Cтатья "Выявление и развитие детской одарённости"
Оценка 5

Cтатья "Выявление и развитие детской одарённости"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
другое
Взрослым
25.05.2020
Cтатья "Выявление и развитие детской одарённости"
выявление и развитие детской одарённости.doc

Ф.М. Галиякбирова , учитель начальных классов МБОУ «ООШ с.Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области»

 

Выявление и развитие детской одаренности

С 2011 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую,  активную личность   способную проявить себя в нестандартных условиях,  гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.  [5 , c.3]  Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая  детей , чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы .Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи, и абстрактном мышлении. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкция­ми, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребен­ку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, пред­почитают игры, требующие активизации умственных способностей.

С начала XX в. основным методом «измерения» одаренности выступают так называемые тесты интеллекта. Однако многолетний опыт их применения (в частности, в школьной практике) продемонстрировал, что таким образом фиксируются преимущественно усвоенные знания и навыки, не обязательно свидетельствующие об уровне способностей. О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов тестирования. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.  Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, а для сельской школы особенно.  Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык одаренности или "не одарённости". У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их, расти и развиваться. Если всё же настаивать на так называемом термине "одарённые дети", то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков и познавательных способностей.

Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие . У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду. Работа с одаренными детьми   начинается уже на младшей ступени обучения. Школьники  младших классов успешно принимают участие в конкурсах,  в международной игре «Русский медвежонок», в международном конкурсе «Кенгуру», конкурсе «Познание и творчество», «Человек и природа»,  во Всероссийских молодежных предметных чемпионатах.

Ну а если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей специальными заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы и т.п.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся учителя начальных классов используют систему развивающих задач-минуток, которые предлагают учащимся в качестве разминки на уроке.  Кроме этого в уроки включаются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На всех уроках  стараемся использовать дифференциацию: для способных детей  предлагаем более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

Поскольку у  одаренных детей часто затруднения с самооценкой, учителя часто совершают здесь типичные ошибки. Одни стараются не хвалить лишний раз – чтобы не зазнались – и в итоге не дают детям достаточного стимула к деятельности или уверенности в себе и знаниях. Другие перехваливают, и дети привыкают к легкому успеху, иногда даже появляется у детей высокомерие. Третьи, махнув рукой на отдельных учеников, не пытаются стимулировать их способности, иногда даже по привычке не замечают изменений в ребенке, появившихся новых результатов и способностей. Все это негативно влияет не развитие и применение одаренности. Самое лучшее, что может сделать учитель в этом отношении – постоянно пересматривать свое представление о ребенке, обращать внимание на динамику его развития, усложнять или облегчать в зависимости от этого задания для ребенка. Кроме того, всегда надо помнить, что ребенка, его успехи и неудачи, психологически и педагогически грамотно сравнивать не с кем-либо, а только с самим ребенком и его возможностями. Критика должна быть только конструктивной –  не затрагивать самого ребенка и его личность, только указывать его ошибки и их причины, а также всегда подсказывать адекватные пути разрешения проблемы и выхода из ситуации.

Одним из значимых направлений модернизации и развития школы XXI века обозначено развитие системы поддержки и сопровождения талантливых детей. Важной и неотъемлемой частью деятельности школы в данном направлении всегда было взаимодействие с родителями. Общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством - ключевая идея нового стандарта. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость.

Психологическое сопровождение семьи способного ребенка направлено на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть. Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.

Работа с родителями в нашей школе ведётся по нескольким направлениям:

- психолого-педагогическое сопровождение семьи способного ребёнка;

- организация информационной среды для родителей;

- совместная практическая деятельность способного ребёнка и его родителей.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой

Основными формами работы с одаренными детьми в нашей школе являются:

Ø Внеурочная деятельность.

Ø Предметные и творческие кружки, внеклассные мероприятия. Организация исследовательской работы и проектной деятельности.

Ø Конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины.

Ø Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми («Портфолио»).

    В  заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми  - это сложный и никогда не прекращающийся процесс.  Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.   Между тем, только высоко - одаренные  люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и  не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства

Литература:

1. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.; по ред. А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.

2.  Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

3.  Ломов Б. Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов; 3-е изд., — МПСИ, МОДЕК, 2011. — 424 с.

4  Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов; 5-е изд., — СПб.: Питер Пресс, 1997. 288 с.

5.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение, 2011. — 3

 

 

Интернет – ресурсы:

http://xreferat.ru/71/3475-1-rabota-s-odarennymi-det-mi.html

http://oo365.edu22.info/eduact/pedsovet/kruglyi-stol-razvitie-odaryonosti-v-detjah.html

http://liuda-alekseeva.narod.ru/p13aa1.html, http://www.iaro.ru,

http://www.school220.ru, http://www.zankov.ru,.


Скачано с www.znanio.ru

Ф.М. Галиякбирова , учитель начальных классов

Ф.М. Галиякбирова , учитель начальных классов

С начала XX в. основным методом «измерения» одаренности выступают так называемые тесты интеллекта

С начала XX в. основным методом «измерения» одаренности выступают так называемые тесты интеллекта

Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие

Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие

Поскольку у одаренных детей часто затруднения с самооценкой, учителя часто совершают здесь типичные ошибки

Поскольку у одаренных детей часто затруднения с самооценкой, учителя часто совершают здесь типичные ошибки

Работа с родителями в нашей школе ведётся по нескольким направлениям: - психолого-педагогическое сопровождение семьи способного ребёнка; - организация информационной среды для родителей; - совместная практическая…

Работа с родителями в нашей школе ведётся по нескольким направлениям: - психолого-педагогическое сопровождение семьи способного ребёнка; - организация информационной среды для родителей; - совместная практическая…

Литература: 1. Воронцов А. Б

Литература: 1. Воронцов А. Б
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020