Становление представлений детей о ценностях профессиональной самореализации на разных возрастных этапах
Упир Татьяна Евгеньевна
педагог-психолог МБОУ «СОШ № 11» г. Еманжелинска
«Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни.» С.Л. Рубинштейн
Профессиональное самоопределение – это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями.
Нормативные документы по профессиональному самоопределению
Послание Президента Федеральному Собранию от 01.03.2018, включающее запуск проекта ранней профориентации школьников «Билет в будущее»;
Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 03.09.2018;
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/1739 от 14.08.2020 года о «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области на период 2020-2024 годы»;
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области на период 2020-2025 гг.
История профессионального самоопределения
В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться.
В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учёт помогает установить степень профпригодности.
После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.
Сейчас изучению профессионального самоопределения специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основные её задачи - помощь и поддержка человека в самоопределении, а основной целью является осознанный выбор профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение
Процесс профессионального самоопределения
Этапы профессионального самоопределения
Дошкольный возраст
Этапы профессионального самоопределения
Младший школьный возраст
Этапы профессионального самоопределения
Подростковый возраст
Этапы профессионального самоопределения
Юношеский возраст
Этапы профессионального самоопределения
Молодой и зрелый возраст
Результаты мониторинга образовательных предпочтений выпускников школ–2020, проводимого ОК«Смена»
42,3% выпускников основной школы не определились с будущим направлением профессионального обучения
Менее 50% обучающихся 9 классов определились с выбором профессии
только 10% - ориентированы на рабочие профессии.
Наиболее популярные специальности
«Экономика и управление»
«Информатика и вычислительная техника»
«Педагогика»
«Медицина»
«Юриспруденция»
Библиографический список
1. Истомина, В.В. Пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ / В. В. Истомина, Н. А. Конышева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 91–97.
2. Сичинский, Е.П. Профессиональное самоопределение молодежи: Ценностно-ориентационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9–12.
3. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. - 112 с.
4. Концепция организационно-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области
https://leb-shkola-etkul.educhel.ru/activity/educational_work/concept
Становление представлений детей о ценностях профессиональной самореализации на разных возрастных этапах
Упир Татьяна Евгеньевна
педагог-психолог МБОУ «СОШ № 11» г. Еманжелинска
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.