ЦИФРОВАЯ ПОЭЗИЯ
Линченко Лариса Николаевна,
преподаватель математики
ГБ ПОУ «Жирновский педагогический колледж»
Цифровой век принес с собой цифровую поэзию – стихи, записанные цифрами. Если в обычных стихах мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых стихах, как правило, присутствуют одни числительные. Формально все признаки стиха соблюдаются: есть в них и рифма, и, главное ритм и размер. Оказывается, что цифры могут «говорить» не только сухим языком математики и помогать в решении примеров и задач, а также выражать радость, грусть в стихах.
Прочитаем с выражением вот такую весёлую считалочку Германа Лукомникова:
8 8 50
9 9 60
18 19
40 40 50.
А вот, например грустное стихотворение из цифр:
148 19
2 3 4 50
711 12
100000 360.
Даже по этим двум примерам можно понять особенности стихотворений из цифр. С одной стороны, они полностью абстрактны – практически всегда непонятно, о чём, собственно в них говорится. С другой стороны, в них хорошо чувствуются ритм и настроение автора. И этим цифровая поэзия похожа на музыку. Может быть, именно эту музыку цифр имел в виду знаменитый поэт Иосиф Бродский, когда однажды написал: «В цифрах есть нечто, чего в словах, даже крикнув их, нет». Приведем несколько примеров цифровых стихов.
В. Маяковский "Стихи о Советском паспорте":
2 46 38 1
116 14 20
15 14 21
14 0 17
Я достаю из широких штанин
Дубликат бесценного груза
Читайте, завидуйте, я — гражданин
Советского Союза.
А.С. Пушкин поэма "Руслан и Людмила":
17 30 29
128 35
133 149
516 2 105
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом.
С. Есенин «Письмо матери»:
45 132 17
27 16 32
2 4 10 220
340 5 4 2
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
У цифровых стихов есть особенность, отличающая их и от обычных стихов, и от музыки - их почти невозможно перевести для иностранцев. При прочтении на иностранном языке и ритм, и рифма потеряются, то есть цифровой стих перестанет быть стихом. Чтобы убедиться в этом, попробуйте для примера прочитать на иностранном языке веселую считалочку, что была вначале.
8 8 50
9 9 60
18 19
40 40 50.
У цифровых стихов есть свои плюсы и минусы. И, конечно, у них есть враги и поклонники. Одни считают, что стихи из цифр - ничего не выражающая чепуха и настоящие стихи должны писаться с помощью слов. Другие, и их немало - наслаждаются цифровыми стихами и считают, что за ними будущее.
А может быть, истина, как обычно, прячется посередине между этими крайностями, и давно уже пора писать стихи, в которых и числа, и слова чувствуют себя одинаково уютно. Но подружившись со словами, цифры могут выражать и чувства, и грустные размышления:
18*5
25:16
И опять 25, 25…
И уже никогда 18.
(т.е. «18 умножить на 5, 25 разделить на 16…» и т.д.). Так и представляешь повзрослевшего 25-летнего человека, работающего где-нибудь бухгалтером. В его жизни всё предсказуемо и скучно, как в таблице умножения, и ему остаётся только со вздохом вспоминать то прекрасное волшебное время, когда ему было 18.
Давайте вернёмся в детство. Помните, как у вас во дворе к вышедшему погулять с чем-нибудь вкусным тут же подбегал кто-нибудь из ребят и говорил: «48 – половинку просим!» «41 – ем один!» - отвечали ему, но потом, конечно же, делились.
Есть ещё один вариант словесно - числовых стихов – они состоят уже не из чисел и слов, а из числов , этаких удивительных кентавров, полученных скрещиванием букв и цифр в одно целое. Вот, например такой грустный стих:
100нет с3ж 1окий в по2ле,
Он к с3жатам вернётся е2-ли…
Мы познакомились с цифровыми стихами двух видов. Одни состоят только из цифр, в других цифры перемешаны со словами. Но есть, оказывается, цифровые стихи… вообще без цифр. Это особые стихи - запоминалки. Вот, например, такой несерьёзный стишок:
Два весёлых великана
Пьют «Тархуна» два стакана.
Такие придуманные стихи (они называются мнемоническими) помогают запомнить телефонный номер, например, 288-53-27. Автор стиха про весёлых великанов использовал слова, начинающиеся на те же буквы, что очередная цифра в номере телефона (2, весёлых – 8(восемь), великана - 8(восемь), пьют – 5(пять), тархуна – 3 (три), 2, стакана - 7(семь). Вот бы каждому из нас такую чудесную запоминалку для телефона! Ведь такой стих запомнить гораздо проще, чем число из семи цифр. А если бы в нём ещё что-нибудь говорилось о нас…
Другой автор, чтобы запомнить номер телефона придумал специальную фразу, в которой надо было подсчитывать буквы в словах. Ну, например: Не торопитесь зажигать свечи – ещё не сумерки! Если выписать подряд числа, равные числу букв в словах этого предложения (не=2, торопитесь=8, зажигать=8 и т.д.), то как раз получится тот самый телефонный номер 288-53-27.
У цифровых стихов ещё очень много возможностей. Например, можно использовать знаки математических действий (+, -, : и т.д.) или разные поэтические хитрости. Вот одна из них. С давних времён поэты пишут акростихи. На вид они вроде бы самые обычные, но первые буквы строчек, т.е. первый столбец таких стихов, образуют слово или даже предложение. В цифровых стихах, конечно, не получится зашифровать в первом столбце слово, зато там можно спрятать дату какого-нибудь известного события. Скажем, этот цифровой стих посвящён первому полёту человека в космос, а по его левому краю прочитывается дата этого великого события (12.04.1961).
1030 420
214 40+5
038 2ПИ/15
45000 745
10 3 в кубе 134
9 180 36
66030 (7-4)
140746!!!!!!
Читается стих так: Тысяча тридцать, четыреста двадцать, Двести четырнадцать, сорок плюс пять, Ноль тридцать восемь, два пи на пятнадцать, Сорок пять тысяч, семьсот сорок пять. Десять, три в кубе, сто тридцать четыре. Девять, сто восемьдесят, тридцать шесть. Шесть тысяч тридцать, семь минус четыре, Сто сорок тысяч семьсот сорок шесть!!!!!
В общем, настоящий поэт может писать стихи даже при помощи калькулятора! Жаль, что на уроках математики вместе с таблицей сложения не объясняют таблицу стихосложения. Но всё ещё впереди!
Вспомним тяжкий труд младших классов - заучивание наизусть таблицы умножения. Ох, и мучение! И странное дело – некоторые произведения запоминаются легко, буквально «с лёту», а другие пока зазубришь. Например, знаменитые «пятью пять – двадцать пять» и «шестью шесть – тридцать шесть» откладываются в памяти моментально, более того – в компанию к ним просится лживое «семью семь – сорок семь». Оно и понятно – рифма! Жаль, что таких удачных совпадений очень мало.
Впрочем, совпадений ли? Так ли уж случайны эти примеры? Оказывается, нет! Они имеют свои математические корни, до которых постараемся докопаться.
Начнём с «пятью пять – двадцать пять». Оказывается, такое рифмованное произведение совсем не одиноко. К нему можно добавить и довольно складное «семью пять – тридцать пять», и слегка неуклюжее «девятью пять – сорок пять», и даже «трижды пять – пятнадцать» (в последнем случае рифма подкачала, но математика здесь, конечно, не виновата). И сразу становится понятно, что все наши примеры есть отзвуки одного и того же явления: если нечётное число (3, 5, 7 и так далее) умножить на 5, то результат будет оканчиваться цифрой 5. Пятиклассники легко это докажут, а кто помладше, может рассуждать, например, так. Вспомним, что умножение – это по сути, многократное сложение. Другими словами, при умножении пятёрки на нечётное число мы должны сложить между собой нечётное количество пятёрок. Давайте при сложении объединим их по парам. Тогда одна пятёрка останется без пары. Например, при умножении на 9 получится:
9*5=(5+5)+(5+5)+(5+5)+(5+5)+5
Поскольку в каждой паре складываются пятёрки и получается 10, сумма всех пар оканчивается нулём. Значит, последнюю цифру произведения определит именно непарная пятёрка. Вот так!
Перейдём к «шестью шесть – тридцать шесть». И это рифмованное произведение вовсе не уникально. Полюбуйтесь: «шестью четыре – двадцать четыре», «шестью восемь – сорок восемь» и «шестью два – двенадцать» (увы, опять последняя рифма не очень). Здесь бросается в глаза другая закономерность: если чётное число (2, 4, 6 и т.д.) умножить на 6, то результат будет оканчиваться той же цифрой. Причина заключается в том, что 6=5+1. Поэтому при умножении любого числа на 6 можно отдельно умножить его на 5 и к результату добавить то же число. При умножении чётного числа на 5 результат будет оканчиваться нулём (в этом мы убедились чуть выше – помните объединение пятёрок по парам?), и потому, добавив ещё раз исходное число, получим в конце ту же цифру. Например:
6*8=(5+1)*8=5*8+1*8=40+8=48
Вот так-то! Лёгкие для запоминания рифмы – произведения – вовсе не счастливая случайность, они имеют строгое математическое обоснование. Ну, а другие (типа 9*8=72) приходится запоминать без всяких скидок и льгот. А жаль!
Цифровые стихи обладают особым обаянием, ярко выраженным ритмом, какой-то необычной энергетикой и, при желании, большой информативностью. Недалекие, культурно непродвинутые читатели могут возразить, что, мол, какая же это поэзия – где слова, образы, чувства поэта? На что можно ответить, что цифровые стихи ближе к музыке – ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии!
Подводя итог можно уверенно говорить о том, что цифровые стихи – это необычный, интересный, творческий продукт, сочетающий в себе и математику, и литературу, и искусство, который может найти широкое практическое применение, как в обычной жизни, так и в учебной деятельности. Они развивают воображение, фантазию. Чтение таких стихотворений приносит положительные эмоции, способствует развитию чувства ритма, темпа речи, эмоциональной выразительности. Это хороший дидактический материал для уроков и для внеклассных занятий.
Библиографический список:
1. Журнал «Математика для школьников», 2010, №3
2.Р.Дикий «Цифровая поэзия – новая форма искусства»https://www.stihi.ru/2006/05/22- 2551
3.И.Карантин «Цифровые стихи»http://www.netlore.ru/digital_poems
4. Е.Невзгядова «Стих и смысл»http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/10/nev15.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.