Статья "Формирование навыков чтения " поможет подобрать наиболее эффективные приемы и методы обучения чтению в начальной школе , т. к. чтение является основным при обучении в начальной школе. в статье расскрыта важность чтения и названы основные проблемы,которые возникают с чтением
Статья Формирование навыков чтения в 1 классе на занятиях в ГПД.docx
Формирование навыков чтения
Чтение должно стать для ребенка очень тонким
инструментом овладения знаниями и вместе с
тем источником богатой духовной жизни.
В.А.Сухомлинский
Невозможно переоценить ту огромную роль, которая играет книга в духовном развитии
человека. Особенно велико ее значение в детские годы. В последние годы не только
педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного
потенциала книги и чтения. Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у
учащихся интерес к литературе и литературному чтению. Приобщая ребенка к чтению и
создавая культ книги в школе и дома ,мы должны помнить слова педагога В.
А.Сухомлинского: «Книгаэто могучее оружие, без нее я был бы немым или
косноязычным, я не мог бы сказать и сотой доли того, что надо сказать и что я говорю.
Умная вдохновенная книга решает судьбу человека».Уметь читать в широком смысле
этого слова – значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, – говорил великий
педагог К. Д. Ушинский, – Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как
понимать прочитанное – вот в чём главное».
На данный момент для чтения детей характерно:
постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
сокращение чтения в свободное время;
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только
по школьной программе.
При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и
его репертуар. Общение с книгой воспринимается как продолжение урока за
рамками класса. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве.
В работе с детьми мною использовались следующие методы досуговой педагогики:
метод игры и игрового тренинга – Игра самостоятельный и очень важный для
детей вид деятельности, в ней они самовыражаются без внешнего побуждения
(викторины, кроссворды, игровые программы и т.п.);
метод театрализации – основан на бесконечном множестве сюжетов и
социальных ролей (праздники, номера для концертов и фестивалей и т.п.);
методы состязательности – основан на развитии когнитивных навыков:
понимать инструкцию, помнить правила, с этим методом связаны все задания, в
которых происходит деление на группы;
метод импровизации – он выводит детей на практическую предприимчивость и
привнесении своего творческого начала;
метод равноправного духовного контакта – основан на равноправной
совместной деятельности взрослых и детей.
Представленные задания могут быть использованы на любом уроке чтения во
2 – 4 классах. Они направлены на коррекцию причин, затрудняющих процесс
чтения:
упражнения, расширяющие поле одновременного восприятия текста;
упражнения, вырабатывающие внимание к читаемому материалу, устранение
непродуктивных возвратов к прочитанному;
упражнения на развитие антиципации.
Данные упражнения помогают развить у учеников качества чтения:
сознательность,
правильность,
беглость,
выразительность.
В своей работе с первоклассниками я использвала слоговую таблицу.
Слоговая таблица
Слоговые таблицы помогают обогатить содержание урока дополнительным
материалом для чтения, расширить круг игровых заданий, сформировать у детей
умение читать слоги и слова. Принцип их создания довольно прост: в верхней строке
таблицы размещены гласные, в первом столбике согласные, а на пересечении
горизонтали и вертикали прямые открытые слоги. Детям дается вся таблица сразу и
она должна быть перед глазами, повозможности, весь период обучения чтению.
Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям
привыкнуть к графическому облику букв и прямых открытых слогов, быстрее их
запомнить.
Слоговую таблицу полезно использовать на начальных ступенях обучения
грамоте, поскольку их основное назначение в том, чтобы обеспечить формирование
навыка чтения прямого открытого слога. Достоинство слоговых таблиц состоит в
том, что дети, которые обучаются чтению, осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и
вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с
гласным) и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить его как
единое целое.
Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице
сочетаются два основных приема обучения чтению слияний. Если мы читаем по
горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т.е.
используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного.
Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же
гласным.
Упражнения для развития техники чтения: Прочитай слова. Что в них общего? Чем отличаются? Что ты знаешь о написании таких слов? Сколько
имен мальчиков? Сколько имен девочек?
Прочитай слова, объясняя их
значение. А теперь читай, добавляя в конце каждого слова мягкий знак. Что
изменилось?
Прочитай слова. А теперь вставляй в середину каждого слова мягкий знак. Что
получилось? Объясни значения новых слов. Читай названия из одного слога, двух слогов, трех слогов. Читай слова с ударением
Прочитай слова. Что их объединяет?
на первый слог, на второй слог, на третий слог. Значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к
чтению позволяет использование компьютерных технологий на уроках.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес
детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие
радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и
библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит положительные
результаты.
Своевременный и тесный контакт с родителями воспитанников позволяет педагогу
обрести в их лице необходимых и надежных помощников. Воспитать любовь к книге
и чтению помогают родительские собрания: «Роль чтения в жизни ребенка»,
«Правильное чтение – залог успешного обучения учащегося», индивидуальные
консультации и информационные уголки для родителей.
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг
каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней,
понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет
книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать
в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом
зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта
очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы
будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми
читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С.
Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему
сделать».
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.