Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностного подхода при обучении математике
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь».
В.О.Ключевский
Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
За последнее время личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей
Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Личностно- ориентированное обучение направлено на индивидуальный учет интересов школьников.
При личностно-ориентированном подходе учитель использует педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, проектирует характер учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся, использует разнообразные формы общения.
Цели и задачи личностно- ориентированного обучения
Цель: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Технология личностно- ориентированного обучения математике обусловлена следующими задачами:
1. заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
2. развить творческий потенциал учащихся;
3. развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
4. помочь личности познать себя.
Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения познавательной активности обучающихся и качества обучения математике.
В трактовке личностно- ориентированного образования наиболее концентрированно выражена мысль о том, что оно должно предстать в образовательной системе как средство дифференциации и индивидуализации обучения.
Система работы учителя математики состоит из следующих компонентов:
1. Диагностика обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно- ориентированного обучения математике.
2. Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.
3. Рефлексивный характер обучения; оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учащегося и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.
4. Создание условий для включения каждого ученика в деятельность, организация системы дифференцированных заданий на протяжении всей темы, работа с алгоритмами, тестами - позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизацию, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков.
5. Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами коррекции на каждом занятии. Разработка учениками к каждому занятию серии репродуктивных и проблемных вопросов по изучаемой теме. Составление учащимися кроссвордов, карточек - заданий, написание ими рефератов, создание проектов.
Этапы личностно - ориентированного урока
Этап целеполагания
Основная цель уроков данной педагогической технологии –повышение результативности урока через использование личностно- ориентированного подхода в обучении и структуирования урока в соответствии с требованиями современности, тем самым создавая условия для проявления познавательной активности учеников. На уроках должна быть создана атмосфера доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока.
На уроках необходимо сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, организуется самостоятельная работа учащихся, сокращаются однотипные упражнения. Создаются на уроках ситуации активного общения, не только монолога, но и диалога, позволяющих ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов заданий, вида и форм учебного материала.
Этап актуализации субъектного опыта
Ключевым понятием личностно- ориентированного обучения является субъективный опыт учащихся, поэтому этап актуализации знаний связан с систематизацией и обобщением изученного, на этом этапе учитывается учебный математический опыт учащихся. При личностно- ориентированном обучении учитель старается предоставить учащимся возможность проявить инициативу, мотивирует любой вид деятельности.
Изучение нового материала
Важными и значимыми становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если в их условие входят понятия напрямую связанные с окружающей действительностью. Данные для условия задач ученики собирают сами.
Этап применения знаний
Закрепление изученного материала практически всегда сопровождается заданиями на составление обратной задачи. Такая форма работы применима к любой теме курса математики. Если учащиеся способны составлять обратную задачу, значит, они понимают смысл данного задания, видят взаимосвязь компонент.
Этап проверки знаний
На данном этапе необходимо использовать различные тестовые задания. В тестовых заданиях первого вида требуется установить пропущенный текст, выражения, числа, знаки сравнения, которые заменены многоточием. В тестовых заданиях второго вида предлагается набор истинных и ложных утверждений. Тестовые задания третьего вида – это тесты с выбором правильного ответа из числа предложенных. Таким образом, предлагаемые тесты ставят ребёнка в ситуацию выбора такого задания, с которым он обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. При проверке знаний учащихся определяется степень усвоения материала с помощью листов взаимоконтроля, которые содержат перечень программных вопросов по изучаемой теме. Ученики отвечают на вопросы друг другу по очереди и взаимно оценивают друг друга.
Контроль учебной деятельности должен быть направлен на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков. Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений.
При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не следует ограничиваться заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета.
Этап “Домашнее задание”
Любой урок, как правило, начинается с взаимоконтроля домашнего задания. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задаётся на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого ученика
При задании на дом указывается не только тема, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляется право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала.
Этап «Рефлексия»
Итоговым этапом урока является рефлексия. Учителю необходимо определить ситуацию успеха, высказать свое удовлетворение работой детей, а так же составить диалог с учащимися следующей направленности: “С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать? Ученики высказывают свое мнение.
Результативность использования личностно- ориентированного обучения
1. Значительное число учащихся изменили свое отношение к предмету с отрицательного на положительное.
2. Новый материал способны усваивать на уроке все учащиеся.
3. Успеваемость последние 3 года держится стабильно - 100 %.
4. Вырос средний балл по предмету:
Учебный год |
Средняя балл по предмету |
2016-2017 |
3,4 |
2017-2018 |
3,5 |
2018-2019 |
3,5 |
5. Ученики показываю стабильные результаты на государственной (итоговой) аттестации в 9 классе.
Учебный год |
Средняя балл по предмету |
2016-2017 |
3,4 |
2017-2018 |
3,2 |
2018-2019 |
3,3 |
6. Ученики ежегодно участвуют на олимпиадах разного уровня.
Год |
место |
Олимпиада |
2018 |
1 1 3 |
Международный конкурс «Старт» |
2018 |
Диплом победителя Похвальные грамоты |
Всероссийская онлайн – олимпиада Учи.ру |
2018 |
1 2 3 |
Международная олимпиада «Весна -2018» от проекта «Инфоурок» по математике |
2019 |
Диплом 3 степени 2 2 |
Международная олимпиада «Инфоурок» |
2019 |
1 Диплом 3 степени |
Муниципальный этап ВОШ Международная олимпиада «Инфоурок» |
7. Активное участие учащихся в внеклассной работе по предмету: элективные курсы «За страницами учебника математики» 6 класс, «Функциональный метод решения уравнений и неравенств» 10 класс, «Нескучные задачи по математике» 9 класс, неделя математики, районная исследовательская конференция по математике.
Итоги участия в районной исследовательской конференции школьников по математике:
Год |
место |
Название работы, проекта |
2016 |
2 3 |
Развитие математики на Руси Математические задачи на шахматной доске |
2017 |
1 2 3 |
Флексагоны Математика и музыка – единство противоположностей Формула Пика |
2018 |
1
2 |
Технологические особенности изготовления игрушек из бумаги Танграм |
2019 |
1 2 2 |
Сохранить здоровье помогут задачи Правильный режим – путь к здоровью Мир прикладных задач |
2020 |
1 |
Астрология на координатной плоскости |
Из всего этого следует, что личностно - ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно - урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика. При этом успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия развития его способностей.
Библиографический список:
1. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно- ориентированное обучение. Учебное пособие. – Москва: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999.
2. Селиванова О.Г. Дидактика личностно- ориентированного обучения: учебное пособие \ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.
3. Селиванова О.Г. Управление качеством образования школьников: личностно- ориентированный подход: пособие для руководителей школ, педагогов, классных руководителей. Киров: КИПК и ПРО, 2007.
4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно -ориентированного образования. – Ростов-н\Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.