Лекционный материал на тему "Заболевания органов дыхания у детей. Сестринская помощь при бронхите, пневмонии".ониях

  • Лекции
  • doc
  • 27.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект теоретического комбинированного занятия для студентов 3 курса отделения 34.02.01 Сестринское дело. Учебная цель данного материала этоизучить особенности этиологии, патогенеза, течения, диагностики, лечения и профилактику острого бронхита, пневмонии у детей. Знать: понятие о бронхите, пневмонии, этиологии, патогенезе заболевания, основные клинические формы, принципы лечения, профилактики.
Иконка файла материала Бронхит, пневмония.doc

ГБПОУ МО

«Московский областной медицинский колледж №5»

 

 

 

 

 

Заболевания органов дыхания у детей

Сестринская помощь при бронхите, пневмонии

(лекционный материал)

 

ПМ 02: Участие в лечебно-диагностическом процессе и реабилитационном процесса

МДК 02.01: Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел: Сестринская помощь в педиатрии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Автор: Квасова Е.Р.

преподаватель ПМ высшей категории

 

 

 

 

 

г.о. Серпухов, 2020г

 

 

 

 

 

Вид занятия: комбинированный урок.

Цели занятия: организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины;

Учебная: изучить особенности этиологии, патогенеза, течения, диагностики, лечения и профилактику острого бронхита, пневмонии у детей.

Знать: понятие о бронхите, пневмонии, этиологии, патогенезе заболевания, основные клинические формы, принципы лечения, профилактики.

Развивающие: развивать положительную мотивацию к обучению, способствовать развитию клинического мышления студентов.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, чуткость и внимание,  необходимые  при общении с пациентами. 

Процесс изучения темы занятия направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности) «педиатрия»:ОК 1-13,ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3,ПК 1.6, ПК 1.7

Интеграционные связи:  Анатомия и физиология человека. Ребенок, подросток. Основы латинского языка с медицинской терминологией. Психология общения. ПМ 04 Младшая медицинская сестра по уходу за больным.

Оснащение занятия: конспект лекционного материала, ноутбук, экран, проектор, мультимедийная презентация, вопросы для фронтального опроса.   

         Литература:

Основная литература: 

1.     Ежова А.М., Григорев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. Москва «ГЭОТАР-Москва»2018г.

2.     Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение. – Академия. 2013 г.

3.     Качаровская Е.В., Лютикова О.К. СД в педиатрии-Феникс 2009 г.

4.     Соколова Н. Сестринское дело в педиатрии. Практикум.-Феникс

5.     Тульчинская В. СД в педиатрии. – Феникс 2011 г.

6.     ЭЛ.БИБ. Сестринский процесс в условиях амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению: уч.-метод.пособ.для студентов и преподавателей. –Энгельсский медколледж 2010 г.

7.     Митрофанова Н.А., Пылаева Ю.В. Фтизиатрия – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 .

8.     Бородулин Б.Е., Бородулина  Е.А. Фтизиатрия –М.: Издательский центр «Академия», 2004

Дополнительная литература:

1.     Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. –  М.: Авторская академия, 2011.

2.     Аверьянова Н.И.,. Чиженок Н.И. Зарницына Н.Ю., Щербакова Л.И., Т.И. Рудавина, Иванова Н.В.  Сестринское дело в педиатрии: учебное пособие. -  Ростов на Дону,  «Феникс», 2008.

3.     Ежова Н.В,  Королева   А. Э. Педиатрии. Разноуровневые задания. Минск.

4.     «Вышэйшая школа»  2008.

5.     Качаровская     Е.В.,. Лютикова О.К «Сестринское дело в педиатрии» Москва. Издательская группа «ГОЭТАР- МЕДИА» 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический материал комбинированного занятия

СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

ОСТРЫЙ БРОНХИТ

Острый бронхит - это воспалительный процесс, локализующийся в слизистой оболочке бронхиального дере­ва, сопровождающийся выделением слизи.

Поражение бронхов часто сочетается с воспалением слизистой оболочки трахеи, что приводит к развитию трахеобронхита. Иногда при бронхите поражаются мелкие бронхи и бронхиолы, что клинически протекает с явлениями бронхиолита или бронхопневмонии.

Развитию бронхита часто предшествуют:

         вирусные инфекции (грипп,  парагрипп, респираторно-синцити-альная и риновирусная инфекция и др.);

         бактериальная  инфекция  (пневмококки,  стафилококки, гемофильная палочка и др.);

         хламидиоз, микоплазменная и цитомегаловирусная инфекции (особенно часто в последнее время).

Факторы риска развития бронхита:

         охлаждение (влажные, холодные климатические условия);

         неблагоприятная экологическая обстановка (загрязнение окружаю-щей среды токсичными газами и прочими вред­ными веществами);

         пищевая, лекарственная, бытовая аллергия;

         хронические очаги инфекции;

         снижение иммунитета;

         пассивное курение.

Механизм развития бронхита.

Для всех форм бронхита характерно наличие признаков воспаления бронхиального дерева (без поражения легочной ткани), отек слизистой оболочки, скопление патологического секрета в просвете бронхов и развитие бронхоспазма, приво­дящего к нарушению бронхиальной проходимости.

Основные клинические проявления острого бронхита.

Начальные признаки:

Ø повышение температуры в течение нескольких дней;

Ø катаральные  явления  со  стороны   носоглотки   и  зева (гиперемия, насморк, першение в горле);

Ø неприятные ощущения за грудиной.

Основные признаки острого бронхита:

Ø умеренно  выраженные  симптомы  интоксикации,  фебрильная темпера-тура;

Ø в начальном периоде - кашель без выделения мокроты, сухой, надрывистый, болезненный, усиливающийся по ночам;

Ø с 5-го дня - кашель становится влажным с отделением слизистой мокроты, обычно, мокрота вязкая, беловато-желтоватого цвета, иногда гнойная, а при сильном кашле может быть с прожилками крови;

Ø дети раннего возраста откашливаемую мокроту прогла­тывают, поэтому нередко она выводится у них с рвотой;

Ø в легких прослушиваются сначала сухие хрипы, затем они приобретают влажный характер (среднепузырчатые).

Возникновение мелкопузырчатых хрипов, особенно у ма­леньких детей, при наличии одышки является первым предвестником перехода воспалительного процесса на альвеолы и развития пневмонии.

Острый бронхит может возникать как осложнение ка­кой-либо инфекции (гриппа, кори, коклюша), в этих случаях симптомы его тесно связаны с проявлением основного забо­левания.

Особенности течения острого бронхита у новорож­денных и детей раннего возраста.

У новорожденных и детей раннего возраста бронхит со­провождается отеком слизистых оболочек, гиперпродукцией вязкого секрета, сокращением гладкой мускулатуры бронхов, что часто приводит к бронхиальной обструкции. Возникшая бронхиальная обструкция, как правило, вызывает быстрое развитие дыхательной недостаточности.

Основные принципы лечения острого бронхита.

1.             Постельный режим на период лихорадки, в дальнейшем
щадящий с удлиненным сном.

2.           Бронходилататоры:   эуфиллин,   солутан,   бронхолитин, бронхи-кум, бронхосан и др.

3.           Противокашлевые средства: либексин, тусупрекс, паксиладин, тусин, фалиминт, колдрекс.

4.           Муколитики: мукалтин, мукодин, мукосол, мукофальк, отвары грудного сбора.

5.           Ингаляции с муколитиками, бронхолитиками и протеолитическими ферментами.

6.          Антибактериальная терапия проводится при затяжном и рецидиви-рующем течении бронхитов и детям раннего возраста.

7.           Витаминотерапия.

8.           Антигистаминные препараты при аллергических прояв­лениях.

9.          Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные обертывания, согревающие компрессы.

10.   Физиотерапия: УВЧ, электрофорез с иодидом калия на грудную клетку.

Профилактика острого бронхита.

1.            Предупреждение острых респираторных инфекций.

2.           Своевременное и последовательное лечение заболеваний верхних дыхательных путей.

3.            Регулярная санация хронических очагов инфекции.

4.           Проведение курсов общеукрепляющей терапии, закаливающих процедур.

Прогноз.

При острых бронхитах, в основном, благоприятный (в детском возрасте переход бронхита в хронические формы встречается редко). При рецидивирующих бронхитах появля­ется высокий риск развития бронхиальной астмы или хрони­ческой пневмонии.

 

ОСТРЫЙ БРОНХИОЛИТ

Острый бронхиолит развивается вследствие воспали­тельной обструкции мелких дыхательных путей.

Заболевают, в основном, дети первых 2 лет жизни, при­чем самый высокий уровень заболеваемости приходится на первое полугодие жизни. Регистрируется заболевание чаще в зимне-весенний период.

Острый бронхиолит - это вирусное заболевание, возбу­дителями его являются:

         респираторный синцитиальный вирус (более чем в 50%
случаев);

         вирус парагриппа;

        аденовирусы (вызывают облитерирующий бронхиолит с синдромом   односторонней   повышенной   воздушности легкого - эмфиземы);

        микоплазмы и др.

Источник вирусной инфекции:

Один из членов семьи с незначительными проявлениями респираторной инфекции.

Механизм развития бронхиолита.

Воспаление нижних отделов дыхательных путей проте­кает с выраженным отеком слизистой, скоплением слизи в бронхиолах, вследствие этого уменьшается их просвет и соз­дается сопротивление току воздуха. Возникшая обструкция бронхиол быстро приводит к развитию дыхательной недоста­точности.

В большинстве случаев в анамнезе заболевшего ребенка есть указание на контакт со старшими детьми или взрослыми, за неделю до этого, перенесшими респираторную инфекцию.

Основные клинические признаки острого бронхиолита:

Ø симптомы интоксикации: повышение температуры тела до 38-39°С, вялость, слабость, ребенок становится раз­дражительным, плаксивым, аппетит понижен, кормление из груди или бутылочки затруднено (учащенное дыхание мешает ребенку сосать и глотать);

Ø катаральные явления со стороны носоглотки: серозное отделяемое из носа;

Ø со  стороны  органов дыхания:   пароксизмальный  свистящий кашель, учащенное дыхание 60-80 в 1 минуту, в легких выслушиваются рассеянные влажные хрипы, а при возникновении полной обструкции бронхиол, дыха­ние прослушивается с трудом;

Ø быстро   нарастает   дыхательная   недостаточность: цианоз, раздувание крыльев носа, включение в акт дыха­ния дополнительной мускулатуры (втяжение межребер­ных промежутков и подреберных областей);

Ø печень и селезенка выступают из-под края реберной дуги (из-за смещения диафрагмы вниз переполненными воздухом легкими);

Ø изменения в периферической крови: умеренный лейкоци­тоз, ускоренное СОЭ.

Основные принципы лечения.

Первоочередная цель: коррекция дыхательной недоста­точности.

1.            Госпитализации подлежат новорожденные и дети с тяже­лым течением болезни, с угрозой развития осложнений.

2.          Парентеральное введение жидкости: показано введение 10% раствора глюкозы, витамина С, 4% раствора натрия бикарбоната - 4-5 мл/кг массы (при респираторном ацидозе равновесие электролитов и рН крови должно быть выравнено).

3.          Оксигенотерапия с целью устранения гипоксии.

4.          Этиотропная терапия - противовирусные препараты: рибавирин или виразол, афлубин, гриппферон.

5.          Отхаркивающие средства: бронхикум сироп от кашля, флюиму-цил, бронкатар, бромгексин, бронхосан.

6.          Ингаляции с муколитиками, бронхолитиками и протеолити-ческими ферментами (трипсин, химотрипсин).

7.          Витаминотерапия.

8.          Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные обертывания, согревающие компрессы, втирание в кожу грудной клетки мази пульмекс-беби.

9.          Физиотерапия: УВЧ, электрофорез с иодидом калия на грудную клетку, озокеритовые «сапожки».

10.  Постуральный дренаж, вибрационный массаж.

11.  Антибиотики не имеют терапевтической ценности, по­скольку бронхиолит относится к вирусным заболеваниям, за  исключением случаев присоединения вторичной бак­териальной пневмонии.

Профилактика острого бронхиолита.

1.  Предупреждение контакта с больными вирусной инфекцией.

2.           Рациональное питание детей раннего возраста, борьба за грудное вскармливание.

3.            Своевременная  профилактика заболевания  при  контакте ребенка раннего возраста с больными вирусной инфекцией (противовирусными препаратами, иммуномодуляторами)

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСТРЫЕ ПНЕВМОНИИ

Острая пневмония - это острое воспаление легочной ткани (респираторных альвеол), участвующих в газообмене.

Заболеваемость пневмониями составляет от 15 до 20 на 1000 детей первого года жизни и 5-6 случаев на 1000 детей старше года. После 5-ти летнего возраста заболеваемость у детей снижается в 5-6 раз.

Пик заболеваний острыми пневмониями приходится на зимнее время года и на период эпидемических вспышек гриппа. Несмотря на успехи в лечении, в структуре смертно­сти детей раннего возраста, пневмонии до сих пор занимают ведущее место.

Клинические проявления пневмонии, продолжитель­ность течения, характер осложнений зависят от вида пато­генного возбудителя, возраста ребенка, фонового состояния здоровья и иммунитета.

Этиология:

Ведущим в возникновении пневмонии является инфек­ционный фактор. В зависимости от возраста ребенка изме­няются виды патогенных возбудителей, вызывающих разви­тие пневмонии.

Виды патогенного возбудителя пневмонии в зависимости от возраста ребенка

 

Возраст

Вид возбудителя

1 - 5 день жизни

Стрептококки, цитомегаловирусы, герпес,

микоплазмы

5 дней -1 месяц

Золотистый стафилококк, кишечная палочка,

цитомегаловирус, герпес, хламидии

1 - 6 месяцев

Пневмококк, золотистый стафилококк, гемофильная палочка, PC-вирус, парагрипп, цитоме­галовирус,  хламидии

6 месяцев -

5 лет

Пневмококк, гемофильная палочка, РС-вирус,

аденовирус, вирус гриппа

старше 5 лет

Пневмококк, гемофильная палочка, вирус гриппа,

пикорнавирусы, хламидии, микоплазмы

При неблагоприятных фоновых состояниях и снижении иммунитета к основным возбудителям пневмонии может присоединиться суперинфекция, представленная грибами типа кандида, системными микозами, анаэробами, энтеробактером и микробными ассоциациями. Тяжелые пневмонии, как правило, обусловлены смешанной микрофлорой.

Предрасполагающие факторы развития острой пневмонии:

        перинатальная патология;

        незрелость плода;

        аспирационный синдром;

        гиповитаминозы;

        фоновые заболевания (гипотрофия, рахит, анемия, диатезы);

        врожденные пороки развития дыхательной и сердечно­-сосудистой систем;

        хронические очаги инфекции;

        наследственные и приобретенные иммунодефицита;

        неблагоприятные факторы окружающей среды (физиче­ские, экологические, химические).

Пути распространения инфекции:

        бронхогенный;

        гематогенный;

        лимфогенный.

Механизм развития острой пневмонии.

Возбудители, проникая в нижние отделы дыхательных путей, задерживаются в респираторных альвеолах из-за их ампульного расширения, накапливаясь, они, вызывают мест­ное воспаление.

При распространении возбудителей и отечной жидкости за пределы альвеол и вовлечении в процесс паренхимы лег­ких, развивается очаговая пневмония.

Если закупоривается слизью сегментарный бронх или воспаление происходит в пределах одного сегмента, то фор­мируется сегментарная пневмония.

При дальнейшем распространении воспалительного процесса в пределах доли легкого возникает долевая (крупоз­ная) пневмония.

Вследствие быстрого распространения патологического процесса в легочной ткани может развиться дыхательная не­достаточность. Неспособность легких обеспечивать нор­мальный газовый состав крови (гипоксия), оказывает нега­тивное влияние на функции всех внутренних органов и, пре­жде всего, на ЦНС.

Классификация острых пневмоний (по локализации):

1.             Очаговая пневмония.

2.      Сегментарная пневмония.

3.            Долевая (крупозная) пневмония.

4.           Интерстициальная пневмония.

ОЧАГОВАЯ ПНЕВМОНИЯ

Очаговая пневмония - воспаление респираторных аль­веол с вовлечением в процесс паренхимы легких.

Наиболее часто встречающаяся форма воспаления лег­ких у детей.

В зависимости от возраста ребенка клинические прояв­ления очаговой пневмонии могут быть различными.

Обычно очаговая пневмония развивается на фоне вирус­ной инфекции верхних дыхательных путей.

Основные клинические проявления очаговой пневмонии.

Ø  нарастают симптомы интоксикации: усиливается об­щее беспокой-ство, возбуждение, ребенок отказывается от еды, нарушается сон, отмечается повторный подъем темпера­туры тела до 38-39°С;

Ø  присоединяются типичные признаки вовлечения в пато­логический про-цесс легких:  непрерывный,  навязчивый   кашель, стонущее дыхание на выдохе, нарушаются частота и ритм дыхания (тахипноэ, диспноэ), усиливается периоральный цианоз, в акт дыхания вовлекается вспомогательная мускулатура; физикальные изменения - укорочение легочного звука при перкуссии на стороне поражения, здесь же выслу­шиваются звучные, мелкопузырчатые хрипы, позднее - ос­лабленное везикулярное дыхание;

Ø  изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: расширение   границ  сердца,   тахикардия,   глухость  тонов, функциональный шум, иногда возникает сосудистый коллапс (особенно, если возбудителем является золотистый стафило­кокк);

Ø  изменения со стороны ЦНС в виде явлений менингизма: рвота, не связанная с приемом пищи, напряжение (ригид­ность) затылочных мышц, судороги;

Ø  абдоминальный синдром: боли и вздутие живота, разжижение стула (чаще у детей раннего возраста);

Ø  изменения со стороны периферической крови: лейкоцитоз, увеличение СОЭ.

Особенности течения очаговой пневмонии у новорож­денных и недоношенных:

Ø ведущими являются симптомы интоксикации;

Ø отсутствует температурная реакция;

Ø кашель может отсутствовать или его аналогом являются «хрюкающие» звуки при дыхании, пенка около рта, ко­леблющаяся в такт дыхания (пузырьковое дыхание), раз­дувание крыльев носа;

Ø со стороны органов дыхания: скудные физикальные дан­ные (дыхание, чаще всего, ослаблено);

Ø отсутствие или запаздывание изменений со стороны крови.

    Прогноз.

Зависит от возраста ребенка, тяжести течения заболева­ния, адекватности проводимого лечения.

СЕГМЕНТАРНАЯ ПНЕВМОНИЯ

Сегментарная пневмония - это очаговые пневмонии, занимающие один или несколько сегментов, при этом в пато­логический процесс нередко вовлекается плевра.

Сегментарная пневмония отличается более тяжелым, чем очаговые пневмонии течением.

Основные клинические проявления сегментарной пневмонии:

Ø симптомы интоксикации выражены значительно: недо­могание, вялость, слабость, сонливость, тошнота, голов­ная боль, высокая лихорадка;

Ø признаки вовлечения в процесс легких: частый, навязчивый, болезненный  кашель,  постепенно он становится влажным, дыхание стонущее, одышка, боль в боку или животе (на стороне поражения); физикальные изменения - укорочение легочного звука над легкими, дыхание везикулярное или ослаблено (на стороне поражения), про­слушиваются мелкопузырчатые хрипы;

Ø рентгенологические  изменения:   инфильтративная   тень над одним или несколькими сегментами;

Ø изменения со стороны периферической крови: лейкоци­тоз, увеличение СОЭ.

Прогноз.

Существенно улучшает прогноз заболевания своевре­менная диагностика и комплексная терапия.

ДОЛЕВАЯ ПНЕВМОНИЯ

Долевая (крупозная) пневмония характеризуется пре­имущественным поражением верхней или нижней доли пра­вого легкого.

В последнее время крупозная пневмония встречается редко, но по-прежнему отличается тяжелым клиническим течением.

 Болеют, как правило, дети старшего возраста.

Возбудитель:

Пневмококк Френкеля-Вексельбаума.

Предрасполагающие факторы развития крупозной пневмонии:

1.              Переохлаждение.

2.            Снижение иммунитета.

   3.  Изменение аллергической реактивности организма.

   Механизм развития крупозной пневмонии.

В патологический процесс преимущественно вовлекает­ся верхняя или нижняя доли правого легкого. При этом легкое уплотняется, альвеолы заполняются фибрином, эритро­цитами, отечной жидкостью, пневмококкками, развивается фибринозное воспаление (стадия красного опеченения). Про­цесс постепенно переходит в стадию серого опеченения и характеризуется скоплением фибрина и лейкоцитов в просве­те альвеол и его отложением на поверхности плевры.

В большинстве случаев клиника развивается бурно, в течение нескольких часов, характеризуется тяжелым течени­ем и классически выраженными симптомами.

Основные клинические признаки крупозной пневмонии:

Ø резко выраженные симптомы интоксикации:  высокая лихорадка (до 40,5 °С), озноб, рвота, головная боль, резкая слабость, потливость;

Ø боли в правом боку или в животе (при поражении нижней доли);

Ø признаки вовлечения в патологический процесс легких: одышка в покое, поверхностный, щадящий кашель первона­чально сухой,  затем с отхожде-нием мокроты красно-коричневого цвета («ржавая мокрота»), физикалъные измене­ния проявляются крепитацией в пораженной доле в первые 1-3 дня (в стадии прилива) и крепитирующими хрипами (в ста­дии рассасывания экссудата) на 7-10 день;

Ø признаки вовлечения в патологический процесс плевры: щадящая экскурсия легких на стороне поражения, укороче­ние легочного звука над легкими, при выслушивании - ослабленное везикулярное дыхание и шум трения плевры, который лучше всего определяется в подмышечной области;

Ø рентгенологические изменения; значительное снижение прозрачности в виде сплошного равномерного затемнения над верхней или нижней долей легкого;

Ø изменения со стороны периферической крови: лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, увеличение СОЭ.

Прогноз.

Продолжительность заболевания и его исход зависят от реактивности организма и своевременного и адекватного ле­чения.

 

ИНТЕРСТИЦИАЛЬНАЯ ПНЕВМОНИЯ

Интерстициальная пневмония составляет 1% от обще­го числа острых пневмоний.

Чаще встречается у детей школьного возраста с небла­гополучным фоновым состоянием (аллергическим диатезом) и сниженным иммунитетом.

Для интерстициальной пневмонии характерно малосимптомное, длительное течение и скудные физикальные данные со стороны легких.

Основные клинические проявления интерстициальной пневмонии:

Ø симптомы интоксикации, высокая лихорадка;

Ø признаки вовлечения в патологический процесс легких: кашель   частый,   мучительный,   не   резко   выраженная одышка,   физикальные   изменения:   раннее   появление бронхиального дыхания в подмышечной области на сто­роне поражения;

Ø быстро развивается дыхательная недостаточность, тахипноэ до 80-100 в 1 минуту, цианоз, ослабленное везикулярное дыхание на стороне поражения;

Ø рентгенологические изменения скудные, отмечается снижение прозрачности ткани легкого. Продолжительность заболевания от 6 до 8 недель.
Прогноз.

Возможно образование бронхоэктазов, пневмосклероза.

СТАФИЛОККОВАЯ ПНЕВМОНИЯ

Стафилококковая пневмония характеризуется дест­руктивными процессами в легочной ткани с последующим некрозом и образованием полостей (стафилококковых булл).

Встречаются стафилококковые пневмонии чаще у детей первого года, родившихся недоношенными или с асфиксией и имеющих фоновые состояния, гнойничковые поражения кожи, пупка.

Заболевание чаще вызывается «госпитальными» штам­мами золотистого стафилококка.

Клиническое течение стафилококковой пневмонии со­ответствует тяжелому септическому процессу.

Основные клинические проявления стафилококковой пневмонии:

Ø острое начало, высокая лихорадка, яркий румянец щеки на стороне поражения;

Ø быстро нарастающий токсикоз:  вялость, сонливость, рвота или срыгивание, отказ от еды, возможно присоедине­ние диареи;

Ø быстро нарастающая дыхательная недостаточность: цианоз, одышка в покое с включением в акт дыхания вспомо­гательной мускулатуры, физикалъные изменения -   укорочение перкуторного легочного звука на стороне поражения, прослушиваются крепитирующие хрипы в начале заболевания, но при образовании выпота они исчезают, определяется ослабленное дыхание на стороне поражения;

Ø рентгенологические изменения в легких: четкие, хорошо очерченные округлой формы просветления - буллы (воздушные полости), позднее в них определяется наличие горизон­тального уровня жидкости, затем при прорыве гнойного оча­га в плевру отмечаются характерные признаки пиоторакса или пневмоторакса;

Ø изменения со стороны периферической крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ.

Прогноз.

Стафилококковая пневмония занимает особое место по тяжести течения среди всех пневмоний. Прогноз зависит от возраста ребенка, сроков диагностики, своевременного ком­плексного лечения.

При тяжелых формах заболевания, особенно у детей первых месяцев жизни, может иметь место генерализация процесса до развития сепсиса с развитием вторичных очагов воспаления в различных органах (отит, менингит, инфекция мочевыводящих путей и др.).

 

Дополнительные методы исследования при пневмонии:

1.             Бактериологическое исследование мокроты (выделение возбудителя из мокроты).

2.           Исследование   крови   на  стерильность   (целесообразно проводить до начала лечения).

3.           Клинический анализ крови (повышение СОЭ, лейкоцитоз, нейтрофилез).

4.           Рентгенограмма органов грудной клетки в двух проекциях (обнаруживаются мелко- или крупноочаговые тени, местами сливные, а также усиление сосудистого и брон­хиального рисунка, расширение корней легких).

 

Основные принципы лечения пневмонии.

1.              Госпитализации подлежат новорожденные и дети с тяже­лым течением болезни, с угрозой развития осложнений и при неэффективности терапии в течение 24-36 часов.

2.            Создание лечебно-охранительного режима.

3.            Питание ребенка должно быть полноценным и соответст­вовать  возрастным   потребностям.   При  тяжелом  течении пневмонии у детей раннего возраста проводится питание че­рез зонд или парентеральное введение жидкости.

4.            Организация   питьевого   режима:    в   острый   период рекомендуется проведение регидратации, при этом суточный объем жидкости должен быть не менее 700-1000 мл (для восполнения  потерь жидкости,  связанных с  лихорадкой, гипервентиляцией легких, мокротой и сниженным объемом пищи).

5.            Оксигенотерапия - по показаниям.

6.            Антибиотикотерапия   препаратами   широкого   спектра действия: ампициллин, оксациллин, флоксациллин, ампиокс, в тяжелых случаях применяются цефалоспорины или аминогликозиды, при подозрении на микоплазменную пневмо­нию - пенициллин G, амоксициллин или эритромицин.

7.            Противокашлевые средства: либексин, тусупрекс, паксиладин, тусин.

8.             Муколитики: флюимуцил, пульмозим или альфа-ДНК-аза, мукалтин, мукодин, мукосол, мукофальк.

9.            Отвары из отхаркивающих трав: корня алтеи, солодки, термопсиса, багульника, мать-и-мачехи, девясила, чабреца, плодов аниса.

10.   Симптоматическая  терапия:   жаропонижающие,  дезинтоксика-ционные, сердечные препараты и пр.

11.   Стимулирующая терапия:  амиксин,  ликопид,  дибазол, нуклеинат натрия и др.

12.   Дренаж положением, вибрационный массаж.

13.  Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные оберты­вания, согревающие компрессы.

14.   Физиотерапия: УВЧ, СВЧ, электрофорез с никотиновой кислотой, кальцием, алоэ.

15.  Лечебная физкультура, массаж.

При тяжелом клиническом течении, в случае необходимо­сти, показана интубация и искусственная вентиляция легких.

 

Профилактика острой пневмонии

1.       Предупреждение острых респираторных вирусных инфекций.

2.                Закаливание организма, систематические занятия физи­ческой культурой.

3.               Своевременная санация хронических очагов инфекции.

4.                Проведение курсов общеукрепляющей и иммунокоррегирующей терапии.

 

 


Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания

 

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и членов его семьи.

 

Возможные проблемы пациента:

Ø неэффективное дыхание из-за гипоксии;

Ø дефицит жидкости   из-за лихорадки,   гипервентиляции легких;

Ø затрудненное сосание в связи с обструкцией дыхательных путей;

Ø нарушение питания из-за интоксикации, кашля;

Ø нарушение терморегуляции;

Ø боль в грудной клетке;

Ø нарушение формулы сна;

Ø риск развития осложнений;

Ø дефицит самоухода;

Ø неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возник-шими вследствие заболевания;

Ø нарушение   познавательной   деятельности    и   игровой активности;

Ø тяжелая реакция на госпитализацию;

Ø страх перед манипуляциями.

 

Возможные проблемы родителей:

Ø чувство тревоги, страх за исход заболевания;

Ø изменение стереотипа жизни семьи;

Ø дефицит знаний о заболевании и уходе;

Ø неадекватная оценка состояния ребенка.

 

Сестринское вмешательство

1. Информировать родителей и ребенка (если позволяет возраст) о причинах развития заболевания, клинических про­явлениях, принципах лечения и возможных осложнениях.

2. При тяжелом течении бронхиолита, пневмонии, при развитии осложнений, убедить родителей в необходимости госпитали­зации ребенка в стационар для получения квалифицирован­ной медицинской помощи и проведения эффективного ком­плексного лечения. Оказать помощь в госпитализации.

3. Создать оптимальный микроклимат в помещении (аэро­терапия): проветривать в любое время года до 5-6 раз в день, поддерживать температуру воздуха в пределах 18-20°С (для новорожденных - 23-24°С), увлажнять воздух с помощью аэ­роионизатора.

4. Обеспечить постельный режим ребенку на период лихо­радки, создать возвышенное положение в постели (припод­нять головной конец кровати на 30°). Грудного ребенка не­обходимо чаще брать на руки, менять положение в постели, поворачивать с одного бока на другой для предупреждения застойных явлений в нижних долях легких. По мере улучше­ния состояния режим постепенно расширяется, но он должен оставаться щадящим с пролонгирован-ным сном. По мере улучшения состояния следует проводить дозированные про­гулки на свежем воздухе или на веранде с 10-15 минут.

5. Постоянно осуществлять мониторинг жизненно важных функций и медицинское документирование сестринского процесса:

         контролировать состояние, ЧДД, ЧСС, АД, цвет кожных покровов, характер дыхания, кашля, мокроты, срыгиваний, рвоты;

         учитывать объем и состав получаемой жидкости в сутки (питание, инфузионная терапия) и суточный диурез, контро­лировать массу тела;

         проводить термометрию 2-4 раза в сутки.

6. Своевременно осуществлять медикаментозную терапию, оценивать ее эффективность, сообщать врачу о побочных действиях. По показаниям проводить оксигенотерапию ув­лажненным теплым кислородом (30-38%) с помощью носо­вых катетеров, маски или кислородной палатки и ингаляции с бронхо-, муколитиками или протеолитическими фермента­ми (для коррекции гипоксемии, уменьшения одышки и циа­ноза, чувства тревоги, возбуждения, улучшения отхождения мокроты).

7. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответ­ствии с его возрастными потребностями, за исключением периода интоксикации, когда аппетит резко нарушен и угне­тена ферментативная функция пищеварительных желез. В этот период нужно уменьшить разовый объем пищи и увели­чить число кормлений. Пища должна быть витаминизиро­ванной, полужидкой, термически, химически и механически щадящей (без грубых комочков, которые могут быть аспирированы во время кашля).

8. Перед началом каждого кормления необходимо прово­дить санацию дыхательных путей (отсасывать слизь, закапы­вать физиологический раствор), при кормлении выбрать пра­вильное положение (высокое или среднее положение Фаулера), кормить медленно, делать частые перерывы.

9. Обеспечить адекватный питьевой режим. При тяжелом течении пневмонии проводить регидратацию: оралитом, регидроном, фруктово-овощными отварами, дегазированной щелочной минеральной водой, разведенными соками (морковным, яблочным), отварами шиповника и грудного сбора. Суточный объем вводимой жидкости должен быть не менее 700-1000 мл.

10. Создать спокойную обстановку вокруг ребенка. Помочь родителям правильно оценивать его состояние, своевременно восполнять их дефицит знаний и поддерживать их на всех стадиях заболевания, дать возможность выражать свои со­мнения и тревоги.

11. Вовлекать родителей и ребенка (если позволяет возраст) в планирование и реализацию сестринского ухода (проводить туалет кожных покровов и слизистых, чаще менять нательное и постельное белье, своевременно санировать дыхательные пути и пр.).

12. Обучить родителей эффективным способам разжижения секрета бронхиаль-ного дерева:

         вводить достаточное количество жидкости в виде теплой дегазированной щелочной минеральной воды, теплого моло­ка пополам с Боржоми;

         применять настои и отвары из отхаркивающих трав: мать-и-мачехи, девясила, багульника, шалфея, подорожника. Способ приготовления: 1 столовая ложка сбора заливается 1 ста­каном кипятка, выдерживается на медленном огне - 15-20 минут (багульник до 30 минут), настаивается в течение 1 ча­са, процеживается и применяется по 1 столовой ложке 4-5
раз в день.

Предупреждение! Применение отхаркивающих средств требует увеличения приема жидкости по сравнению с нормой.

            проводить соляно-щелочные паровые ингаляции(гидрокарбонат натрия 2г, хлорид натрия 3 г, дистиллированная вода -  100 мл) с целью увлажнения слизистой оболочки бронхов и улучшения эвакуации секрета, а также ингаляции с настойками эвкалипта или календулы по 3-4 мл на процедуру
(оказывают противовоспалительное, противовирусное и бактериостатическое действие),  желательно  к  ингалируемым растворам добавлять 20% раствор глицерина (обладает сурфактантсберегающим, смягчающим действием, стабилизиру­ет аэрозоли), продолжительность ингаляций - 10-15 минут,
применять 2-3 раза в день.

13. Научить родителей приемам постурального дренажа, вибрационного массажа и дренажным упражнениям для улучшения отхождения мокроты и восстановления функции дыхательной системы:

         постуральный или позиционный дренаж - придание по­ложения тела, при котором происходит лучший отток мокро­ты из бронхиального дерева: при воспалении средней доли легкого ребенка следует уложить на спину, под бок поражен­ной стороны подложить валик, ножной конец приподнять,
при правостороннем воспалении - на левый бок, а при лево­стороннем - на правый, при поражении нижних сегментов - голову и верхнюю часть туловища опустить вниз, а тазовую область - приподнять; одновременно проводить вибраци­онный массаж с помощью ритмичных ударов кончиками
пальцев одной руки по грудной клетке, во время проведения дренажа попросить ребенка глубоко дышать и активно от­кашливать мокроту. Дренаж желательно делать утром, после дыхательных упражнений и вечером, перед сном в течение15-20 минут;

         лечебная физкультура назначается с первых дней болезни для воспитания правильного дыхания и улучшения функции дыхания (вдох через нос, выдох через рот, дыхательные упражнения сочетают с общеразвивающими, с начала вводят упражнения для мышц верхней половины туловища, постепенно упражнениями охватывают все группы мышц);

         массаж грудной клетки проводят в виде основных его приемов.

14. В периоде реконвалесценции посоветовать родителям, осуществлять профилактику воспалительных заболеваний дыхательных путей: избегать контактов с больными детьми и взрослыми, ограничить посещение общественных мест, обеспечить ребенка рациональным питанием с достаточным введением фруктов, овощей, соков, продолжить занятия ле­чебной физкультурой, проводить общеукрепляющие и зака­ливающие мероприятия, своевременно санировать хрониче­ские очаги инфекции.

15. Убедить родителей в необходимости диспансерного на­блюдения за ребенком врачами - педиатром, пульмонологом, отоларингологом.

 

Контрольные вопросы.

1.Перечислить факторы способствующие развитию острого бронхита у детей.

2.В чем заключаются меры профилактики острого бронхита.

3. Дать определение «бронхит»; какие виды бронхитов наблюдаются у детей?

4.Какие дополнительные методы исследования применяют для постановки диагноза бронхита?

5.Каковы основные общие и местные симптомы острой пневмонии?

6. Каковы показания к госпитализации детей с пневмонией?

7.Какой режим и уход необходимо обеспечить ребенку с пневмонией?

8. В чем заключается режим больного ребенка с поражением верхних дыхательных путей?

9. В чем заключается техника проведения постурального массажа?

12.Что такое сегментарная пневмония?

13. Каковы основные причины возникновения осложнений пневмоний?

14. Какие меры профилактики дыхательной недостаточности при пневмониях?