Шихалеева Ирина
Научный руководитель –
доц. Мартьянова В.Н.
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко», г. Глазов
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
Статья посвящена анализу средств выразительности, использованных Сергеем Есениным в его любовной лирике. Цель исследования заключается в выявлении основных художественных приемов, которые позволяют Есенину достичь высокой эмоциональной окраски и сильного воздействия на читателя. Рассматриваются аспекты поэтического творчества Есенина, такие, как: лирические образы, тропы, фигуры речи, виды рифмовки.
Ключевые слова: литература, любовная лирика, поэзия, Сергей Есенин, средства выразительности, символика
«Жить — так жить, любить — так уж влюбляться».
С. Есенин
Цель данного исследования заключается в изучении средств выразительности и стилистических особенностей, которые используются в любовной лирике Сергея Есенина для передачи чувств и эмоций. Для этого обратимся к таким его стихотворениям, как: «Пускай ты выпита другим» (1923) и «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1924). Данные произведения относятся к периоду зрелости творческого пути поэта.
Сергей Александрович Есенин прожил тридцать лет. Много читал, имел отличную память, изучал фольклор и мифологию народов мира, русскую и зарубежную литературу. Его появление в литературе было сравнимо с чудом. «Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель», - вспоминал Р. Ивнев [3].
Юноша из села Константиново Рязанского уезда, так высоко поднявшийся на пьедестал мировой поэзии, удивил и восхитил всех. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб» [3], стали тем самым началом, сердцем его поэзии. Здесь «по заре и по звездам он школу проходил, и мыслил, и читал...», с «зеленокосой», «в юбчонке белой» березой и старым кленом «на одной ноге» [3], тут родились его первые стихи, первые творческие думы.
Говоря о поэзии С. А. Есенина, о его способности примерять на лирического героя маски, стоит выделить такие маски, как:
В Предисловии к итоговому однотомнику 1924 года Есенин напишет: «В стихах моих читатель должен… обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим молодым поэтам и беллетристам. Но я выдумал этот образ. Он живёт во мне органически. Это моя особенность» [5].
Следует отметить выстраивающуюся особенность в его стихах, которую можно назвать метафоризацией. Поскольку это явление частотное в произведениях автора, то и упомянуть его стоит в первую очередь.
Кроме того, распространённым стилистическим приёмом Есенина является романтизация деревенского бытия. Желание выразить деревенский быт, красоту деревни через чувство восхищения природой, влюбленности в женщину, любви к жизни, делает его стихи живыми и яркими.
В письме к Иванову-Разумнику Васильевичу, которое было написано в мае 1921 г. в Ташкенте, поэт излагает свою «теорию поэтических напечатлений» [6; 123-127]. В письме он серьёзно думал над своими творческими исканиями. В примечаниях к этому письму в сборнике Дмитрий Благой отмечает, что в поэтике имажинизма Есенин «стремился осознать и развернуть свой неясный творческий путь, утолить потребности своего поэтического гения» [6; 122].
Особенностями поэтики Есенина становятся: сюжет, композиция, рифмы и три образа: образ деревни, образ женщины, образ Родины.
Обращаясь к творчеству, стоит отметить ту песню завершения влюбленности и природной красоты, которая переливается грустью и ликованием, ибо поэт-создатель, вынося свои чувства напоказ в стихах, утверждает о любви неисчерпаемой. Воплощение лирических образов в его творчестве часто подобно круговороту веселья и подавленности, которые оборваны в одностороннем стремлении. Стихотворение «Пускай ты выпита другим» пронизано сущностью актрисы Миклашевской, которую поэт безнадежно обожал, но чье сердце принадлежало другому.
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость. [1; 92]
Начинается оно с антитезы «Пускай ты выпита другим, / Но мне осталось, мне осталось», что уже задает тон стихотворению. Два чувства борются друг с другом: буйство и смирение. Образ героини Есенина чаще всего был представлен женщиной в зрелом возрасте, у неё и осенняя усталость во взгляде и стеклянные, дымчатые волосы, почти уже седые. Отражено это в метафорах «Твоих волос стеклянный дым», «И глаз осенняя усталость».
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта .
Автор стихотворения сокрушается о том, что его влюблённость оказалась неразделённой: возлюбленная предпочла ему другого. Героиня олицетворяет собой не только образ любимой женщины, но и сестру, друга, спутницу. Усиливается это градацией «Что ты одна, сестра и друг, / Могла быть спутницей поэта», тем самым подчеркивая ее значимость и незаменимость.
О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.
Гипербола «дороже юности и лета»
- весь тот пожар любви к актрисе. Это же транслируется через повторы «Пускай
ты выпита другим, / Но мне осталось, мне осталось», «Теперь со многим я
мирюсь / Без принужденья, без утраты».
Прощание с
насыщенной молодостью, драками в пьяном состоянии, хулиганством принимается со
смирением и светлой грустью, без какого-либо «принуждения». Всему этому стала
подспорьем женщина. Но и отвага у него не простая, а точно подмеченная в
эпитетах «озорная», «непокорная». Смирение его чувствуется в олицетворении
«сердце напилось отрезвляющей брагой», в анафоре «Иною кажется
мне Русь, / Иными — кладбища и хаты».
Отметим, что стихотворение написано перекрёстной рифмовкой. Это делает текст более мелодичным. Кроме того, он написан четырёхстопным ямбом:
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
Чувственность Есенина к родному краю выражалась через творчество и не ослабевала даже под влиянием городской жизни или славы, которую он обрёл в Москве. Русские пейзажи, «пленяющие своей неповторимой красотой» [4], были вдохновением для его лирики, даже несмотря на то, что на короткое время поэта прельщали революционные идеи. Однако скоро он с осознанием отверг их нереализуемость: в новой реальности не нашлось места его крестьянской душе. Есенин, несмотря на обострившееся чувство одиночества, усиленное критическими нападками, продолжал возвращаться к лирическому изображению величественной и нежно любимой Руси, которая для него была священным идеалом.
Есенин, провозглашая утопический взгляд на действительность, считал чувство глубокой любви к Отчизне неотъемлемым пунктом для каждого русского человека. Он утверждал, что Русь порой воспринимается соотечественником не как мать, а как злая мачеха, но это восприятие не в силах ослабить огромную привязанность. После прихода советской власти поэт увидел «новый свет», который осветил старый, пережитый уклад жизни. Есенин встречал переделку сознания окружающих с одобрением и осторожностью. Он апеллировал к новшествам. Пусть и признавал, что сам не способен изменить устои и принципы в его сердце. Убеждения следующего поколения полны энергии и новизны, он сравнивал их с врагом, перед мощью которого был бессилен. Изображая молодёжь как непобедимую силу, он находил в себе мудрость уступить им дорогу. Символично слово «изба», переходящее в метонимию «золотая бревенчатая изба», Есенин использовал для выражения любви и приверженности к своим истокам и своему наследию.
Произведение «Спит ковыль. Равнина дорогая…», сочинённое в 1924 году в Баку, сияет лирической искренностью и любовью к Родине.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая
участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
Свет луны, таинственный
и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля. [2; 217]
Метафора «свинцовой свежести полынь», эпитеты «свет луны, таинственный и длинный» - боль и разочарование, которые испытал Есенин в период революции. Он проводит параллели той адской смеси усталости русского люда после революции: «Радуясь, свирепствуя и мучась».
По ночам, прижавшись
к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той
теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
Поэт понимал о наступлении не только новой власти и устоев, но и новых людей. Эти восемь строчек – скорбь и радость одновременно.
Свет луны, таинственный
и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Стоит обратить внимание на описания природы. «Плачут вербы, шепчут тополя», «спит ковыль». Природа в стихотворении имеет жизнь, олицетворение. Обратим внимание на аллитерацию «свет луны, таинственный и длинный». Повторение звуков [с] и [н] создает плавное и приятное звучание, а также подчеркивает таинственность и загадочность света луны.
Но и все же, новью той
теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
Мотив неизбежной участи звучит в завершении поэтического произведения. Так, поэт, не имея в виду сопротивления государственному строю, говорит о его стремлении к мирной кончине на земле, которая была ему дорога («спокойно умереть» на «родине любимой»). Здесь он не вздумал бы кому-либо создавать препятствий, взамен ожидая от других равного почтения. За полгода до собственной роковой кончины Есенин открыто выражает это тягостное влечение. Предположительно, такая простоя идея была спровоцирована усилившимися нападками критиков на его персону.
Написано стихотворение перекрестным способом рифмовки:
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Таким образом, изучение таких средств выразительности, как: метафора, антитеза, олицетворение, градация, гипербола, эпитет, метонимия, параллелизм, аллитерация, позволяют нам увидеть его поэтическое мастерство и глубину его эмоционального мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко, А. Ю. Сергей Есенин: Стихотворения. Поэмы [Текст] / С. А. Есенин — 2-е изд. — Москва: Эксмо, 2023 — 368 c.
2. Бондаренко А. Ю. Сергей Есенин: Стихотворения. Поэмы [Текст] / Бондаренко А. Ю. — 2-е изд. — Москва: Эксмо, 2018 — 640 c.
3. Ивнев Рюрик ИВНЕВ РЮРИК. О Сергее Есенине / Ивнев Рюрик [Электронный ресурс] // esenin.ru : [сайт]. — URL: https://esenin.ru/o-esenine/vospominaniia/ivnev-riurik-o-sergee-esenine
4. Лекманов О., Свердлов М. ЛЕКМАНОВ О., СВЕРДЛОВ М. Жизнь Сергея Есенина. / Лекманов О., Свердлов М. [Электронный ресурс] // esenin.ru : [сайт]. — URL: https://esenin.ru/o-esenine/biografiia/lekmanov-o-sverdlov-m-zhizn-sergeia-esenina.
5. Прокушев Ю.Л. ПОЭТИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ РОССИИ / Прокушев Ю.Л. [Электронный ресурс] // litresp.ru : [сайт]. — URL: https://litresp.ru/chitat/ru/П/prokushev-yurij-ljvovich/sergej-esenin/3
6. Прокушев Ю. Л. Сергей ЕСЕНИН. Полное собрание сочинений в семи томах. Том 6. Письма. [Текст] / Прокушев Ю. Л. — 3-е изд.. — Москва: ИМЛИ РАН, 2015 — 818 c.
7. Шубникова-Гусева Н. И. С.А. Есенин в жизни и творчестве. Учебное пособие [Текст] / Шубникова-Гусева Н. И. — 1-е изд. — Москва: Русское слово, 2020 — 112 c.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.