Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Научные работы
doc
дефектология
Детсад
28.03.2019
Статья
Материал предназначен для учителей-логопедов и дефектологов. Основан на результатах педагогического эксперимента. Дает основание считать, что использование на логопедических занятиях комплекса упражнений, направленного на адекватное понимание и употребление высказываний различной длины, способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков, развитию когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с ОНР (II уровень).
Статья. Формированеи высказываний различной длины doc.doc
1 Формирование высказываний различной длины у детей дошкольного возраста с ОНР (II уровень) Тема   исследования  «Формирование  высказываний   различной   длины   у детей дошкольного возраста с ОНР (II  уровень)» направлена на выявление уровня   сформированности   высказываний   различной   длины,   а   также   на выявление   возможностей     данной   категории   детей   употребления   в   речи многословных высказываний  в ходе коррекционных занятий.  Сопоставляя   литературные   данные   о   механизмах   формирования высказываний   различной   длины   у   детей   с  нормой   и   у   детей     ОНР   (А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) выявлено, что в системе языковых процессов формирование высказываний  различной длины у детей   с   нормой   является   закономерным,   а   у   детей   с   ОНР   это   процесс осложнен в связи с  нарушением становления  всей функциональной системы речи.  В качестве существенного признака речевого высказывания выявляется   которая   обеспечивает   образный его   связь   с   действительностью, содержательный   план   сообщения   и  его   внутреннюю   смысловую   программу (Т.В. Ахутина, А.М. Шахнарович  др.)  Исследования ряда авторов свидетельствует о значительных трудностях в   использовании   фразовой   речи,   что   отражает   своеобразие   формирования высказываний различной длины у дошкольников с ОНР (II уровень). Одна из черт   прослеживаемых   особенностей   это   использование   однословных высказываний.   У детей с ОНР (II уровня) отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний  характерны:   нарушение   связности   и   последовательности изложения,  смысловые   пропуски,   явно   выраженная   «немотивированная» ситуативность  и   фрагментарность,   низкий   уровень   используемой   фразовой речи. ( А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, С.Н. Цейтлин и др.) 2 В   связи     с   вышесказанным   нами   была   определена   цель экспериментальной   работы   выявление   уровня   сформированности высказываний   различной   длины     и   их   формирование   у   детей   дошкольного возраста с ОНР (II уровень). Эмпирическое исследование состояло из трех этапов.  Констатирующий   этап  проводился   с   целью  выявить   уровень сформированности   фразовой   речи   у   детей     дошкольного   возраста   с нормальным речевым развитием и у детей   дошкольного возраста с ОНР (II уровень). Обучающий   этап  ­   проводился   с    целью   формирования   у   детей дошкольного возраста с ОНР (II уровень) многословного высказывания. Контрольный этап ­ в процессе, которого мы сравнивали результаты, полученные на данном этапе с результатами констатирующего эксперимента. В   ходе   констатирующего   этапа   эксперимента   были   обследованы   две группы детей 4 лет: 12 детей с ОНР (II  уровень) и 12 детей с нормальным речевым развитием.  Констатирующий   этап   позволил   выявить   начальный   уровень сформированности   фразовой   речи   у   детей   дошкольного   возраста.   Для определения   начального   уровня   сформированности   фразовой   речи   был разработан комплекс упражнений, который является  модификацией методик Т.В.   Ахутиной,     В.П.   Глухова,     Л.Н.   Ефименковой,   Г.В.   Филичевой,   Т.А. Фотековой, Г.В. Чиркиной и др.  Задания,   направленные   на   определение   уровня   сформированности фразовой речи были распределены на блоки: I  блок  заданий   направлен   на   выявление   уровня   сформированности понимания фраз различной длины. II  блок    заданий   направлен   на   выявление   уровня   сформированности употребления фраз различной длины. 3 Нами   проводился   как   количественный,   так   и   качественный   анализ ответов детей по двум направлениям. Количественный   анализ   результатов   констатирующего   этапа эксперимента позволил сделать выводы об уровне развития  импрессивной  и экспрессивной речи у детей данной категории.  Исследование,   проведенное на констатирующем этапе эксперимента, свидетельствует о том, что понимание однословных высказываний у детей с ОНР (II  уровень) сформировано недостаточно хорошо. Это выражалось   в длительном   поиске     Понимание двухсловных высказываний  у испытуемых данной категории   и   ошибочным   нахождением   нужной   картинки. было   затруднено     из­за   недостаточной     сформированности   глагольного   ориентировались   в   названиях   действий, словаря.   Дети   с   трудом   изображенных на сюжетной картинке.    Большинство   ошибок   у   испытуемых   наблюдалось     в   заданиях   на понимание   многословных   высказываний.   Как   правило,   дети   не   понимали вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при   этом   в   нескольких   ситуациях     оно   оставалось   не   выполненным. Выполнение заданий на понимание многословных высказываний затруднялось из­за   невозможности     определить   на   сюжетных   картинках,   кто   совершает действие совместно с каким­то предметом или лицом, а кто совершает это действие один.  Результаты   исследование   уровня   сформированности   экспрессивной речи позволили сделать выводы, что в речи детей экспериментальной группы значительное место занимали однословные высказывания.    При составлении двухсловных высказываний дети употребляли либо субъект действия, либо само действие (например: картинка  мальчик рисует, дети односложно отвечали «рисовать»).  Отмечался длительный поиск слов или близкие единичные словесные замены. 4     Многословные   высказывания   характеризовались   фрагментарностью   с частыми   пропусками   подлежащего   или   сказуемого,   либо   подлежащего   и сказуемого.  Существенные   трудности   при   построении   высказывания отмечались,   прежде   всего,   на   уровне   планирования   его   содержания.   Это проявлялось   при   выборе   темы   фразы­высказывания,   установлении последовательности   информативных   звеньев   в   структуре   высказывания,   их взаимосвязи и т.п. Во многих случаях при попытке дать развёрнутое сообщение наблюдался   пропуск   важных   смысловых   звеньев,   что   делало   его малопонятным. Испытуемые   с   нормальным   речевым   развитием  не   испытывали затруднений   при   выполнении   заданий   на   понимание   и   употребление   в   речи   понимание   высказываний двухсловных   высказываний.   Задания   на   сопровождались   увеличением   времени   поиска   нужной   картинки,   но,   как правило,   дети   сами   находили   нужную   картинку.  Сравнительный   анализ показал, что по уровню владения средствами фразовой речи дети с нормальным речевым развитием значительно опережают испытуемых с ОНР (II уровень). Распределение типов фраз в речи детей  с ОНР (II уровень) и нормальным речевым развитием при выполнении заданий на констатирующем этапе эксперимента Таблица 1 Типы предложений. Односоставное предложение Простое нераспространенное предложение. Простое распространенное предложение. Сложное предложение. Дети дошкольного возраста с ОНР (II уровень) % от общего числа предложений (80 фраз) 30 60 10 0 Дети с нормальным речевым развитием % от общего числа предложений (80 фраз) 11,2 38,8 40 10 Полученные  в констатирующем  эксперименте   данные  легли   в основу применения на обучающем этапе  эксперименте  модифицированного учебно­ методического комплекса упражнений (В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова,  Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко,  Т.Б. Филичева). 5   Нами  были   определены   направления   коррекционной   работы,   был подобран   и   систематизирован   речевой   материал   и   виды   работ   с   ним, направленных на развитие высказываний различной длины. Обучающий эксперимент включал в себя следующие этапы: I. Подготовительный этап ­ Работа над однословным и двухсловным высказыванием.  II. Основной этап ­ Работа над простыми распространенными конструкциями. ­ Работа по формированию сложных конструкций. ­Формирование сложно­семантического целого (текстовое сообщение). Разграничения   эти   условны,   так   как   в   процессе   работы   данные направления работы были тесно взаимосвязаны. Обучающий   эксперимент   проводился   на   фронтальных   занятиях   по формированию лексико­грамматических категорий и связной речи в первой половине дня два раза в неделю. Продолжительность занятий 20 минут.  Подготовительный   этап   включал   в   себя   три   комплекса   упражнений направленных   на   закрепление   навыков   построения   и   употребления   в самостоятельной речи высказываний по схеме субъект + действие.  Основной  этап включал  три комплекса   упражнений направленных  на формирование многословных высказываний. В зависимости от поставленной задачи,   применялись   те   или   иные   упражнения,   способствующие   развитию высказываний различной длины: составление фраз  с опорой на предложенные предметные   и   сюжетные   картинки,     задания   на   составление   разного   вида предложений,  пересказ текста.  Для   выявления   эффективности   работы     по   формированию высказываний   различной   длины   у   детей   дошкольного   возраста   с   ОНР   (II уровень) проводился контрольный этап. 6 Исследование   уровня   сформированности   фразовой   речи   после обучения     осуществлялся   по   тем   же   направлениям,   что   и   исследование уровня сформированности фразовой речи до обучения. Сравнительный   анализ     выполнения   заданий     на   понимание   фраз различной   длины   испытуемыми   с  ОНР   (II  уровень),   указал,   что   они   были выполнены  лучше  после обучения, чем до обучения. В речи детей с ОНР (II уровень)  после   обучения   значительное   место   занимают   двух­трехсловные высказывания.   В   предложении   присутствуют     и   субъект   и   действие.   Дети данной категории  без затруднения находили нужную картинку. Замены слов отсутствовали.    Многословные высказывания   содержали и подлежащее и сказуемое. Ответы     детей   были   развернуты   с   указанием   орудия   действия   и   субъекта действия,   что   не   всегда   прослеживалось   на   констатирующем   этапе Анализ   выполнения   заданий   на   употребление   фраз эксперимента. различной длины также показал  положительную динамику. При сравнении с   констатирующего   эксперимента   выявлено   следующее результатами   соотношение типов высказываний в речи у дошкольников. Данные развития фразовой речи детей дошкольного возраста с  ОНР (II уровень)  на контрольном этапе (в % от общего числа фраз) Таблица 2 Типы предложений Односложное высказывание. Простое нераспространенное Простое распространенное Сложное Констатирующий этап (80 фраз) Контрольный этап (80 фраз) 30 60 10 0 21 26,6 67 4,3 Таким образом, контрольный этап выявил положительную динамику в развитии   речи   детей   дошкольного   возраста   с   ОНР   (II  уровень).   Выявлено количественное   и   качественное   своеобразие   уровня   фразовой   речи   в экспериментальной группе детей.  В речи присутствуют в основном простые распространенные   предложения   и     распространенные   предложения   с элементами   сложносочинительной   связи.   Наблюдается   существенное 7 снижение   количества   односложных   предложений,   что   свидетельствует   о повышении качественного восприятия речевой системы.  На   основе   результатов     контрольного   эксперимента   можно   сделать вывод, что коррекционно­логопедическая работа по развитию фразовой речи, построенная   на   применении   модифицированного   учебно­методического комплекса, авторами которого являлись В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, расширила лексическую сторону речи   детей   распространила   и   усложнила   структуру   высказываний,   что сокращало сроки перехода на более высокий уровень речевого развития. Результаты     педагогического   эксперимента,   дают   основание   считать, что  использование   на   логопедических   занятиях   комплекса   упражнений, направленного   на   адекватное   понимание   и   употребление   высказываний различной длины, способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков, развитию когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с ОНР (II уровень).

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019