СТАТЬИ
Оценка 4.7

СТАТЬИ

Оценка 4.7
docx
08.05.2020
СТАТЬИ
Cалмагамбетова С.,С., применение проф,компетенцииДокумент Microsoft Word.docx

УДК 371.3

 

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Professional competence application in teaching foreign languages

 

 Cалмагамбетова С.,С., преподаватель иностранного языка,

КГКП «Костанайский строительный колледж»,

                         Управлениея образования акимата Костанайской области

                                                                         

Аннотация: в современных условиях образования и процессе обучения сегодня важны профессионалы, обучающиеся педагоги.

Ключевые слова: модернизация, компетенция, коммуникативное обучение, самосовершенствование, познавательные способности.

 

Модернизация образования является важнейшим направлением развития современного Казахстана, которая требует от педагога повышения его профессионального уровня, формирования и совершенствования педагогической культуры, требует обновления и придания гуманитарной, личностной направленности, профессиональной компетентности современного педагога [1, с. 3].

Преподавателю сейчас приходится адаптироваться к новым требованиям, чтобы быть востребованным профессионалом в сфере образования, владеть такими знаниями, знать, где можно использовать учебный материал, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности.

Необходимый инструментарий современного преподавателя – это образовательные технологии. Задача преподавателя выбрать наиболее эффективные формы и методы с рациональным сочетанием новых и традиционных педагогических технологий. На уроке и во внеурочное время обучающиеся должны стать не пассивными наблюдателями, а мотивированными участниками всех видов учебной деятельности [2, c.10-12].

Современная концепция ориентирует цель образования от знаниевой парадигмы к компетентности, от трансляции знаний к добыванию знаний. Роль педагога меняется в процессе обучения. Преподаватель выступает в роли консультанта и тренера обучающихся на всех этапах с самостоятельного поиска знаний. Преподавателю необходимо перейти на личностно-ориентированные образовательные технологии, где обучающиеся должны проявить творчество, самостоятельный поиск информации, исследовательские навыки, уметь проектировать. Преподаватель руководит, направляет, корректирует действия обучающихся, мотивирует и поддерживает их. Качество обучения, которое ставится во главу сущности профессионального образования зависит от профессиональной компетенции и личностных качеств педагога.

Сегодня важны профессионалы, которые могут адаптироваться в новых условиях смены приоритетов в образовании и процессе обучения, самосовершенствуются и развивают профессиональные знания и умения. Для качественной подготовки обучающихся педагог должен постоянно учиться и ориентироваться на рост профессиональной компетенции. Основная концепция успешности педагога – это образование на всю жизнь и через всю жизнь. 

В настоящее время возросла потребность в таком преподавателе английского языка, который способен модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее осмысления и применения новейших достижений науки, передового педагогического опыта.

Особое значение приобретают вопросы коммуникативного обучения, в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, так как она ориентирована на достижение практического результата в овладении английским языком.

Речевая компетенция – это развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);

языковая компетенция – это овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли как в родном, так и изучаемом языке;

социо-культурная компетенция – это приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам обучающихся, формирование умения представлять свою страну, ее культуру;

компенсаторная компетенция – это развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция – это дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще-учебной деятельности. Сюда входят способы организации планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Она формируется при использовании проектных методик, исследований. При подготовке любого проекта обучающемуся необходимо научиться самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках.

Ценностно-смысловая компетенция – это компетенция, связанная с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, смысловые установки для своих действий и поступков. Она формируется во время нравственных бесед, в ситуациях морального выбора поступков на уроках -  дискуссиях в индивидуальной, парной, групповой форме работы. Например, на первом курсе по теме “The ecological association of KazakhstanTabigat” обучающиеся ведут дискуссию, отвечая на вопрос «Как бы ты решил проблему Аральского моря и озера Балхаш?», «Вырази свою точку зрения по этой проблеме».

Социально-трудовая компетенция связана с коммуникативной компетенцией. Это и умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, овладение навыками социальной активности. [3, c.149].

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие. Предоставлять обучающимся возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение. Работая над темой “A disastrous day”, обучающиеся получают информацию и выражают свои мнения о нездоровой конкуренции и несправедливости в спорте, физических перегрузках, допингах, проблемах нездорового образа жизни.

Таким образом, компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, приобретенных при обучении с целью помочь обучающемуся адаптироваться в социальном мире.

Овладение ключевыми компетенциями требует соблюдения:

1. Дидактические требования: четкое формирование образовательных задач, оптимального содержания урока, прогнозирования уровня усвоения обучающимися научных знаний, выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля, реализация всех дидактических принципов.

2. Психологические требования: определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения, организации познавательной деятельности, организация деятельности мышления и воображения обучающихся в процессе формирования новых знаний и умений.

3. Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональный, полный контакт преподавателя и обучающихся, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда, смена видов деятельности.

Уроки иностранного языка- благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, используя язык как средство общения, мы изучаем, познаем окружающий мир. Развитие данной компетенции происходит как в урочной, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.

Развитие общекультурной компетенции происходит за счет изучения особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, социальных явлений и традиций, способности обучающегося ориентироваться в пространстве англоязычной культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений страны изучаемого языка, представление о художественных ценностях Великобритании. Формируется путем драматизации, разучивания стихов, песен, считалок, рифмовок, путем составления расписания уроков, анкет, меню, написания писем. Например, на первом курсе мы составляем письмо другу по переписке в Англию, где рассказываем о культуре своей страны или о родном городе. На втором курсе при изучении темы «Meals» обучающиеся составляют меню для ресторана с английской, казахской кухней. Первокурсники при изучении раздела «Education» обучающиеся составляют свое расписание на английском языке и сравнивают его с расписанием английского студента, анализируя различия английского образования и образования нашей страны.

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности обучающегося по отношению к информации из учебных предметов, окружающего мира, повышают познавательную активность, формирует проектную деятельность обучающихся, развивается на уроках с использованием интернет - ресурсов, обучающих компьютерных программ по английскому языку.

При планировании уроков необходимо искать те информационные данные, которых действительно не хватает на уроке. Например, можно устроить фото-путешествие по Великобритании, использовать аудио и видео от носителей английского языка. Все это способствует развитию информационной компетенции

Комплексное использование технологий делает процесс обучения целостным, интересным и продуктивным.

Компетентностный подход ведет к развитию таких личностных и профессиональных компетенций как когнитивные компетенции (знания), деятельностные компетенции (умения), самостоятельность и ответственность.

При коммуникативной компетенции обучающийся должен уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, представлять свою страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), владеть способами совместной деятельности в группе, уметь искать и находить компромиссы, иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы.

Игровым технологиям отводится главное место при формировании коммуникативной компетенции, в частности при обучении монологу и диалогу. Входя в роль, обучающемуся легче раскрепоститься и начать говорить на английском языке. При обучении говорению используется эвристический метод эмпатии, когда идет переживание образа, например на уроках “London is the capital of Great Britain”, “Cultural heritage of my country”. Запомнить названия интересных мест Лондона, и в течении одной минуты по памяти назвать их, кто больше запомнил, тот и побеждает. Из ролевых игр можно провести на тему “Central Asia Trips”, “Transport in London”, “Health freak”, “International partners”.

Компетентностными являются такие методы и формы, которые имеют учебное и жизненное обоснование. Это и метод проектов, развитие критического мышления, метод дебатов, игровая технология, кейс-стади, проблемные дискуссии, парная и групповая работы, использование аудио-визуальных средств, мультимидийных технологий, Интернет-ресурсов.

При формировании коммуникативной компетенции обучающихся эффективным методом является просмотр видеоматериалов, которые предоставляют живую речь носителей языка, погружают их в ситуацию, знакомятся со стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

К письменным работам используется метод проверки заданий, широко распространенный на Западе. Преподаватель выделяет ошибку, обучающиеся исправляют сами.

Практические приемы самоконтроля такие, как выбери синонимы и антонимы – Match a verb in A with Its opposite in B, исключи из списка слов, не соответствующих теме, создай кроссворд по теме.

Преподаватель, учитывая возможности и интересы каждого обучающегося, стимулируя его познавательные способности, помогает не только усвоить обучающемуся те или иные знания, но и строить себя как личность [4, c.25-28].

Требования к преподавателю обновляются, обновляется и педагогическая деятельность. В данных условиях она должна носить гуманистический характер. Гуманистическая направленность педагога проявляется в признании человека как высшей ценности на земле, построить взаимоотношения с обучающимися на основе любви и уважения, проявлять поддержку и заботу о каждом обучающемся. Все это следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога.

 

 

Список используемой литературы

1.Послание Первого Президента Республики Казахстан «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», «Казахстанская правда», 2018, № 45, - 3с.

2. С.Мейрамова, К.Ибрагимова «Профессиональный иностранный язык», Астана «Фолиант», 2010,- 10-12 с.

3.С.Ш.Джамантаева «Система преподавания иностранным языкам», Астана«Фолиант», 2008, -149 с.

4. Е.И. Пассов «Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества», Москва «Высшая школа», 2015,-25-28 с.

 

 

 


 

УДК 371.3 П РИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

УДК 371.3 П РИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

Речевая компетенция – это развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо); языковая компетенция – это овладение новыми языковыми средствами…

Речевая компетенция – это развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо); языковая компетенция – это овладение новыми языковыми средствами…

Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональный, полный контакт преподавателя и обучающихся, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда, смена видов деятельности

Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональный, полный контакт преподавателя и обучающихся, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда, смена видов деятельности

Из ролевых игр можно провести на тему “Central

Из ролевых игр можно провести на тему “Central
Скачать файл