Статья ЧТО СИЛЬНЕЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ? ЗА ЧЕМ БУДУЩЕЕ?
Оценка 4.6

Статья ЧТО СИЛЬНЕЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ? ЗА ЧЕМ БУДУЩЕЕ?

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа
7 кл—11 кл
06.01.2020
Статья ЧТО СИЛЬНЕЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ? ЗА ЧЕМ БУДУЩЕЕ?
Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного ребенка преимущественно отрицательны: факторами социализации стали бездуховность и преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее – социализация или воспитание? За чем будущее?
СТАТЬЯ о воспитании.docx

ЧТО СИЛЬНЕЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ? ЗА ЧЕМ БУДУЩЕЕ?

                                    Спиридонова Э.Э.- учитель химии

ГБОУ Гимназия № 107

 

 «Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного ребенка преимущественно отрицательны: факторами социализации стали бездуховность и преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее – социализация или воспитание? За чем будущее?»

 

Воспитание детей – сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества....

Воспитание добрых чувств всегда было самой желанной, но самой труднодостижимой задачей человечества.  Несмотря на то, что лучшие представители мировой культуры - гуманисты посвятили этому вопросу немало размышлений и трудов, несмотря на фантастические технические достижения, которые могли бы помочь в этом благородном деле, с добрыми чувствами, гуманизмом в нашем прекрасном и жестоком мире на сегодняшний день дела обстоят не очень-то благополучно.      

Здесь, наверно, стоит подумать о том, что мы понимаем под высоким словом гуманизм в нашей повседневной жизни. На первом месте, конечно, внимательное и бережное отношение к ближнему. В повседневном общении требуется бесконечное терпение, терпимость к чужому мнению, именуемое модным ныне словом толерантность, отсутствие категоричности в суждениях и оценках.

Возвращаясь к основной теме влияния отрицательных факторов на формирование личности в наше время, так и представляешь себе пресловутый набор: мобильник; компьютер; телевидение, полное агрессии. Все эти привычные в повседневной жизни вещи, на самом деле, феноменальные, поражающие воображение достижения, и не будем столь категоричны в оценке их отрицательного влияния на характеры людей. Всегда надо помнить о безграничности и многогранности мира. Влияние технических достижений на формирование личности ещё только начинает осмысливаться специалистами. Психологи, например, выдвигают гипотезу, о том, что мобильные телефоны, так раздражающие порой родителей и отнимающие время, на самом деле являются лекарством от одиночества. Ведь как хочется нам в трудную минуту услышать спокойный голос доброжелательного человека. И действительно, какой повышенный градус тревожности, какая психологическая зависимость, видимо, имеется у подростка, который постоянно держит мобильный телефон в руках. Человек, использующий технические средства, для того, чтоб уйти от себя, скорее всего не в ладу с самим собой и требует внимания. Это индикатор внутреннего состояния человека.

            Компьютеры – фантастическое изобретение, принесшее человечеству столько пользы и добра, в тоже время, создало проблему увлечения подростков виртуальным миром. Общество этим фактом озабочено, однако, каждый из нас ежедневно уходит в свой мир – семью, работу, хобби, ищет для себя нишу, где ему легко, уютно, где он чувствует себя уверенно. Если ребёнку не комфортно в семье, школе, окружении, то он будет стремиться создать свой мир -  виртуальный. Запреты здесь не помогут, они могут озлобить, активизировать дух противоречия. Спасти от власти виртуального мира может только повышение общей культуры, гармоничное образование, разнообразие увлечений, живое общение.

            И, наконец, воздействие искусства, содержащего элементы агрессии. Какие чувства воспитывает такое искусство у подрастающего поколения? Гуманизм или жестокосердие? Вопрос не так прост, как кажется. Почему даже тихие старушки так любят детективы? И что привлекает зрителей-детей в фильмах-боевиках? Возможно – это проявление силы, власти, уверенности, торжества справедливости, победу добра над злом, а может быть просто уход, хотя бы временный, от действительности?

Возможно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Как это сделать? Конкретных рецептов и советов нет и быть не может – так сложна и непредсказуема человеческая натура. Единственный правильный путь видится мне – это проявление к подростку постоянного внимания, уважения, доверия, а главное -  терпения и больше живого общения.

            Но общение – «вещь в себе», которое как магнит, имеет два полюса. Отсутствие общения – трагедия, одиночество, уход в себя, депрессия. Избыток общения – неэффективная трата времени, погружение в чужие проблемы.  По своему воздействию                                                             на человека общение является осмысленным фактором. Но общение может быть нежелательным и опасным, не всегда поддающимся запретам, потому противодействием может быть только своя собственная система ценностей, которая, в основном, формируется в семье. Это – безусловно, решающий фактор в воспитании человека. И хотя, законодательными актами вся ответственность за воспитание перекладывается на школу, вряд ли можно изменить ход вещей. Нам хорошо известна неоспоримая истина - на - характер ребёнка в первую очередь сказывается влияние близких ему людей.  Можно сколько угодно теоретизировать на тему общения в семье, детального анализа каждого поступка ребёнка, но реальная жизнь возвращает нас с небес на землю – у родителей, как правило, времени катастрофически не хватает и главным воспитательным фактором для ребёнка становится поведение взрослых и их реакция на любое жизненное проявление. Эти впечатления воспитывают ребёнка бессознательно. Однако сколько мы видим модных, красивых, хорошо одетых и вежливо разговаривающих мам, по своему внутреннему миру мало отличающихся от незабываемой госпожи Простаковой из бессмертного произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».  Вопрос - смогут ли они воспитать духовно богатого человека?

            Меня остро задело высказывание одного известного актёра, попавшее на страницы модного журнала, где он, не стесняясь, высказался: «В России невозможно вырастить порядочного человека, поэтому я увёз своих детей в Канаду». Вот так! А с экрана он смотрит на нас честными глазами, всегда стоит на страже справедливости, олицетворяет порядочность и патриотизм, вызывая всеобщее восхищение и любовь. На мой взгляд, вряд ли такой яркий образец лицемерия и цинизма вырастит своих детей личностями гуманистически настроенными.

            Когда система ценностей в школе и семье различается, то задача их изменения перекладывается на систему образования, что значительно усложняет процесс воспитания. В распоряжении учителя имеется много способов формирования характера ребёнка: и заранее подготовленные тематические мероприятия, и непосредственная реакция на любые жизненные события, где разумная строгость уместна, и сопровождается бесконечным терпением и никогда не покидающей добродетельностью учителя.

Но всё же фильмы, где дети дружными рядами бегут за мило улыбающимся учителем, который преодолев некоторые трудности, становится душой коллектива, представляются нам «картонными декорациями», которые рухнув, обнажают неприглядные кулисы. Идеальных учителей, как и детей, нет, и не будет, потому приходится мириться с предлагаемыми обстоятельствами. Очень важно, не превысят ли отрицательные впечатления от жизненных коллизий то светлое, что есть в душе ребенка. Несправедливость и проявление доброты, эти впечатления детства остаются воспоминаниями на всю жизнь. Здесь школа может и должна внести посильную лепту, акцентируя внимание на различных проявлениях гуманизма. Для этого необязательно проводить громкие мероприятия, которые априори вызывают скуку, а вот уделить внимание на уроке гуманистическим поступкам выдающихся учёных и простых людей было бы очень разумно.

 Недавно я наблюдала ситуацию, когда 12-ти летняя девочка, вполне заслуженно, получив корону победительницы, передала её плачущей сопернице моментально и без слов. Это ли не гуманистический поступок, на который способен не каждый взрослый. Обсуждение с ребятами такого факта дало бы учителю многое для анализа и размышлений. Защищая принятую систему гуманистических ценностей, учитель наверняка услышит возражения подростков о смене идеалов, о поклонении другим «идолам» - богатству и власти. И здесь главное оружие учителя – спокойная настойчивость, уверенность в своих взглядах, широкий кругозор, знанья не только по предмету, но и во всех областях культуры, которые необходимо пополнять всю жизнь. Здесь возникает относительно новая проблема – общий культурный уровень преподавателя, который катастрофически упал в последнее время. Факты культурной безграмотности некоторых учителей вопиющи и их уже невозможно замалчивать.  Какое же воспитание гуманистического характера может осуществлять необразованный человек? Вспоминая знаменитое высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир», мы осознаём, что теряем надежду на спасение мира, т.к. культура и есть украшение мира, она даёт нам силы и средства для борьбы со злом, жестокостью и ненавистью.  Существенный вклад в дело гуманистического воспитания вносили и могут вносить уроки этикета в школе. Присутствуя как-то на подобном уроке, давно ушедшим в небытие по причине «неэффективности, бесполезности и, вообще, бессмысленной трате времени и денег», кроме советов по непосредственно этикету я с удовольствием услышала беседу на предложенную тему «Как вести себя, если твой товарищ упал и ушибся». Умно проведённая беседа на эту тему помогла раскрыть внутренний мир ребёнка и сделать первые шаги на пути гуманистического воспитания. На этом маленьком примере необходимо объяснить детям отличие подлинного гуманизма от показного. Ведь можно посочувствовать вербально, но формально, а можно попытаться что-то сделать, чтобы облегчить состояние пострадавшего. Дети должны знать: когда рядом беда, первая мысль должна быть – чем помочь? Вот так шаг за шагом, ежедневно, настойчиво необходимо воспитывать добрые чувства. И если удастся разбудить потребность в размышлениях на эту тему, посеять зерно доброжелательности – это и есть маленький шаг к победе.

Домашнее гуманистическое воспитание, которое носит в основном теоретический характер (не тяни кота за хвост – ему больно) заканчивается выходом в песочницу, где начинается социализация, а, следовательно, и воспитание. И здесь появляются проблемы: поделиться ли с кем-то своей игрушкой, и надо ли вообще делиться? Это очень серьёзные проблемы, влияющие на становление характера ребёнка. Что же говорить о школе, которая является потрясением для того же ребёнка: на него обрушивается множество материальных и духовных проблем, хотя, по определению дети должны бодро, радостно и успешно овладевать знаниями под руководством ангелоподобных учителей. На самом деле школа – это жёсткая и необходимая наука жизни, где ребенок, выйдя из центра маленькой семейной группы, становится «винтиком» большого коллектива детей и взрослых, где каждый день надо учиться защищать своё достоинство и честь, а не только получать любовь и заботу, уметь заставить уважать себя. В это время надо следить за тем, чтобы ребёнок не озлобился, учить его быть сильным и великодушным, объяснять, что нельзя добиваться цели любыми средствами. Прекрасно, если система ценностей в семье и в школе близки, но если они отличаются, то шансы школы падают. Тем не менее, хоть слова «сеять разумное, доброе, вечное» растиражировано во многих иронических высказываниях, школа обречена этим самым заниматься настойчиво и бесконечно. Не надо ставить цель облагородить и осчастливить всё человечество, но необходимо кропотливо и главное доброжелательно добиваться желанной цели, добросовестно делать всё, что можешь, формируя гуманистическую личность и надеяться, что твои усилия не напрасны.

Закончить своё повествование мне хочется оптимистически. Совсем недавно в Кремле прошло награждение, впечатляющей по количеству человек, группы детей, спасших жизнь своих сверстников и совершивших такое, что не каждому взрослому под силу. Так, значит, не так всё так плохо обстоит с воспитанием гуманизма в России?!

 

 

Статья ЧТО СИЛЬНЕЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ? ЗА ЧЕМ БУДУЩЕЕ?

Статья ЧТО СИЛЬНЕЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ? ЗА ЧЕМ БУДУЩЕЕ?

Статья ЧТО СИЛЬНЕЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ? ЗА ЧЕМ БУДУЩЕЕ?

Статья ЧТО СИЛЬНЕЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ? ЗА ЧЕМ БУДУЩЕЕ?

Статья ЧТО СИЛЬНЕЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ? ЗА ЧЕМ БУДУЩЕЕ?

Статья ЧТО СИЛЬНЕЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ? ЗА ЧЕМ БУДУЩЕЕ?
Скачать файл