Композиционное видение
В работе над композицией нужно научится композиционному видению.
Такое видение можно развить следующим образом.
Упражнения. Первый состоит в том, чтобы, применяя кисть, палочку, перо, рисовать тушью или гуашью, по белой бумаге или белилами по черной.
Второй способ работы представляет собой вырезание из белой или черной
(цветной) бумаги и накладывание полученной формы на контрастный фон.
Для выполнения других упражнений необходимо собрать богатую палитру
разнообразных фактур (ткань, древесина, стекло, метал и т.д.). Внимательно рассмотреть их при различном освещении и пощупать.
Кляксу или любое пятно на бумаге можно ограничить рамкой, прочерченной вокруг пятна на определенном расстоянии, сообразно размеру и форме. Тогда вы получите композицию пятна. Любое абстрактное пятно, мысленно или буквально ограниченное рамкой таким образом, будет называться композицией или компоновкой.
Композиционные приемы
центр (смысловой, композиционный)
применение золотого сечения
ритм
статика
динамика
Законы композиции
Закон целостности — вытекает из целостности мира
Закон жизненности
Закон контрастов
Закон подчинённости
Виды композиции
Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина)
Объёмная — (Скульптура, архитектура)
Глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (Архитектурный ансамбль)
Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и более слабому восприятию вертикального.
Геометрическое, оптическое восприятие формы
При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения. Глаз переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, для того чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, следует немного сместить вверх.
Упражнение 1
Проследите за изменением размеров круга в зависимости от изменения
его цвета и фактуры (черный, желтый, красный и т. д. в зависимости от имеющихся). Плоскость — белая. Диаметр окружности - 30 мм.
Замените форму круга на треугольник и выполните те же упражнения.
Самостоятельно сделайте выводы. Сторона треугольника примерно - 30 мм
Упражнение 2
СИММЕТРИЯ
Симметрия — определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Асимметрия — полное нарушение симметрии; повторяющиеся элементы отсутствуют или расположены так, что их нельзя совместить путем сдвигов или поворота.
Наиболее часто применяемыми видами симметрии являются зеркальная с вертикальной или горизонтальной осью, центричная, угловая.
Активно используется симметрия в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, реже — в станковой живописи, графике, скульптуре.
центричная
угловая
с вертикальной или горизонтальной осью
Равновесие
Условие зрительной завершенности композиции — уравновешенность. Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием деталей, цветом и пластикой.
Равновесие формы — состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой.
Равновесие безусловно в композициях с ' вертикальной осью симметрии
Более сложным и интересным способом оно достигается при нарушении симметрии в компоновке элементов
Упражнение 3
Попробуйте организовать плоскость из не менее 7 геометрических фигур, используя симметрию:
с вертикальной осью, угловую, центричную. (элементы черные ил цветные, фон белый)
Отметьте для себя, что создать равновесие, применив симметрию, несложно. Труднее создать композицию, оригинальную по своим пластическим
задачам, интересную по восприятию.
В результате выполнения этих упражнений должны появиться элементарные навыки работы с плоскостью. Вы должны также обратить
внимание на то, что в двух последних упражнениях с введением сложных
по форме элементов или активного цветового пятна в композиции появились акценты, правильнее сказать, доминанты. При их помощи был организован композиционный центр.
Центр композиции
Главный смысловой элемент является центром композиции.
Центр в данном случае — понятие условное. Форма и место размещения центра могут быть любыми, но главная часть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа.
Композиция в стиле супрематизма: а – замкнутая; б - открытая
Варианты организации композиционного центра
1. Сгущение элементов на одном участке
2. Выделение элемента цветом
3. Контрастность форм
4. Увеличение или уменьшение размера одного из элементов
5. Образовавшаяся пустота
1,4
2,4
5
2
3
3,2
При организации доминанты важно учитывать законы визуального
восприятия плоскости – доминанта всегда располагается в активной части,
т.е. ближе к геометрическому центру.
Формат плоской композиции
Огромное значение для плоской композиции имеет формат — граница до изображения.
Незаполненное белое поле листа может быть очень активным, активность придают ему элементы композиции, размещенной на белом
Прямоугольный, вытянутый вертикально, формат передает ощущение
устремленности вверх (рис. 3.17, а).
Горизонтальный формат выглядит "распахнутым": ослабляется чувство замкнутости, уменьшается значение композиционного центра (рис. 3.17, б).
Масштабность
Масштабность — соразмерность принятому эталону. В предметном мире людей эталоном является сам человек. "Человек есть мера всех вещей".
Кроме того, восприятие масштаба объекта в большой степени зависит от eгo окружения.
Соразмерность произведения и человека, то есть непосредственного зрителя, является средством, способствующим созданию гармоничной композиции.
Церковь Петра и Павла
в Кожевниках. 1406
Колокольня Новодевичьего
монастыря. 1690
Колокольня Ивана Великого. 1505-1508
Д. Моор. Помоги. 1921
Контраст, нюанс, тождество — взаимодополняющие средства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Гармония— это сочетание противоположностей, их равновесие.
Упражнение 4
Организуйте композицию из одинаковых по форме элементов(круг, квадрат, треугольник или более сложные фигуры), которые отличаются размером, цветом или фактурой. Создайте композиции, отвечающие всем основным требованиям (равновесие, единство и соподчинение), где центр организован:
а) самым большим элементом в композиции;
б) самой сложной по силуэту формой;
в) самым маленьким по форме элементом в композиции;
г) группой элементов;
д) «одиноким» по форме элементом;
е) композиционной паузой.
примеры
Для тренировки чувства ритма выполните следующие упражнения (рис. 1)
1. Представьте метрическую последовательность шести одинаковых элементов, в простейшем случае — вытянутых по вертикали прямоугольников с пропорциями 1:7.
2. Скомпонуйте этот ряд на вертикально ориентированном листе стандартного формата.
3. Преобразуйте метрический ряд в ритмический посредством нюансного изменения одного произвольно выбранного элемента. Это можно сделать несколькими способами:
• изменить размер, цвет, расстояние от соседних объектов (шаг), угол наклона;
• изменить форму одного из элементов группы, но так, чтобы не нарушился строй композиции.
Сохраняйте промежуточные варианты. Сравните результаты, выберите наиболее удачный.
Рис. 1. Упражнение на создание ритмической группы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.