Статья " Использование здоровьесберегающих технологий на урках русского языка"

  • docx
  • 14.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема по самообразованию.docx

 

Тема по самообразованию

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»

                  

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

Слова В. А. Сухомлинского являются основой в моей работе. Безусловно, важно соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила. Но в моём понимании здоровьесбережение – это сохранение психологического здоровья детей.   

Психологическое здоровье человека зависит от его способности мыслить, отношения к людям, ситуациям, своему положению в обществе. Это достигается умением жить в гармонии с окружающими, способностью действовать в любой обстановке, анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также ставить цели и предвидеть  результат своей деятельности.  

Этот вид технологии я реализую в своей работе. Все начинается с выбора программы обучения и воспитания. В 5-6-х классах работаю по программе В.В. Бабайцевой., в 9-ом классе по программе Е. А. Быстровой. В основу УМК М. М. Разумовской положен принцип развивающего и принцип личностно-ориентированного обучения, который помогает мне организовать работу на уроках русского языка так, что ребенок включается в активную познавательную деятельность и развивает орфографическую зоркость. УМК Е. А. Быстровой направлен на развитие УУД, в учебнике большое внимание уделяется работе с текстом, что способствует развитию мыслительной деятельности и формированию коммуникативных навыков, что позволит ребенку свободно жить в обществе.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

1. Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

2. Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

3. Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. В рамках районного семинара «Школа – территория здоровья» мною был дан урок в 5 классе, на котором я показала целесообразное использование физкультминуток на определённом этапе урока. Также мною создана презентация «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка», в которой рассказывается о значимости физминуток и рифмованных упражнений на определенных этапах урока.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Мои дети с удовольствием выполняют физминутки, что в свою очередь способствует

 

 

сохранению их психического и физического здоровья .

Здоровьесберегающие технологии способствуют предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; росту учебных достижений. Помогает в реализации этой технологии, конечно же, педагогика сотрудничества. Она создаёт все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, любовь к ним, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений (правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения), личный пример оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию высокого уровня психологического здоровья.

На своих уроках я использую технологию дифференцированного обучения. Уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель 4.2 «Система индивидуальной работы с детьми»

 

Важнейшим этапом моей работы является оценка индивидуальных достижений учащихся. Но у всех обучающихся разные возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого ученика должен быть и индивидуальный образовательный маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов школьника.

Образовательные программы, государственные стандарты и контрольные измерительные материалы ЕГЭ по предметам позволяют учителю спланировать результаты обучения. Но для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Без этих знаний невозможно и личностно-ориентированное обучение.

 

4.1.1 Организует индивидуальную работу с обучающимися, имеющими затруднения

          в обучении и развитии

 

С целью повышения познавательной активности учащихся и устранению сложностей в обучении на уроках осуществляю дифференцированный подход. Дифференциация проходит следующим образом: дифференцирую учащихся на типогруппы в соответствии с особенностями учебной деятельности каждой группы. Таким образом, давая посильные задания учащимся, поддерживаю и развиваю интерес к обучению. Причем количество учебных групп может меняться. Это происходит в зависимости от характера и сложности материала. Постепенно меняется состав групп в связи с неодинаковыми успехами детей.

Провожу динамику отслеживания развития учащихся по критериям: в качестве значков использую квадратики разного цвета 5, 4, 3, 2. Пятерка - красный, четверка - синий, тройка - желтый, двойка - черный. В связи с этим использую индивидуальные карты при работе с данными учащимися. Результаты заношу в таблицы (Приложение № 64). Проводя динамику, делаю выводы о том:

- что нужно развивать, над чем работать,  какие сложности у ребенка;

- о развитии учащегося (переходит ли он из одной группы в другую).

Динамика развития учащихся позволяет составить индивидуальный план, то есть сделать обучение личностно-ориентированным.

 

4.2.2 Организует дистанционное обучение обучающихся

 

В 2012-2014 гг. участвовала в реализации программы приоритетного национального проекта «Образование» «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Обучала на дому ученицу 7 класса, Ясько Екатерину, Волота Матвея, ученика 6 класса. Индивидуально подходила к составлению календарно-тематического планирования по русскому языку, в преподавании предмета использовала Интернет-ресурсы «Телешколы», систему модульных уроков. (Приложение № 29).