«Средства физической культуры для подростков с ограниченными возможностями здоровья».
Составитель: Аксюкова Ольга Александровна
Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания человека. Данная система мероприятий, направлена на развитие растущего организма ребенка, его функций, считается приоритетной для формирования личности подрастающего поколения, необходимого в жизни фонда двигательных умений и навыков, приобретения знаний, развития физических качеств.
В настоящее время в России растет численность инвалидов, их доля составляет 10% от общего числа населения страны. По данным Минздрава РФ в стране более 1800 000 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Из них у 10% отмечаются физические и психические недостатки, а у 3% – недостатки интеллекта. Общепринятая классификация проводится Лапшиным и Пузановым. Согласно ей, существует 8 категорий ОВЗ:
1.Нарушения слуха. Это глухие детки с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.
2.Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками), может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
3.Нарушения речи. В эту группу входят логопаты. О нарушениях речи я писала тут, о тяжелых разновидностях – тут. Про адаптированную программу для деток с логопедическими нарушениями тоже писала.
4.Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
5.Умственная отсталость. К этой категории относят деток со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
6.Задержки психического развития (ЗПР). Одно из самых распространенных отклонений. Характеризуется нарушением интеллектуальной работоспособности ребенка.
7.Нарушения поведения и общения. Наиболее часто социальные навыки и коммуникация нарушены у деток с аутизмом. Особенность относится к психическим, но в плане обучения ее рассматривают отдельно.
8.Комплексные нарушения психофизического развития. Сюда относятся дети со сложными, комбинированными дефектами. Например, слепоглухонемые, глухие с умственной отсталостью и т.д.
У детей-инвалидов проявляются комплексы, порожденные заболеванием, а это снижает их двигательную активность. Ликвидировать такую боязнь можно лишь с помощью занятий физическими упражнениями.
Адаптивная физическая культура должна способствовать эффективной реализации потенциала физической культуры в решении проблем комплексной реабилитации и социальной интеграции детей с нарушениями слуха. (Э.Г. Лактионова, Л.В. Малыгина, 2004). Однако, как считают некоторые исследователи, эта система функционирует еще недостаточно эффективно и не обеспечивает в должной мере ни развития двигательной активности, ни тем более психофизического развития детей.
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями.
Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития; процесс и результат человеческой деятельности.
Основными целями оздоровительной физической культуры являются следующие:
1. обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения;
2. совершенствование физических умений и навыков;
3. повышение иммунитета;
4. психологическая реализация потребностей в физической активности, соревновании,
достижении целей;
5. регулирование нормальной массы тела и пропорций; активный отдых, общение.
Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры –
максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Основные функции общеразвивающей физкультуры:
оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов; воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни; образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.
Адаптивная физическая культура – это подсистема общей физической культуры, суть которой заключается в комплексе мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц с нарушениями физического и психического здоровья, а также с теми, кто не имеет достаточного уровня физического развития. Чаще всего целью данного комплекса мер является не только достижение того или иного уровня физического здоровья, но и преодоление психологических препятствий и осознание самоценности.
Таким образом, доминирующей мотивацией современного воспитания детей с ограниченными возможностями должно быть формирование потребности в самосовершенствовании, в укреплении здоровья физическими упражнениями. Несмотря на многочисленные исследования, вопросы о темпах роста и возрастной динамике становления силы и гибкости у глухих детей остаются недостаточно глубоко изученными, что затрудняет полноценное построение процесса физического воспитания и коррекции нарушений в двигательной сфере.
Особую актуальность приобретает исследование различных аспектов возрастного развития и развития таких двигательных способностей как сила и скорость подростков с нарушениями слуха, так как повышение уровня данных способностей, как значимых составляющих физической подготовленности детей будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Актуальность данной проблемы побудила меня изучить этот вопрос для исследования полученного материала в своей дальнейшей работе.
Цель работы: повысить качество обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, оптимизация физического развития детей с нарушениями слуха, всестороннего совершенствования физических качеств, подготовленность каждого ребенка к плодотворной жизни и деятельности.
Средства адаптивной физической культуры.
К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося. Совершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц; улучшают крово - и лимфообращение, обмен веществ; благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС), повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям; улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем; улучшают функции сенсорных систем.
Эффективность физических упражнений на организм и личность определяется влиянием ряда факторов: во-первых, особенностями самих упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки и т.п.; во-вторых, индивидуальными особенностями занимающихся: возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью; в-третьих, внешними условиями - психологическим климатом на занятии, гигиенической обеспеченностью мест занятий, техническим оснащением, оборудованием и инвентарем, создающими личный комфорт занимающихся.
Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения соответственно индивидуальным особенностям занимающихся, условиям проведения занятий, характеру физкультурной деятельности, все упражнения делятся на группы по определенным признакам. Наиболее распространенными являются следующие классификации:
1) по целевой направленности: упражнения общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные;
2) по преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств: упражнения на развитие силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости и т. п.;
3) по преимущественному воздействию на определенные мышечные группы: упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, плеча, предплечья, голени, бедра, мимические мышцы и т. п.;
4) по координационной направленности: упражнения на ориентировку в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление, ритмичность движений и др.;
5) по биомеханической структуре движений: циклические (ходьба, бег, плавание, передвижение в коляске, на лыжах, гребля, и др.), ациклические (метание спортивных снарядов, гимнастические упражнения, упражнения на тренажерах и др.), смешанные (прыжки в длину с разбега, подвижные и спортивные игры и др.);
6) по интенсивности выполнения заданий, отражающей степень напряженности физиологических функций: упражнения низкой интенсивности (ЧСС - до 100 уд./мин), умеренной (ЧСС - до 120 уд./мин), тонизирующей (до 140 уд./мин), тренирующей (до 160 уд./мин и больше);
7) по видам спорта для разных нозологических групп инвалидов: упражнения и виды спорта для инвалидов по зрению, слуху, интеллекту, и др., рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний и соответствующих программ Паралимпийских игр (В.П. Жиленкова);
8) по лечебному воздействию: упражнения на восстановление функций паретичных мышц, опорности, подвижности в суставах, упражнения, стимулирующие установочные рефлексы, трофические процессы, функции дыхания, кровообращения и др.;
9) по исходному положению: упражнения, выполняемые в положении лежа на животе, на спине, на боку, сидя, стоя, на коленях, присев, на четвереньках и др.;
10) по степени самостоятельности выполнения упражнений: активное самостоятельное, с поддержкой, помощью, страховкой, тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, с помощью протезов, туторов, ортезов и технических устройств, в ходунках, коляске, условиях разгрузки (на подвеске), в форме ортопедической укладки, пассивных упражнений и др.
11) по интеграции междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, хореографические танцевальные упражнения, упражнения формо-коррекционной ритмопластики (работа с глиной), рисование, упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями в сказко-, драмо- игротерапии, тематических игровых композициях и др., активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности.
К естественно-средовым факторам относятся использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений. Для инвалидов купание, плавание, ходьба босиком по траве, гальке, туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, на велосипеде, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижают частоту простудных заболеваний.
Для детей-инвалидов плавание с первых недель и месяцев жизни оказывает благотворное влияние на развитие организма. Массирующие действие воды, разгрузка позвоночника, свобода движений укрепляют мышцы, связки, суставы, усиливают обменные процессы, периферическое кровообращение, глубину дыхания, улучшают сон, аппетит, настроение ребенка.
К гигиеническим факторам относятся правила и нормы общественной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования.
Для разных нозологических групп инвалидов в качестве дополнительных, используются средства медицинской и психологической реабилитации, которые не относятся к средствам адаптивной физической культуры, но их сочетание с занятиями физическими упражнениями усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека. К этим средствам относятся: аппаратная физиотерапия, электростимуляция, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия, души, водолечебные ванны (минеральные, радоновые, грязевые, и др.), бани, средства психологического воздействия: психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинги и др. (В.М. Боголюбов; А.И. Колчев). Однако их применение для разных лиц имеет множество индивидуальных противопоказаний, поэтому назначение физиотерапевтических процедур должно осуществляться врачами и строго ими контролироваться
Задачи и средства физического воспитания детей с умственной отсталостью.
К задачам физического развития относятся:
-укрепление здоровья, закаливание организма;
- обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;
- развитие физических способностей;
- формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.
К специальным задачам относятся:
1.Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами: согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы); согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений; согласованности движений и дыхания; компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций; формирование движений за счет сохранных функций.
2.Коррекция и развитие координационных способностей: ориентировки в пространстве; дифференцировки усилий, времени и пространства; расслабления; быстроты реагирования на изменяющиеся условия; статического и динамического равновесия; ритмичности движений; точности мелких движений кисти и пальцев.
3.Коррекция и развитие физической подготовленности: целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств; развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4.Коррекция и профилактика соматических нарушений: формирование и коррекция осанки; - профилактика и коррекция плоскостопия; коррекция массы тела; коррекция речевого дыхания; укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5.Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей: развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия; дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; - развитие зрительной и слуховой памяти; развитие зрительного и слухового внимания; дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений; развитие воображения; коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
6.Развитие познавательной деятельности: формирование представлений об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий; - расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений (формирование пространственных представлений, речевой и коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).
Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы. Программный материал по физической культуре включает следующие разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый их этих разделов включает многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения. Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в следующие группы.
1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.
2. Общеразвивающие упражнения: а) без предметов; б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.); в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).
3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления.
5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.
6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
7. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
8. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.
9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность.
10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.
11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.
К естественно-средовым факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, профилактики, простудных заболеваний, закаливания организма. Для детей с умственной отсталостью — это купание, плавание, ходьба босиком по массажной дорожке, траве, песку, прогулки на лыжах, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках. Рядом авторов установлено, что для детей-инвалидов с детства плавание с первых месяцев жизни оказывает не только благотворное влияние на все функции организма ребенка, но является эффективным средством коррекции двигательных и психических нарушений.
Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены режим дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для умственно отсталых детей важны не только знания о влиянии естественных сил природы и гигиенических факторов, но и приучение их ко всем видам закаливания, режиму двигательной активности и личной гигиене, превращая их в привычку. Даже детям, имеющим грубые нарушения моторики в виде параличей и парезов, а также часто болеющих пневмонией, ангиной, бронхитом, необходимо закаливание, сначала местное — обтирание рук, ног, а затем общее — обливание теплой водой с постепенным снижением температуры.
Средства физического воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Адаптивная физическая культура для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – это программа для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
У ребенка с отклонениями в физическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни. Ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т.е. ребёнок ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребёнок, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных условиях обучения для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно-образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки личной жизненной компетенции (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве, самообслуживания и социально-бытовую ориентацию, восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей и др.
Основные средства, которые применяют при работе с детьми, имеющие ДЦП, - физические упражнения (гимнастические, спортивно- прикладные, подвижные игры). Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела. В первую очередь такие занятия развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения классифицируют по следующим признакам:
- анатомическому (упражнения для мышц конечностей, брюшного пресса, спины, шеи и т. д.);
- методической направленности (упражнения для увеличения мышечной силы, улучшения подвижности в суставах, тренировки равновесия, координации движений, улучшения функции дыхания, тренировки сердечно- сосудистой системы и т.д.);
- характеру активности (пассивные, пассивно- активные, активные);
-характеру работы мышц (статическая, динамическая).
Спортивно- прикладные упражнения, представляя собой естественные двигательные действия или их элементы (спортивные, бытовые, трудовые действия), способствуют развитию сложных двигательных навыков, самообслуживанию.
Игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов и обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Применяют как малоподвижные игры (для тренировки внимания, координации), так и подвижные игры с элементами ползания, ходьбы, метания с преодолением различных препятствий и т. п.
К средствам, применяемым при работе с детьми, имеющими ДЦП, относятся:
- гимнастические упражнения без предметов и с различными предметами, а также упражнения: с сопротивлением, с дополнительным грузом, на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании и мягких модулях;
- элементы легкой атлетики;
-подвижные игры;
- спортивные игры по упрощенным правилам;
- различные эстафеты и преодоление полосы препятствий;
-плавание в бассейне и катание на лошадях(по возможности).
Физическое воспитание слепых и слабовидящих подростков.
Первостепенной задачей физического воспитания детей слепых и слабовидящих является коррекционно - воспитательная работа по предупреждению и исправлению отклонений в физическом развитии и формированию двигательных качеств. Это возможно в условиях специального обучения и воспитания за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы, активизации функций двигательного анализатора в процессе занятий физкультурой. Установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. Отсутствие или снижение зрения как бы сдерживает естественный процесс физического развития таких детей.
Коррекционно - педагогический процесс физического воспитания в школе для слабовидящих детей осуществляется с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей физического развития, обусловленных нарушениями зрения, вторичными отклонениями в формировании движений и пространственно - ориентировочной деятельности и уровня физической подготовки.
С целью коррекции вторичных отклонений в развитии слабовидящих детей необходимо использовать на уроках физической культуры общеразвивающие, подготовительные, специальные упражнения на развитие двигательных, слуховых, зрительных функций, развитие бинокулярного зрения, координации движений, упражнения на внимание, память, осанку, упражнения в равновесии, на расслабление и дыхание, упражнения на пространственно – часовую ориентировку, упражнения в построении и перестроении, упражнения без зрительного контроля, упражнения с мячом, на развитие мелкой моторики рук, расширение функциональных возможностей организма, ритмические упражнения, упражнения на гибкость, ходьба, бег умеренной интенсивности, метание малых мячей. Эти упражнения можно выполнять по одному, в парах, тройках, группами, по станциям, без предметов и с предметами. Также необходимо выполнять специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза, на улучшение кровообращения тканей глаза, на развитие аккомодационной способности глаза, на развитие кожно-оптического ощущения, на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.
Движение является сильным стимулятором всех физиологических функций организма. ОРУ и коррегирующие упражнения благоприятно влияют на сердечно - сосудистую, дыхательную и психическую систему. Они помогают ученикам управлять своими движениями, выполнять их с большей амплитудой, в правильном направлении, темпе, ритме. Упражнения для формирования и коррекции осанки помогают правильно ученикам удерживать свое тело, стоя, сидя, при ходьбе и беге.
Основное внимание уделяется обучению технике выполнения и совершенствованию основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия. Овладение техникой легкоатлетических упражнений должно основываться на развитии у детей скорости, быстроты движений, силы разных мышечных групп, ловкости, гибкости и выносливости, а также на основе выполнения на занятиях специальных подводящих упражнений. Но упражнения в беге и ходьбе используются не только в коррекционных, но и лечебно - оздоровительных целях.
Значительное место отводится метанию, которое способствует развитию у слабовидящих детей умений и ловкости действий с мелкими предметами, попадания в цель. Дети учатся технично правильно бросать и метать малые и большие, а также набивные мячи, различные предметы на дальность и заданное расстояние, в цель.
Спортивные игры развивают у слабовидящих детей двигательные навыки, зрительные функции и способствуют развитию внимания, памяти, инициативы, смелости, выносливости, последовательности движений. Особой популярностью у детей пользуются такие спортивные игры - волейбол, баскетбол, которые проводятся по упрощенным правилам. В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений:
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2. Общеразвивающие упражнения:
- без предметов;
- с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи,
разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели
0,5 кг и др.);
- на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры и т. д.).
3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.
4. Упражнения для укрепления сводов стопы.
5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).
6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей
(согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и
пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные
или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.
8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцирование
усилий.
9. Лазание и перелезание (преодоление различных препятствий).
10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп
мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.
11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной
ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов
(остаточное зрение, слух, обоняние).
12. Упражнения для развития мелкой моторики руки.
13. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение
функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза;
на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-
оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.
14. Плавание.
15. Лыжная подготовка.
16. Подвижные игры
Средства адаптивной физической культуры у детей с аутизмом.
Детский аутизм – это не нарушение, не задержка, а искажение психического развития: нарушается система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром.
Основной проблемой при обучении этих детей является слабая, или отсутствующая совсем, произвольность действий. Они могут проявлять чудеса ловкости при непроизвольной двигательной активности, но просьба выполнить то или иное действие может привести к эмоциональному срыву. Именно по этой причине дети с диагнозом аутизм в прошлом считались необучаемыми .
Занятия адаптивной физической культурой у детей с аутизмом рекомендуется строить в следующих направлениях:
1) развитие имитационных способностей (умения подражать);
2) стимулирование к выполнению инструкций;
3) формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела, во внешнем пространственном поле);
4) воспитание коммуникативных функций и способности взаимодействовать в коллективе .
Дети с расстройствами аутического спектра нуждаются не только в накоплении знаний и получении навыков, их развитие нарушено, система смыслов нарушена, а потому они испытывают сложности с применением полученных умений и знаний на практике. В этом случае адаптивная физкультура (далее АФК) должна быть направлена на осмысленное взаимодействие детей-аутистов с окружающим миром. Важно приобрести бытовые навыки, сформировать крупную и мелкую моторику, базовые предметные действия.
Дети-аутисты двигаются иначе: их походка
порывистая и тяжелая, движения нелепы и неуклюжи, могут быть напряженно
механичными и скованными, либо же вялыми, пластичность практически полностью
отсутствует.
На занятиях адаптивной физкультуры специалисты сталкиваются с:
— раскачиванием всем телом;
— машущие движения пальцами, кистями и руками;
— однообразные движения головой, повороты;
— кружения, ходьба на цыпочках;
— нарушена мышечная работа и пространственная ориентация.
Адаптивная физкультура является инструментом социализации личности, а также средством координации нарушенных движений. Успех работы зависит от осознанности моторного обучения. Ребятам с аутизмом сложно выполнять движения согласно речевым инструкциям, потому что не может подчинить свои движения каким-либо своим командам. Именно поэтому занятия АФК для аутичных детей предполагают: развитие умения подражать и повторять, следуя примеру; получение навыков организации движений во внешнем и пространстве собственного тела; приобретение коммуникативных навыков и умения взаимодействовать с детьми и взрослыми. Дети должны научиться осознавать действия, которые они выполняют, уметь пояснить, зачем они делают, и в какой последовательности будут выполнять упражнения. На занятиях АФК инструктору следует научить Я-концепции, а для этого все действия следует проговаривать от первого лица, чтобы у детей сформировалось представление о себе.
Конечной целью адаптивной физкультуры для детей с аутизмом является стремление и возможность самостоятельно выполнять упражнения без посторонней помощи, нормализация психофизического и физического состояния, успешная социализация.
Упражнения для точности движений, правильного восприятия пространства: детям предлагают бегать и ходить между предметами или передвигаться по специальной план-схеме; дети бегают и ходят за звуковым сигналом или по звуковому сигналу; по словесному описанию находят спрятанные предметы, перекладывают их по ориентирам.
Упражнения на координацию: темп и направление движений постоянно меняется, движения выполняются с одновременным отведением рук и ног, прыжками и хлопками, при этом важен самоконтроль движений.
Упражнения на зрительно-двигательную ориентацию: подростки участвуют в играх, прыгают, метают предметы, сохраняют равновесие и выполняют другие действия, отключив периферическое и центральное зрение.
Упражнения на формирование стопы и осанки : ребенок выполняет:
повороты с палкой, стоит у стены, сохраняя правильное положение тела;
балансирует с грузами, чтобы выработать мышечный корсет, поддерживать тонус мышц пресса, спины и ног.
Упражнения для мышечной релаксации: чтобы снять зрительное напряжение, используется коррегирующая гимнастика, физкультминутки, а при внешних признаках утомления — общерелаксационные упражнения.
Игровые упражнения: подвижные командные игры, соревнования, спартакиады, спортивные игры, эстафеты, элементы всех видов спорта (теннис, хоккей, баскетбол, футбол, прыжки и бег). Игры помогают развить у детей зрительно-двигательные навыки.
Практика показывает, что занятия адаптивной физической культурой воспринимаются детьми с расстройствами аутистического спектра эмоционально положительно. Им нравится взаимодействие, как с преподавателем, так и с другими детьми, нравится добиваться успехов в обучении, к которому они прикладывают немало усилий. Работа с этими детьми, это всегда поиск подходов и педагогических методов, нацеленных именно на этого ребёнка.
Особенности организации и влияние занятий физическими упражнениями на развитие детей с нарушениями слуха.
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков (Л.С.Выготский, 1956; Н.Г.Морозова, 1973; В.Трофимов, 1980 и др.).
Глухим школьникам свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:
-недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей (Н.А.Рац, 1947), и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;
-относительная замедленность овладения двигательными навыками (А.П. Гозова, 1979; Ю.Н. Комаров, 1976 и др.);
-трудность сохранения статистического и динамического равновесия (В.А. Какузин. 1973 и др.);
-относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве (О.И. Кукушкина, 1986 и др.);
-замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими (Б.М. Зайцев, 1974; Б.И. Орлов, 1975 и др.);
-утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6-8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%).
Особенности моторики глухих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма. В многочисленных работах по этому вопросу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата в развитии двигательной сферы. Так, Н.Л. Надеина (1989) с помощью специального исследования выявила различные проявления вестибулярной дисфункции у 62% детей, имеющих нарушения слуха. Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики глухих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями.
Эти положения можно объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих (Т.В. Розанова, 1962; А.О. Костанян, 1963).
С точки зрения физиологии о состоянии двигательной сферы можно судить по некоторым неврологическим показателям. Данные, полученные в исследованиях Н.И. Букуна (1988), свидетельствуют о том, что у 64% глухих имеются резкие изменения характера рефлекторного ответа и у 43% отмечено невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. Данный факт очень важен при проведении занятий физкультурой.
Состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда причин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о следующем:
-показатели физического развития глухих 15-летних школьников уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15-летних слышащих сверстников;
-физическое развитие глухих 17-летних школьников практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих школьников;
-вместе с тем уровень физической подготовленности 15-и 17-летних глухих детей практически остается неизменным.
Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:
-недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;
-относительная замедленность овладения двигательными навыками;
-трудность сохранения статического и динамического равновесия;
-низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
-низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп -сгибателей и разгибателей);
-замедленная скорость обратной реакции;
-невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих детей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.
Приемы и методы обучения физическим упражнениям глухих и слабослышащих подростков.
Уроки физической культуры в школе глухих и слабослышащих имеют свои особенности. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям.
Учитывая психофизиологические особенности глухих и слабослышащих учащихся, своеобразие развития их двигательной сферы, необходима организованная система обучения физическим упражнениям, которая позволяла бы оказывать комплексное воздействие на развитие индивида.
В связи с этим курс обучения упражнениям скоростно-силовой и скоростной направленности необходимо условно делить на три этапа.
Первый этап обучения—создание у учащихся общего представления об изучаемых локомоциях, а также, о их связи с ранее изученными упражнениями на уроках физической культуры. Второй этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения различных упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений. При этом исключаются те способы их выполнения, которые закрепляли бы отрицательные навыки, с технической точки зрения. Третий этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий. На протяжении всех этапов основной акцент надо делать на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств. При этом для успешного использования методики необходимо применять следующие педагогические методы: практические (предписание алгоритмического типа), наглядные (показ и метод графической записи упражнений), словесные (объяснение, метод коррекции ошибок). Роль этих методов в процессе выполнения упражнений силовой направленности неодинакова и зависит от задач конкретного урока.
Так, на начальном этапе обучения силовым упражнениям желательно предпочтение отдавать наглядным и словесным методам. Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом упражнении формирование правильных двигательных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения необходимо использовать: его показ, объяснение (в данном случае использовать все виды речи, жестовую, тактильную, устную и письменную), предварительную коррекцию ошибок на основе графической записи упражнения.
В последнее время широкое распространение получило положение о том, что обучение движениям может идти успешно только в том случае, если при объяснении физических упражнений будут одновременно использоваться методы слова и показа. Для учащихся, у которых этот процесс затруднен в результате нарушений одного из анализаторов (слуха), при обучении любым упражнениям наиболее целесообразным является поочередное применение методов показа и объяснения. Это положение находит подтверждение в исследованиях А.П. Гозовой (1989).
Однако на начальном этапе обучения не слышащих школьников упражнениям скоростной и скоростно-силовой направленности несколько большее значение необходимо уделять методам, предусматривающим наглядное восприятие учебного задания (показ упражнения и его графической записи). После показа упражнения и демонстрации его графического изображения (рисунка, фото) надо дать название упражнения, его основных элементов (термины). Подросткам предлагается несколько раз повторить их вместе с педагогом (проговаривание вслух). Такого рода обучение позволяет активизировать деятельность сигнальных систем, акцентировать внимание занимающихся на восприятии технической основы упражнения, закрепить ассоциативную связь между зрительным образом упражнения и обозначающим его термином.
Таким образом, в результате применения методов наглядной информации (показ, демонстрация графического изображения упражнения) удается значительно интенсифицировать процесс создания представления и уточнения знаний глухих о методике занятий и технике выполнения физических упражнений. Использование методов наглядного восприятия в сочетании со словесными способствует более осознанному выполнению комплексов упражнений, повышает интерес к занятиям.
В процессе обучения глухих юношей комплексам упражнений необходимо применять метод алгоритмических предписаний. Под этим понимаются определенные предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого. Методика составлений предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение комплекса упражнений на части, которые осваиваются в строгой последовательности. Эти предписания должны отвечать следующим требованиям: точно указывать характер воздействия каждого упражнения; все упражнения в комплексе должны быть взаимосвязаны и расположены в определенной последовательности. Выбор метода алгоритмических предписаний удобен прежде всего тем, что при обучении это дает возможность моделировать педагогический процесс. Этот метод применим как к обучению умственным, так и к физическим операциям. Он обеспечивается наличием наглядной информации, осуществляемой по принципу обратной связи, что позволяет непрерывно корректировать процесс обучения. Кроме того, данный метод позволяет уменьшить «непроизводительную» трату времени и требует от ученика постоянной активной работы на уроке.
Результаты экспериментальной работы В.В. Дзюрича (1970) показали, что обучение физическим упражнениям глухих детей с использованием словесной речи имеет большое положительное значение. Слово способно повышать интеллектуальную и двигательную активность ученика, а также способствовать более быстрому и прочному освоению физических упражнений Рассматривая роль речи в физическом воспитании глухих школьников, Н.Г.Байкина (1989) отмечает, что глухим учащимся мало известны многие глаголы, обозначающие двигательные действия. В связи с этим школьникам, занимающимся силовыми упражнениями, в процессе занятий необходимо предлагать называть упражнения, позволяющие решить конкретные задачи урока. Кроме этого, речевой материал обеспечивает усвоение глухими учащимися названий учебного оборудования, тренажеров, инвентаря и технических средств обучения. Чрезмерное употребление речи на занятиях физической культурой приводит к значительному снижению моторной плотности урока, что позволяет говорить о недостаточной двигательной нагрузке.
Закрепление основных положений на уроках осуществляется в следующем порядке: название выполняемого упражнения, его выполнение учащимися и проговаривание названия упражнения, последующее выполнение упражнения с соответствующей коррекцией со стороны педагога. Таким образом, применение метода алгоритмических предписаний с рациональным сочетанием наглядных и словесных методов, а также своевременная коррекция ошибок позволяет резко уменьшить их количество и повысить качество выполнения физических упражнении.
Обучение комплексам упражнений можно также проводить с использованием звуковой и световой сигнализации. Использование данных приемов позволяет создать тактильные (вибрация пола при громком звуковом сигнале) и зрительные ориентиры (световой прибор) для начала и окончания выполнения как отдельного подхода, так и самого упражнения.
Использование данных приемов обучения позволяет задавать глухим учащимся нужный темп движений, а также значительно повысить моторную плотность урока.
Использование средств адаптивной физической культуры в образовательном процессе детей с нарушением слуха.
Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни. Для усиления коррекционного воздействия необходимо включать упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции. Упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала звук воспринимается детьми слухо-зрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Игровой, круговой и соревновательный методы предполагают использование подвижных игр, игровых упражнений, эстафет. Каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физических упражнений.
Средства коррекции функции равновесия.
Упражнения с изменением площади опоры (ширина уменьшается от 25 см до прямой линии):
1) ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая предметы);
2) ходьба по кругу (в обоих направлениях);
3) ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы;
4) стоя на одной ноге, другая прямая вперед (в сторону, назад, согнуть);
5) ходьба по дощечкам («кочкам»);
6) ходьба на лыжах по ковру;
7) езда на велосипеде (самокате).
Упражнения на узкой площади опоры (приподнятой на высоту от 10¬15 см до 40 см):
1) ходьба по узкой опоре с разнообразными заданиями;
2) ходьба, бег, прыжки, ползание по наклонной опоре.
Действия с мячом (диаметр от 24 см до 3 см):
1) «Школа мяча»;
2) элементы игры в баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис.
Средства коррекции вестибулярной функции.
Упражнения на раздражение полукружных каналов (вращения с посте-пенным увеличением амплитуды движения):
1) движения глаз;
2) наклоны и повороты головы в разных плоскостях;
3) повороты головы при наклоненном туловище;
4) повороты на 90°, 180°, 360° (то же с прыжком);
5) вращение вокруг шеста, держась за него руками;
6) кружение в парах с резкой остановкой (в обе стороны);
7) подскоки на батуте.
Упражнения на раздражение отолитового аппарата (начало и конец прямолинейного движения):
1) изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках и других упражнениях;
2) резкая остановка при выполнении упражнений;
3) остановка с изменением направления движения;
4) прыжки со скакалкой.
Примечание: дозировка упражнений регламентируется методическими рекомендациями для глухих детей школьного возраста.
Литература.
1.Антонюк С.Д., Хватова М.В., Сычев А.В., «Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья» //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка-М, 2001, № 4.-с. 50-51.
2.Аухадеев Э.И., Галлеев С.С, Сафин М. П. «Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах»: Методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1986. -72с.
3.Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К. «Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников» //Физк. в школе, №10,1980.
4.Андреева Л.В., Волкова К.А., Григорьева Т.А.. «Сурдопедагогика» М. Просвещение. 1989.-3 84с.
5.Байкина Н.Г. Сермеев Б.В. «Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих» -М. : Сов.спорт,1991.
6.Волкова С.С. «Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья».-Владимир, 1970-170с.
7.Верхошанский Ю.В. «Основы специальной физической подготовки спортсменов». - М. , ФиС, 1988.
8.Дмитриев А. А. «Физическая культура в специальном образовании». -М.:Академия,2002.
9.Дьячков А.И. «Системы обучения глухих детей». –М :Изд-во АПН РСФСР.1981.-241с.
10.Дьячков А.И. «Основы обучения и воспитания аномальных детей» -М.: Просвещение, 1985.-339с.
11.Жук В.А., Мартыненко И.П. «Эффективная методика двигательной подготовки школьников». - Омск: ОГПИ,1989.
12.Зациорский В.М. «Физические качества спортсмена». -М..ФиС1970.
13.«Концепция физического воспитания детей и подростков» Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996.- №1.- С.5
10. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л. Б..
14.«Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодежи».Методическое пособие.-Челябинск:ДЦНТИ,1994.-40с.Харитонов.
15.Кузнецова З.И. «Развитие двигательных качеств школьников». -М.: Просвещение, 1967.
16.Курамшин Ю.Ф. «Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств».-СПб. 1988.
17.Курамшин Ю.Ф. «Теория и методика физической культуры». -М.: Сов.спорт,2003.
18.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. «Я не хочу молчать!»: Из опыта работы. –М.: Просвещение, 1990.-112с.:ил..
19.Лактионова Э.Г., Малыгина Л.В. «Инновационные подходы к изучению л/атлетики студентами специальности «Адаптивная физическая культура и спорт»» интеграция науки и практики. -Ставрополь,2004.
20.Лях В.И. «Тесты в физическом воспитании школьников». -М.АСТ.,1998.
21.Лях В.И. «Двигательные способности школьников» : основа теории и методика развития.-М. Лерра спорт,2000.
22.Матвеев Л.Н. «Основы спортивной тренировки». -М., ФиС,1979.
23.Мишаров А.З., Камалетдинов В.Г. «Физическая культура и валеология в жизни детей» : основы знаний 1,умений,навыков.-Челябинск. 1998(с.46-49,69-78)
24.Розанова Т.В. «Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения». - М. : Педагогика, 1991.-176с. :ил..
25.Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. «Произношение: школа глухих».-М.:Просвещение, 1989.-176с. :ил..
26.«Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников» /Пеганов Ю.А., Спицин А.Г. "Дефектология.-1998. -№2 ,С. 37-48.
27.Самыличев А.С. «О воспитании двигательных способностей учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры»
Дефектология, №3,1985.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.