«СТАНДАРТЫ» СЧАСТЛИВОГО ДЕТСТВА
«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться… Дайте детству созреть в детях». Жан-Жак Руссо Детство – «фундамент» нашей жизни, важнейший ее период, старт для любого человека, путевка во взрослую жизнь. Важно понимать, что оно – не подготовительный этап, а значимый, самоценный, своеобразный, ничем не заменимый период жизни. Из беспомощного существа, неспособного самостоятельно удовлетворять свои потребности, ребенок превращается в мыслящего человека, в личность. Януш Корчак писал: «Без ясного, пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека». И действительно, именно в детстве закладываются все будущие качества взрослой личности, происходит первичное познание мира, возникают первые взаимоотношения с окружающими людьми, со сверстниками, с социумом в целом, формируются нравственные качества, привычки, закладывается основа культуры поведения. Именно в этот период дети приобретают первый жизненный опыт и знания, с которыми придут во взрослую жизнь, которые будут оказывать определяющее влияние на их дальнейшую судьбу. Задача взрослых – помочь малышам в их взрослении, дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. Центральная его установка – содействие в сбережении уникальности и разнообразия детского периода путем создания пространства для реализации потенциала ребенка, условий социальной ситуации содействия взрослых и малышей во имя развития способностей каждого дошкольника, а не его унификации. В Стандарте заложены условия, которые позволяют учитывать различия детей, их родителей (семей), экономическую и социальную неоднородность регионов Российской Федерации. ФГОС ДО требует перехода к новому формату взаимодействия детей и взрослых, основанному на умении слышать «голос ребенка», нацеленному на развитие детской инициативы и самостоятельности, создающему возможность найти каждому ребенку занятие по интересам. Стандарт дал ресурс каждому малышу реализовать свою индивидуальность, развиваться в персональном темпе, стать любознательным, уверенным в себе, способным к волевым проявлениям, сформировать позитивную самооценку и развить воображение. Образование дошкольников – один из важнейших этапов образовательного процесса, который достоин особого внимания и правильной организации, потому как приоритетная его задача – всестороннее гармоничное развитие ребенка и создание фундамента для дальнейшего развития его личности и обучения. Стандарт не делает образовательные программы всех ДОУ абсолютно одинаковыми, он содержит принципы, которые должны быть учтены при разработке примерных и парциальных программ, описывает цели и задачи, целевые ориентиры, как результат освоения программ. И в то же время, положения Стандарта могут быть использованы не только образовательными организациями, но и родителями (законными представителями) детей, которые получают дошкольное образование в семейном формате. Стандарт дошкольного образования содержит в себе маркеры понятия «счастливое детство» и, по сути, определяет «правила игры», в которых каждый ребенок обречен на успех. Что же это за «правила игры»? Первое «правило»: индивидуализация образовательного процесса. Несмотря на то, что все дети разные, современный педагог должен обязательно это учитывать и выстраивать индивидуальный вектор развития, подбирая содержание, способы, методы и приемы своей работы таким образом, чтобы помочь ребенку сохранить и развить свою уникальность. Второе «правило»: разностороннее развитие и поддержка детской инициативы во всех видах деятельности. Педагоги должны таким образом организовать предметнопространственную среду, чтобы все дети, независимо от их уровня развития и состояния здоровья, имели равные возможности. Эта среда должна пробуждать творческую активность и интерес к окружающему миру у дошкольников, при этом позволять малышу самостоятельно приобретать опыт. Также нельзя при организации развивающей среды не учитывать уровень развития современных технологий, обилие гаджетов и появление инноваций. Чтобы дети не были оторваны от реальности, необходимо в образовательном процессе использовать интерактивные доски, столы, всевозможные лаборатории, детские технопарки (кванториумы) и др. Третье «правило»: предоставление возможности выбора. Педагоги должны перейти на новый формат детско-взрослых отношений, когда они слышат «голос ребенка», нацелены на развитие детской инициативы и проявляют педагогический такт в общении с дошкольником. В Стандарте дошкольного образования утверждаются принципы, ставятся цели и решаются задачи, которые и являются основой счастливого детства – яркого, самобытного и разнообразного. Библиографический список: 1. Национальный проект "Образование", утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). 3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.