Условия развития, методы и приемы обучения русскому языку в начальной школе.
Что необходимо для развития познавательной мотивации? Какие задания в начальной школе могут помочь в формировании познавательной мотивации у обучающихся. Приемы стимулирования, учет возрастных психологических особенностей влияющих на развитие познавательной деятельности обучающихся.Статья о развитии познавательной мотивации.
Развитие познавательной мотивации.docx
ЧУОШ «КлассикаМ»
Г. Мытищи
статья «Условия развития познавательной мотивации при обучении
младших школьников русскому языку»
учитель начальных классов
Хлопаева С.А. Условия развития познавательной мотивации при обучении
младших школьников русскому языку
Развитие личности в процессе обучения становится центральной задачей
современного образовательного процесса. В связи с этим вводятся новые
образовательные стандарты, разрабатываются вариативные образовательные
программы, внедряются новые методики образования и воспитания.
Л.С. Выготский, разрабатывая психологические основы развивающего
обучения, отмечал, что общее психическое развитие личности находится в
прямой зависимости от правильно организованного процесса обучения.
Именно он ведет за собой умственное развитие ребенка и вызывает к жизни
психические новообразования, которые вне обучения были бы невозможны.
[13]
Поэтому развитие и обучение ребёнка в школе должно основываться на
возрастных психологических особенностях детей младшего школьного
возраста. Формирование познавательного интереса должно происходить в
естественных, непринуждённых условиях. Именно в этом возрасте ведущей
деятельностью является учение, а преимущественно развивающейся сферой
психики познавательная деятельность. Это положение следует учитывать
при активизации мышления.
В рамках данного подхода только тогда можно говорить о правильно
организованном процессе обучения, когда он строится на основе теории
формирования деятельности учения. Это дает возможность обеспечивать общее развитие личности, в том числе и таких ее свойств, как
самостоятельность мышления, желание и умение учиться.
Как известно, желание учиться имеет решающее значение в организации
процесса обучения, в успешности его осуществления. С.Л. Рубинштейн
отмечает, что при наличии смысла учения у школьников возрастает
успешность учебной деятельности... легче усваивается и становится
доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, становится
выше сознательность процесса учения, лучше концентрируется внимание
учащихся, возрастает их работоспособность. [40]
Как же формировать познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы
он развивался? Обобщая работы педагогов и психологов, исследующих эту
проблему, можно выделить основные условия, при которых возникает и
развивается интерес к русскому языку, т.е. внутренняя мотивация учебной
деятельности:
1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и
к самому процессу умственного труда способствует такая организация
обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного
поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он
разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия
быстро вызывают скуку.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо
понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета
в целом и отдельных его разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями,
тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже
существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению
интереса к новому материалу. 5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает
интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем
интереснее ему работать (особенно в начальных классах).
7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность
самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его
отношение к предмету.
Психологами доказано, что интерес положительно влияет на все
психические процессы и функции, но особенно велика связь интереса с
вниманием, что особенно актуально для младших школьников. Внимание,
связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Интерес способствует
значительному повышению работоспособности и лучшему запоминанию
учебного материала.
Чтобы творчески, осмысленно овладевать знаниями, чтобы учиться
чтобы появилась внутренняя мотивация
(удовольствие
думать,
отдеятельности, познавательный интерес), нужна деятельность самого
ученика. Наряду с репродуктивными методами необходимы поисковые,
проблемные.
Вопросы, стимулирующие умственную активность и интерес – это
вопросы, требующие установления причинноследственных связей, сходства и
различия. На уроках русского языка таких вопросов может быть множество:
Из чего строятся слова? Сколько листвы на дереве и какого рода борода?
Кто такие пуськи бятые?
Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности,
если учителю не удастся создать на уроке особую, теплую атмосферу
человеческого общения.
Развитие познавательной мотивации — это процесс длительный,
кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков
путешествий, уроковигр, уроковвикторин, уроковисследований, уроков
встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через
привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную
работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и
применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов
формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает
интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет
приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце
урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы узнаем
что такое «шукатука» или кто такой «каракал». При сообщении темы урока и
его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия
нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем
работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и
Розочка», «Кот в сапогах». Для создания интригующей ситуации, для
организации отдыха на уроке можно использовать «Данетку». «Я задумала
персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор.
Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы
учитель может отвечать только словами «да» и «нет».
Формированию познавательной мотивации способствует умелое
использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.
Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к
обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию
дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает,
работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на
уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Её можно использовать
как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен
учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре
участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это
«гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и
предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют
выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя».
Материал для игры: карточки с заданием. Детям эта игра нравится, кроме
всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая
игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует
развитию элементов творчества и самостоятельности.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать
загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и
длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое
количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую
оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой
цели.
Развивать и сохранять познавательную мотивацию у младших
школьников можно, используя для этой цели занимательные задания,
загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных
персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к
предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму
подачи материала: «Найди лишнее слово в каждом ряду», «Зачеркни его»,
«Подставь вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его».
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует
свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого
используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов,
сочинение сказок, издание книжек. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является
создание ситуаций успеха.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать
даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение
разнообразных форм и приёмов развития познавательной мотивации у
младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и
формирует устойчивый интерес к урокам русского языка. Список использованной литературы.
1 Айдаров Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников
русскому языку. – М.: Академия, 1988. 142 с.
2 Аргунова Е. Р. Активные методы обучения: учебнометодическое пособие / Е. Р.
Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем
качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.
3 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю., Шанский Н.М. Современный русский язык.
Учебник для студентов пед. институтов. В 3 частях. Часть 2. Словообразование.
Морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
4 Божович Л. И. Формирование личности в младшем школьном возрасте // Личность
и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – С. 247292.
5 Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –
М.: ПраймЕврознак, 2003. 672 с.
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.