Познакомить учащихся со старинными французскими танцами на примере французской инструментальной музыки. Научить детей слышать танцевальность в музыке.
Тема урока: «Старинный французский танец»
Цель: знакомство учащихся со старинными французскими танцами и их особенностями на примере французской инструментальной музыки.
Задачи:
Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности; способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.
Научить детей слышать танцевальность в музыке,
Развивать их фантазию и музыкальный слух;
Способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий.
Музыкальный репертуар: старинные французские танцы «Менуэт», «Гавот», «Фарандола», «Бурре», менуэт Г.Ф. Генделя, менуэт d Amadis Ж.Б. Люлли, французская народная песня «Каде Русссель», «Танец маленьких утят», увертюра Ж. Бизе из оперы «Кармен».Тема урока: «Старинный французский танец»
Цель: знакомство учащихся со старинными французскими танцами и их особенностями на примере французской инструментальной музыки.
Задачи:
Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности; способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.
Научить детей слышать танцевальность в музыке,
Развивать их фантазию и музыкальный слух;
Способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий.
Музыкальный репертуар: старинные французские танцы «Менуэт», «Гавот», «Фарандола», «Бурре», менуэт Г.Ф. Генделя, менуэт d Amadis Ж.Б. Люлли, французская народная песня «Каде Русссель», «Танец маленьких утят», увертюра Ж. Бизе из оперы «Кармен».
Старинный французский танец Конспект урока.doc
Конспект урока по теме
«Старинный французский танец»
в 5 классе
Преподаватель музыки: Хамуева Екатерина Владимировна Конспект урока
Тема урока: «Старинный французский танец»
знакомство учащихся со старинными французскими танцами и их
Цель:
особенностями на примере французской инструментальной музыки.
Задачи:
Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности;
способность нравственноэтического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата,
способность к волевому усилию.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации,
моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со
сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.
Научить детей слышать танцевальность в музыке,
Развивать их фантазию и музыкальный слух;
Способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных
учебных действий.
Музыкальный репертуар: старинные французские танцы «Менуэт», «Гавот»,
«Фарандола», «Бурре», менуэт Г.Ф. Генделя, менуэт d Amadis Ж.Б. Люлли,
французская народная песня «Каде Русссель», «Танец маленьких утят», увертюра Ж.
Бизе из оперы «Кармен».
Оборудование: проектор мультимедиа, компьютер, музыкальный центр, фортепиано,
экран, раздаточный материал (таблица для определения средств музыкальной
выразительности).
Организация урока: вход с музыкой увертюры Ж. Бизе из оперы «Кармен»,
музыкальное приветствие (Здравствуйте,
учитель!)
(восходящее и нисходящее звуковедение).
ребята! Здравствуйте, Ход урока
1. Изучение нового материала.
Задачи:
1. Воспитательные:
Привить навык самостоятельной работы;
Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания
музыки;
Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и
прислушиваться к мнению другого;
Воспитывать уважение к музыке другого народа;
Воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным
занятиям.
2. Образовательные:
Через специальные схемы и вопросы помочь обучающимся
осознать источники формирования старинного французского
танца и его значение в жизни людей.
Научить обобщать аналитический материал и осознавать
особенности старинного французского народного танца
Научить вслушиваться в музыкальную ткань французской
народной музыки и анализировать средства музыкальной
выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику,
регистр, жанровые особенности.
Развивать познавательную активность, умение работать в
группе;
Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной
выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты
(музыкальные движения) к музыке.
3. Развивающие:
1.1. Введение в новую тему.
Учитель: Обратите внимание на незнакомые слова, которые вы, возможно, встретили
впервые:
бурре; гавот; кадриль; канкан; контрданс; котильон;
менуэт; фарандола; хардстайл; хипхоп.
Попробуйте ответить на данный вопрос, используя свой жизненный опыт. Слышали ли вы ранее эти слова? (предполагаемые ответы детей: да, слышали.)
Скажите, как вы думаете, с какой деятельностью человека связаны эти понятия?
(предполагаемые ответы детей: эти понятия связаны с танцами).
Учитель: Правильно. На ваших листках бумаги перечислены некоторые виды
французского танца. А тема урока звучит: «Старинный французский танец».
Ребята, у нас сегодня есть ученики, которые заранее подготовили некоторые
ответы на возникшие вопросы по танцам.
1.2. Сообщения детей об истории французского танца (Слайды № 1 и 2)
Национальный танец – это вид народного творчества, который рассказывает об
образе жизни народа, его культуре, национальном колорите, человеческом
темпераменте и о многом другом. Движение – это жизнь, и особенности
национальных танцевальных движений могут раскрыть и особенности жизни целого
народа.
Франция – страна, которая для человечества неоднократно становилась «мерилом
всех вещей». Настолько всегда разнообразны, самобытны и притягательны были её
культура и искусство для людей во всём мире. Французы почитают старинные танцы.
Поэтому особый интерес представляют собой старинные французские танцы,
история которых началась в древности и выросла из уличной жизни простого народа.
Исполняемые повсеместно – на улицах, на ярмарках, в кабаках — бранли (так
назывались первые французские танцевальные движения: от франц. branlie –
покачивание) напоминали хоровод, усложнённый подпрыгиваниями, покачиваниями
и притоптываниями, и лишь потом переросли в замысловатые балетные па. Цель их
исполнения заключалась в том, чтобы выплеснуть различные эмоции, как правило,
радость, и потому они отличались живостью и разнообразием.
Естественные движения народного французского танца стали восприниматься как
дурной тон в XV веке. Появились первые трактаты о танцах, попытки
систематизировать шаги и прыжки, стали различать народный и придворный танцы.
От танцора добивались важной осанки, неторопливой размеренной поступи,
церемониальных взаимных приветствий в виде поклонов и реверансов. Характерно
то, что именно такое поведение считалось признаком благородства и изысканности в
обычной жизни.
Конечно, такие движения нельзя было назвать способом самовыражения – настолько
они были регламентированы, — зато у господ французов была возможность показать своё богатство не только на балах, но и во время маскарадов. Медленное,
торжественное и симметричное передвижение по залу большого числа нарядных
мужчин и женщин производило впечатление роскоши и величия, что как нельзя
лучше отвечало эстетике «галантного века». Со временем подобные танцы стали
усложняться сначала скользящими шагами, а затем прыжками и подскоками. На этом
пути в жизни аристократов появились менуэт и гавот. Законы положения рук, ног и
тела стали основой классического балета.
Ребята, мы должны поблагодарить наших детей за подготовку к уроку и
выступление по данной теме.
Музыка, как вы знаете, тесно связаны с жизнью человека. И сегодня мы
подробнее рассмотрим историю рождения отдельных танцев во Франции.
Рассказ учителя о танцах.
1.3. Танцы. (Слайд № 3)
Учитель: В XVІІ веке самым популярным танцем был менуэт (с фр. – маленький,
Менуэт – старинный французский танец в трехдольном размере,
мелкий).
торжественный и степенный. Танец грации и изящества, исполняемый парами. Он
имеет народное происхождение, однако в XVІІ веке, попав в замки и дворцы,
превратился в бальный танец. Для менуэта характерны церемонные поклоны,
торжественные проходы вперед, вбок, назад, изящные шаги и легкое скольжение.
Сейчас мы с вами увидим танец менуэт под музыку Г.Ф. Генделя (Видео № 1).
Слушайте, смотрите, запоминайте движения!
Учитель: У вас у каждого на столах находится таблица эмоциональных настроений.
Опишите характер музыки танца.
Дети на доске и в тетрадях составляют кластер:
менуэт – грациозный, неторопливый, торжественный, изящный, ...
Учитель: К менуэту обращались многие композиторы ( Глюк, Бах, Гендель, Моцарт,
Бетховен,Чайковский, Глинка, Рубинштейн и другие).
Учитель: Ребята, теперь представьте, что мы с вами оказались в главном дворце
Франции. Прозвучит менуэт ЖанаБатиста Люлли придворного композитора
короля Людовика XIV. (Слайд № 4). Кто нам покажет движения этого танца?
(Учитель исполняет менуэт на фортепиано. Дети исполняют поклоны,
небольшие шаги вперед, назад).
Учитель: Продолжаем наше путешествие. Фарандола старинный народный французский танецхоровод, известный с 15
века. Исполняется коллективно, в цепочном построении, в сопровождении флейты и
барабана. Быстрый темп сменяется медленным. (Слайд № 5).
(Звучит музыка танца фарандола. Видео № 2).
Учитель: Опишите характер музыки танца.
Дети на доске и в тетрадях составляют кластер:
фарандола – танцевальная, радостная, бойкая, игривая, звонкая, лёгкая,
разнообразная: то светлая, то немного грустная.
Учитель: Понятен ли нам, не знающим французского языка, музыкальный язык
танца? (Да, понятен без слов, с помощью музыки).
К фарандоле обращались не только французские композиторы Ж.Бизе, Ш. Гуно, но и
русские: А.Глазунов, П. Чайковский. О чём это говорит? (Что между музыкой
нашего народа и французской музыкой нет непереходимых границ).
Учитель: Продолжаем наше путешествие.
Гавот – старинный французский танец, первоначально народный, хороводный.
Появился в 17 веке. В 18 веке он превратился в парный танец и занял свое место при
европейских дворах. Размер танца 2/4, 4/4. Движение умеренное. Наименьшие
длительности нот — восьмые. (Слайд № 6).
(Звучит музыка танца гавот. Видео № 3).
Учитель: Опишите характер музыки танца.
Дети на доске и в тетрадях составляют кластер:
гавот жизнерадостный, энергичный, звонкий, зажигательный, задорный, бойкий,
светлый.
Учитель: Продолжаем наше путешествие.
Бурре (от фр.слова bourrer — делать неожиданные скачки) — старинный
французский народный танец. Возник около середины 16 века. Считается, что
прототипом танца стал народный пантомимический танец провинции Овернь.
Исполняется в быстром темпе. (Слайд № 7).
(Звучит музыка танца бурре. Видео № 4).
Учитель: Опишите характер музыки танца. Дети на доске и в тетрадях составляют кластер:
бурре игривый, кокетливый, веселый, заводной, забавный, радостный, спокойный.
Физкультминутка.
Учитель: Встаньте, пожалуйста. Теперь мы сами потанцуем. Прозвучит французская
народная песня «Танец маленьких утят». (Учитель показывает движения).
Прослушивание и исполнение детьми танца маленьких утят. (звуковой файл танца).
2. Вокальнохоровая работа.
Распевание:
а) мимамо;
б) мииия (в трезвучии).
Учитель: Сегодня мы познакомимся с французской народной песней «Кадэ
Руссель».
Слушание песни. (Исполнение учителем).
Анализ песни (составление таблицы «Средства музыкальной выразительности»).
Работа в парах.
Мелодия
Лад
Регистр
мажор
средний
Звуковедение
отчётливо отрывисто
Ритм
Темп
чередование длинных и коротких звуков
умеренный
Динамика
f mp f
Характер
Шуточный, веселый, игривый, танцевальный
Ребята, теперь проверим, как вы заполнили таблицу.
Ребята, можно ли сказать, что это песнятанец? (предполагаемые ответы
детей: да, это песнятанец). Разучивание песни.
Исполнение изученного (1 куплета): исполнение всем классом, исполнение
парами.
3. Итог урока.
Что нового узнали на уроке? (предполагаемые ответы: мы узнали историю
рождения французского танца, познакомились с некоторыми видами
французского
Что понравилось на уроке? (предполагаемые ответы детей: понравилось
танцевать, петь, угадывать характер музыки).
услышали
новую
танца,
песню).
Что запомнилось за время путешествия? (предполагаемые ответы детей:
запомнились названия танцев: менуэт, бурре, гавот, фарандола).
Учитель: Предлагаю закончить урок минуткой творчества и посвятить
французской музыке несколько строк. Составим синквейн.
Что мы слушали сегодня на уроке?
Какая музыка по характеру звучала?
Что удобно делать в содружестве с этой музыкой?
Понятна ли нам французская музыка?
Какое обобщающее слово мы выберем для нашего синквейна?
«Музыка»
Грациозная, жизнерадостная.
Веселиться, кружиться, двигаться.
Музыка Франции понятна всем.
Танец.
(Оценивание детей за работу на уроке)
Надеюсь, вы получили удовольствие от нашего путешествия, а знания,
полученные на этом уроке, найдут свое продолжение в вашей жизни.
Планируемый результат:
расширение музыкального кругозора учащихся о знаниях музыки разных
народов;
осознание учащимися мысли о том, что музыкальный язык интернационален; сформировать представление учащихся о танцевальной музыки Франции;
познакомить учащихся с некоторыми старинными французскими танцами:
менуэтом, фарандолой, бурре, гавотом, и прослушать их в инструментальном
исполнении.
Домашнее задание: нарисовать сюжетные картинки к понравившейся музыке.
Выход из класса с музыкой увертюры Ж.Бизе из оперы «Кармен».
Список источников:
1. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 1.
2. Владимиров В. , Лагутин А. Музыкальная литература .
3. Прохоров И. Музыкальная литература зарубежных стран.
4. Сергеева Г.П. , Критская Е.Д. «Музыка».
"Старинный французский танец". Конспект урока.
"Старинный французский танец". Конспект урока.
"Старинный французский танец". Конспект урока.
"Старинный французский танец". Конспект урока.
"Старинный французский танец". Конспект урока.
"Старинный французский танец". Конспект урока.
"Старинный французский танец". Конспект урока.
"Старинный французский танец". Конспект урока.
"Старинный французский танец". Конспект урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.