среди крестьян выделились «умельцы» - профессионалы в том или ином ремесле. Следовательно, они меньше или совсем не занимались сельским хозяйством, так как ремесло становилось их основным, главным занятием. Крестьяне, занятые в сельском хозяйстве, могли обменять часть своих продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог содержать себя своим ремеслом. Это постепенно привело к отделению ремесла от сельского хозяйства. Но ремесленники старались уйти из поместий феодалов.
Причины ухода ремесленников из поместий феодалов:
1) при сборе налога большую часть изделий забирал себе феодал;
2) в поисках покупателей и заказчиков.
Постепенно ремесленники оседали в определенном месте. Сюда приходили за покупками и заказами люди из соседних деревень и замков, и даже обитатели монастырей. Ремесленники селились обычно недалеко от мест, где жили короли, епископы, правители областей.
Так появлялся поселок ремесленников, он довольно быстро рос.
Но поселки ремесленников подвергались нападениям рыцарей и грабителей. И ремесленники стали огораживать и укреплять свой поселок первоначально частоколом, а затем каменными стенами. Так возникали города.
Города - это центры ремесла и торговли. Возникновение и рост городов - закономерное следствие отделения ремесла от сельского хозяйства.
Учитель показывает на настенной карте, а учащиеся находят в атласе нижеперечисленные города.
Города возникали в различных местах:
Возле замков -Гамбург, Страсбург, Регенсбург (окончание «бург» означает «замок») Возле монастырей, у резиденции королей - Париж
Недалеко от мест проживания архиепископов и епископов - Кельн, Трир
У речных переправ и бродов -Франкфурт, Оксфорд (окончание «фурт» или «форд» означает «брод»)
Близ удобных гаваней - Марсель, Генуя
На месте древних римских городов - Кельн - бывшая колония Агриппина, Марсель - бывшая Массилия.
Заканчивается изучение данного вопроса проверкой выполнения проблемного задания.
Возможные ответы:
- Города возникли потому, что ремесло отделилось от сельского хозяйства.
- Города возникли потому, что ремесленники уходили из деревень.
Выводом может служить следующая схема (записать на доске или заранее - на большом листе ватмана):
Возникновение и рост городов в Европе
1. Росли урожаи и излишки продуктов. 2. Происходил обмен между крестьянами и ремесленниками излишками продуктов и ремесленными изделиями.
|
1. Требовались особые знания и навыки в труде. 2. Ремесленники-умельцы уходили из феодальных поместий.
|
Успехи в сельском хозяйстве и в ремесле
1. Постепенно ремесло превращалось в отдельное занятие групп людей - ремесленников.
2. Происходило отделение ремесла от сельского хозяйства.
3. Возникали новые и росли старые города.
4. Происходило разделение труда между городом и деревней.
2. Ремесло в средневековом городе.
Изучение этого вопроса основано на рассказе учителя с привлечением учащихся к анализу иллюстраций (с. 95) «Мастерские ремесленников».
Под руководством учителя учащиеся «совершают экскурсию» в мастерскую ремесленника.
Учитель ставит ряд вопросов:
=> В каком помещении находятся мастерские?
=> Какие орудия труда применяются в ней?
=> Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме человеческой руки?
=> Кто хозяин мастерской? Почему?
=> Из чего видно, что городское ремесленное производство было мелким, ручным, основанным на личном труде ремесленника?
Объяснение учителя.
Мелкое производство - небольшое число работников в мастерской и незначительное количество производимых изделий.
Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрациям (с. 96-97) «Изделия ремесленников: замок, ключи, рог».
Изготовив добротное, красивое изделие, ремесленник доказывал, что он умелый и добросовестный труженик, утверждал свою честь специалиста. Труд доставлял ремесленнику не только заработок, но и радость творчества. Изделие было произведением искусства, так как выполнялось вручную. Ремесленник передавал своему сыну все секреты мастерства.
Затем учитель обращает внимание учащихся на отрывок «Договор о найме ученика» (с. 96) и на факты в тесте § 14. Учитель задает вопрос и объясняет: => Почему мастера устанавливали долгий срок обучения ремеслу?
Потому что: 1) овладеть ремеслом можно только через длительный срок; 2) когда ученик начинал выполнять работу самостоятельно, мастер пользовался его трудом бесплатно. Вопрос о подмастерьях. Подмастерья получали плату за свой труд, но находились в полузависимом положении от мастера. Подмастерья жили в семье мастера, питались с ним за одним столом, не имели права брать самостоятельно заказы. Они работали с 5 часов утра до 9 часов вечера, у них не было времени на развлечения и полноценный отдых. Подмастерья знали: чтобы быть допущенными к экзаменам на звание мастера, необходимо было предоставить «Аттестат о добром поведении», который подтверждал полное послушание мастеру.
Учитель задает вопрос:
=> В чем состояла двойственность положения подмастерьев? Учащиеся рассуждают: с одной стороны, подмастерье жил в семье мастера, его положение было временным, и он в дальнейшем мог сам стать мастером (например, женившись на дочери мастера). С другой стороны, он получал маленькую зарплату. В мастерской не было разделения труда.
Переходя к вопросу о цеховой организации, необходимо
выяснить причины объединения
ремесленников в цехи.
Во времена феодальной раздробленности, при слабой центральной власти, каждый человек принадлежал к определенному союзу, который оказывал ему помощь и давал защиту:
- феодалы входили в феодальную лестницу,
- духовенство объединяла церковь,
- крестьяне жили общинами,
- купцы создавали гильдии,
- ремесленники - цехи.
Мастера одной специальности даже селились рядом, создавали в городе улицы (в Париже до сих пор существует улица Ткачей).
Учащиеся должны уяснить, что представляли собой «цехи».
Цехи - это не помещения, где совместно трудились ремесленники, а союзы мастеров одной специальности.
Были у цеха и общие помещения:
- склады для хранения сырья,
- здания, в которых мастера собирались на собрания и пиры во время цеховых праздников;
- церковь.
Мастера работали каждый в своей мастерской. Цехи решали следующие вопросы:
- о цеховых уставах,
- о собраниях мастеров,
- о выборах старшин и их действиях.
Знакомство с цеховыми правилами учитель осуществляет на основе отрывка «Из устава цеха парижских ткачей». Учащиеся отмечают статьи, ограждающие мастеров от соперничества внецеховых ремесленников, и статьи, которые обеспечивали равенство мастеров в производстве и продаже изделий.
Далее учитель обращает внимание учащихся на растущее разделение труда в городском ремесле.
Развивалась узкая специализация мастеров, например:
- одни кожевники обрабатывали только мягкие кожи, а другие - только грубые;
- одни кузнецы ковали подковы, другие - мечи, третьи - ножи и кинжалы.
Значит, возникали новые отрасли производства и усиливалось разделение труда между цехами. Постепенно возрастает число цехов в Париже и Лондоне. Начинает расти соперничество мастеров в городах. Одни мастера обогащались, другие - беднели. Цехи препятствовали переходу подмастерьев в мастера. В городах появляются вечные подмастерья. Они объединяются в братства и начинают борьбу с мастерами.
Братства организовывали стачки, то есть коллективно отказывались работать на мастеров, жестоко притеснявших подмастерьев.
Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и совершенствовать орудия труда.
В заключение изучения данного вопроса учитель вместе с учащимися выясняют роль цехов в развитии производства.
Учащиеся выполняют задание 5 к § 18. Возникает некоторое недоумение: вредны или полезны были цехи?
Это противоречие разрешается во времени:
- с XI в. до середины XIV в. цехи способствовали развитию ремесленного производства в городах;
- со 2-й половины XIV в. до конца XV вв. цехи постепенно стали задерживать развитие техники и рост производства в городах.
3. Борьба городов с сеньорами.
Вопрос о борьбе городов с сеньорами может изучаться самостоятельно по учебнику: § 17, статьи «Город и сеньор», «Борьба городов с сеньорами».
В ходе ответов учащиеся констатируют:
Причины борьбы: притеснение и грабеж феодалов мешали развитию ремесла и торговли в городах.
Формы борьбы: восстания, откупы, долгие войны.
Результат (что получили города): создавались органы самоуправления в свободных городах. (Например, в Германии глава городского совета - бургомистр, в Англии и во Франции - мэр.)
Города - населенные пункты, освободившиеся от власти сеньоров (во Франции и Северной Италии они назывались коммунами)
Коммуна - независимый город, управляемый собственным городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету.
Хронологически взаимоотношения городов с сеньорами выглядят
так:
X-XI вв. - города под властью сеньоров;
XII-XIV вв. - борьба городов с сеньорами;
XIV-XV вв. - последствия борьбы: самоуправление в свободных городах.
Затем учитель раскрывает структуру городского самоуправления (схема № 9) и состав городского населения (таблица).
Схема № 9 Структура городского самоуправления
Состав городского населения
Городские богачи: купцы, владельцы городских земель и больших домов |
держали в своих руках управление городом |
Средний слой: цеховые мастера, мелкие торговцы, владельцы лавок |
владели мастерскими и лавками, принимали участие в самоуправлении |
Городские бедняки: нищие, чернорабочие, «вечные» подмастерья |
ничего не имели и к управлению не допускались |
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 13-14; ответить на вопросы (§ 13, вопросы 3,4; § 14, вопрос 3);
* Подготовить сообщения: «Мастер, его мастерская и ученики»; «Города и сеньоры».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.