СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Оценка 4.6

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Оценка 4.6
Разработки уроков
pptx
искусство +1
Взрослым
10.02.2017
СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ
Термин «композиция»происходит от латинского compositio, что означает составление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок. В работе над композицией нужно научится композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. Упражнения. Первый состоит в том, чтобы, применяя кисть, палочку, перо, рисовать тушью или гуашью, по белой бумаге или белилами по черной. Второй способ работы представляет собой вырезание из белой или черной (цветной) бумаги и накладывание полученной формы на контрастный фон. Для выполнения других упражнений необходимо собрать богатую палитру разнообразных фактур (ткань, древесина, стекло, метал и т. д.). Внимательно рассмотреть их при различном освещении и пощупать.
средства композ.pptx

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ


СРЕДСТВА
КОМПОЗИЦИИ

Композиция Термин «композиция»происходит от латинского compositio, что означает составление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок

Композиция Термин «композиция»происходит от латинского compositio, что означает составление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок

Композиция

Термин «композиция»происходит от латинского compositio, что означает составление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок

Композиционное видение В работе над композицией нужно научится композиционному видению

Композиционное видение В работе над композицией нужно научится композиционному видению

Композиционное видение
В работе над композицией нужно научится композиционному видению.
Такое видение можно развить следующим образом.
Упражнения. Первый состоит в том, чтобы, применяя кисть, палочку, перо, рисовать тушью или гуашью, по белой бумаге или белилами по черной.
Второй способ работы представляет собой вырезание из белой или черной
(цветной) бумаги и накладывание полученной формы на контрастный фон.
Для выполнения других упражнений необходимо собрать богатую палитру
разнообразных фактур (ткань, древесина, стекло, метал и т.д.). Внимательно рассмотреть их при различном освещении и пощупать.

Кляксу или любое пятно на бумаге можно ограничить рамкой, прочерченной вокруг пятна на определенном расстоянии, сообразно размеру и форме. Тогда вы получите композицию пятна. Любое абстрактное пятно, мысленно или буквально ограниченное рамкой таким образом, будет называться композицией или компоновкой.

Композиционные приемы центр (смысловой, композиционный) применение золотого сечения ритм статика динамика

Композиционные приемы центр (смысловой, композиционный) применение золотого сечения ритм статика динамика


Композиционные приемы
центр (смысловой, композиционный)
применение золотого сечения
ритм
статика
динамика
Законы композиции
Закон целостности — вытекает из целостности мира
Закон жизненности
Закон контрастов
Закон подчинённости
Виды композиции
Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина)
Объёмная — (Скульптура, архитектура)
Глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (Архитектурный ансамбль)

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту

Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту

Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и более слабому восприятию вертикального.

Геометрическое, оптическое восприятие формы

При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения

При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения

При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения. Глаз переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, для того чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, следует немного сместить вверх.

Горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная

Горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная

Горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная.

Квадрат на плоскости при уменьшении воспринимается как точка

Квадрат на плоскости при уменьшении воспринимается как точка

Квадрат на плоскости при уменьшении воспринимается как точка.
Причем на черном фоне квадрат прочитывается дольше, нежели на белом.

Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину

Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину

Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину.

Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его расположения на плоскости

Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его расположения на плоскости

Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его расположения на плоскости. Вверху — легким, парящим; внизу — тяжелым, грузным. Причем на черном фоне это свойство выражается активнее.

Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым, а в перевернутом виде форма неустойчива

Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым, а в перевернутом виде форма неустойчива

Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым,
а в перевернутом виде форма неустойчива.

Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым, стоящий — более легким и подвижным

Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым, стоящий — более легким и подвижным

Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым,
стоящий — более легким и подвижным.

Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его в высоту, вертикальные — расширяют

Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его в высоту, вертикальные — расширяют

Горизонтальные линии, образующие квадрат,
зрительно удлиняют его в высоту,
вертикальные — расширяют.

Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными — удлиняется

Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными — удлиняется

Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными — удлиняется.

Форма, образованная квадратами, дает иллюзию дополнительных квадратиков в углах

Форма, образованная квадратами, дает иллюзию дополнительных квадратиков в углах

Форма, образованная квадратами, дает иллюзию дополнительных квадратиков в
углах. При наборе кругами иллюзия пропадает.

Упражнение 1 Проследите за изменением размеров круга в зависимости от изменения его цвета и фактуры (черный, желтый, красный и т

Упражнение 1 Проследите за изменением размеров круга в зависимости от изменения его цвета и фактуры (черный, желтый, красный и т

Упражнение 1
Проследите за изменением размеров круга в зависимости от изменения
его цвета и фактуры (черный, желтый, красный и т. д. в зависимости от имеющихся). Плоскость — белая. Диаметр окружности - 30 мм.

Замените форму круга на треугольник и выполните те же упражнения.
Самостоятельно сделайте выводы. Сторона треугольника примерно - 30 мм

Упражнение 2

СИММЕТРИЯ Симметрия — определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве

СИММЕТРИЯ Симметрия — определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве

СИММЕТРИЯ

Симметрия — определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Асимметрия — полное нарушение симметрии; повторяющиеся элементы отсутствуют или расположены так, что их нельзя совместить путем сдвигов или поворота.

Наиболее часто применяемыми видами симметрии являются зеркальная с вертикальной или горизонтальной осью, центричная, угловая

Наиболее часто применяемыми видами симметрии являются зеркальная с вертикальной или горизонтальной осью, центричная, угловая

Наиболее часто применяемыми видами симметрии являются зеркальная с вертикальной или горизонтальной осью, центричная, угловая.
Активно используется симметрия в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, реже — в станковой живописи, графике, скульптуре.

центричная

угловая

с вертикальной или горизонтальной осью

Равновесие Условие зрительной завершенности композиции — уравновешенность

Равновесие Условие зрительной завершенности композиции — уравновешенность

Равновесие

Условие зрительной завершенности композиции — уравновешенность. Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием деталей, цветом и пластикой.
Равновесие формы — состояние, при котором все элементы сбалансированы  между собой.

Равновесие безусловно в композициях с ' вертикальной осью симметрии

Более сложным и интересным способом оно достигается при нарушении симметрии в компоновке элементов

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

Композиционное равновесие может быть устойчивым или отличаться внутренней динамикой

Композиционное равновесие может быть устойчивым или отличаться внутренней динамикой

Композиционное равновесие может быть устойчивым или отличаться внутренней динамикой.

Примеры статичной (а) и динамичной (б) композиций

Примеры статичной (а) и динамичной (б) композиций

Примеры статичной (а) и динамичной (б) композиций

Круг, расположенный в центре, кажется смещенным вниз

Круг, расположенный в центре, кажется смещенным вниз

Круг, расположенный в центре, кажется смещенным вниз

Крупную фигуру в левой части плоскости в состоянии уравновесить небольшой
контрастный элемент в правой

Членение плоскости предполагает установление различных отношений, тональных или цветовых

Членение плоскости предполагает установление различных отношений, тональных или цветовых

Членение плоскости предполагает установление различных отношений,
тональных или цветовых.

Если отношения эти основываются на одинаковых частях, возникает момент статики, если на не одинаковых – динамики

Если отношения эти основываются на одинаковых частях, возникает момент статики, если на не одинаковых – динамики

Если отношения эти основываются на одинаковых частях, возникает момент статики, если на не одинаковых – динамики.

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

Упражнение 3 Попробуйте организовать плоскость из не менее 7 геометрических фигур, используя симметрию: с вертикальной осью, угловую, центричную

Упражнение 3 Попробуйте организовать плоскость из не менее 7 геометрических фигур, используя симметрию: с вертикальной осью, угловую, центричную

Упражнение 3
Попробуйте организовать плоскость из не менее 7 геометрических фигур, используя симметрию:
с вертикальной осью, угловую, центричную. (элементы черные ил цветные, фон белый)
Отметьте для себя, что создать равновесие, применив симметрию, несложно. Труднее создать композицию, оригинальную по своим пластическим
задачам, интересную по восприятию.

центричная угловая с вертикальной или горизонтальной осью вспомним

центричная угловая с вертикальной или горизонтальной осью вспомним

центричная

угловая

с вертикальной или горизонтальной осью

вспомним

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

В результате выполнения этих упражнений должны появиться элементарные навыки работы с плоскостью

В результате выполнения этих упражнений должны появиться элементарные навыки работы с плоскостью

В результате выполнения этих упражнений должны появиться элементарные навыки работы с плоскостью. Вы должны также обратить
внимание на то, что в двух последних упражнениях с введением сложных
по форме элементов или активного цветового пятна в композиции появились акценты, правильнее сказать, доминанты. При их помощи был организован композиционный центр.

Центр композиции Главный смысловой элемент является центром композиции

Центр композиции Главный смысловой элемент является центром композиции

Центр композиции

Главный смысловой элемент является центром композиции.

Центр в данном случае — понятие условное. Форма и место размещения центра могут быть любыми, но главная часть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа.

Композиция в стиле супрематизма: а – замкнутая; б - открытая

Доминанта – композиционный центр

Доминанта – композиционный центр

Доминанта – композиционный центр

Состоит из одного большого

Свободное пространство –
композиционная пауза

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

Варианты организации композиционного центра 1

Варианты организации композиционного центра 1

Варианты организации композиционного центра

1. Сгущение элементов на одном участке
2. Выделение элемента цветом
3. Контрастность форм
4. Увеличение или уменьшение размера одного из элементов
5. Образовавшаяся пустота

1,4

2,4

5

2

3


3,2

При организации доминанты важно учитывать законы визуального
восприятия плоскости – доминанта всегда располагается в активной части,
т.е. ближе к геометрическому центру.

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

СРЕДСТВА  КОМПОЗИЦИИ

Формат плоской композиции Огромное значение для плоской композиции имеет формат — граница до изображения

Формат плоской композиции Огромное значение для плоской композиции имеет формат — граница до изображения

Формат плоской композиции

Огромное значение для плоской композиции имеет формат — граница до изображения.

Незаполненное белое поле листа может быть очень активным,  активность придают ему элементы композиции, размещенной на белом 

Прямоугольный, вытянутый вертикально, формат передает ощущение устремленности вверх (рис

Прямоугольный, вытянутый вертикально, формат передает ощущение устремленности вверх (рис

Прямоугольный, вытянутый вертикально, формат передает ощущение
устремленности вверх (рис. 3.17, а).
Горизонтальный формат выглядит "распахнутым": ослабляется чувство замкнутости, уменьшается значение композиционного центра (рис. 3.17, б).

Масштабность Масштабность — соразмерность принятому эталону

Масштабность Масштабность — соразмерность принятому эталону

Масштабность

Масштабность — соразмерность принятому эталону. В предметном мире людей эталоном является сам человек. "Человек есть мера всех вещей".

Кроме того, восприятие масштаба объекта в большой степени зависит от eгo окружения.
Соразмерность произведения и человека, то есть непосредственного зрителя, является средством, способствующим созданию гармоничной композиции.

Церковь Петра и Павла
в Кожевниках. 1406

Колокольня Новодевичьего
монастыря. 1690

Колокольня Ивана Великого. 1505-1508

Тождество, контраст, нюанс Каждому средству гармонизации отведена конкретная роль в организации композиции,

Тождество, контраст, нюанс Каждому средству гармонизации отведена конкретная роль в организации композиции,

Тождество, контраст, нюанс

Каждому средству гармонизации отведена конкретная роль в организации композиции,

Контраст форм, цвета, фактуры, выраженный графикой.

Тождество — отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента

Тождество — отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента

Тождество — отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента

Д. Моор. Помоги. 1921 Контраст, нюанс, тождество — взаимодополняющие средства, которые не могут существовать отдельно друг от друга

Д. Моор. Помоги. 1921 Контраст, нюанс, тождество — взаимодополняющие средства, которые не могут существовать отдельно друг от друга

Д. Моор. Помоги. 1921

Контраст, нюанс, тождество — взаимодополняющие средства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Гармония— это сочетание противоположностей, их равновесие.

Упражнение 4 Организуйте композицию из одинаковых по форме элементов(круг, квадрат, треугольник или более сложные фигуры), которые отличаются размером, цветом или фактурой

Упражнение 4 Организуйте композицию из одинаковых по форме элементов(круг, квадрат, треугольник или более сложные фигуры), которые отличаются размером, цветом или фактурой

Упражнение 4
Организуйте композицию из одинаковых по форме элементов(круг, квадрат, треугольник или более сложные фигуры), которые отличаются размером, цветом или фактурой. Создайте композиции, отвечающие всем основным требованиям (равновесие, единство и соподчинение), где центр организован:
а) самым большим элементом в композиции;
б) самой сложной по силуэту формой;
в) самым маленьким по форме элементом в композиции;
г) группой элементов;
д) «одиноким» по форме элементом;
е) композиционной паузой.

примеры

Главный элемент композиции – самый большой

Главный элемент композиции – самый большой

Главный элемент композиции – самый большой

Главный элемент композиции – самый маленький

Главный элемент композиции – свободная зона пространства

Изменение главного элемента за счет введения нового цвета

примеры

Ритм Ритм — закономерное чередование или изменение элементов, свойств, явлений во времени и пространстве

Ритм Ритм — закономерное чередование или изменение элементов, свойств, явлений во времени и пространстве

Ритм

Ритм — закономерное чередование или изменение элементов, свойств, явлений во времени и пространстве.

Примеры метрического ритма

Динамические ритмы ряды

Метрический ритм Динамический ритм

Метрический ритм Динамический ритм

Метрический ритм

Динамический ритм

Сложный орнамент, в котором присутствует метрический и динамический ритм

Для тренировки чувства ритма выполните следующие упражнения (рис

Для тренировки чувства ритма выполните следующие упражнения (рис

Для тренировки чувства ритма выполните следующие упражнения (рис. 1)
1. Представьте метрическую последовательность шести одинаковых элементов, в простейшем случае вытянутых по вертикали прямоугольников с пропорциями 1:7.
2. Скомпонуйте этот ряд на вертикально ориентированном листе стандартного формата.
3. Преобразуйте метрический ряд в ритмический посредством нюансного изменения одного произвольно выбранного элемента. Это можно сделать несколькими способами:
• изменить размер, цвет, расстояние от соседних объектов (шаг), угол наклона;
• изменить форму одного из элементов группы, но так, чтобы не нарушился строй композиции.
Сохраняйте промежуточные варианты. Сравните результаты, выберите наиболее удачный.

 
 Рис. 1. Упражнение на создание ритмической группы

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017