Современные проблемы воспитания.
Нигаметзянова И.М., учитель
начальных классов, МБОУ
Харатиргенская НШ-Д/С»
Аннотация. Статья посвящена определению основных проблем в воспитании младших школьников в современном обществе и поиске решения обозначенных проблем.
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,
Если на 10 лет вперёд - сажай лес,
Если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость)
Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности.
Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Это связано, прежде всего, с состоянием общества, которое зависит от качества позитивных, принимаемых большинством основополагающих идей, составляющих его идеологию. Место идеи, способной объединить общество и выстроить ориентиры воспитательной деятельности, сегодня занято идеологией потребления.
Реалии современной жизни таковы, что с каждым годом происходит рост детской преступности, наркомании, беспризорности (в мире – 10 млн беспризорных детей, каждый 10-ый в России). Социологи отмечают, что за последние годы произошли серьёзные изменения в переориентации детей, подростков и молодёжи на ценности западной культуры. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой».
В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов педагоги испытывают трудности в организации воспитательной работы с детьми, так как привычные схемы воспитания «не работают». В результате наблюдаются процессы отчуждения школы от проблем ребёнка, тем самым усиливая его социальное одиночество.
Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей - дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека.
При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.
В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.
Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.
Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней действительности, актуализировали и проблему семейного воспитания. Правильное воспитание подрастающего поколения в семье – важный и большой вопрос, ответ на который напрямую зависит от реалий сегодняшнего дня.
События происходящие в обществе негативно отразились на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.
Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Дети России» (2003–2006 гг.), что ставит решение данной проблемы в число первостепенных в педагогической теории и практике.
Мы не можем сегодня существенно повлиять на воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция. Воспитательный потенциал семьи неисчерпаем, если искать точки соприкосновения не столько в знаниях и успеваемости ребёнка, сколько во взаимном утверждении приоритетных для семьи ценностей (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребёнка, его социальная защита).
Динамичный темп современной жизни диктует свои условия: технологии стремительно развиваются и меняются, многовековые традиции остаются в прошлом, гаджеты меняют психику человека и существенно влияют на его жизненный уклад. Современные дети значительно отличаются от тех детей, которые росли 15-25 лет назад. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование нового поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет положение о том, что образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Воспитание относится к важнейшей социальной функции системы образования.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
В реалиях современной жизни особо остро выявляются проблемы воспитания молодого поколения. Каждый педагог, воспитатель, наставник должен понимать значимость своей роли в воспитании будущего поколения нашей страны.
Следует отметить, что в последние годы к проблеме формулировки цели воспитания, в том числе и школьника, обращались неоднократно. Прежде всего, следует отметить такие документы как «Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 года» [1] и «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» [2]. В них в той или иной форме представлена цель современного воспитания.
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития.
Стратегия нацелена на решение следующих проблем:
• недостаточное соответствие результатов воспитательной деятельности в сфере образования требованиям общества, потребностям родителей и детей;
• ослабление воспитательной роли семьи вследствие трансформации
института семьи, наличия социального неблагополучия в ряде семей;
• сохраняющийся высокий уровень негативных зависимостей среди детей и подростков (наркомании, токсикомании, потребления алкоголя), детской преступности;
• недостаточность условий для активной социализации детей, в том числе из наиболее уязвимых категорий детей, их самоорганизации и обеспечения участия в общественной жизни.
• отсутствие баланса между обеспечением безопасности и интересов
детей и приобщения их к трудовой деятельности.
Основные изменения были внесёны в проекты современных ФГОС третьего поколения. Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную и воспитательную систему и конкретизируют цели задачи. В обновлённом проекте учтены недостатки первых изданий с учётом опробирования в реальной деятельности образовательных учреждений. В новом издании:
• Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.
• Сделан акцент на развитие гибких навыков — метапредметных и личностных.
• Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины. Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков, например проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности.
• Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Принята Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. В программе выделены цели, задачи, целевые ориентиры для воспитательной работы.
Воспитательная система создается усилиями всех субъектов
педагогической деятельности, прежде всего, педагогов, учащихся и их родителей. Современная образовательная организация может реализовать поставленную цель воспитания только в том случае, если работа будет налажена в тесном взаимодействии всех составляющих воспитательного процесса. Каждый субъект данного процесса должен осознавать свою значимость и видеть реальную цель.
Современные дети – представители информационного мира, сетевого взаимодействия, виртуального общения. Дети не только будущее.
Они настоящее, открытое к конструктивному диалогу с непонятным им миром взрослых, живущих по другим принципам и говорящим на языке
требований и запретов. Наша задача - вырастить это новое поколение свободными людьми, с высоконравственными принципами, настоящими патриотами своей Родины. Мы с вами просто обязаны приложить максимум усилий, ради светлого будущего, ради сохранения жизни на планете Земля.
Использованная литература:
1. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. статей / Сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев, ред. Е.И. Соколова. – Пермь, 2001. 5.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
3. Примерная программа воспитания" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 N 2/20) Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,https://fgos.ru/fgos/fgos-noo
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.