Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» г. Томск
Приёмы мотивационной сферы как основа формирования познавательных процессов у детей с нарушениями слуха
Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплексных мер, направленных на дифференциацию обучения, действенный учёт индивидуальных особенностей обучающихся [1, с.342]. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет образовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности.Основное направление – это адаптация личности к жизни в обществе, создание условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ [2, c.9], как в общеобразовательных, так и в специальных и коррекционных учреждениях.
У младших школьников с нарушениями слуха наблюдаются:
- слабое развитие познавательных процессов;
- стойкие нарушения памяти;
-дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической);
- нарушения эмоционально-волевой сферы, недостатки внимания;
- несформированность пространственной ориентировки, в том числе в схеме собственного тела;
- практически полное отсутствие индивидуальной позиции обучающихся на всех ступенях получения образования, как к процессу учения, так и полученным результатам.
Представленные выше характерологические особенности носят весьма стойкий характер. Однако, наряду с недостатками, детям с особенностями слухового развития присущи положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.
Содержание работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья – нарушения слуха, в каждом отдельном случае выстраивается относительно образовательных потребностей того или иного ребёнка. С целью стимуляции познавательных процессов, активно применяются двигательные упражнения для укрепления мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук: упражнения с пальцами, лепка из теста, развязывание и завязывание узелков, открывание и закрывание пузырьков, в которых находятся посильные задания, сюрпризы, обводка по контурам или трафарету.
Качественный фундамент для развития ориентировки в пространстве закладывает симметричное рисование образов и фигур, восприятие «зашумлённых» предметов, букв, цифр, составление фигур из палочек, полосок по образцу, по памяти.
Вся педагогическая деятельность в специальном учреждении направлена на индивидуальное сопровождение развития ребёнка, на всестороннее развитие задатков и способностей детей. Эффективность образовательного процесса зависит от уровня знаний педагогом своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним [1, с. 21]. Вся коррекционная деятельность направлена на коррекцию личности, с учётом индивидуального подхода и представлена приёмами.
1. Опора на «зону ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).
2. Приёмы дозированности, т.е. развитие каждого обучающегося в адекватном темпе, подача любого материала дозирована.
3. Приёмы вовлечения в учебную деятельность, развивающую интеллект, через элементы театрализации. Дети доверчивы, у них ярко выражено наивно-игровое отношение к окружающему миру. Наблюдения детей за объяснениями правил игры какому-либо сказочному персонажу, побуждает к включению в игровую деятельность. Дети, незаметно для себя, через игру вливаются в учебную деятельность, усваивая знания, умения и навыки. В гости к детям на урок может прийти любая игрушка, всё зависит от конкретной ситуации, темы урока, психического состояния детей, от поставленных целей изадач. Обыгранная театральная ситуация – эффективный приём в коррекционной педагогике.
4. Приемы, способствующие повышению успеваемости школьника: организация успеха в учении; ожидание лучших результатов; помощь в преодолении учебных затруднений.
5. Приёмы, вовлекающие ребёнка в совершение морально-ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения: доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность, пробуждение гуманных чувств.
6. Приёмы создания комфортных условий. Учитывая быструю утомляемость и истощаемость младших школьников с нарушениями слуха, склонность к охранительному торможению в урочное и внеурочное время организуется частая смены видов деятельности: работа у доски, за партой, динамические паузы, речевые разминки, введение кукольного, либо другого персонажа, применение неречевых звуков, использование предметов-заместителей, наглядности, речевых карточек и др.
7. Приёмы нестандартности в соответствии с возможностями, уровнем развития (кроссворды, головоломки, шарады).
8. Созидающие приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и обучающимися начальных классов. В этом направлении весьма важным является установление душевного контакта:
ü проявление доброты, внимания и заботы к ребёнку;
ü просьба о помощи, о поддержке, о совете;
ü поощрение (одобрение, похвала, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
ü авансирование личности;
ü обходное движение;
ü прощение;
ü проявление огорчения;
ü поручительство.
Таким образом, педагогическая деятельность, выстроенная в подобном ключе, активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребёнка с нарушениями слуха. Несмотря на особенности, обусловленные дефектом развития, в том числе вторичными нарушениями, постепенно расширяются возможности ребёнка, качественно повышается познавательная деятельность, что, в конечном итоге, оказывает положительное влияние на совершенствование познавательных процессов, на становление личности ребёнка с особенностями слухового и речевого развития.
Литература:
1. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. 48 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.