Оганесян Рузанна Акоповна
МБОУ СОШ № 12 г. о. Мытищи
учитель английского языка I категории
Проблемы мотивации и развития выпускников начальной школы при обучении английскому языку
Аннотация: статья посвящена одной из современных проблем преподавания английского языка, связанной со снижением мотивации. Для развития мотивации у выпускников начальной школы необходимо использовать информационные технологии, повышающие их познавательный интерес. В нем содержатся рекомендации учителям по оптимизации учебного процесса в начальной школе.
Ключевые слова: мотивация, изучение английского языка, выпускники начальной школы, аудиовизуальные средства обучения.
Глобализация таких сфер общественной жизни как культура, политика, спорт, медицина и др., проявилась и в отечественном образовании. Это выражается в поиске педагогами новых подходов к овладению иностранным языкам, в частности английскому языку как инструменту интернационального взаимодействия. Этот процесс предполагает изучение новых форм обучения, которые помогут активизировать деятельность студентов и усилить их интерес к работе в аудитории, что поможет повысить их мотивацию к изучению английского языка. Учебные мотивы учащихся, их содержание и особенности всегда должны учитываться педагогами и родителями. В то время как, развитие и укрепление мотивов учебной деятельности учащихся должно стать значимым направлением в обучении и воспитании, особенно в переходный период от начальной к средней школе.
Проблема мотивации и позитивного отношения к изучению английского языка актуальна, несмотря на активное внедрение гаджетов в повседневность. Именно они предоставили детям круглосуточный доступ к речи иноязычных носителей. Поэтому уровень воспитательных мотивов является значимым показателем динамики воспитания. По мнению И. Б. Ворожцовой, мотив учебной деятельности - это сила, определяющая направленность деятельности на основе предшествующего опыта, взаимодействия с семьей, друзьями, учителями и др. [1] А. К. Маркова рассматривает школьный мотив как отношение учащихся к обучению. [4] Н. Ф. Талызина подразделяет мотивы на внутренние и внешние. Внутренний мотив - это тот, который ориентирован на собственное желание детей приобрести исторический опыт, накопленный предшественниками. Внешний мотив - это тот, который опосредован социальной потребностью, а не только связан с процессом получения знаний [2].
Более того, современные педагоги и психологи утверждают, что интерес учащихся, в частности подростков, тесно связан с индивидуальными мотивами. Доказано, что интерес повышает мотивацию и продуктивность обучения. Внешне интерес начинает проявляться через усиление внимания к конкретной деятельности. Если она сохраняет постоянство и устойчивость, то в конце концов она приведет к успеху в данной области. Психологи образования выделяют несколько проявлений интереса у детей и взрослых: изначально он проявляется в большей концентрации внимания на объекте, затем вызывает острое положительное эмоциональное переживание, переходя в психическое напряжение и, наконец, образует волевое усилие. Все выше перечисленные компоненты обосновывают интерес как потребность, побуждающую учащихся к определенной деятельности и приносящую им желаемую эмоциональную насыщенность [3].
Для преподавателей английского языка образовательный интерес - это педагогическое условие, позволяющее управлять вовлеченностью студентов в процесс обучения. Конечная цель развития интереса студентов состоит не только в том, чтобы построить учебный процесс ярче, живее, разнообразить впечатления от изучения английского языка, но и прежде всего, в том, чтобы повлиять на процесс становления их личности [5].
Несомненно, можно сказать, что образовательный интерес выпускников начальной школы может сильно варьироваться. С одной стороны, он может характеризоваться неопределенностью мыслей учащегося, его нестабильному отношению к предмету, а с другой стороны, интерес может проявляться только лишь к узкому кругу предметов. В то же время учащиеся могут уделять больше внимания различным аспектам изучаемых предметов: методическому материалу по теме урока, сущности явлений и их реализации на практике [5].
Другая психолого-педагогическая проблема, связанная с мотивацией обучения иностранному языку, обусловлена недостаточной сформированностью познавательного интереса у детей в начальной школе. Хорошо известно, что интерес выпускников начальной школы к обучению снижается по сравнению с первоклассниками. Это существенно тормозит личностное развитие детей, приводит к проблемам, связанным с их взаимоотношениями с родителями, учителями и т. д. [5]
Развитие познавательного интереса - важная педагогическая задача. В последнее время наблюдается постоянное снижение интереса учащихся не только к образованию, но и к их волевым усилиям по приобретению знаний. Исследование учебной мотивации показывает, что выпускники начальной школы занимают позицию ученика, который должен выполнять требования учителя, подчиняться школьным правилам и т. д. С другой стороны, у учащихся уже сформировался мотив саморазвития, развития своих способностей, что более характерно для выпускников начальной школы. Таким образом, можно утверждать, что выпускники начальной школы занимают промежуточное положение между младшими школьниками и старшими школьниками [2].
Познавательные мотивы не занимают ведущего места в системе мотивов выпускников начальной школы. Дети не очень заинтересованы в обучении, получении новых знаний по определенным школьным предметам, новой информации, и их интерес к изучению конкретных областей знаний еще недостаточно сформирован [5].
Изучение мотивации данной категории обучающихся выявило недостаточную сформированность внутренней, познавательной мотивации к иностранному языку у выпускников начальной школы. В дальнейшем с развитием самосознания детей, их стремлением развивать свои способности увеличивается и значимость знаний, умений, навыков и опыта в будущей жизни [1, 3, 4].
Таким образом, на этапе завершения обучения в младшей школе образовательные интересы студентов можно охарактеризовать скорее пассивными, чем активными. В то же время их познавательные интересы все еще развиваются в рамках школьного образования, о чем свидетельствует высокая интенсивность мотива “саморазвития”. Это позволяет прогнозировать рост познавательных интересов в будущем.
Одним из путей развития мотивации выпускников начальной школы на уроках английского языка является использование интерактивных средств обучения, что будет способствовать пониманию иноязычной культуры, обеспечивать формирование компенсаторных контактов с носителями языка [2].
Визуальные средства обучения подразделяются на естественные, к которым относятся объекты объективной реальности; экспериментальные, предполагающие наличие экспериментов или опытов; трехмерные, представленные в виде макетов или фигур; визуальные, представленные в виде картин, рисунков, фотографий; звуковые, включающие видеодемонстрацию со звуком; звуковые, передающие информацию только посредством воспроизведения звука; символические и графические, где используются карты, диаграммы, графики, формулы; информационные, созданные с помощью речи учителя [2].
В настоящее время невозможно представить педагогику без аудиовизуальных средств обучения. Они предназначены для визуального восприятия печатного текста или изображений в виде рисунков, фотографий, таблиц, диаграмм и т. д. Аудиовизуальные средства обучения входят в состав компонентов языковых учебных комплексов или издаются в виде самостоятельных учебников (настенные тематические учебные изображения, графические словари, видеофильмы и т. д.). Это позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс и помогает реализовать на практике принцип наглядности на занятиях [5].
На уроках фонетики аудиовизуальные средства обучения используются для создания звуков на основе визуального образа, демонстрирующего положение органов речи при артикуляции звука. Особую ценность представляют таблицы, показывающие различия в артикуляции сходных звуков в разных языках.
На лексических занятиях аудиовизуальные средства обучения служат источником для изучения значения иностранных слов в различных контекстах. Для этого рекомендуется использовать естественную визуализацию, демонстрируя объекты и действия в чертежных формах.
На занятиях по грамматике аудиовизуальные средства обучения используются для изучения материала на уровне грамматической формы и закрепления его на основе зрительного образа. С помощью рисунков, помещенных в учебник и выполненных учителем мелом на доске, можно объяснить значение большинства грамматических явлений изучаемого языка. Для этого также используются специальные учебные пособия.
В последнее время использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка постоянно растет в связи с растущей востребованностью и использованием коммуникативных методик обучения. Аудиовизуальные средства обучения показывают особенности культуры и привносят на урок различные коммуникативные ситуации [5].
Аудиовизуальные средства помогают понимать язык, поскольку в ученик младшей школы, если он только не является билингвом, обладает ограниченным словарным запасом. Это может затруднить выполнение даже самой простой задачи. Поэтому такие средства обучения помогают понять значение некоторых ранее неизвестных слов с помощью демонстрации конкретной ситуации. Дети могут сосредоточиться на различных деталях языка, в результате чего они смогут понять, что было сказано другими участниками обучения, повторить за преподавателем, предсказать реакцию на замечание и т. д.
Визуальные средства обучения, такие как ментальные карты, все чаще используются для разработки современного интерактивного урока, повышающего уровень мотивации к обучению. Их можно использовать для формирования мыслей, создания новых идей, анализа и систематизации информации, принятия решений и так далее. Это не современные, но в то же время естественные способы организации мышления учеников, которые имеют ряд неоспоримых преимуществ перед традиционными методами заучивания слов.
Одним из современных устройств для использования аудиовизуальных средств обучения является интерактивная доска, которая позволяет решать ряд задач в процессе обучения. Ключевой предпосылкой для ее использования является низкая мотивация студентов. Как современный инструмент обучения интерактивная доска обладает рядом преимуществ. Она усиливает эффект изложения материала и позволяет преподавателю активно работать с веб-ресурсами. Она также предоставляет больше возможностей для взаимодействия со студентами и обсуждения изучаемого материала на занятиях, делая их интересными и увлекательными. Это визуальный ресурс, который помогает учителям представить новый материал в веселой и яркой форме. Он позволяет представлять информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Ученики и преподаватели могут вместе комментировать материал и изучать его как можно подробнее. Интерактивная доска может помочь вам понять сложную проблему и упростить объяснение диаграмм.
По результатам педагогического опыта можно выделить следующие рекомендации для учителей английского языка. Они позволяют учителю направить внимание учащихся на изучению английского языка среди выпускников начальной школы.
Во-первых, важно обеспечить, чтобы дети получили успешный опыт. Чувство собственного успеха повышает у них чувство собственной компетентности.
Во-вторых, необходимо использовать подбадривать учащихся. Такие приемы обеспечивают положительную обратную связь и помогают мотивировать детей.
В-третьих, вовлекать учащихся в процесс принятия решений. Они чувствуют более высокий уровень собственной компетентности, когда принимают активное участие в учебном процессе.
В-четвертых, создать благоприятную атмосферу сотрудничества, доверия и взаимного уважения между школьниками и преподавателями.
В-пятых, создать так называемые языковые учебные «центры» на базе класса английского языка, куда учащиеся могли бы приходить после занятий, смотреть фильмы на английском языке и читать иностранную литературу. Это поможет сформировать у них самостоятельность, а также повысить их мотивацию.
В-шестых, обращайте внимание на эмоциональную составляющую учащихся при планировании занятий, так как эмоциональный фактор ученика зависит от его успеваемости, выбора материалов и средств достижения учебной цели.
В-седьмых, сделайте материал более запоминающимся, он должен быть эмоционально наполнен. Урок должен включать в себя четкие и конкретные образы. Если учащиеся не видят картины общественной жизни, культуры, страны, народа, то они усваивают только словесные формулировки, которые лишены жизненного содержания и быстро забываются.
Также необходимо реализовать личностно-ориентированный подход к обучению выпускников начальной школы. Следует использовать для них творческие задания, которые чрезвычайно эффективны в мотивации учащихся к познавательной деятельности (например, написание монологов или рассказов на заданную тему); развивающие игры; ученик как учитель; работа в малых группах.
Таким образом, мотивация выпускников младшей школы не может рассматриваться и изучаться без учета уровня их познавательного интереса. Его влияние на формирование личности определяется уровнем интереса, его характером, отношениями и жизненными перспективами.
Известно, что развитие познавательных интересов связано со способом обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии являются одним ведущих средств развития интереса к постижению нового, а также повышения активности школьников на уроках и в досуговой деятельности.
Практический опыт показывает, что образовательные интересы современных школьников изменились. Наблюдается снижение их личностной мотивации, рост роли семейного и внешкольного образовательного пространства в формировании мотивации выпускников начальной школы. В современных условиях педагогическая задача выражается в поиске дополнительных ресурсов для формирования и развития учебной мотивации средствами технического прогресса.
Литература:
1. Ворожцова И. Б. Мотивация в практике преподавания иностранных языков // Народное образование, 2016. № 3.
2. Зимняя И. А. Психология преподавания иностранных языков в школе / - М.: Просвещение, 2017 – 222 С.
3. Карпова М. В. Мотивация в процессе изучения иностранного языка // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамотность, 2011. № 4 (47). С. 134-135.
4. Маркова А. К. Мотивация учебной деятельности / М.: Просвещение, 1990 – - 192 с.
5. Плетнева Е. Н. Познавательный интерес как педагогическое условие контролируемого усвоения в учебной деятельности // Педагогическая наука, 2008. № 5.С. 19-26.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.