Чапаксин Иван 2 курс химия (полияз)
(СРОП № 6) Инновационный педагогический менеджмент: суть, особенности, значение в развитии организации образования.
В настоящее время важное значение в решении проблемы качества дополнительного образования приобретает интеграция процесса и результатов труда участников образовательного процесса, воздействие внешних и внутренних факторов на эффективность работы учреждения. Особая роль в повышении эффективности работы учреждения дополнительного образования принадлежит единству и взаимосвязи его составляющих компонентов: наличия современной материально-технической базы учреждения, кадровому и научно-методическому сопровождению учебного процесса, содержанию управленческой деятельности руководителя.
Инновационный педагогический менеджмент определяет эффективность взаимосвязи: между управлением и методическим обеспечением учебно–воспитательного процесса, между управлением и работой с персоналом, между управлением и финансово-хозяйственной работой, между управлением и инновационными процессами в учреждении дополнительного образования, между управлением и профессиональной компетенцией сотрудников, между управлением и социальными партнерами учреждения дополнительного образования.
Анализ литературных источников по проблеме совершенствования системы менеджмента в учреждении дополнительного образования показывает, что значительное увеличение объема работы педагогов и руководителя привело к тому, что, с одной стороны, участникам образовательного процесса и управления учреждения дополнительного образования необходимо обеспечить определенный (достаточно высокий) уровень развития учреждения (методический, кадровый, финансово-хозяйственный, инновационный), с другой, выполнение разнообразных функциональных обязанностей, требует профессиональных компетенций и определенных личностных качеств.
Руководителю и педагогическому составу учреждения дополнительного образования необходимо постоянно совершенствовать свое профессиональное искусство, внедрять новые методы обучения и работы, правильно выбрать стиль в работе с детьми, коллегами, родителями учащихся. Немаловажное значение в педагогическом менеджменте принадлежит руководителю учреждения дополнительного образования. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать педагогический коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития образовательного учреждения.
Непродуманное и скоропалительное внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс, принимаемые управленческие решения нацеленные на получение кратковременного эффекта, не способствуют развитию учреждения дополнительного образования, вызывают усталость, переутомление, эмоциональное выгорание у педагогов, руководителя. В этом аспекте действенным средством для преодоления негативных факторов в работе образовательного учреждения при повышении качества образования и управленческой работы является интеграция в содержание работы педагогов и руководителя образовательного учреждения, которая способствует органичному сочетанию высокого профессионализма, и творческого начала.
Как инновационное явление в деятельности учреждения дополнительного образования, интеграция подходов, технологий, методов, средств инновационного педагогического менеджмента в работе педагогов и руководителя образовательного учреждения вызывает сложность во внедрении в практику в силу слабой теоретической обоснованности и постоянно, изменяющиеся условия.
Рассмотрение сущности педагогического менеджмента невозможно без определения менеджмента, педагогического менеджмента, уяснения теоретических аспектов педагогического менеджмента, его функций и организационно-управленческих принципов, типологии методов. Поэтому сначала определим понятие педагогический менеджмент, охарактеризуем основные принципы, методы деятельности менеджмента образования, его функций, методологических подходов и организационно-управленческих принципов, типологии методов.
Понятие «менеджмент» имеет три смысловых аспекта: совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.
Аналог английскому «менеджмент» в русском языке – управление, под которым понимается совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением.
В современной научной литературе менеджмент раскрывается как: процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов; управление бизнесом через филигранную работу с людьми; специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека; умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных; функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях; область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.
По мнению ряда авторов работ по менеджменту он связан с таким руководством людьми, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманными, экономичным и рациональным путем. Процесс управления относит достижение намеченной цели наиболее рациональным способом и построение управления персоналом с таким расчетом, чтобы оно соответствовало потребностям сотрудников и позволяло активизировать их работу, повышать производительность труда и, следовательно, эффективность производства.
Опираясь на работы специалистов, можно перечислить наиболее важные черты, характерные для менеджмента как особого вида (типа) управления. К ним относятся:
1. человекоцентрированность,т.е. ориентацию на человека, его потребности, мотивы, интересы, способности;
2. демократичность отношений между менеджером и другими сотрудниками;
3. коллегиальность в принятии решений, гибкость и рациональность действий по достижению намеченных целей;
4. системность мышления и действий при разработке и выполнений управленческих решений;
5. эффективность управляемых процессов, обусловленную процессов, обусловленную применением современных технологий.
Наиболее подходящее и полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, считавший, что современный менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива).2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.5) О предприятии нельзя судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие схоже с человеком: так же, как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятельности, такие же различные средства требуются и для оценки функционирования предприятия.
Обратимся к понятию «педагогический менеджмент». Поскольку участники образовательного процесса находятся в диаметрально противоположных сторонах (педагоги и воспитанники)
Педагогический менеджмент –это человекоцентрализованный вид управления воспитательным процессом, предполагающий системность, демократичность, коллегиальность, гибкость в подготовке, принятии и реализации управленческих решений и обеспечивающий благодаря этому эффективное осуществление воспитательной действительности.
Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления: 1) организации, иерархии управления, основное средство здесь - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр; 2) культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения; 3)рынка, рыночных отношений, т.е. отношений, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.
От понятия «педагогического менеджмента» перейдем к рассмотрению методологических подходов.
Под методологическим подходом принято понимать ориентацию в деятельности отдельного человека или группы людей, предусматривающую использование определенного комплекса понятий, принципов и способов действий в познании и преобразовании объектов природной или социальной действительности. Как правило, деятельность строится на основе не одного, а нескольких подходов. Разумеется, так поступают в тех случаях, если методические ориентации не являются взаимоисключающими и дополняют друг друга. Вместе они составляют стратегию деятельностью и детерминируют тактику выбора действий в конкретной ситуации и определенный промежуток времени. Такую совокупность подходов называют методологическим основанием проектируемой или осуществляемой деятельности.
В качестве методологического основания деятельности по управлению воспитательным процессом и образовательным учреждении нами предлагается избрать двух- или трехуровневое образование, состоящее из совокупности взаимосвязанных подходов.
Первый (базовый) уровень методологического основания занимают гуманистический и системные подходы. Осуществление деятельности по управлению воспитательным процессом на основе данных методологических ориентаций содействует реализации важнейших потребности российского общества и отечественного образования и построение гуманистической системы воспитание детей.
Только на основе применения гуманистического подхода формируются такие важные черты управления воспитательным процессом, как человекоцентрированность, демократичность, коллегиальность.
Системный подход нацеливает субъектов управления воспитательным процессом избирать при подготовке и реализации управленческих решений системный стиль мышления и действий. Его необходимостьобусловлена тем, что характер управления социальными системами должен соответствовать характеру, особенностям и специфике управляемого объекта.
Второй уровень методологического основания образуют синергетический, ситуационный, деятельностный, квалиметрический и ресурсные подходы. Рассмотрим значение каждого из них в обеспечении эффективного управления воспитательным процессом в образовательном учреждении.
Синергетический подход устремляет взгляд субъектов управления на изучение и учет в управляемом объекте процессов самоорганизации и саморазвития, так как воспитательная система относится к разряду саморазвивающихся явлений.Необходимо обращать внимание, как на деловые, так и неформальные отношения, складывающиеся благодаря синергетическим эффектам.
Ситуационный подход предполагает разработку стратегии и тактики управления и соответствии с особенностями социально-педагогической ситуации в школьном (классном) сообществе и окружающей среде. Речь идет о рациональности и даже об оптимальности как существенной характеристике менеджмента воспитания.
Деятельностный подход ориентирует на наполнение деятельностью как самого процесса воспитания детей, так и управления им. Управление- это не формально-бюрократический акт подготовки и принятие решения одним человеком или узким кругом лиц, а целенаправленная самоуправляемая активность большинства членов школьной (классной) общности по планированию, организации, контролю и анализу жизнедеятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях.
Квалиметрический подход обуславливает включение ценности «качество» в ценностно-смысловое ядро деятельности менеджеров. Надо всегда держать курс на повышение эффективности воспитательной работы, но при этом помнить, что качество результата во многом зависит от качества самого процесса и условий, в которых он протекает.
Ресурсный подход нацеливает субъектов управления на обеспечение воспитательного процесса кадровыми (человеческими), организационно-методическими, информационными, финансовыми и материальными- техническими ресурсами. Отсутствие или низкий уровень даже одного из перечисленных ресурсов могут не только отрицательно повлиять на содержание и организацию воспитательного процесса, но и значительно уменьшить его результативность.
Обратимся к понятию «инновационный педагогический менеджмент», который рассматривается в психолого-педагогической литературе в кругу таких основных понятий, как «педагогические инновации», «организационные изменения», «гармонизация отношений субъектов инновационного процесса», «синергетический эффект», «стратегия успеха», «ситуационный подход», «сопротивление организационным изменениям» и др. Как было отмечено, анализ различных определений приводит к выводу, что главный смысл инновационного педагогического менеджмента состоит в поиске и обосновании управленческого комплекса (принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления), связанного с инновационным преобразованием педагогической системы и предполагающего постановку стратегических целей, принятие решений, разработку способов и путей их достижения.
Принципиальное отличие (базовые параметры) инновационного и неиновационного менеджмента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Базовые параметры инновационного и традиционного менеджмента
n.n. |
Традиционное управление учебно-воспитательным процессом (УВП) |
Инновационныйпедагогический менеджмент |
1 |
Целепостановка согласно достигнутым результатам |
Целепостановка согласно прогнозируемой перспективе |
2 |
Фиксированные позиции субъектов УВП |
Опора на самостоятельность и инициативность всех субъектов УВП |
3 |
Управление УВП как реакция на конкретно возникающие события (как правило, с запаздыванием) |
Управление УВП как активный поиск возможностей с учетом предвидения будущего |
4 |
Минимизация отклонений от принятых схем организации УВП; стремление к максимальной унификации основных составляющих УВП |
Плюрализм, множественность логик развития УВП; стремление к педагогическим инновациям, поиску новых подходов к организации УВП |
5 |
Поиск решения управленческих проблем ведется последовательно до первого положительного решения |
Поиск решения управленческих проблем ведется с применением специальных технологий процесса принятия решения, критерием которых является оптимизация педагогической системы в целом |
6 |
Оптимизация результативности УВП |
Оптимизация потенциала результативности УВП |
Педагогический менеджмент имеет инновационную составляющую. На схеме ниже представлено примерная структура инновационного процесса.
Создание новшеств |
Экспериментальное апробирование новшеств Проектирование новшеств
Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях
Экспертиза новшеств
|
Распространение новшеств |
Поддержка освоения новшеств Подготовка к распространению
Анализ распространения и освоение новшеств Информирование о новшествах
|
Освоение новшеств |
Проектирование желаемого будущего образовательной системы Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях
Анализ и оценка результатов изменений Внедрение новшеств Институализация нововведений Оценка и выбор новшеств Поиск новшеств
|
Инновационный процесс начинается с выявления необходимости изменений на каких- то участках образовательного процесса. Это становится результатом аналитической работы специализированных научных организаций, органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, педагогов.
Разработка способов решение проблем- проектирование новшеств может осуществляться как теми, кто выявил проблему, так и теми, кто возьмется за это по собственной инициативе или по чьему-то заказу.
Таким образом, мы рассмотрели: наиболее важные черты менеджмента (человекацентричность, демократичность, коллегиальность, системность, эффективность), определили задачи, металогические подходы. Инновационный педагогический менеджмент состоит в поиске и обосновании управленческого комплекса связанный с инновационным преобразованием, постановку целей, принятие решений, разработку способов их достижения.
Специфика инновационного педагогического менеджмента в учреждении дополнительного образования
Дополнительное образование детей - феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.
Педагог дополнительного образования - специально содействующий развитию дополнительного образования детей в конкретном учреждении, владеющий педагогикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования детей. Педагог дополнительного образования - равноправный участник партнерских отношений, совместной деятельности с детьми, специально содействующий их развитию.
Методика - процедура использования комплекса методов и приемов безотносительно к личности субъекта их осуществляющего.
Технология - строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех (определяются личностными параметрами педагога).
Взаимодействие - система отношений связи, взаимозависимости между людьми, взаимная поддержка и согласованность действий для достижения единой цели и решения общих задач.
Педагогическая деятельность - вид социально значимой деятельности, специально направленный на организацию условий для возникновения и становления деятельности ребенка по развитию своего человеческого образа.
Педагогическая поддержка - особая педагогическая деятельность, обеспечивающая индивидуальное развитие (саморазвитие) ребенка, но исходящая из признания того, что поддерживать можно только то, что уже есть в наличие, развивать самостоятельность, «самость» человека.
Маршрут образовательный - заранее намеченный своеобразный путь воспитанника в образовании, отражающий его интересы, потребности и возможности [33].
Развитие личности - процесс формирования личности, накопления в ней качественных изменений, приводящих к переходу от одного состояния к другому, более совершенному.
Управление инновационными процессами в учреждении дополнительного образования рассматривается нами как обеспечение эффективности создания образовательного пространства, стимулирующего высокое качество образования в соответствии с современными целями образования.
По определению инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла целей, содержания образования, форм, методов и технологий средств обучения, системы управления.
Педагогическую инновацию можно разделить на новое знание как продукт научного исследования и образовательную технологию как услугу по новому способу изучения.
Наибольшее распространениеимеют инновации в организации учебного процесса и внедрении новых образовательных технологий. Педагогическая инновация - такое явление, новообразование, которого не было на предыдущей ступени развития науки и практики.
Согласно Е.С. Полат, педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п. Классификация педагогических инноваций возможна по разным основаниям. В частности, по видам деятельности: педагогические, обеспечивающие педагогический процесс; управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями; срокам действия: кратковременные, долговременные; характеру изменений: радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах, комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов, модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм; масштабу изменений: локальные – независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов, модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций, системные – полная реконструкция системы как целого; масштабу использования: единовременные (осуществляются один раз), диффузные (повторяющиеся); источнику возникновения: внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (внутри образовательной системы); методам осуществления: авторитарные, либеральные, административные, инициативные.
Инновационное развитие в системе дополнительного образования основано на проектно-программном методе с использованием комплексного подхода на основе матричной структуры управления инновационными процессами. Актуальным становится рассмотрение вопросов содержания работы руководителя учреждения дополнительного образования и управление им в условиях инновационного развития учреждения дополнительного образования детей.
Анализ научной литературы показывает, что наибольший интерес представляет система функций управления, предложенная П. Третьяковым. К числу функций управления он относит информационно-аналитическую, мотивационно - целевую, планово - прогностическую, организационно - исполнительскую, контрольно - диагностическую и регулятивно- коррекционную.
Основным принципом управления инновационными процессами в учреждении дополнительного образования является принцип управления по результатам, т.е. управление, направленное на достижение измеряемых результатов, соотносимых с показателями, обозначенными, например, в муниципальной программе развития образования. Матричная структура управления позволяет обеспечить мобильность управления внутренними ресурсами, обеспечить управление отношениями со средой.
Значительные темпы проникновения информационных технологий в образовательное пространство обусловили выдвижения на первый план проблему технологии обучения и, прежде всего, инновационных технологий. Информационная технология становится генератором культурных сдвигов и инноваций.
Организация управления инновационными процессами в учреждении дополнительного образования следующая: изучение вопроса, выбор оптимальных форм, условия расстановки кадров, мотивация в ходе реализации, помощь, анализ хода, контроль (новое в контроле): самоконтроль, рефлексия.
1-е направление - изучение профессиональной готовности к инновационной деятельности по результатам.Для многих педагогов учреждения дополнительного образования инновационная (исследовательская, экспериментальная) работа становится этапом в совершенствовании в их профессиональной деятельности. Этому предшествует огромная работа: последовательное овладение методиками, педагогическими технологиями, обеспечивающими новое содержание образования. Этой же цели служит работа творческих научных лабораторий, проблемных групп, обмен инновационным опытом на семинарах республиканского, городского значения, теоретико-аналитических семинарах.
2-е направление - изучение теоретических положений, концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждений дополнительного образования. Большую роль играет самообразовательная работа педагогов, ведение обучающих семинаров (теоретические семинары).
3-е направление - определение целеполагания на всех уровнях управления.
4-е направление - мониторинг.Необходимое последовательное обучение педагогов использованию средств оценивания результатов инновационной деятельности (это психологические методики, социометрический метод, анкетирование, наблюдение, срезы, тестирование, контрольные работы, интервьюирование, рейтинг, тренинг, ранжирование, рефлексия, опрос, выставки, концерты и т.д.).
5-е направление - наличие индивидуальных программ опытно-экспериментальной деятельности.Вучреждениях дополнительного образования практикуются отчеты по промежуточным результатам опытно-экспериментальной деятельности педагогов. Как необходимое условие управления инновационными процессами в учреждениях дополнительного образования отрабатывается нормативно-правовая база, закрепляющая отношения участников образовательного процесса, их взаимосвязи с внешней средой, а также позволяющие закрепить инновации как нормы. Это положения различного уровня: расписания, анкеты, программы, соглашения, регламентирующие отношения, договоры и т.д.
К положительным результатам в оценке работы учреждений дополнительного образования можно отнести создание государственно-общественных форм управления: работу комиссий, советов, общественные экспертные оценки, договорные отношения, проектную деятельность по моделированию различных форм сообществ, обобщение инновационного опыта. Глубока проработка системных проектов, программ развития, а также внедрение в массовую практику инновационного опыта, переход в стадию функционирования.
Показателем услуги дополнительного образования становятся не знания, умения и навыки, а сам индивид (школьник, студент). Потребителем ее становятся, как правило в перспективе, и учебные учреждения, и предприятия, и организации, в которых будет учиться и трудиться будущий студент, работник, специалист.
Ресурсами инновационной деятельности образовательного учреждения дополнительного образования выступают педагоги, воспитанники, материально-техническое обеспечение учреждения, современные педагогические технологии, финансовые ресурсы, управленческие инновации. Под влиянием современных педагогических технологий формируется новая модель инновационных учебных заведений, где объединяются традиционное образование и другие новые организационные формы.
Инновационные формы образовательных учреждений дополнительного образования – это учебные заведения, которые реализуют педагогические инновации и совершенствуют педагогическое мастерство на основе новых знаний, разрабатывают современные педагогические технологии, используют новые формы организации образовательного процесса.
Модель инновационного процесса учреждения дополнительного образования, которая включает этапы инновационного цикла и взаимосвязи между ними.
Модель выражает непрерывность управления инновациями в учреждении дополнительного образования детей, которая обеспечивает:
- концентрацию ресурсов (материальных, трудовых, информационно-методических) в рамках инновационной педагогической деятельности;
- организацию взаимодействия между исполнителями (руководителем – педагогами- воспитанниками – их родителями) в достижении общей цели;
- разработку инновационных педагогических технологий, методик обучения;
-организацию новых форм контроля;
-оценку результатов инновационных проектов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.