Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения
Оценка 4.6

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
doc
психологическая работа +2
Взрослым
11.01.2017
Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения
Статья, лекция "Критическое мышление и планирование в повышении эффективности профессионального общения преподавателя и студента"
=Критическое мышление и планирование.doc
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ  В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА.  Т.В. Прядченко, [email protected]  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением английского языка и математики Отвечая на вопрос: "Что общего между лекцией, застольной беседой, школьным уроком, чтением книги, разговором по телефону?", мы лишь с очень   малой   долей   сомнения   скажем:   "Все   это   разновидности человеческого общения". Откуда же, хоть и в малой доле, может появиться сомнение? Понимая общение как взаимодействие, то есть, диалог, кое­кто может исключить из списка чтение, позабыв, что чтение есть не что иное, как молчаливое общение с автором.    Что же такое общение? Остановимся на определении, что это обмен информацией, идеями, мнениями, взглядами, отношениями к предмету общения. Быть услышанным (или прочитанным), быть   понятым,   быть   принятым   и   получить   реакцию   в   виде   изменения поведения или     отношения ­ вот четыре наиболее общие цели общения. Довольно   красноречиво   эти   цели   иллюстрирует   следующий   пример бытового общения: "Вовочка, не бей ее, а то вспотеешь!" – кричит мама из  окна  своему  четырехлетнему   сыну,  который  мутузит  девчонку  во дворе.  Профессиональное общение своим предметом имеет индивидуальный профессиональный   опыт,   рефлексия   которого   ориентирована   на   его актуализацию, постановку проблем и развитие внутренней мотивации его участников   к   самостоятельному   решению   выявленных   проблем. Что касается   профессионального   общения   педагогов,   то,   как   показывает позитивный опыт, именно оно позволяет осуществить обмен той личностно значимой   информацией,   которая   необходима   педагогам   для   разрешения противоречий   профессиональной   деятельности.   И   в   этом   смысле профессиональное   общение   может   рассматриваться   как   средство повышения квалификации.  Профессиональное  общение   преподавателя   и  студента  строится  на основе   занятия,   которое   может   быть   определено   как   специально организованное общественное событие, встречающееся практически во всех 1 культурах.   Занятия   могут   отличаться   друг   от   друга   темой,   временем   и местом   проведения,   атмосферой,   методикой   и   содержанием,   но   любое занятие имеет целью учение как взаимодействие, общение преподавателя и студента,  и привязан к конкретным месту, времени и участникам.  Когда взаимодействие  преподавателя   и студента  минимально?  Очевидно  тогда, когда  «читается  лекция».  Возрастает   же   до   максимума   во   время  живой дискуссии.  Всегда  ли   мы  слышим,   понимаем   и   принимаем  друг   друга?   К сожалению, нет. Что мешает коммуникации состояться? Процесс создания сообщения   достаточно   непрост:  кодирование  мысли,   ее  трансляция, прием и раскодирование; при этом процесс сопровождается разного рода помехами: внешние шумы, невнятный голос и т.д. "Что я хотел сказать?" и  "Что   сказал?"  "Что,   ты   думаешь,   ты   услышал?"  и  "Что,   ты думаешь, я хотел сказать?" – Нередко эти позиции не совпадают. Кроме того, существуют такие барьеры в общении, как  скороспелость выводов,  незнание. когда   видим   и   слышим,   что   ожидаем; Препятствуют   взаимопониманию   и   отсутствие   интереса,   и   трудности   в выражении мысли, и сильные эмоции, и личностные качества говорящего и слушающего.   И,   конечно   же,   различия   в   восприятии,  корень   многих других помех. Если   мы хотим, чтобы наше общение было эффективным, мы   должны   стремиться   к   преодолению   разрывов   в   коммуникации, возникающих по вышеперечисленным причинам. И вот тут мы сталкиваемся с   необходимостью   развития  критического   мышления,   ибо   нет   ничего более   практичного,   чем   здравомыслие.   Независимо   от   целей   и обстоятельств, от того, кто ты есть и с какими проблемами сталкиваешься, ты   будешь   в   более   выигрышном   положении,   если   мыслишь   разумно. Скудомыслие, напротив, неизбежно порождает проблемы, потери времени и сил, разочарования и боль.  стереотипы; А   что   такое   критическое   мышление?   Интеллектуально дисциплинированный   процесс   активной   и   умелой   выработки   понятий, применения, анализа, синтеза и/ли оценки  информации.  Зачем человеку информация? Может, «меньше знаешь, лучше спишь»? Мы придерживаемся мнения,  что   она,  информация,  имеет   наибольшую   ценность   тогда,  когда становится   проводником   убеждениям   и   действиям.   Добываем   мы   ее посредством     наблюдения,  опыта,  рефлексии,   рассуждения,  общения, 2 чтения.  Анализируя полученную информацию, мы принимаем решения, и именно   от   нашего   умения   анализировать   очень   часто   зависит   качество наших   решений,   а,   возможно,   и   качество   жизни.   "Огромное   множество людей   думают,   что   они   мыслят,   в   то   время   как   они   всего   лишь перетасовывают, приводят в порядок, свои предрассудки", считал Уильям Джеймс,  а  Бенджамин   Блюм   утверждал,   что  ”высшей   формы   интеллект достигает   тогда,   когда   личность   больше   не   верит   в  «правильно»  или «неправильно»”.  Итак,   зачем   мыслить   критически?   Чтобы   думать   и действовать  самостоятельно, а не по чьей­то указке; для осуществления «правильного» выбора (к примеру, при планировании урока/занятия); для конструктивного изменения действительности; для налаживания общения, преодоления   разрывов   коммуникации.   Критически   мыслящий   человек умеет пподнимать и формулировать жизненно важные вопросы и проблемы. Для   их   решения   он   способен   собирать,  оценивать  и   эффективно интерпретировать  относящуюся   к   делу   информацию,   а   также  проверять полученные выводы и принятые решения в соответствии с релевантными критериями   и   стандартами.   Он   различает  факты  и  мнения,   признает   и оценивает предположения, скрытые смыслы и практические  последствия. Способность   эффективно   общаться   с   партнерами,   решая   сложные проблемы, аргументируя свою точку зрения, и т.д. – это тоже не последнее качество критически мыслящей личности.  Однако вы не можете стать критически мыслящим в одночасье, вы должны   желать   этого   и   настойчиво   этого   добиваться.   Совершенство мышления нужно систематически культивировать. В связи с этим можно предложить простые и невредные советы, которые мы находим в педагоги­ ческой литературе.  Наши собственные мысли могут казаться нам ясными и понятными, когда   таковыми   не   являются,   следовательно,   полезно  разъяснить  свою мысль,   развить   ее   (перефразировать),   привести   примеры,   использовать аналогии, метафоры: Критическое мышление многослойно, как луковица.  Кажется   резонным,   что   вам   не   следует   соглашаться   или   не соглашаться с собеседником до тех пор, пока вы не уяснили его мысль до конца.   Для   этого   небесполезным   будет  выяснение,   уточнение   того,   что думает собеседник: Правильно ли я понял/а, что...?  "Дисциплинированное"   мышление   непременно   вмешается,   когда "мысли уплывают", и поможет мозгу сконцентрироваться  на главном, на 3 том,   что   имеет   отношение   к   теме.   Ответив   положительно   на   вопрос: «Действительно ли это сейчас самая важная проблема для меня?», мы сможем убедиться, что наша мысль работает в нужном направлении.  Вопросы   это   движущая   сила   мышления.  Когда   мы   задаем "правильные"   вопросы,   мы   преуспеваем   как   "мыслители".   Вопросы, требующие   продуманного   развернутого   ответа,   более   способствуют развитию мышления, чем вопросы, требующие ответов "да" и "нет".  Вероятно,   хотя   бы   раз   в   жизни   каждый   из   нас   задавал   себе «правильный» вопрос: «Какой урок или курс был лучшим и почему?» Не тот   ли   это   урок   или   курс,   когда   мы   чувствовали   себя   успешными?   В отношении   уроков   иностранного   языка,   на   наш   взгляд,   успешны   те студенты, которые осознанно пользуются возможностью более свободного употребления новых языковых форм в предлагаемых ситуациях общения. Успешным преподавателем можно считать того, кто владеет языком как средством общения, сам говорит на нем во время урока и находит время для   коммуникативных   видов   деятельности,   а   не   только   для   отработки грамматических форм. Кто большую часть времени урока отводит практике студентов, а не своим объяснениям. Кто делает акцент на потребностях обучающихся, а не только на «прохождении программы». Какие результаты урока  можно  считать  хорошими? Для  стороннего  наблюдателя  тот  урок хорош, где проявляются интерес, внимание и активность студентов. И это актуально не только для урока иностранного языка, но для любого урока. Вряд ли мы будем далеки от истины, если скажем, что эффективный урок это тщательно продуманный, то есть спланированный урок. Каковы же необходимые   составляющие   «умного»  плана?   Это   такие   его   аспекты, которые отвечают на следующие основные, главные вопросы: Для   кого?   ­    Ответом   будет   информация   о   целевой   группе:   возраст, уровень, интересы, и т.д. Зачем? ­  Цели и задачи дают ответ на этот вопрос. Что?   ­  Это   вопрос   о   месте   урока/   этапа   в   системе,  о   приоритетах   и планируемом результате. Как? ­ Описываем ход урока: этапы, виды деятельности, методы, приемы, время, возможные проблемы и пути их решения. С   помощью   чего?   ­  Это  используемые   материальные   ресурсы:   книги, пособия, ТСО, карты, Интернет, и т.д.   4 Наверное,   не   случайно   одна   из   метафор   планирования   «рисует» портного,   кроящего   платье,   ведь   ему,   чтобы   сшить   качественную   вещь, тоже   приходится   отвечать   на   все  эти   вопросы.   Даже   если   мы   работаем только  лишь  с  одним   учебником,  к  которому  есть   книга   для   учителя   с рекомендациями что и как делать, мы не можем обойтись без ориентации учебного материала на «своего» студента. Ведь каждый студент, по сути дела, уникален, отсюда и необходимость в оценке учебных материалов, их адаптации к потребностям и возможностям конкретной группы, создании индивидуализированных заданий, и т.д.  Что греха таить, многие учителя и преподаватели думают, что время, затраченное   на   формулирование   целей   и   задач,   это   время,   потраченное впустую.   Досадное   заблуждение.   На   самом   деле   четкая   цель, конкретизированная в задачах, это тот пробный камень, по которому можно сверять все, что мы делаем. Формулировать задачи следует посредством описания того, чему научатся обучающиеся к концу занятия  или курса. В этом   смысле   они   схожи   с  планируемым   результатом.  Они   должны   быть предельно   конкретны,   достижимы,   измеряемы.     Скажем,   не   просто «учащиеся   будут   знать,   как   вести   дебаты»,   в   курсе   обществознания,   а «сумеют   организовать   и   провести   дебаты   при   минимальной   помощи учителя».   Формулирование   задач   дело   непростое,   требует   от   педагога практики   и   умения   мыслить   критически.   Эти   умения  важны   и   при планировании видов деятельности, поскольку они – главные ингредиенты нашего «блюда» под названием урок/ занятие, «вкус» которого зависит от их адекватного применения. Виды деятельности, в которые вовлекаются обучающиеся, это пути достижения результата, ответ на вопрос «Как?». Если они не продуманы и не отобраны тщательно, результат может так и остаться виртуальным. Конечно же, каждое упражнение, каждое задание, каждая ситуация должны быть направлены на достижение целей и задач, в противном случае от них следует отказаться.  В   связи   с   проблемой   постановки   целей   и   формулирования   задач уместно вспомнить  американского психолога, профессора в образовании, исследователя,   издателя   Бенджамина   Блюма.   Его   главный   вклад   в образование – Таксономия Блюма (или Уровни критического мышления). Он   оформил   иерархию   уровней  учебных   целей,   конкретных   действий учащихся,   свидетельствующих   о   достижении   определенного   уровня 5 освоения материала, от знания или простого запоминания до творческого переосмысления   и   оценки   значения   того   или   иного   материала. Предположим, темой занятия или серии занятий для студентов является  знание  обозначает «Таксономия   Блюма».   Согласно   его   теории, запоминание/   заучивание  и   воспроизведение   изученного   материала   ­   от конкретных фактов до целостной теории, показателем   понимания может быть  преобразование   материала  из   одной   формы   выражения   в   другую, интерпретация     материала,   предположение   о   дальнейшем   ходе   явлений, событий.   В   первом   случае   студент   перечисляет   6   уровней  Таксономии Блюма  в соответствующем порядке, во втором – объясняет  Таксономию Блюма  своими   словами.   Категория  применения  обозначает   умение использовать   изученный   материал   в   конкретных   условиях   и   новых ситуациях, и тогда  студент формулирует 6 задач обучения, по одной из каждого   уровня  Таксономии   Блюма.  Анализ  и  синтез  –  мыслительные умения высшего порядка, обладающий ими студент может определить, к какому уровню  Таксономии Блюма  относится та или иная задача из 10 задач   представленного   списка   и   объяснить   свой   выбор.   Умея комбинировать   элементы,  чтобы   получить   целое,   обладающее   новизной, студент создает план занятия для изучения Таксономии Блюма. Категория оценки обозначает умение оценивать значение того или иного материала, и в этом случае студент оценивает вопросы учителя на уроке с точки зрения элементов   критического   мышления.  Таким   образом,   таксономия   Блюма может   служить   инструментарием   для   измерения   учебных   достижений учащегося. Планирование   занятия   или   их   серии   это   первый   этап   триединого цикла. Второй этап, ради которого мы потрудились «в поте лица», это этап осуществления, реализации нашего «детища», собственно занятия. На этом этапе мы физически ощущаем все плюсы и минусы того, чему имя «план». И, наконец, наступает последний момент, момент  рефлексии, когда  мы вновь «проживаем» свое занятие, анализируя удачные и неудачные моменты и определяя пути оптимизации учебного процесса на ближайшее будущее, выходя, таким образом, на новый виток планирования. Значение рефлексии трудно переоценить, ибо именно она не позволяет рутине повседневности «поглотить»   наше   творческое   начало.   Благодаря   рефлексии   мы останавливаемся и даем себе шанс посмотреть профессионально на себя со 6 стороны, ответить на вопросы:    Кто я? Где  я?  Как здесь оказался и куда идти? Она же поможет «творцу» плана и занятия  не ассоциировать себя с продуктом,   чтобы   в   случае   неудачи   выводом   было   не   «я   ни   на   что   не гожусь», а «я учту свои плюсы и минусы и в следующий раз сделаю это лучше». Итак,   как   сказал   один   из   американских   писателей   и   философов девятнадцатого   века  Генри   Дэвид   Тору,   "в   нашем   стремительно развивающемся   обществе,   возможно,   самым   необходимым,   но   часто отсутствующим звеном является момент  рефлексии, когда мы, замедлив бег,   действительно   начинаем  мыслить".    Критическое   мышление   –   это мощный инструмент жизненного и профессионального успеха, ему можно научить   и   научиться.   Оптимизировать   процесс   учения   как   акта профессионального   общения   преподавателя   и   студента   поможет эффективное   планирование.   А   инструментом   измерения   достижения учебных целей может служить таксономия Блюма.  Она же поможет четко и грамотно эти цели сформулировать.                                              Литература 1. Stanton, N. Mastering Communication. Palgrave Macmillan, 2004. 2. Elder, L. Becoming a Critic of Your Thinking. Foundation for Critical  Thinking. Electronic resource: www.criticalthinking.org 3. Cotton, K. Teaching Thinking Skills. Electronic resource:  www.criticalthinking.org 4. Paul, R. Defining Critical Thinking. Foundation for Critical Thinking, 1996. 5. Ur, P. A Course in Language Teaching. CUP, 1996. 6. Harmer, J. How to Teach English. Longman, 1998. 7. Woodward, T. Planning Lessons and Courses. CUP, 2001. 8. Davis, P., Pearse, E. Success in English Teaching. OUP, 2000. 9. Estaire, Sh., Zanon, J. Planning Classwork – A task­based approach.  Macmillan Publishers Limited, 2001. 10.Bloom's taxonomy – theory and practice. Electronic resource:  www.criticalthinking.org 7

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения

Статьи, лекции о роли критического мышления в организации процесса обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017