Тема доклада «Формирование компетенций учащихся через использование активных методов обучения».
«Наша главная задача - воспитание духовно
богатых людей, профессионалов своего дела,
тех, кто завтра станет гордостью и
интеллектуальным потенциалом Казахстана». Н.А.Назарбаев.
У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова:
«Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Эти слова очень актуальны и в настоящее время. Не секрет, что в последние годы все заметнее спад интереса учащихся к школе. Это и понятно, ведь учитель перестал быть единственным источником знаний.
С экранов телевизоров, со страниц книг, журналов и газет на детей обрушивается мощный поток самой разнообразной информации.
И, заметим, информации яркой, запоминающейся, интересной.
В связи с этим возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.
В методике преподавания накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, обновление методов средств и форм организации обучения и одна из них проблема интеграции разветвленной системы знаний. В центре внимания работников образования в настоящее время поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики, теории управления познавательной деятельности.
Поэтому концепция обучения «творить – значит мыслить» направлена на результативность обучения, воспитание мыслящего, думающего человека – личности.
Основные цели и задачи, которые я использую в обучении и воспитании:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- доступно, интересно, не теряя научности, излагать материал;
- прививать интерес к саморазвитию и самореализации;
- развивать способность к самообразованию;
- повышение качества знаний на основе самореализации своих способностей;
- уметь принимать решения и совершенствовать самоконтроль и
взаимоконтроль;
- развивать мышление путем решения проблемных ситуаций;
- поддерживать мотивацию к творчеству и рефлексию в работе.
Достижение данных целей, развитие научно-познавательного интереса учащихся возможно через использование интегрированного обучения.
« Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами
старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать.
Что это значит? Применять его, искать условия и
границы применимости, преобразовывать, расширять и
дополнять, рассматривать в разных моделях и контекстах…» (А. Гин).
Все Мы творчески подходим к изучению своих предметов.
В настоящее время стоит проблема, как повысить интерес учащихся у обучению. Курс биологии по-своему сложен. Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя.
Широко использую при изучении новой темы самостоятельное изучение темы учащимися.
При изучении должен быть выполнен полностью следующий «технологический цикл»:
1. первичное предъявление учащимся нового материала
( проблемное изложение нового материала);
2. оперативный контроль усвоения знаний;
3. разучивание материала и его глубокое усвоение;
4. тематический контроль знаний;
5. систематическое повторение.
В ходе применения методики В.Ф. Шаталова с элементами проблемного и развивающего обучения именно по этой теме у учащихся развивается наблюдательность, логическое мышление, речь, память, внимание, воображение. Формируются необходимые умения и навыки при выполнении практических, самостоятельных и тестовых работ.
Большую помощь учащимся в их работе над текстом учебника оказывают опорные конспекты.
Они способствуют преодолению перегрузки школьников в домашней работе, так как помогают ученику выделить главное в тексте учебника. Цель опорных конспектов – моторное и зритель закрепление изучаемых явлений. Очень важно не создавать для учащихся излишней дополнительной нагрузки, поэтому не следует переписывать полностью текст в тетрадь. В основу опорных конспектов берутся такие методы, как: записать в виде тезисов, составление схемы, заполнение таблицы. Это помогает более наглядно и доступно объяснить учащимся астрономические понятия и явления.
Личность ученика становится в настоящее время в центр учебного процесса, что требует от учителя переосмысления целей и задач урока опять же с позиции ученика. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновать, пробуждать у него интерес к еще более трудным задачам, может быть, еще не вполне доступным для данного возраста, но с которыми он столкнется в будущем и которые ему предстоит решать.
Дети хорошо усваивают материал, выполняют задания, ищут дополнительный материал в энциклопедиях и другой литературе.
Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска. Для возникновения этого начала надо проанализировать проблемную ситуацию.
«В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема» (М.И.Махмутов).
На своих уроках выражаю проблему в форме проблемного вопроса или задания. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: В их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. Сущность проблемного обучения составляют два понятия: «проблемная ситуация» и «проблема». Проблемное обучение понимается как дидактический подход, основой которого являются создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащегося.
«Образованные, грамотные люди – это основная движущая сила развития человечества в 21-м веке.
Тому, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, более конкурентоспособному специалисту».
Н.А. Назарбаев.
Я - учитель и мне близки заповеди:
1. Воспитай личность.
2. Творить значит мыслить.
3. Учитель не тот, кто учит, а тот, кто всегда учится.
У каждого учителя разные методы, приемы, оригинальные находки, но всех объединяет сознание, что путь к успеху – это урок. Ведь урок – это «клеточка» педагогического процесса. В нем, как Солнце в капле воды отражаются все его стороны. Его творец – учитель, вечный поиск, импровизация которого направлены на развитие интеллекта, неординарности, творчества детей.
Сотвори урок, на котором дети захотят сами решить проблему, потому что это трудно и интересно. Сотвори ученика не копию свою, а творца, который увидит больше чем ты, поймет глубже, чем ты, пойдет дальше тебя.
Литература: 1. Лекция Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в Евразийском Национальном Университете имени Л.Н.Гумилева «К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИИ И ОБРАЗОВАНИЕ»
2.Шаталов В. Ф., Шейман В.М., Хаит А.М. Опорные конспекты. – М.: Просвещение, 1987.
3. Г.А. Понурова. Проблемный подход в обучении в средней школе.- М.: Просвещение, 1991.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.