Лекционный материал на тему "Заболевания органов дыхания у детей. Сестринская помощь при бронхите, пневмонии".ониях
Оценка 4.6

Лекционный материал на тему "Заболевания органов дыхания у детей. Сестринская помощь при бронхите, пневмонии".ониях

Оценка 4.6
Лекции
doc
другое
Взрослым
27.03.2020
Лекционный материал на тему "Заболевания органов дыхания у детей. Сестринская помощь при бронхите, пневмонии".ониях
Конспект теоретического комбинированного занятия для студентов 3 курса отделения 34.02.01 Сестринское дело. Учебная цель данного материала этоизучить особенности этиологии, патогенеза, течения, диагностики, лечения и профилактику острого бронхита, пневмонии у детей. Знать: понятие о бронхите, пневмонии, этиологии, патогенезе заболевания, основные клинические формы, принципы лечения, профилактики.
Бронхит, пневмония.doc

ГБПОУ МО

«Московский областной медицинский колледж №5»

 

 

 

 

 

Заболевания органов дыхания у детей

Сестринская помощь при бронхите, пневмонии

(лекционный материал)

 

ПМ 02: Участие в лечебно-диагностическом процессе и реабилитационном процесса

МДК 02.01: Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел: Сестринская помощь в педиатрии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Автор: Квасова Е.Р.

преподаватель ПМ высшей категории

 

 

 

 

 

г.о. Серпухов, 2020г

 

 

 

 

 

Вид занятия: комбинированный урок.

Цели занятия: организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины;

Учебная: изучить особенности этиологии, патогенеза, течения, диагностики, лечения и профилактику острого бронхита, пневмонии у детей.

Знать: понятие о бронхите, пневмонии, этиологии, патогенезе заболевания, основные клинические формы, принципы лечения, профилактики.

Развивающие: развивать положительную мотивацию к обучению, способствовать развитию клинического мышления студентов.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, чуткость и внимание,  необходимые  при общении с пациентами. 

Процесс изучения темы занятия направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности) «педиатрия»:ОК 1-13,ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3,ПК 1.6, ПК 1.7

Интеграционные связи:  Анатомия и физиология человека. Ребенок, подросток. Основы латинского языка с медицинской терминологией. Психология общения. ПМ 04 Младшая медицинская сестра по уходу за больным.

Оснащение занятия: конспект лекционного материала, ноутбук, экран, проектор, мультимедийная презентация, вопросы для фронтального опроса.   

         Литература:

Основная литература: 

1.     Ежова А.М., Григорев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. Москва «ГЭОТАР-Москва»2018г.

2.     Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение. – Академия. 2013 г.

3.     Качаровская Е.В., Лютикова О.К. СД в педиатрии-Феникс 2009 г.

4.     Соколова Н. Сестринское дело в педиатрии. Практикум.-Феникс

5.     Тульчинская В. СД в педиатрии. – Феникс 2011 г.

6.     ЭЛ.БИБ. Сестринский процесс в условиях амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению: уч.-метод.пособ.для студентов и преподавателей. –Энгельсский медколледж 2010 г.

7.     Митрофанова Н.А., Пылаева Ю.В. Фтизиатрия – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 .

8.     Бородулин Б.Е., Бородулина  Е.А. Фтизиатрия –М.: Издательский центр «Академия», 2004

Дополнительная литература:

1.     Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. –  М.: Авторская академия, 2011.

2.     Аверьянова Н.И.,. Чиженок Н.И. Зарницына Н.Ю., Щербакова Л.И., Т.И. Рудавина, Иванова Н.В.  Сестринское дело в педиатрии: учебное пособие. -  Ростов на Дону,  «Феникс», 2008.

3.     Ежова Н.В,  Королева   А. Э. Педиатрии. Разноуровневые задания. Минск.

4.     «Вышэйшая школа»  2008.

5.     Качаровская     Е.В.,. Лютикова О.К «Сестринское дело в педиатрии» Москва. Издательская группа «ГОЭТАР- МЕДИА» 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический материал комбинированного занятия

СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

ОСТРЫЙ БРОНХИТ

Острый бронхит - это воспалительный процесс, локализующийся в слизистой оболочке бронхиального дере­ва, сопровождающийся выделением слизи.

Поражение бронхов часто сочетается с воспалением слизистой оболочки трахеи, что приводит к развитию трахеобронхита. Иногда при бронхите поражаются мелкие бронхи и бронхиолы, что клинически протекает с явлениями бронхиолита или бронхопневмонии.

Развитию бронхита часто предшествуют:

         вирусные инфекции (грипп,  парагрипп, респираторно-синцити-альная и риновирусная инфекция и др.);

         бактериальная  инфекция  (пневмококки,  стафилококки, гемофильная палочка и др.);

         хламидиоз, микоплазменная и цитомегаловирусная инфекции (особенно часто в последнее время).

Факторы риска развития бронхита:

         охлаждение (влажные, холодные климатические условия);

         неблагоприятная экологическая обстановка (загрязнение окружаю-щей среды токсичными газами и прочими вред­ными веществами);

         пищевая, лекарственная, бытовая аллергия;

         хронические очаги инфекции;

         снижение иммунитета;

         пассивное курение.

Механизм развития бронхита.

Для всех форм бронхита характерно наличие признаков воспаления бронхиального дерева (без поражения легочной ткани), отек слизистой оболочки, скопление патологического секрета в просвете бронхов и развитие бронхоспазма, приво­дящего к нарушению бронхиальной проходимости.

Основные клинические проявления острого бронхита.

Начальные признаки:

Ø повышение температуры в течение нескольких дней;

Ø катаральные  явления  со  стороны   носоглотки   и  зева (гиперемия, насморк, першение в горле);

Ø неприятные ощущения за грудиной.

Основные признаки острого бронхита:

Ø умеренно  выраженные  симптомы  интоксикации,  фебрильная темпера-тура;

Ø в начальном периоде - кашель без выделения мокроты, сухой, надрывистый, болезненный, усиливающийся по ночам;

Ø с 5-го дня - кашель становится влажным с отделением слизистой мокроты, обычно, мокрота вязкая, беловато-желтоватого цвета, иногда гнойная, а при сильном кашле может быть с прожилками крови;

Ø дети раннего возраста откашливаемую мокроту прогла­тывают, поэтому нередко она выводится у них с рвотой;

Ø в легких прослушиваются сначала сухие хрипы, затем они приобретают влажный характер (среднепузырчатые).

Возникновение мелкопузырчатых хрипов, особенно у ма­леньких детей, при наличии одышки является первым предвестником перехода воспалительного процесса на альвеолы и развития пневмонии.

Острый бронхит может возникать как осложнение ка­кой-либо инфекции (гриппа, кори, коклюша), в этих случаях симптомы его тесно связаны с проявлением основного забо­левания.

Особенности течения острого бронхита у новорож­денных и детей раннего возраста.

У новорожденных и детей раннего возраста бронхит со­провождается отеком слизистых оболочек, гиперпродукцией вязкого секрета, сокращением гладкой мускулатуры бронхов, что часто приводит к бронхиальной обструкции. Возникшая бронхиальная обструкция, как правило, вызывает быстрое развитие дыхательной недостаточности.

Основные принципы лечения острого бронхита.

1.             Постельный режим на период лихорадки, в дальнейшем
щадящий с удлиненным сном.

2.           Бронходилататоры:   эуфиллин,   солутан,   бронхолитин, бронхи-кум, бронхосан и др.

3.           Противокашлевые средства: либексин, тусупрекс, паксиладин, тусин, фалиминт, колдрекс.

4.           Муколитики: мукалтин, мукодин, мукосол, мукофальк, отвары грудного сбора.

5.           Ингаляции с муколитиками, бронхолитиками и протеолитическими ферментами.

6.          Антибактериальная терапия проводится при затяжном и рецидиви-рующем течении бронхитов и детям раннего возраста.

7.           Витаминотерапия.

8.           Антигистаминные препараты при аллергических прояв­лениях.

9.          Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные обертывания, согревающие компрессы.

10.   Физиотерапия: УВЧ, электрофорез с иодидом калия на грудную клетку.

Профилактика острого бронхита.

1.            Предупреждение острых респираторных инфекций.

2.           Своевременное и последовательное лечение заболеваний верхних дыхательных путей.

3.            Регулярная санация хронических очагов инфекции.

4.           Проведение курсов общеукрепляющей терапии, закаливающих процедур.

Прогноз.

При острых бронхитах, в основном, благоприятный (в детском возрасте переход бронхита в хронические формы встречается редко). При рецидивирующих бронхитах появля­ется высокий риск развития бронхиальной астмы или хрони­ческой пневмонии.

 

ОСТРЫЙ БРОНХИОЛИТ

Острый бронхиолит развивается вследствие воспали­тельной обструкции мелких дыхательных путей.

Заболевают, в основном, дети первых 2 лет жизни, при­чем самый высокий уровень заболеваемости приходится на первое полугодие жизни. Регистрируется заболевание чаще в зимне-весенний период.

Острый бронхиолит - это вирусное заболевание, возбу­дителями его являются:

         респираторный синцитиальный вирус (более чем в 50%
случаев);

         вирус парагриппа;

        аденовирусы (вызывают облитерирующий бронхиолит с синдромом   односторонней   повышенной   воздушности легкого - эмфиземы);

        микоплазмы и др.

Источник вирусной инфекции:

Один из членов семьи с незначительными проявлениями респираторной инфекции.

Механизм развития бронхиолита.

Воспаление нижних отделов дыхательных путей проте­кает с выраженным отеком слизистой, скоплением слизи в бронхиолах, вследствие этого уменьшается их просвет и соз­дается сопротивление току воздуха. Возникшая обструкция бронхиол быстро приводит к развитию дыхательной недоста­точности.

В большинстве случаев в анамнезе заболевшего ребенка есть указание на контакт со старшими детьми или взрослыми, за неделю до этого, перенесшими респираторную инфекцию.

Основные клинические признаки острого бронхиолита:

Ø симптомы интоксикации: повышение температуры тела до 38-39°С, вялость, слабость, ребенок становится раз­дражительным, плаксивым, аппетит понижен, кормление из груди или бутылочки затруднено (учащенное дыхание мешает ребенку сосать и глотать);

Ø катаральные явления со стороны носоглотки: серозное отделяемое из носа;

Ø со  стороны  органов дыхания:   пароксизмальный  свистящий кашель, учащенное дыхание 60-80 в 1 минуту, в легких выслушиваются рассеянные влажные хрипы, а при возникновении полной обструкции бронхиол, дыха­ние прослушивается с трудом;

Ø быстро   нарастает   дыхательная   недостаточность: цианоз, раздувание крыльев носа, включение в акт дыха­ния дополнительной мускулатуры (втяжение межребер­ных промежутков и подреберных областей);

Ø печень и селезенка выступают из-под края реберной дуги (из-за смещения диафрагмы вниз переполненными воздухом легкими);

Ø изменения в периферической крови: умеренный лейкоци­тоз, ускоренное СОЭ.

Основные принципы лечения.

Первоочередная цель: коррекция дыхательной недоста­точности.

1.            Госпитализации подлежат новорожденные и дети с тяже­лым течением болезни, с угрозой развития осложнений.

2.          Парентеральное введение жидкости: показано введение 10% раствора глюкозы, витамина С, 4% раствора натрия бикарбоната - 4-5 мл/кг массы (при респираторном ацидозе равновесие электролитов и рН крови должно быть выравнено).

3.          Оксигенотерапия с целью устранения гипоксии.

4.          Этиотропная терапия - противовирусные препараты: рибавирин или виразол, афлубин, гриппферон.

5.          Отхаркивающие средства: бронхикум сироп от кашля, флюиму-цил, бронкатар, бромгексин, бронхосан.

6.          Ингаляции с муколитиками, бронхолитиками и протеолити-ческими ферментами (трипсин, химотрипсин).

7.          Витаминотерапия.

8.          Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные обертывания, согревающие компрессы, втирание в кожу грудной клетки мази пульмекс-беби.

9.          Физиотерапия: УВЧ, электрофорез с иодидом калия на грудную клетку, озокеритовые «сапожки».

10.  Постуральный дренаж, вибрационный массаж.

11.  Антибиотики не имеют терапевтической ценности, по­скольку бронхиолит относится к вирусным заболеваниям, за  исключением случаев присоединения вторичной бак­териальной пневмонии.

Профилактика острого бронхиолита.

1.  Предупреждение контакта с больными вирусной инфекцией.

2.           Рациональное питание детей раннего возраста, борьба за грудное вскармливание.

3.            Своевременная  профилактика заболевания  при  контакте ребенка раннего возраста с больными вирусной инфекцией (противовирусными препаратами, иммуномодуляторами)

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСТРЫЕ ПНЕВМОНИИ

Острая пневмония - это острое воспаление легочной ткани (респираторных альвеол), участвующих в газообмене.

Заболеваемость пневмониями составляет от 15 до 20 на 1000 детей первого года жизни и 5-6 случаев на 1000 детей старше года. После 5-ти летнего возраста заболеваемость у детей снижается в 5-6 раз.

Пик заболеваний острыми пневмониями приходится на зимнее время года и на период эпидемических вспышек гриппа. Несмотря на успехи в лечении, в структуре смертно­сти детей раннего возраста, пневмонии до сих пор занимают ведущее место.

Клинические проявления пневмонии, продолжитель­ность течения, характер осложнений зависят от вида пато­генного возбудителя, возраста ребенка, фонового состояния здоровья и иммунитета.

Этиология:

Ведущим в возникновении пневмонии является инфек­ционный фактор. В зависимости от возраста ребенка изме­няются виды патогенных возбудителей, вызывающих разви­тие пневмонии.

Виды патогенного возбудителя пневмонии в зависимости от возраста ребенка

 

Возраст

Вид возбудителя

1 - 5 день жизни

Стрептококки, цитомегаловирусы, герпес,

микоплазмы

5 дней -1 месяц

Золотистый стафилококк, кишечная палочка,

цитомегаловирус, герпес, хламидии

1 - 6 месяцев

Пневмококк, золотистый стафилококк, гемофильная палочка, PC-вирус, парагрипп, цитоме­галовирус,  хламидии

6 месяцев -

5 лет

Пневмококк, гемофильная палочка, РС-вирус,

аденовирус, вирус гриппа

старше 5 лет

Пневмококк, гемофильная палочка, вирус гриппа,

пикорнавирусы, хламидии, микоплазмы

При неблагоприятных фоновых состояниях и снижении иммунитета к основным возбудителям пневмонии может присоединиться суперинфекция, представленная грибами типа кандида, системными микозами, анаэробами, энтеробактером и микробными ассоциациями. Тяжелые пневмонии, как правило, обусловлены смешанной микрофлорой.

Предрасполагающие факторы развития острой пневмонии:

        перинатальная патология;

        незрелость плода;

        аспирационный синдром;

        гиповитаминозы;

        фоновые заболевания (гипотрофия, рахит, анемия, диатезы);

        врожденные пороки развития дыхательной и сердечно­-сосудистой систем;

        хронические очаги инфекции;

        наследственные и приобретенные иммунодефицита;

        неблагоприятные факторы окружающей среды (физиче­ские, экологические, химические).

Пути распространения инфекции:

        бронхогенный;

        гематогенный;

        лимфогенный.

Механизм развития острой пневмонии.

Возбудители, проникая в нижние отделы дыхательных путей, задерживаются в респираторных альвеолах из-за их ампульного расширения, накапливаясь, они, вызывают мест­ное воспаление.

При распространении возбудителей и отечной жидкости за пределы альвеол и вовлечении в процесс паренхимы лег­ких, развивается очаговая пневмония.

Если закупоривается слизью сегментарный бронх или воспаление происходит в пределах одного сегмента, то фор­мируется сегментарная пневмония.

При дальнейшем распространении воспалительного процесса в пределах доли легкого возникает долевая (крупоз­ная) пневмония.

Вследствие быстрого распространения патологического процесса в легочной ткани может развиться дыхательная не­достаточность. Неспособность легких обеспечивать нор­мальный газовый состав крови (гипоксия), оказывает нега­тивное влияние на функции всех внутренних органов и, пре­жде всего, на ЦНС.

Классификация острых пневмоний (по локализации):

1.             Очаговая пневмония.

2.      Сегментарная пневмония.

3.            Долевая (крупозная) пневмония.

4.           Интерстициальная пневмония.

ОЧАГОВАЯ ПНЕВМОНИЯ

Очаговая пневмония - воспаление респираторных аль­веол с вовлечением в процесс паренхимы легких.

Наиболее часто встречающаяся форма воспаления лег­ких у детей.

В зависимости от возраста ребенка клинические прояв­ления очаговой пневмонии могут быть различными.

Обычно очаговая пневмония развивается на фоне вирус­ной инфекции верхних дыхательных путей.

Основные клинические проявления очаговой пневмонии.

Ø  нарастают симптомы интоксикации: усиливается об­щее беспокой-ство, возбуждение, ребенок отказывается от еды, нарушается сон, отмечается повторный подъем темпера­туры тела до 38-39°С;

Ø  присоединяются типичные признаки вовлечения в пато­логический про-цесс легких:  непрерывный,  навязчивый   кашель, стонущее дыхание на выдохе, нарушаются частота и ритм дыхания (тахипноэ, диспноэ), усиливается периоральный цианоз, в акт дыхания вовлекается вспомогательная мускулатура; физикальные изменения - укорочение легочного звука при перкуссии на стороне поражения, здесь же выслу­шиваются звучные, мелкопузырчатые хрипы, позднее - ос­лабленное везикулярное дыхание;

Ø  изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: расширение   границ  сердца,   тахикардия,   глухость  тонов, функциональный шум, иногда возникает сосудистый коллапс (особенно, если возбудителем является золотистый стафило­кокк);

Ø  изменения со стороны ЦНС в виде явлений менингизма: рвота, не связанная с приемом пищи, напряжение (ригид­ность) затылочных мышц, судороги;

Ø  абдоминальный синдром: боли и вздутие живота, разжижение стула (чаще у детей раннего возраста);

Ø  изменения со стороны периферической крови: лейкоцитоз, увеличение СОЭ.

Особенности течения очаговой пневмонии у новорож­денных и недоношенных:

Ø ведущими являются симптомы интоксикации;

Ø отсутствует температурная реакция;

Ø кашель может отсутствовать или его аналогом являются «хрюкающие» звуки при дыхании, пенка около рта, ко­леблющаяся в такт дыхания (пузырьковое дыхание), раз­дувание крыльев носа;

Ø со стороны органов дыхания: скудные физикальные дан­ные (дыхание, чаще всего, ослаблено);

Ø отсутствие или запаздывание изменений со стороны крови.

    Прогноз.

Зависит от возраста ребенка, тяжести течения заболева­ния, адекватности проводимого лечения.

СЕГМЕНТАРНАЯ ПНЕВМОНИЯ

Сегментарная пневмония - это очаговые пневмонии, занимающие один или несколько сегментов, при этом в пато­логический процесс нередко вовлекается плевра.

Сегментарная пневмония отличается более тяжелым, чем очаговые пневмонии течением.

Основные клинические проявления сегментарной пневмонии:

Ø симптомы интоксикации выражены значительно: недо­могание, вялость, слабость, сонливость, тошнота, голов­ная боль, высокая лихорадка;

Ø признаки вовлечения в процесс легких: частый, навязчивый, болезненный  кашель,  постепенно он становится влажным, дыхание стонущее, одышка, боль в боку или животе (на стороне поражения); физикальные изменения - укорочение легочного звука над легкими, дыхание везикулярное или ослаблено (на стороне поражения), про­слушиваются мелкопузырчатые хрипы;

Ø рентгенологические  изменения:   инфильтративная   тень над одним или несколькими сегментами;

Ø изменения со стороны периферической крови: лейкоци­тоз, увеличение СОЭ.

Прогноз.

Существенно улучшает прогноз заболевания своевре­менная диагностика и комплексная терапия.

ДОЛЕВАЯ ПНЕВМОНИЯ

Долевая (крупозная) пневмония характеризуется пре­имущественным поражением верхней или нижней доли пра­вого легкого.

В последнее время крупозная пневмония встречается редко, но по-прежнему отличается тяжелым клиническим течением.

 Болеют, как правило, дети старшего возраста.

Возбудитель:

Пневмококк Френкеля-Вексельбаума.

Предрасполагающие факторы развития крупозной пневмонии:

1.              Переохлаждение.

2.            Снижение иммунитета.

   3.  Изменение аллергической реактивности организма.

   Механизм развития крупозной пневмонии.

В патологический процесс преимущественно вовлекает­ся верхняя или нижняя доли правого легкого. При этом легкое уплотняется, альвеолы заполняются фибрином, эритро­цитами, отечной жидкостью, пневмококкками, развивается фибринозное воспаление (стадия красного опеченения). Про­цесс постепенно переходит в стадию серого опеченения и характеризуется скоплением фибрина и лейкоцитов в просве­те альвеол и его отложением на поверхности плевры.

В большинстве случаев клиника развивается бурно, в течение нескольких часов, характеризуется тяжелым течени­ем и классически выраженными симптомами.

Основные клинические признаки крупозной пневмонии:

Ø резко выраженные симптомы интоксикации:  высокая лихорадка (до 40,5 °С), озноб, рвота, головная боль, резкая слабость, потливость;

Ø боли в правом боку или в животе (при поражении нижней доли);

Ø признаки вовлечения в патологический процесс легких: одышка в покое, поверхностный, щадящий кашель первона­чально сухой,  затем с отхожде-нием мокроты красно-коричневого цвета («ржавая мокрота»), физикалъные измене­ния проявляются крепитацией в пораженной доле в первые 1-3 дня (в стадии прилива) и крепитирующими хрипами (в ста­дии рассасывания экссудата) на 7-10 день;

Ø признаки вовлечения в патологический процесс плевры: щадящая экскурсия легких на стороне поражения, укороче­ние легочного звука над легкими, при выслушивании - ослабленное везикулярное дыхание и шум трения плевры, который лучше всего определяется в подмышечной области;

Ø рентгенологические изменения; значительное снижение прозрачности в виде сплошного равномерного затемнения над верхней или нижней долей легкого;

Ø изменения со стороны периферической крови: лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, увеличение СОЭ.

Прогноз.

Продолжительность заболевания и его исход зависят от реактивности организма и своевременного и адекватного ле­чения.

 

ИНТЕРСТИЦИАЛЬНАЯ ПНЕВМОНИЯ

Интерстициальная пневмония составляет 1% от обще­го числа острых пневмоний.

Чаще встречается у детей школьного возраста с небла­гополучным фоновым состоянием (аллергическим диатезом) и сниженным иммунитетом.

Для интерстициальной пневмонии характерно малосимптомное, длительное течение и скудные физикальные данные со стороны легких.

Основные клинические проявления интерстициальной пневмонии:

Ø симптомы интоксикации, высокая лихорадка;

Ø признаки вовлечения в патологический процесс легких: кашель   частый,   мучительный,   не   резко   выраженная одышка,   физикальные   изменения:   раннее   появление бронхиального дыхания в подмышечной области на сто­роне поражения;

Ø быстро развивается дыхательная недостаточность, тахипноэ до 80-100 в 1 минуту, цианоз, ослабленное везикулярное дыхание на стороне поражения;

Ø рентгенологические изменения скудные, отмечается снижение прозрачности ткани легкого. Продолжительность заболевания от 6 до 8 недель.
Прогноз.

Возможно образование бронхоэктазов, пневмосклероза.

СТАФИЛОККОВАЯ ПНЕВМОНИЯ

Стафилококковая пневмония характеризуется дест­руктивными процессами в легочной ткани с последующим некрозом и образованием полостей (стафилококковых булл).

Встречаются стафилококковые пневмонии чаще у детей первого года, родившихся недоношенными или с асфиксией и имеющих фоновые состояния, гнойничковые поражения кожи, пупка.

Заболевание чаще вызывается «госпитальными» штам­мами золотистого стафилококка.

Клиническое течение стафилококковой пневмонии со­ответствует тяжелому септическому процессу.

Основные клинические проявления стафилококковой пневмонии:

Ø острое начало, высокая лихорадка, яркий румянец щеки на стороне поражения;

Ø быстро нарастающий токсикоз:  вялость, сонливость, рвота или срыгивание, отказ от еды, возможно присоедине­ние диареи;

Ø быстро нарастающая дыхательная недостаточность: цианоз, одышка в покое с включением в акт дыхания вспомо­гательной мускулатуры, физикалъные изменения -   укорочение перкуторного легочного звука на стороне поражения, прослушиваются крепитирующие хрипы в начале заболевания, но при образовании выпота они исчезают, определяется ослабленное дыхание на стороне поражения;

Ø рентгенологические изменения в легких: четкие, хорошо очерченные округлой формы просветления - буллы (воздушные полости), позднее в них определяется наличие горизон­тального уровня жидкости, затем при прорыве гнойного оча­га в плевру отмечаются характерные признаки пиоторакса или пневмоторакса;

Ø изменения со стороны периферической крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ.

Прогноз.

Стафилококковая пневмония занимает особое место по тяжести течения среди всех пневмоний. Прогноз зависит от возраста ребенка, сроков диагностики, своевременного ком­плексного лечения.

При тяжелых формах заболевания, особенно у детей первых месяцев жизни, может иметь место генерализация процесса до развития сепсиса с развитием вторичных очагов воспаления в различных органах (отит, менингит, инфекция мочевыводящих путей и др.).

 

Дополнительные методы исследования при пневмонии:

1.             Бактериологическое исследование мокроты (выделение возбудителя из мокроты).

2.           Исследование   крови   на  стерильность   (целесообразно проводить до начала лечения).

3.           Клинический анализ крови (повышение СОЭ, лейкоцитоз, нейтрофилез).

4.           Рентгенограмма органов грудной клетки в двух проекциях (обнаруживаются мелко- или крупноочаговые тени, местами сливные, а также усиление сосудистого и брон­хиального рисунка, расширение корней легких).

 

Основные принципы лечения пневмонии.

1.              Госпитализации подлежат новорожденные и дети с тяже­лым течением болезни, с угрозой развития осложнений и при неэффективности терапии в течение 24-36 часов.

2.            Создание лечебно-охранительного режима.

3.            Питание ребенка должно быть полноценным и соответст­вовать  возрастным   потребностям.   При  тяжелом  течении пневмонии у детей раннего возраста проводится питание че­рез зонд или парентеральное введение жидкости.

4.            Организация   питьевого   режима:    в   острый   период рекомендуется проведение регидратации, при этом суточный объем жидкости должен быть не менее 700-1000 мл (для восполнения  потерь жидкости,  связанных с  лихорадкой, гипервентиляцией легких, мокротой и сниженным объемом пищи).

5.            Оксигенотерапия - по показаниям.

6.            Антибиотикотерапия   препаратами   широкого   спектра действия: ампициллин, оксациллин, флоксациллин, ампиокс, в тяжелых случаях применяются цефалоспорины или аминогликозиды, при подозрении на микоплазменную пневмо­нию - пенициллин G, амоксициллин или эритромицин.

7.            Противокашлевые средства: либексин, тусупрекс, паксиладин, тусин.

8.             Муколитики: флюимуцил, пульмозим или альфа-ДНК-аза, мукалтин, мукодин, мукосол, мукофальк.

9.            Отвары из отхаркивающих трав: корня алтеи, солодки, термопсиса, багульника, мать-и-мачехи, девясила, чабреца, плодов аниса.

10.   Симптоматическая  терапия:   жаропонижающие,  дезинтоксика-ционные, сердечные препараты и пр.

11.   Стимулирующая терапия:  амиксин,  ликопид,  дибазол, нуклеинат натрия и др.

12.   Дренаж положением, вибрационный массаж.

13.  Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные оберты­вания, согревающие компрессы.

14.   Физиотерапия: УВЧ, СВЧ, электрофорез с никотиновой кислотой, кальцием, алоэ.

15.  Лечебная физкультура, массаж.

При тяжелом клиническом течении, в случае необходимо­сти, показана интубация и искусственная вентиляция легких.

 

Профилактика острой пневмонии

1.       Предупреждение острых респираторных вирусных инфекций.

2.                Закаливание организма, систематические занятия физи­ческой культурой.

3.               Своевременная санация хронических очагов инфекции.

4.                Проведение курсов общеукрепляющей и иммунокоррегирующей терапии.

 

 


Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания

 

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и членов его семьи.

 

Возможные проблемы пациента:

Ø неэффективное дыхание из-за гипоксии;

Ø дефицит жидкости   из-за лихорадки,   гипервентиляции легких;

Ø затрудненное сосание в связи с обструкцией дыхательных путей;

Ø нарушение питания из-за интоксикации, кашля;

Ø нарушение терморегуляции;

Ø боль в грудной клетке;

Ø нарушение формулы сна;

Ø риск развития осложнений;

Ø дефицит самоухода;

Ø неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возник-шими вследствие заболевания;

Ø нарушение   познавательной   деятельности    и   игровой активности;

Ø тяжелая реакция на госпитализацию;

Ø страх перед манипуляциями.

 

Возможные проблемы родителей:

Ø чувство тревоги, страх за исход заболевания;

Ø изменение стереотипа жизни семьи;

Ø дефицит знаний о заболевании и уходе;

Ø неадекватная оценка состояния ребенка.

 

Сестринское вмешательство

1. Информировать родителей и ребенка (если позволяет возраст) о причинах развития заболевания, клинических про­явлениях, принципах лечения и возможных осложнениях.

2. При тяжелом течении бронхиолита, пневмонии, при развитии осложнений, убедить родителей в необходимости госпитали­зации ребенка в стационар для получения квалифицирован­ной медицинской помощи и проведения эффективного ком­плексного лечения. Оказать помощь в госпитализации.

3. Создать оптимальный микроклимат в помещении (аэро­терапия): проветривать в любое время года до 5-6 раз в день, поддерживать температуру воздуха в пределах 18-20°С (для новорожденных - 23-24°С), увлажнять воздух с помощью аэ­роионизатора.

4. Обеспечить постельный режим ребенку на период лихо­радки, создать возвышенное положение в постели (припод­нять головной конец кровати на 30°). Грудного ребенка не­обходимо чаще брать на руки, менять положение в постели, поворачивать с одного бока на другой для предупреждения застойных явлений в нижних долях легких. По мере улучше­ния состояния режим постепенно расширяется, но он должен оставаться щадящим с пролонгирован-ным сном. По мере улучшения состояния следует проводить дозированные про­гулки на свежем воздухе или на веранде с 10-15 минут.

5. Постоянно осуществлять мониторинг жизненно важных функций и медицинское документирование сестринского процесса:

         контролировать состояние, ЧДД, ЧСС, АД, цвет кожных покровов, характер дыхания, кашля, мокроты, срыгиваний, рвоты;

         учитывать объем и состав получаемой жидкости в сутки (питание, инфузионная терапия) и суточный диурез, контро­лировать массу тела;

         проводить термометрию 2-4 раза в сутки.

6. Своевременно осуществлять медикаментозную терапию, оценивать ее эффективность, сообщать врачу о побочных действиях. По показаниям проводить оксигенотерапию ув­лажненным теплым кислородом (30-38%) с помощью носо­вых катетеров, маски или кислородной палатки и ингаляции с бронхо-, муколитиками или протеолитическими фермента­ми (для коррекции гипоксемии, уменьшения одышки и циа­ноза, чувства тревоги, возбуждения, улучшения отхождения мокроты).

7. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответ­ствии с его возрастными потребностями, за исключением периода интоксикации, когда аппетит резко нарушен и угне­тена ферментативная функция пищеварительных желез. В этот период нужно уменьшить разовый объем пищи и увели­чить число кормлений. Пища должна быть витаминизиро­ванной, полужидкой, термически, химически и механически щадящей (без грубых комочков, которые могут быть аспирированы во время кашля).

8. Перед началом каждого кормления необходимо прово­дить санацию дыхательных путей (отсасывать слизь, закапы­вать физиологический раствор), при кормлении выбрать пра­вильное положение (высокое или среднее положение Фаулера), кормить медленно, делать частые перерывы.

9. Обеспечить адекватный питьевой режим. При тяжелом течении пневмонии проводить регидратацию: оралитом, регидроном, фруктово-овощными отварами, дегазированной щелочной минеральной водой, разведенными соками (морковным, яблочным), отварами шиповника и грудного сбора. Суточный объем вводимой жидкости должен быть не менее 700-1000 мл.

10. Создать спокойную обстановку вокруг ребенка. Помочь родителям правильно оценивать его состояние, своевременно восполнять их дефицит знаний и поддерживать их на всех стадиях заболевания, дать возможность выражать свои со­мнения и тревоги.

11. Вовлекать родителей и ребенка (если позволяет возраст) в планирование и реализацию сестринского ухода (проводить туалет кожных покровов и слизистых, чаще менять нательное и постельное белье, своевременно санировать дыхательные пути и пр.).

12. Обучить родителей эффективным способам разжижения секрета бронхиаль-ного дерева:

         вводить достаточное количество жидкости в виде теплой дегазированной щелочной минеральной воды, теплого моло­ка пополам с Боржоми;

         применять настои и отвары из отхаркивающих трав: мать-и-мачехи, девясила, багульника, шалфея, подорожника. Способ приготовления: 1 столовая ложка сбора заливается 1 ста­каном кипятка, выдерживается на медленном огне - 15-20 минут (багульник до 30 минут), настаивается в течение 1 ча­са, процеживается и применяется по 1 столовой ложке 4-5
раз в день.

Предупреждение! Применение отхаркивающих средств требует увеличения приема жидкости по сравнению с нормой.

            проводить соляно-щелочные паровые ингаляции(гидрокарбонат натрия 2г, хлорид натрия 3 г, дистиллированная вода -  100 мл) с целью увлажнения слизистой оболочки бронхов и улучшения эвакуации секрета, а также ингаляции с настойками эвкалипта или календулы по 3-4 мл на процедуру
(оказывают противовоспалительное, противовирусное и бактериостатическое действие),  желательно  к  ингалируемым растворам добавлять 20% раствор глицерина (обладает сурфактантсберегающим, смягчающим действием, стабилизиру­ет аэрозоли), продолжительность ингаляций - 10-15 минут,
применять 2-3 раза в день.

13. Научить родителей приемам постурального дренажа, вибрационного массажа и дренажным упражнениям для улучшения отхождения мокроты и восстановления функции дыхательной системы:

         постуральный или позиционный дренаж - придание по­ложения тела, при котором происходит лучший отток мокро­ты из бронхиального дерева: при воспалении средней доли легкого ребенка следует уложить на спину, под бок поражен­ной стороны подложить валик, ножной конец приподнять,
при правостороннем воспалении - на левый бок, а при лево­стороннем - на правый, при поражении нижних сегментов - голову и верхнюю часть туловища опустить вниз, а тазовую область - приподнять; одновременно проводить вибраци­онный массаж с помощью ритмичных ударов кончиками
пальцев одной руки по грудной клетке, во время проведения дренажа попросить ребенка глубоко дышать и активно от­кашливать мокроту. Дренаж желательно делать утром, после дыхательных упражнений и вечером, перед сном в течение15-20 минут;

         лечебная физкультура назначается с первых дней болезни для воспитания правильного дыхания и улучшения функции дыхания (вдох через нос, выдох через рот, дыхательные упражнения сочетают с общеразвивающими, с начала вводят упражнения для мышц верхней половины туловища, постепенно упражнениями охватывают все группы мышц);

         массаж грудной клетки проводят в виде основных его приемов.

14. В периоде реконвалесценции посоветовать родителям, осуществлять профилактику воспалительных заболеваний дыхательных путей: избегать контактов с больными детьми и взрослыми, ограничить посещение общественных мест, обеспечить ребенка рациональным питанием с достаточным введением фруктов, овощей, соков, продолжить занятия ле­чебной физкультурой, проводить общеукрепляющие и зака­ливающие мероприятия, своевременно санировать хрониче­ские очаги инфекции.

15. Убедить родителей в необходимости диспансерного на­блюдения за ребенком врачами - педиатром, пульмонологом, отоларингологом.

 

Контрольные вопросы.

1.Перечислить факторы способствующие развитию острого бронхита у детей.

2.В чем заключаются меры профилактики острого бронхита.

3. Дать определение «бронхит»; какие виды бронхитов наблюдаются у детей?

4.Какие дополнительные методы исследования применяют для постановки диагноза бронхита?

5.Каковы основные общие и местные симптомы острой пневмонии?

6. Каковы показания к госпитализации детей с пневмонией?

7.Какой режим и уход необходимо обеспечить ребенку с пневмонией?

8. В чем заключается режим больного ребенка с поражением верхних дыхательных путей?

9. В чем заключается техника проведения постурального массажа?

12.Что такое сегментарная пневмония?

13. Каковы основные причины возникновения осложнений пневмоний?

14. Какие меры профилактики дыхательной недостаточности при пневмониях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №5»

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №5»

Вид занятия : комбинированный урок

Вид занятия : комбинированный урок

Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий

Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий

Теоретический материал комбинированного занятия

Теоретический материал комбинированного занятия

Возникновение мелкопузырчатых хрипов, особенно у ма­ леньких детей, при наличии одышки является первым пред вестником перехода воспалительного процесса на альвеолы и развития пневмонии

Возникновение мелкопузырчатых хрипов, особенно у ма­ леньких детей, при наличии одышки является первым пред вестником перехода воспалительного процесса на альвеолы и развития пневмонии

Регулярная санация хронических очагов инфекции

Регулярная санация хронических очагов инфекции

СОЭ. Основные принципы лечения

СОЭ. Основные принципы лечения

ОСТРЫЕ ПНЕВМОНИИ Острая пневмония - это острое воспаление легочной ткани (респираторных альвеол), участвующих в газообмене

ОСТРЫЕ ПНЕВМОНИИ Острая пневмония - это острое воспаление легочной ткани (респираторных альвеол), участвующих в газообмене

Предрасполагающие факторы развития острой пневмонии: • перинатальная патология; • незрелость плода; • аспирационный синдром; • гиповитаминозы; • фоновые заболевания (гипотрофия, рахит, анемия, диатезы); • врожденные…

Предрасполагающие факторы развития острой пневмонии: • перинатальная патология; • незрелость плода; • аспирационный синдром; • гиповитаминозы; • фоновые заболевания (гипотрофия, рахит, анемия, диатезы); • врожденные…

Основные клинические проявления очаговой пневмонии

Основные клинические проявления очаговой пневмонии

СОЭ. Прогноз. Существенно улучшает прогноз заболевания своевре­ менная диагностика и комплексная терапия

СОЭ. Прогноз. Существенно улучшает прогноз заболевания своевре­ менная диагностика и комплексная терапия

СОЭ. Прогноз. Продолжительность заболевания и его исход зависят от реактивности организма и своевременного и адекватного ле­ чения

СОЭ. Прогноз. Продолжительность заболевания и его исход зависят от реактивности организма и своевременного и адекватного ле­ чения

Клиническое течение стафилококковой пневмонии со­ ответствует тяжелому септическому процессу

Клиническое течение стафилококковой пневмонии со­ ответствует тяжелому септическому процессу

Создание лечебно-охранительного режима

Создание лечебно-охранительного режима

Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания

Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания

По мере улучшения состояния следует проводить дозированные про­гулки на свежем воздухе или на веранде с 10-15 минут

По мере улучшения состояния следует проводить дозированные про­гулки на свежем воздухе или на веранде с 10-15 минут

Предупреждение! Применение отхаркивающих средств требует увеличения приема жидкости по сравнению с нормой

Предупреждение! Применение отхаркивающих средств требует увеличения приема жидкости по сравнению с нормой

Контрольные вопросы. 1.Перечислить факторы способствующие развитию острого бронхита у детей

Контрольные вопросы. 1.Перечислить факторы способствующие развитию острого бронхита у детей

Лекционный материал на тему "Заболевания органов дыхания у детей. Сестринская помощь при бронхите, пневмонии".ониях

Лекционный материал на тему "Заболевания органов дыхания у детей. Сестринская помощь при бронхите, пневмонии".ониях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2020