Статья "Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностного подхода"
Оценка 4.9

Статья "Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностного подхода"

Оценка 4.9
docx
31.03.2020
Статья "Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностного подхода"
Ативизация познавательной активности обучающихся на основе личностного подхода.docx

 

Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностного подхода  при обучении математике                                                                              

 «Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь».

В.О.Ключевский

Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

За последнее время личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей

Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Личностно- ориентированное обучение направлено на индивидуальный учет интересов школьников.

При личностно-ориентированном подходе учитель использует педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, проектирует характер учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся, использует разнообразные формы общения.

                    Цели и задачи личностно- ориентированного обучения

Цель: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Технология личностно- ориентированного обучения математике обусловлена следующими задачами:

1.     заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

2.     развить творческий потенциал учащихся;

3.     развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

4.     помочь личности познать себя.

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения познавательной активности обучающихся и качества обучения математике. 

В трактовке личностно- ориентированного образования наиболее  концентрированно выражена мысль о том, что оно должно предстать в образовательной системе как средство дифференциации и индивидуализации обучения.

Система работы учителя математики состоит из следующих компонентов:

1.     Диагностика обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно-  ориентированного обучения математике.

2.     Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.

3.     Рефлексивный характер обучения; оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учащегося и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.

4.      Создание условий для включения каждого ученика в деятельность,  организация системы дифференцированных заданий на протяжении всей темы, работа с алгоритмами, тестами - позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизацию, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков.

5.     Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами    коррекции на каждом занятии. Разработка учениками к каждому занятию серии репродуктивных и проблемных вопросов по изучаемой теме. Составление учащимися кроссвордов, карточек - заданий, написание ими рефератов, создание проектов.

Этапы личностно - ориентированного урока

Этап целеполагания

Основная цель уроков данной педагогической технологии –повышение результативности урока через использование личностно- ориентированного подхода в обучении и структуирования урока в соответствии с требованиями современности, тем самым создавая условия для проявления познавательной активности учеников. На уроках должна быть создана атмосфера доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока.

На уроках необходимо сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, организуется самостоятельная  работа учащихся, сокращаются однотипные упражнения. Создаются на уроках ситуации активного общения, не только монолога, но и диалога, позволяющих ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов заданий, вида и форм учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

Ключевым понятием личностно- ориентированного обучения является субъективный опыт учащихся, поэтому этап актуализации знаний связан с систематизацией и обобщением изученного, на этом этапе учитывается учебный математический опыт учащихся. При личностно- ориентированном обучении учитель старается предоставить учащимся возможность проявить инициативу, мотивирует любой вид деятельности.

Изучение нового материала

 Важными и значимыми становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если в их условие входят понятия напрямую связанные с окружающей действительностью. Данные для условия задач ученики собирают сами.

Этап применения знаний

Закрепление изученного материала практически всегда сопровождается заданиями на составление обратной задачи. Такая форма работы применима к любой теме курса математики. Если учащиеся способны составлять обратную задачу, значит, они понимают смысл данного задания, видят взаимосвязь компонент.

Этап проверки знаний

На данном этапе необходимо использовать различные тестовые задания. В тестовых заданиях первого вида требуется установить пропущенный текст, выражения, числа, знаки сравнения, которые заменены многоточием. В тестовых заданиях второго вида предлагается набор истинных и ложных утверждений. Тестовые задания третьего вида  – это тесты с выбором правильного ответа из числа предложенных. Таким образом, предлагаемые тесты ставят ребёнка в ситуацию выбора такого задания, с которым он обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. При проверке знаний учащихся определяется степень усвоения материала с помощью листов взаимоконтроля, которые содержат перечень программных вопросов по изучаемой теме. Ученики отвечают на вопросы друг другу по очереди и взаимно оценивают друг друга.

Контроль учебной деятельности должен быть направлен на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков. Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. 

При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не следует ограничиваться заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета.

Этап “Домашнее задание”

 Любой урок, как правило, начинается с взаимоконтроля домашнего задания. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задаётся на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого ученика

При задании на дом указывается не только тема, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляется право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала.

Этап «Рефлексия»

Итоговым этапом урока является рефлексия. Учителю необходимо определить ситуацию успеха, высказать свое удовлетворение работой детей, а так же составить диалог с учащимися следующей направленности: “С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?   Ученики высказывают свое мнение.

Результативность использования  личностно- ориентированного   обучения

1.     Значительное число учащихся изменили свое отношение к предмету с отрицательного на положительное.

2.     Новый материал способны усваивать на уроке все учащиеся.

3.     Успеваемость последние 3 года держится стабильно - 100 %.

4.     Вырос средний балл по предмету:

Учебный год

Средняя балл по предмету

2016-2017

3,4

2017-2018

3,5

2018-2019

3,5

 

5.     Ученики показываю стабильные результаты на государственной (итоговой)  аттестации в 9 классе.

Учебный год

Средняя балл по предмету

2016-2017

3,4

2017-2018

3,2

2018-2019

3,3

 

6.     Ученики ежегодно участвуют  на  олимпиадах разного уровня.

Год

место

Олимпиада

2018

1

1

3

Международный конкурс «Старт»

2018

Диплом победителя

Похвальные грамоты

Всероссийская онлайн – олимпиада Учи.ру

2018

1

2

3

Международная олимпиада «Весна -2018» от проекта «Инфоурок» по математике

2019

Диплом 3 степени

2

2

Международная олимпиада «Инфоурок»

2019

1

Диплом 3 степени

Муниципальный этап ВОШ

Международная олимпиада «Инфоурок»

 

7.     Активное участие учащихся в внеклассной работе по предмету: элективные курсы «За страницами учебника математики» 6 класс, «Функциональный метод решения уравнений и неравенств» 10 класс, «Нескучные задачи по математике» 9 класс, неделя  математики, районная исследовательская конференция по математике.

Итоги участия в районной исследовательской конференции школьников по математике:

Год

место

Название работы, проекта

2016

2

3

Развитие математики на Руси

Математические задачи на шахматной доске

2017

1

2

3

Флексагоны

Математика и музыка – единство противоположностей

Формула Пика

2018

1

 

2

Технологические особенности изготовления игрушек из бумаги

Танграм

2019

1

2

2

Сохранить здоровье помогут задачи

Правильный режим – путь к здоровью

Мир прикладных задач

2020

1

Астрология на координатной плоскости

 

Из всего этого следует, что личностно - ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно - урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика. При этом  успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия развития его способностей.

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1.     Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно- ориентированное обучение. Учебное пособие. – Москва: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999.

2.     Селиванова О.Г. Дидактика личностно- ориентированного обучения: учебное пособие \ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.

3.     Селиванова О.Г. Управление качеством образования школьников: личностно- ориентированный подход: пособие для руководителей школ, педагогов, классных руководителей. Киров: КИПК и ПРО, 2007.

4.      Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно -ориентированного образования. – Ростов-н\Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000.

5.     Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

 

 


 

Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностного подхода при обучении математике «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»

Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностного подхода при обучении математике «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»

Система работы учителя математики состоит из следующих компонентов: 1

Система работы учителя математики состоит из следующих компонентов: 1

При личностно- ориентированном обучении учитель старается предоставить учащимся возможность проявить инициативу, мотивирует любой вид деятельности

При личностно- ориентированном обучении учитель старается предоставить учащимся возможность проявить инициативу, мотивирует любой вид деятельности

Любой урок, как правило, начинается с взаимоконтроля домашнего задания

Любой урок, как правило, начинается с взаимоконтроля домашнего задания

Международная олимпиада «Весна -2018» от проекта «Инфоурок» по математике 2019

Международная олимпиада «Весна -2018» от проекта «Инфоурок» по математике 2019

Библиографический список: 1

Библиографический список: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2020