Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Научные работы
docx
русский язык
2 кл
25.01.2018
Статья
Условия развития, методы и приемы обучения русскому языку в начальной школе. Что необходимо для развития познавательной мотивации? Какие задания в начальной школе могут помочь в формировании познавательной мотивации у обучающихся. Приемы стимулирования, учет возрастных психологических особенностей влияющих на развитие познавательной деятельности обучающихся.Статья о развитии познавательной мотивации.
Развитие познавательной мотивации.docx
ЧУОШ «Классика­М» Г. Мытищи статья «Условия развития познавательной мотивации при обучении младших школьников русскому языку»  учитель начальных классов Хлопаева С.А. Условия развития познавательной мотивации при обучении младших школьников русскому языку  Развитие личности в процессе обучения становится центральной задачей современного   образовательного   процесса.   В   связи   с   этим   вводятся   новые образовательные   стандарты,   разрабатываются   вариативные   образовательные программы, внедряются новые методики образования и воспитания.  Л.С. Выготский, разрабатывая психологические основы развивающего обучения, отмечал, что общее психическое развитие личности находится в прямой   зависимости   от   правильно   организованного   процесса   обучения. Именно он ведет за собой умственное развитие ребенка и вызывает к жизни психические новообразования, которые вне обучения были бы невозможны. [13]  Поэтому развитие и обучение ребёнка в школе должно основываться на возрастных   психологических   особенностях   детей   младшего   школьного возраста.   Формирование   познавательного   интереса   должно   происходить   в естественных, непринуждённых условиях. Именно в этом возрасте ведущей деятельностью является учение, а преимущественно развивающейся сферой психики ­ познавательная  деятельность.  Это положение  следует учитывать при активизации мышления.  В рамках данного подхода только тогда можно говорить о правильно организованном   процессе   обучения,   когда   он   строится   на   основе   теории формирования   деятельности   учения.   Это   дает   возможность   обеспечивать общее   развитие   личности,   в   том   числе   и   таких   ее   свойств,   как самостоятельность мышления, желание и умение учиться.  Как известно, желание учиться имеет решающее значение в организации процесса   обучения,   в   успешности   его   осуществления.   С.Л.   Рубинштейн отмечает,   что   при   наличии   смысла   учения   у   школьников   возрастает успешность   учебной   деятельности...   легче   усваивается   и   становится доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, становится выше   сознательность   процесса   учения,   лучше   концентрируется   внимание учащихся, возрастает их работоспособность. [40]  Как же формировать познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он развивался?  Обобщая работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему,   можно  выделить   основные  условия,   при   которых   возникает   и развивается интерес к русскому языку, т.е. внутренняя мотивация учебной деятельности:  1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к   самому   процессу   умственного   труда   способствует   такая   организация обучения,   при   которой   ученик   вовлекается   в   процесс   самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.  2.   Учебный   труд,   как   и   всякий   другой,   интересен   тогда,   когда   он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.    3.   Для   появления   интереса   к   изучаемому   предмету   необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем   он   интереснее   для   учащихся.   Связь   изучаемого   с   интересами,   уже существовавшими   у   школьников   ранее,   также   способствует   возникновению интереса к новому материалу. 5.   Ни   слишком   легкий,   ни   слишком   трудный   материал   не   вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. 6.   Чем   чаще   проверяется   и   оценивается   работа   школьника,   тем интереснее ему работать (особенно в начальных классах). 7.   Яркость,   эмоциональность   учебного   материала,   взволнованность самого   учителя   с   огромной   силой   воздействует   на   школьника,   на   его отношение к предмету.  Психологами   доказано,   что   интерес   положительно   влияет   на   все психические   процессы   и   функции,   но   особенно   велика   связь   интереса   с вниманием,   что   особенно   актуально   для   младших   школьников.   Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Интерес способствует значительному   повышению   работоспособности   и   лучшему   запоминанию учебного материала.  Чтобы   творчески,   осмысленно   овладевать   знаниями,   чтобы   учиться   чтобы   появилась   внутренняя   мотивация   (удовольствие думать, отдеятельности,   познавательный   интерес),   нужна   деятельность   самого ученика.   Наряду   с   репродуктивными   методами   необходимы  поисковые, проблемные.  Вопросы,   стимулирующие   умственную   активность   и   интерес   –   это вопросы, требующие установления причинно­следственных связей, сходства и различия. На уроках русского языка таких вопросов может быть множество: Из чего строятся слова? Сколько листвы на дереве и какого рода борода? Кто такие пуськи бятые?  Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если   учителю   не   удастся   создать   на   уроке   особую,   теплую   атмосферу человеческого общения.  Развитие   познавательной   мотивации  —   это   процесс   длительный, кропотливый   и   целенаправленный.   Устойчивый   интерес   к   учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков­ путешествий,   уроков­игр,   уроков­викторин,   уроков­исследований,   уроков­ встреч,   сюжетных   уроков,   уроков   защиты   творческих   заданий,   через привлечение     сказочных   персонажей,   игровую   деятельность,   внеклассную работу  и  использование   различных  приёмов.  Своевременное  чередование   и применение   на   разных   этапах   урока   разнообразных   форм   и   приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.  Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы узнаем что такое «шукатука» или кто такой «каракал». При сообщении темы урока и его   цели   использую   приём   «Прогнозирование».   «Послушайте   названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать   на   уроке.   Обоснуйте   свой   ответ:   «Карлик   Нос»,   «Беляночка   и Розочка»,   «Кот   в   сапогах».   Для   создания   интригующей   ситуации,   для организации отдыха на уроке можно использовать «Да­нетку». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто   это?»   Ученики   пытаются   найти   ответ,   задавая   вопросы.   На   вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».  Формированию   познавательной   мотивации   способствует   умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним   из   наиболее   действенных   приёмов   формирования   мотивации   к обучению является  дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической   игры   интерес   к   учебной   деятельности   резко   возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как   в   индивидуальной,   так   и   в   групповой   работе.   Она   занимает   на   уроке немного   времени,   но   даёт   представление   о   том,   как   материал   усвоен учащимися,   с   кем   необходимо   провести   индивидуальную   работу.   В   игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости»,   жёлтые   —   это   «хозяева».   «Хозяева»   приглашают   в   гости   и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное   задание   и   ставят   оценку.   Затем   приглашают   нового   «гостя». Материал для игры: карточки с заданием. Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.  Школьники   младшего   возраста   любят   мечтать   и   играть,   разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество   однообразных   упражнений,   нужно   включить   их   в   игровую оболочку,   в   которой   эти   действия   выполняются   для   достижения   игровой цели.  Развивать   и   сохранять   познавательную   мотивацию   у   младших школьников   можно,   используя   для   этой   цели  занимательные   задания, загадки,  и ребусы,  привлекая  красочную  наглядность,  литературных персонажей   и   сказочных   героев.   Поддержание   постоянного   интереса   к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: «Найди лишнее слово в каждом ряду», «Зачеркни его», «Подставь   вместо   чисел   соответствующие   буквы,   расшифруй   слово», «Запиши его».  Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой   потенциал,   получает   реальные   результаты   своего   труда.   Для   этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение   сказок,   издание   книжек.   Одним   из   эффективных   способов формирования   и   сохранения   мотивации   у   младших   школьников   является создание ситуаций успеха.  Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.  Таким   образом,   целенаправленное   и   систематическое   применение разнообразных   форм   и   приёмов   развития   познавательной   мотивации   у младших   школьников   укрепляет   желание   детей   овладевать   знаниями   и формирует устойчивый интерес к урокам русского языка. Список использованной литературы. 1 Айдаров   Л.И.   Психологические   проблемы   обучения   младших   школьников русскому языку. – М.: Академия, 1988.­ 142 с. 2 Аргунова Е. Р. Активные методы обучения: учебно­методическое пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с. 3 Бабайцева   В.В.,   Максимов   Л.Ю.,   Шанский   Н.М.   Современный   русский   язык. Учебник для студентов пед. институтов. В 3 частях. Часть 2. ­ Словообразование. Морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с. 4 Божович Л. И. Формирование личности в младшем школьном возрасте // Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – С. 247­292. 5 Большой  психологический  словарь /  Под ред. Б.Г.  Мещерякова, В.П.  Зинченко. – М.: Прайм­Еврознак, 2003. ­ 672 с.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018