Статья " Современные проблемы воспитания"
Оценка 4.7

Статья " Современные проблемы воспитания"

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа
7 кл—11 кл +1
04.11.2023
Статья " Современные проблемы воспитания"
Проблемы с которыми сталкиваются педагоги в воспитании детей в современном обществе.
Статья Современные проблемы воспитания..docx

                          Современные проблемы воспитания.

 

                                                                          Нигаметзянова И.М., учитель

                                                                           начальных классов, МБОУ

                                                                           Харатиргенская НШ-Д/С»

 

 

Аннотация. Статья посвящена определению основных проблем в воспитании младших школьников в современном обществе и поиске решения обозначенных проблем.

 

                                         Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

                                         Если на 10 лет вперёд - сажай лес,

                                         Если же на 100 лет - воспитывай детей.

                                                                                                                                                                                          

                                                                        (Народная мудрость)

 

 

 

Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности.

Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Это связано, прежде всего, с состоянием общества, которое зависит от качества позитивных, принимаемых большинством основополагающих идей, составляющих его идеологию. Место идеи, способной объединить общество и выстроить ориентиры воспитательной деятельности, сегодня занято идеологией потребления.

Реалии современной жизни таковы, что с каждым годом происходит рост детской преступности, наркомании, беспризорности (в мире – 10 млн беспризорных детей, каждый 10-ый в России). Социологи отмечают, что за последние годы произошли серьёзные изменения в переориентации детей, подростков и молодёжи на ценности западной культуры. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой».

В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов педагоги испытывают трудности в организации воспитательной работы с детьми, так как привычные схемы воспитания «не работают». В результате наблюдаются процессы отчуждения школы от проблем ребёнка, тем  самым усиливая  его  социальное одиночество.

Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей - дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств  влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека.

          При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.

В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней  действительности, актуализировали и  проблему семейного воспитания. Правильное воспитание подрастающего поколения в семье – важный и большой вопрос, ответ на который напрямую зависит от реалий сегодняшнего дня.

События происходящие в обществе  негативно отразились на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Дети России» (2003–2006 гг.), что ставит решение данной проблемы в число первостепенных в педагогической теории и практике.

Мы не можем сегодня существенно повлиять на воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция. Воспитательный потенциал семьи неисчерпаем, если искать точки соприкосновения не столько в знаниях и успеваемости ребёнка, сколько во взаимном утверждении приоритетных для семьи ценностей (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребёнка, его социальная защита).

Динамичный темп современной жизни диктует свои условия: технологии стремительно развиваются и меняются, многовековые традиции остаются в прошлом, гаджеты меняют психику человека и существенно влияют на его жизненный уклад. Современные дети значительно отличаются от тех детей, которые росли 15-25 лет назад.  С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование нового поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет   положение о том, что образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Воспитание относится к важнейшей  социальной функции системы образования.

 Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

В реалиях современной жизни особо остро выявляются проблемы воспитания молодого поколения. Каждый педагог, воспитатель, наставник должен понимать значимость своей роли в воспитании будущего поколения нашей страны.    

Следует отметить, что в последние годы к проблеме формулировки цели воспитания, в том числе и школьника, обращались неоднократно. Прежде всего, следует отметить такие документы как «Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 года» [1] и «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» [2]. В них в той или иной форме представлена цель современного воспитания.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития.

 Стратегия нацелена на решение следующих проблем:

• недостаточное соответствие результатов воспитательной деятельности в сфере образования требованиям общества, потребностям родителей и детей;

• ослабление воспитательной роли семьи вследствие трансформации

института семьи, наличия социального неблагополучия в ряде семей;

• сохраняющийся высокий уровень негативных зависимостей среди детей и подростков (наркомании, токсикомании, потребления алкоголя), детской преступности;

• недостаточность условий для активной социализации детей, в том числе из наиболее уязвимых категорий детей, их самоорганизации и обеспечения участия в общественной жизни.

• отсутствие баланса между обеспечением безопасности и интересов

детей и приобщения их к трудовой деятельности.

Основные изменения были  внесёны в проекты современных ФГОС третьего поколения. Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную и воспитательную  систему и конкретизируют цели  задачи. В обновлённом проекте учтены недостатки первых изданий с учётом опробирования в реальной деятельности образовательных учреждений. В новом издании:

• Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.

• Сделан акцент на развитие гибких навыков — метапредметных и личностных.

• Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины. Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков, например проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности.

• Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Принята Примерная  рабочая  программа воспитания для общеобразовательных организаций. В программе  выделены цели, задачи, целевые ориентиры для воспитательной работы.

         Воспитательная система создается усилиями всех субъектов

педагогической деятельности, прежде всего, педагогов, учащихся и их родителей. Современная образовательная организация может реализовать поставленную цель воспитания только в том случае, если работа будет налажена в тесном взаимодействии всех составляющих воспитательного процесса. Каждый субъект данного процесса должен осознавать свою значимость и видеть реальную цель.

         Современные дети – представители информационного мира, сетевого взаимодействия, виртуального общения. Дети не только будущее.

Они настоящее, открытое к конструктивному диалогу с непонятным им миром взрослых, живущих по другим принципам и говорящим на языке

требований и запретов. Наша задача - вырастить это новое поколение свободными людьми, с высоконравственными принципами, настоящими патриотами своей Родины. Мы с вами просто обязаны приложить максимум усилий, ради светлого будущего, ради сохранения жизни на планете Земля.

 

Использованная литература:

               

1. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. статей / Сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев, ред. Е.И. Соколова. – Пермь, 2001. 5.

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

3. Примерная программа воспитания" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 N 2/20) Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732

4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,https://fgos.ru/fgos/fgos-noo

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные проблемы воспитания

Современные проблемы воспитания

При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать…

При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать…

Как следствие этого – растет число неблагополучных семей

Как следствие этого – растет число неблагополучных семей

В реалиях современной жизни особо остро выявляются проблемы воспитания молодого поколения

В реалиях современной жизни особо остро выявляются проблемы воспитания молодого поколения

Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов

Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2023