Средства и методы скоростных способностей
Оценка 4.7

Средства и методы скоростных способностей

Оценка 4.7
docx
27.09.2020
Средства и методы скоростных способностей
Средства и методы скоростных способностей.docx

Средства и методы развития скоростных способностей у детей  младшего  школьного  возраста.

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с пре­дельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их мож­но разделить на три основные группы. 1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных дви­гательных действий в целом (например, бега/ Плавания, ведения, мяча), 2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основ­ные компоненты скоростных способностей, например, спортивные подвижные игры, эстафеты, единоборства. 3. Упражнения сопряженного воздействия на скоростные и все другие спо­собности (скоростные и/силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.). В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений приме­няются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнений, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты. Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за мото­циклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняе­мые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения. Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые исполь­зуются для развития быстроты реакции; упражнения которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различ­ных коротких отрезках (от 10 до 100м); упражнения, характеризующиеся взрыв­ным характером. Основными методами воспитания скоростных способностей являются: 1) методы строго регламентированного упражнения; 2) соревновательный метод; 3) игровой метод; Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) ме­тоды повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе, в) в специально созданных условиях. При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высо­кой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд. Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты гандикапы - уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, по­скольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, про­являя максимальные волевые усилия. Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с мак­симально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних на­пряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера». Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в про­цессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры. Характерными чертами игрового метода являются: а) большая эмоциональность, на фоне которой протекают двигательная дея­тельность и поведение занимающихся; б) относительно самостоятельный (нерегламентированный) выбор решений двигательных задач (играющий сам выбирает способ бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и т. д.); в) многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющейся ситуации; г) сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры. Эти особенности обусловливают важные для преподавателя методические осо­бенности игрового метода, который:  позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двига­тельной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с уп­ражнениями монотонного характера;  способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений ими пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;  обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но, в отличие от метода строгой регламентации упражнений, не дает возможности доводить разви­тие отдельных двигательных способностей (физических качеств), до возможного предела;  затрудняет дозирование нагрузок;  создает особенно эффективные условия для развития координационных способно­стей;  позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздей­ствовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности. Игровой метод обладает широкой доступностью как для детей, так и для взрослых. В физическом воспитании детей младшего возраста он занимает веду­щее место. Игровым методом следует широко пользоваться в процессе спортив­ной тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок. Преимущество увеличения энергорасхода за счет физических упражнений по сравнению с ограничением питания состоит в том, что при физических упражне­ниях нет потерь белка, снижения массы тканей, не содержащих жира, т. е. физиче­ская нагрузка предохраняет организм от отрицательного баланса. В случае, когда необходимо снизить вес в сжатые сроки или когда занимающему­ся противопоказаны интенсивные, длительные физические нагрузки и резкое ог­раничение питания, рекомендуется сочетать физические упражнения с ограниче­нием пищевого рациона. Игровой метод выражается через подвижные игры. Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играю­щих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют; ведения и учета результатов игры. Содержанием игры обусловливается ее форма, т. е такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов дос­тижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры. Содержанием и формой подвижной игры предопределяются следующие ее мето­дические особенности:  образность;  самостоятельность действий, ограничиваемая правилами;  выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способностей (элементы соревнования);  непринужденность, естественность движений;  выполнение целостных действий и отдельных движений без строгой регламен­тации затрачиваемых усилий;  внезапная изменчивость ситуаций;  творческая инициативность действий (при этом правильно ориентированных и согласованных);  присвоение отдельным занимающимся (группе) определенных ролей, устанав­ливающих обязанности во взаимоотношениях с остальными игроками,  избирательность способов действий в различных связях и сочетаниях для реше­ния двигательных задач. Надо отметить, что понятие «игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущ­ность, приобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают занимаю­щихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновремен­но содействуют воспитанию физических качеств. Выполняются такие упражне­ния, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей. В каждом физическом упражнении элементы игры могут быть выражены более или менее отчетливо, полно, в зависимости от различных требований и условий, в которых данное упражнение проводится. Использование игрового метода может быть эффективным (рациональным) только при наличии учета конкретных условий, в которых проводятся подвижные игры или физические упражнения с включением игровых элементов. Было бы ошибочным допускать в педагоги ческой практике, в организации досуга шаблонные повторения игр, механическое использование моделей игр. описанных в сборниках, без должного учета задач, разрешаемых в данной ситуации, с данным контингентом занимающихся. В зависимости от того, насколько учитываются требования к адаптации игрового метода, он может давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношениях. Таким образом, под понятием «игровой метод» мы имеем в виду педагогически целенаправленное использование игры в физических упражнениях для решения задач всестороннего физического воспитания занимающихся. В теории игры различают два вида подвижных игр: собственно подвижные (эле­ментарные) и спортивные (более сложные). Собственно подвижные (элементар­ные) игры условно для сокращения называют подвижными играми. Условия проведения, правила, число участников под­вижной игры могут быть различны. От играющих не требуется специальной под­готовленности (за исключением случаев участия в плановых календарных сорев­нованиях по подвижным играм). Названия подвижных игр в разных местностях (и в различных случаях) имеют много вариантов. По своей целенаправленности, а также по особенностям содержания подвижные игры наиболее доступны детям. Реже они применяются в юношеском, зрелом и даже в пожилом возрастах, но со специальными целями (вспомогательное средство на спортивной тренировке, для активного отдыха, в лечебных целях и т. д.). В отличие от подвижных игр спортивные игры требуют устойчивых условий проведения, твердых правил, точного числа участников с определенным уров­нем подготовленности. Чтобы совершенствоваться в избранной спортивной игре, надо соблюдать определенный режим тренировки. Специалист по физи­ческому воспитанию должен уметь ориентироваться в соответствии подвиж­ных игр закономерностям возрастного развития детей (младшего школьного возраста, 7-12 лет; среднего школьного, или подросткового возраста, 12-15 лет) и молодежи (старшего школьного, или юношеского возраста, 15-17 лет). Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством со­вершенствования процессов роста, морфологического и функционального разви­тия организма, содействовать повышению уровня общей физической подготов­ленности занимающихся.


 

Средства и методы развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста

Средства и методы развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста

Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий; обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но, в отличие от метода строгой регламентации упражнений,…

Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий; обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но, в отличие от метода строгой регламентации упражнений,…

Собственно подвижные (элементар­ные) игры условно для сокращения называют подвижными играми

Собственно подвижные (элементар­ные) игры условно для сокращения называют подвижными играми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2020