Средневековый город

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ.docx

У р о к …..

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Цел и:

1.     Выяснить основные причины возникновения и образова­ния городов.

2.   Показать, что город - это торгово-ремесленный центр.

3.    Показать роль труда ремесленников и крестьян в возник­новении разделения труда между городом и деревней.

4.    Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами.

5.     Создать представление о жизни и быте горожан.

Основные понятия и термины: гильдии, цехи.

Оборудование: атлас «История средних веков», карта на с. 6-7 «Развитие ремесла, торговли и науки, рост го­родов Европы в XI-XIV вв.»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

=> Используя иллюстрацию, опишите замок и его осаду, сна­ряжение рыцаря. Почему военная служба в средние века была ос­новным занятием феодала?

=> Каково было понимание рыцарской чести?

=> Охарактеризуйте повинности зависимых крестьян в поль­зу феодалов.

Затем дается возможность заслушать несколько подготов­ленных творческих заданий, сообщений.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Возникновение средневековых городов.

2.    Ремесло в средневековом городе.

3.     Борьба городов с сеньорами.

1. Возникновение средневековых городов.

Изучению нового материала способствует вступительная беседа, которая поможет осознать процесс возникновения городов.

=> Где живут люди? (В деревне, в городе.)

=> Интересно, всегда ли существовали города?

=> Были ли города в древнем мире?

Учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города:

в Древнем Египте - по берегам Нила,

в Древней Греции - Афины, на Апеннинах - «вечный город» - Рим.

В городах происходил обмен продуктами, там жили ремес­ленники.

=> Что произошло с городами Западной Римской империи после завоевания ее германцами?

=» Где уцелели города? (Византия, Арабский халифат.)

=> Чем занималось население городов в этих государствах?

Учитель уточняет, что в раннем средневековье в Западной Европе население проживало или в деревнях, или в замках, городов было мало, и они были резиденциями королей, епископов или вы­полняли функции приграничных крепостей.

Работа с картой атласа «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы в XI-XIV вв.» и настенными картами «Франкское государство в V - сер. IX вв.», «Европа в XIV-XV вв.».

Сравнивая настенные карты, учащиеся видят рост городов.

Учитель формулирует проблемное  задание:

=> В XIV веке на территории Европы появилось много горо­дов. Чем объясняется рост городов во второй половине средневе­ковья?

В начале рассказа учитель ставит вопросы, связанные с изучен­ным материалом:

=> Какие орудия труда франки применяли в земледелии? (Коленный плуг, железные орудия труда, применяли лошадей как тягловую силу.)

=> Какой способ обработки земли у них был распространен? (Расчистка, двуполье, трехполье.)

Вспоминая, учащиеся приходят к следующему выводу: все хозяйственные успехи были достигнуты не на земле феодала, а на земле крестьянина.

Далее  учитель рассказывает учащимся о развитии сельского хо­зяйства (по материалу учебника).

Затем учитель переходит к вопросу о развитии ремесла. С совершенствованием трудовых навыков в сельском хозяйстве накапливался трудовой опыт сельских ремесленников, они дости­гали уровня профессионалов.

В Европе были распространены лесные промыслы, из дерева изготовлялись постройки, мебель, мосты, ограды, повозки, орудия труда. Из коры, листьев и плодов растений делали краски, деготь, смолу.

Одна из важных ремесленных специальностей в деревне -кузнец (см. иллюстрацию в учебнике к § 16 (с. 87) «Плавильная печь»). Металла добывали очень мало, спрос на кузнечные изделия был велик. Кузнецы делали подковы, стремена, гвозди, замки, ключи, проволоку, ковали военное снаряжение, оружие и т. д.

Следующими по своей значимости были строители - камен­щики и плотники.

Распространялось гончарное производство, ткачество (см. иллюстрацию (с. 87) «Горизонтальный ткацкий станок»).

Когда такие станки были вытеснены вертикальными, произ­водительность труда возросла в 3-5 раз.

Учащиеся должны понимать, что процесс развития сельского хо­зяйства и ремесла - это единый процесс.

Учитель предлагает учащимся установить:

=> В чем состояла связь между освоением новых земель, применением железных орудий труда и улучшением выплавки и обработки металлов; между выделкой шерстяных тканей и успеха­ми в овцеводстве?

Учитель переходит к рассмотрению вопроса:

 => Как отделялось ремесло от сельского хозяйства?

Учащиеся должны вспомнить характерные черты натурального хо­зяйства.

Учитель сообщает, что среди крестьян выделились «умельцы» - профессионалы в том или ином ремесле. Следова­тельно, они меньше или совсем не занимались сельским хозяйст­вом, так как ремесло становилось их основным, главным занятием. Крестьяне, занятые в сельском хозяйстве, могли обменять часть своих продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог со­держать себя своим ремеслом. Это постепенно привело к отделе­нию ремесла от сельского хозяйства. Но ремесленники старались уйти из поместий феодалов.

Причины ухода ремесленников из поместий феодалов:

1) при сборе налога большую часть изделий забирал себе феодал;

2) в поисках покупателей и заказчиков.

Постепенно ремесленники оседали в определенном месте. Сюда приходили за покупками и заказами люди из соседних дере­вень и замков, и даже обитатели монастырей. Ремесленники сели­лись обычно недалеко от мест, где жили короли, епископы, прави­тели областей.

Так появлялся поселок ремесленников, он довольно быстро рос.

Но поселки ремесленников подвергались нападениям рыца­рей и грабителей. И ремесленники стали огораживать и укреплять свой поселок первоначально частоколом, а затем каменными сте­нами. Так возникали города.

Города - это центры ремесла и торговли. Возникновение и рост городов - закономерное следствие отделения ремесла от сель­ского хозяйства.

Учитель показывает на настенной карте, а учащиеся находят в атласе нижеперечисленные города.

Города возникали в различных местах:

Возле замков -Гамбург, Страсбург, Регенсбург (окончание «бург» означает «замок») Возле монастырей, у резиденции королей - Париж

Недалеко от мест проживания архиепископов и епископов -   Кельн, Трир

У речных переправ и бродов -Франкфурт, Оксфорд (окончание «фурт» или «форд» означает «брод»)

Близ удобных гаваней -   Марсель, Генуя

На месте древних  римских городов - Кельн - бывшая колония Агриппина,   Марсель - бывшая Массилия.

Заканчивается изучение данного вопроса проверкой выполнения   проблемного  задания.

Возможные ответы:

- Города возникли потому, что ремесло отделилось от сель­ского хозяйства.

- Города возникли потому, что ремесленники уходили из де­ревень.

Выводом  может служить следующая схема (записать на доске или заранее - на большом листе ватмана):

 

Возникновение и рост городов в Европе

1.  Росли урожаи и излишки продуктов.

2.             Происходил обмен между крестьянами и ремесленни­ками излишками продуктов и ремесленными изделиями.

 

1.               Требовались особые знания и навыки в труде.

2.             Ремесленники-умельцы уходили из феодальных поместий.

 

Успехи в сельском хозяйстве и в ремесле

1.      Постепенно ремесло превращалось в отдельное занятие групп людей - ремесленников.

2.      Происходило отделение ремесла от сельского хозяйства.

3.      Возникали новые и росли старые города.

4.      Происходило разделение труда между городом и деревней.

2. Ремесло в средневековом городе.

Изучение этого вопроса основано на рассказе учителя с привлече­нием учащихся к анализу иллюстраций (с. 95) «Мастерские ремесленни­ков».

Под руководством учителя учащиеся «совершают экскурсию» в мастерскую ремесленника.

Учитель ставит ряд вопросов:

=> В каком помещении находятся мастерские?

=> Какие орудия труда применяются в ней?

=> Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме человеческой руки?

=> Кто хозяин мастерской? Почему?

=> Из чего видно, что городское ремесленное производство было мелким, ручным, основанным на личном труде ремесленника?

Объяснение учителя.

Мелкое производство - небольшое число работников в мас­терской и незначительное количество производимых изделий.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрациям (с. 96-97) «Изделия ремесленников: замок, ключи, рог».

Изготовив добротное, красивое изделие, ремесленник дока­зывал, что он умелый и добросовестный труженик, утверждал свою честь специалиста. Труд доставлял ремесленнику не только зарабо­ток, но и радость творчества. Изделие было произведением искус­ства, так как выполнялось вручную. Ремесленник передавал своему сыну все секреты мастерства.

Затем учитель обращает внимание учащихся на отрывок «Дого­вор о найме ученика» (с. 96) и на факты в тесте § 14. Учитель задает вопрос  и  объясняет: => Почему мастера устанавливали долгий срок обучения ре­меслу?

Потому что: 1) овладеть ремеслом можно только через дли­тельный срок; 2) когда ученик начинал выполнять работу са­мостоятельно, мастер пользовался его трудом бесплатно. Вопрос о подмастерьях.  Подмастерья получали  плату за свой труд, но находились в полузависимом положении от мастера. Подмастерья жили в семье мастера, питались с ним за одним сто­лом, не имели права брать самостоятельно заказы. Они работали с 5 часов утра до 9 часов вечера, у них не было времени на развлече­ния и полноценный отдых. Подмастерья знали: чтобы быть допу­щенными к экзаменам на звание мастера, необходимо было пре­доставить «Аттестат о добром поведении», который подтверждал полное послушание мастеру.

Учитель задает вопрос:

=> В чем состояла двойственность положения подмастерьев? Учащиеся  рассуждают:   с одной стороны, подмастерье жил в семье мастера, его положение было временным, и он в даль­нейшем мог сам стать мастером (например, женившись на дочери мастера). С другой стороны, он получал маленькую зарплату. В мастерской не было разделения труда.

Переходя к вопросу о цеховой организации, необходимо выяснить причины объединения ремесленников в цехи.

Во времена феодальной раздробленности, при слабой цен­тральной власти, каждый человек принадлежал к определенному союзу, который оказывал ему помощь и давал защиту:

-    феодалы входили в феодальную лестницу,

-    духовенство объединяла церковь,

-    крестьяне жили общинами,

-    купцы создавали гильдии,

-    ремесленники - цехи.

Мастера одной специальности даже селились рядом, создава­ли в городе улицы (в Париже до сих пор существует улица Ткачей).

Учащиеся должны уяснить, что представляли собой «цехи».

Цехи - это не помещения, где совместно трудились ремес­ленники, а союзы мастеров одной специальности.

Были у цеха и общие помещения:

-    склады для хранения сырья,

-    здания, в которых мастера собирались на собрания и пиры во время цеховых праздников;

-    церковь.

Мастера работали каждый в своей мастерской. Цехи решали следующие вопросы:

-   о цеховых уставах,

-   о собраниях мастеров,

-   о выборах старшин и их действиях.

Знакомство с цеховыми правилами учитель осуществляет на основе отрывка «Из устава цеха парижских ткачей». Учащиеся отмечают статьи, ограждающие мастеров от соперничества внецеховых ремесленников, и статьи, которые обеспечивали равенство мастеров в производстве и про­даже изделий.

Далее учитель обращает внимание учащихся на растущее раз­деление труда в городском ремесле.

Развивалась узкая специализация мастеров, например:

-    одни кожевники обрабатывали только мягкие кожи, а дру­гие - только грубые;

-    одни кузнецы ковали подковы, другие - мечи, третьи - но­жи и кинжалы.

Значит, возникали новые отрасли производства и усилива­лось разделение труда между цехами. Постепенно возрастает число цехов в Париже и Лондоне. Начинает расти соперничество масте­ров в городах. Одни мастера обогащались, другие - беднели. Цехи препятствовали переходу подмастерьев в мастера. В городах появ­ляются вечные подмастерья. Они объединяются в братства и начи­нают борьбу с мастерами.

Братства организовывали стачки, то есть коллективно отказы­вались работать на мастеров, жестоко притеснявших подмастерьев.

Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и совер­шенствовать орудия труда.

В заключение изучения данного вопроса учитель вместе с учащи­мися выясняют роль цехов в развитии производства.

Учащиеся выполняют задание 5 к § 18. Возникает некоторое недоумение: вредны или полезны были цехи?

Это противоречие разрешается во времени:

-    с XI в. до середины XIV в. цехи способствовали развитию ре­месленного производства в городах;

-    со 2-й половины XIV в. до конца XV вв. цехи постепенно ста­ли задерживать развитие техники и рост производства в городах.

3. Борьба городов с сеньорами.

Вопрос о борьбе городов с сеньорами может изучаться самостоя­тельно по учебнику: § 17, статьи «Город и сеньор», «Борьба городов с сеньорами».

В ходе ответов учащиеся констатируют:

Причины борьбы: притеснение и грабеж феодалов мешали развитию ремесла и торговли в городах.

Формы борьбы: восстания, откупы, долгие войны.

Результат (что получили города): создавались органы само­управления в свободных городах. (Например, в Германии глава го­родского совета - бургомистр, в Англии и во Франции - мэр.)

Города - населенные пункты, освободившиеся от власти сень­оров (во Франции и Северной Италии они назывались коммунами)

Коммуна - независимый город, управляемый собственным городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету.

Хронологически взаимоотношения городов с сеньорами вы­глядят так:

X-XI вв. - города под властью сеньоров;

XII-XIV вв. - борьба городов с сеньорами;

XIV-XV вв. - последствия борьбы: самоуправление в сво­бодных городах.

Затем учитель раскрывает структуру городского самоуправления (схема № 9) и состав городского населения (таблица).

Схема № 9 Структура городского самоуправления

Состав городского населения

 

Городские богачи: купцы, владель­цы городских земель и больших домов

держали в своих руках управление городом

Средний слой: цеховые мастера, мелкие торговцы, владельцы лавок

владели мастерскими и лавками, принимали участие в самоуправле­нии

Городские бедняки: нищие, чернора­бочие, «вечные» подмастерья

ничего не имели и к управлению не допускались

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 13-14; ответить на вопросы (§ 13, во­просы 3,4; § 14, вопрос 3);

* Подготовить сообщения: «Мастер, его мастерская и ученики»; «Города и сеньоры».