Е.Б. Филипова
Учитель математики
КГУ «Средняя школа №7» отдела образования
по городу Усть - Каменогорску управления образования ВКО
«Активные методы обучения на уроках математики как средство развития и совершенствования у учащихся коммуникации, критического мышления
и командной работы»
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, мобильные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Поэтому развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей.
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, уметь работать в команде, владеть новыми технологиями. В своем Послании «Стратегия «Казахстан – 2050» Президент РК отметил: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве.» [ 1]
Воспитание активной личности требует от педагога применения новых приемов, методов и форм работы. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к предмету. Не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, иногда не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний. У многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь, но она должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. На уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения, возникает задача повысить мотивацию к обучению у современных школьников, вовлечь учеников в образовательный процесс, научить самостоятельно добывать знания. Все это побуждает меня к поиску эффективных педагогических технологий и использованию их в своей практике. На мой взгляд решению этой задачи способствует применение идей семи модулей Кембриджской Программы обучения с которой я познакомилась, обучаясь на уровневых курсах. Я поняла, что необходимо изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять ученик, а не учитель. «Преподаватели должны сосредоточить все внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. С этой целью преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию.» [ 2., стр.138].
Учителю необходимо создать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Развитие личности человека формируется в процессе ее активного взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Поэтому применение интерактивных методов обучения, развивающих технологий, которые направлены на развитие познавательной, коммуникативной, личностной активности школьников позволяет создать условия, которые побуждают самих учащихся к получению знаний.
На своих уроках я использую новые подходы в преподавании и обучении: диалоговое обучение, работа в парах и в группах, стараюсь стимулировать учащихся к диалогу, создавать ситуацию общения, в которой ребята должны
высказывать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства; задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания; оценивать ответы товарищей, вносить коррективы, давать советы; помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное. На таких уроках ребята работают группами, что помогает им научиться работать в команде, развивает личностные качества: умение брать на себя ответственность за выбор, решение, анализировать результаты. Работая в группе, каждый ученик ощущает свою значимость.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- мотивирует учащихся;
- обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- побуждает к самостоятельному поиску учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и т.д.);
- дает возможность оценить действия каждого ученика, корректировать работу и помогать учащимся при необходимости;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
На каждом этапе урока я стараюсь использовать определенные приемы работы, которые помогают вовлечь учащихся в активную, совместную познавательную деятельность. На стадии вызова это: актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Ученик "вспоминает", что ему известно по теме (делает предположения), систематизирует информацию, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ, ставит цели. Для этого использую такие приемы как: составление списка "известной информации", «корзина идей», предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т.д. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах, группах. Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют приемы: «чтение с пометками», «карусель», прием «инсерт», таблица «ЗХУ», составление кластера, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Данные приемы позволяют не только активизировать школьников и помогают разрешить проблему, но также и формируют нестандартное мышление. Очень важна регулярная обратная связь в процессе обучения для проверки и своевременной оценки результатов деятельности учащихся. Правильно осуществляемый контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь, добиваться поставленных целей обучения. Но при работе с классом учитель зачастую не в состоянии оперативно воспринять и обработать обратную информацию о деятельности всех учащихся. Поэтому необходимо прививать учащимся умения и навыки взаимного контроля и самоконтроля. Это не только помогает учителю снять с себя часть контроля за учебной деятельностью каждого ученика, но и позволяет самим учащимся управлять своей собственной учебной деятельностью. Таким образом у учеников появляется удовлетворенность своей работой, возможность поверить в себя, в свои способности, развивается творческая инициатива и самостоятельность.
На уроках я придаю большое значение этапу рефлексии. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы. Провожу рефлексию содержания учебного материала, рефлексию деятельности и эмоционального состояния учащихся. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Такие как: «лестница успеха», «свободный микрофон», таблица «самоанализ», «шесть шляп мышления». Проводя рефлексию, учащиеся сопоставляют цели, которые ставили на уроке с результатами, достигнутыми к концу урока. Зачастую учащиеся говорят чего достигли, чему научились на уроке, что понравилось. Но мало отмечают трудностей, которые испытывали. Важно учить ребят определять преграды, которые им мешают обучаться, видеть, что не получилось и пытаться объяснить почему не получилось для того, чтобы учитель мог оценить уровень усвоения учебного материала и запланировать дальнейшую работу. Проводя групповую, парную работу на уроках, я убедилась, что она способствует развитию коммуникативных навыков, взаимопомощи, взаимному обучению школьников, приносит положительные плоды. Конечно не все учащиеся принимают активное участие в обсуждении, некоторые ребята не умеют работать в сотрудничестве, выслушивать мнение других, не осознают своей ответственности при групповой работе. Чтобы вовлечь каждого ученика в процесс обучения, использую такие приемы как «вертушка», взаимоопрос в паре, подбираю дифференцированные задания, формирую однородные группы, чтобы дать возможность больше говорить и брать на себя ответственность ученикам с низкой мотивацией. Я считаю, что благодаря новым подходам и формам обучения многие учащиеся активнее и увереннее стали вести себя на уроках. У ребят исчезает страх перед ответами у доски, появляется желание работать, развивается монологическая речь. Парная и групповая работа позволяет развивать коммуникативные навыки. Работая в группах, они чувствуют поддержку одноклассников. Конечно есть возможность раскрыться и одаренным ученикам. Работая в группах однородного состава, они выполняют более сложные задания творческого и опережающего характера, развивая свои способности. А в группах разнородного состава выполняют роль консультантов, обучая своих одноклассников, тем самым сами лучше усваивая материал. Наблюдая за деятельностью учащихся, иногда трудно не вмешиваться в процесс обсуждения, если видишь, что ребята ошибаются. Но я не даю готовых ответов, а стараюсь направить их деятельность, задавая уточняющие, наводящие вопросы. Предоставляя учащимся больше самостоятельности на уроке, мы даем возможность почувствовать им свою значимость, возможность свободно высказывать свое мнение. Хотя конечно не все ученики становятся раскрепощенными, у некоторых еще остается страх неправильно ответить, неуверенность, неловкость высказать свое мнение. Поэтому я стараюсь убедить ребят, что на ошибках учатся, не стоит их бояться, необходимо «формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть обучения» [2., стр. 140 ].
Используя в своей работе активные формы и методы обучения, я могу отметить следующие положительные моменты: в процесс обучения включается каждый школьник, а не часть ученического коллектива, создается благоприятный психологический климат, повышается мотивация, познавательная активность учащихся. Ученики учатся самостоятельно ставить перед собой ясные и конкретные цели, искать способы и пути их достижения, высказывать и отстаивать свое мнение, критически осмысливать информацию, находить и исправлять ошибки других и собственные, закрепляя и обогащая свои знания. Нормой становится оценивание не только учителем, но и сверстниками, ребята учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными умениями.
Таким образом, грамотное использование различных способов и приемов обучения нацеливает ученика на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности, развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года).
2. Руководство для учителя. Третий (базовый уровень). 3-е издание.
3. Интерактивные методы обучения. Методическое пособие. Алматы 2005.
4. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Гин А.А. Вита-Пресс. Москва 2000
5. Интернет ресурсы. http://matenatik.ucoz.ru/index/metodicheskaja kopilka/0-50
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.