Стать"Уроки русского языка и литературы, на которых реализуется этнокультурный казачий компонент"
Оценка 4.8

Стать"Уроки русского языка и литературы, на которых реализуется этнокультурный казачий компонент"

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
русская литература +1
5 кл—9 кл
26.02.2019
Стать"Уроки русского языка и литературы, на которых реализуется этнокультурный казачий компонент"
В статье говорится о том, как в уроки русского языка и литературы включить этнокультурный казачий компонент. Приводятся примеры таких уроков. На уроках развития речи активно использую казачий компонент. Также благодатной почвой для реализации этнокультурного компонента являются уроки по лексикологии. В уроки литературы тоже включены произведения казачьих писателей и поэтов.
Уроки русского языка и литературы, на которых реализуется этнокультурный казачий компонент.docx
Уроки русского языка и литературы, на которых реализуется этнокультурный казачий компонент.             Процесс  возрождения  донского  казачества  ведёт за  собой  и  возрождение  духовной культуры людей нашего края, поэтому сейчас особенно актуально знание древних казачьих обрядов и обычаев, которые нашли свое отражение в жанрах устного народного творчества и литературы. Не зря целью уроков регионального содержания образования является научить кадетов бережно относиться к истории и культуре родного края. Для этого и включен казачий компонент в уроки русского языка.             Так,   на   уроках   русского   языка   говорится   об   особенностях   орфоэпии,   лексики, морфологии   донских   говоров,   кадеты   используют   «Казачий   словарь­справочник»   Г.В. Губарева. Кроме того, используется особая система уроков развития речи, сопровождающая изучение основного материала. Например, при знакомстве с типом речи «Описание» в разделе «Имя прилагательное» проводится урок по описанию интерьера, жилища, который называется «Описание помещения. Курень донского казака».             Так же казачий компонент реализуется на уроке развития речи по теме «Описание костюма. Одежда донских казаков», где учащиеся знакомятся с элементами и ролью одежды в раскрытии   характера   человека   (литературного   героя).   Одежда   для   казаков   являлась своеобразным   паспортом,   по   которому   можно   многое   сказать.   Во   многих   произведениях донских писателей мы находим эти приметы. Без знания донского костюма многое останется не ясным. Ведь всё это помогает, понять душу казака. Изучая тип текста «Рассуждение», кадетам предлагаются следующие темы для сочинения: «Какие из заповедей казаков я считаю современными?», «Почему я учусь в казачьем корпусе? Как я понимаю казачью заповедь «По тебе судят обо всём казачестве»? При знакомстве с жанрами публицистического стиля во внеурочное   время   проводится   встреча   с   коренными   казаками,   кадеты   пробуют   брать интервью.   В   заключении   ребята   пишут   в   публицистическом   стиле   сочинение   на   основе интервью, а в художественном стиле ­ рассказ на основе услышанного.             Уроки внеклассного чтения по литературе также посвящены изучению регионального казачьего   компонента.   На   его   реализацию   предусмотрены   часы   для   изучения   творчества поэтов  и   писателей   Дона,  донского  фольклора,   а  также  произведения  русских  поэтов  и писателей, посвященных донской тематике. Изучение наследия родного края значительно обогащает   содержание   патриотического   воспитания   и   духовного   развития   кадетов.   На уроках   литературы   говорится   о   том,   что   населении   нашего   края   не   существовало изолированно   от   остального   народа   многонациональной   России   и   жило   вместе   со   всей страной,   что   идеи   и   образы   писателей   –   земляков,   несмотря   на   своеобразие   и   особый местный колорит их произведений, перекликаются с идеями и образами русской литературы. Знакомясь с произведениями донских писателей, кадеты не только лучше познают свой край и   людей,   живущих   и   давно   живших   на   нашей   земле,   но   и   углубляют   свои   знания   о литературных процессах, протекающих в нашей отечественной, региональной, и всемирной литературе. При чтении они сопоставляют их с произведениями базового школьного курса литературы. Например, знакомясь со старинной казачьей песней «Ермак у Ивана Грозного», видят, что в ней много общего с «Песней про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова, и   говорили   о   казачьих   истоках   лермонтовской   «Песни…».   Изучение   казачьей   легенды «Братья» приводит к выводу, что Н. Гоголь в какой –то мере опирался на идеи и образы этой легенды при создании повести «Тарас Бульба». Часто используются нестандартные формы проведения уроков. Например, в 6 классе при изучении донского фольклора используются литературные   гостиные,   викторины.   В   7   классе,   кадеты   знакомятся   с   поэзией   казачьего зарубежья, в 8 ­ с отдельными главами романа Н.В. Сухова «Казачка», а девятиклассники анализируют эпизоды из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», который более подробно они будут изучать в старшем звене.       Уроки с этнокультурным казачьим компонентом приобщают кадетов к народной культуре, воспитывают патриотические чувства и гражданские качества.

Стать"Уроки русского языка и литературы, на которых реализуется этнокультурный казачий компонент"

Стать"Уроки русского языка и литературы, на которых реализуется этнокультурный казачий компонент"

Стать"Уроки русского языка и литературы, на которых реализуется этнокультурный казачий компонент"

Стать"Уроки русского языка и литературы, на которых реализуется этнокультурный казачий компонент"
Скачать файл