Дать общее представление о новой системе критериального оценивания
Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения
Представить стратегию оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах
Цель
Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений.
В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.
Место оценивания в современном образовательном процессе
Нормативная функция - включает в себя:
фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения;
административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).
Функции системы оценивания в настоящее время
Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.
Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.
Функции системы оценивания в настоящее время
Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Недостатки существующей системы оценивания
Изучены используемые системы оценивания как в различных организациях образования Республики Казахстан так опыт работы по оцениванию в Международной школе QSI, школе Хейлибери, школе Мирас.
Получены консультации от международных экспертов:
Экзаменационного Совета Кембриджского университета;
Университета (UPENN, США);
Института педагогических измерений (Сито, Нидерланды);
Школ международного Бакалавриата стран мира.
Изучение международных подходов к оцениванию
Цели оценивания:
Анализ достижения учащимися краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;
Установление оперативной взаимосвязи между учителем и учеником для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала;
Внесение корректив в организацию учебного процесса.
Цели, задачи и принципы оценивания
Принцип 1Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. *Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение-оценивание-планирование-...
Принципы оценивания
Принципы оценивания
Принцип 3
Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов
Принципы оценивания
Принцип 4
Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым.
Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.
Принципы оценивания
Принцип 5
Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.
Принципы оценивания
Система оценивания должна:
давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
Требования к системе оценивания
Система оценивания должна:
Фиксировать изменения как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования.
Требования к системе оценивания
В механизме выставления отметок должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся.
В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего образования существуют большие сомнения.
Требования к системе оценивания
В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса.
При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя.
Полная прозрачность системы оценивания является фактором, подталкивающим к самооцениванию
Требования к системе оценивания
Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.
Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.
Требования к системе оценивания
Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу.
Невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах.
Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.
Требования к системе оценивания
Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
Основной путь для достижения этого – информирование всех участников учебного процесса о системе оценивания как инструменте, необходимом для успешного получения образования и для осуществления обратной связи.
Требования к системе оценивания
Критериальное оценивание– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Стратегия оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах
Виды критериального оценивания
Критериальное оценивание
Формирующее (текущее) оценивание
Констатирующее (итоговое) оценивание
Определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала.
Определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).
С 1 сентября 2011-12 учебного года начат эксперимент по пилотному внедрению критериального оценивания в 7 классах школ ФМН и 8 классах школ ХБН.
Разработаны:
Концепция внедрения критериального оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах;
Правила оценивания на период эксперимента;
Критерии оценивания по всем предметам учебного плана;
Шкала перевода баллов по критериям в школьную оценку.
Пилотное внедрение критериального оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах
Оценивается только работа учащегося;
Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Практическая значимость критериального оценивания
Учителям:
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
Улучшить качество преподавания;
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Критериальное оценивание позволяет
Учащимся:
Критериальное оценивание позволяет
Родителям:
Критериальное оценивание позволяет
Ресурсы
Ресурсы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.