ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Р.И. Моисеева
Томск, ТОГОУ школа-интернат №15, I, II вида
Образовательная среда не является неким застывшим пространством. По мере возникновения тех или иных проблем в ходе обучения детей с особенностями в развитии, изменениях в правовых документах, регламентирующих различные аспекты социальной защиты, включая образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, требуется поиск адекватных решений актуальных вопросов совершенствования среды.
Проблема принципов обучения детей с ограничениями здоровья ещё не нашла своего полного отражения в педагогике, она активно совершенствуется на протяжении многих лет. Изменение перечня принципов, их содержания, интерпретация находятся в зависимости от развития общества, педагогической науки, целей и задач образования, практики обучения и воспитания [Назарова, 2001, с.66].
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по инклюзивному обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства, а также общественности. Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.
Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определённых отделов мозга в разные периоды жизни детей, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено.
Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. У большинства детей имеются отставания в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Это объясняется тем, что процесс потери слуха делает менее полным процесс отражения выполняемых действий и менее точной и быстрой их корректировку. Из всех видов кожных ощущений (тактильных, температурных и болевых) для компенсации нарушения слуха наибольшее значение имеют вибрационные, так как они дают возможность судить о явлениях, удалённых от человека. Вибрационные ощущения помогают осуществлять контроль над собственным произношением. Вот почему важно развивать двигательные ощущения [Богданова, 2002, с.34].
Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большое значение имеет зрительное восприятие. Важным фактором, который всегда учитывается в работе педагогов коррекционных учреждений – это своеобразный способ восприятия детьми устной речи – постоянная фиксация внимания на лице и губах говорящего, требующая особой сосредоточенности. Поэтому, с одной стороны педагог дозирует речевую нагрузку, с другой – формирует и автоматизирует навык считывания с губ. Для человека, общающегося со слабослышащими детьми, обязательны определённые правила поведения – нужно стоять или сидеть лицом, избегать ненужных хождений, жестикуляций.
Развитие мышления и речи до известного момента идёт по различным линиям, независимо друг от друга. В возрасте около двух лет слышащий ребёнок делает величайшее открытие в своей жизни: каждый предмет имеет своё название, т.е. открывает символическую функцию речи. С этого момента линии развития мышления и речи пересекаются, мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной. У детей с нарушениями слуха пересечение линий развития мышления и речи совершается гораздо позже, чем у слышащих. При этом, для устранения трудностей недостаточно интенсифицировать использование речи, поскольку не всякое слово или фраза оказывает благоприятное воздействие на развитие мышления. Тут необходима более скрупулёзная (точная до мелочей, чрезвычайно тщательная), более утончённая работа по речевому развитию, которая осуществима только в коррекционном учреждении. Взаимодействие первичного дефекта (нарушения в работе слухового анализатора) и вторичного отклонения (речевого развития) изменяют структуру познавательной деятельности, оказывают отрицательное влияние на формирование личности, прежде всего мышления. Существенное отличие в развитии заключается в том, что у слышащих детей оно формируется на 3-4 года раньше.
Бедность словаря, которым располагают слабослышащие дети, является препятствием для успешного выполнения задач на запоминание, причём задачи могут быть совсем простые, но и они вызывают определённые сложности для запоминания.
Тем не менее, дети с нарушениями слуха обладают способностью к компенсации, основанной на пластичности нервной системы. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Зрительное восприятие для ребёнка с нарушением слуха – это главный источник представлений об окружающем мире, важное средство для развития возможностей общаться с нормально слышащими людьми, воспринимать обращённую к ним речь.
Во многих городах России уже работают организации по внедрению инклюзивного образования, конечно, встречаются барьерные проблемы, которые плавно перейдут в безбарьерные, при наличии организации внедрения инклюзии с самого раннего возраста.
Безбарьерная образовательная среда – это организационно, методически, технически и технологически организованные условия, в которых лица с ограниченными возможностями здоровья осваивают образовательные программы, укрепляют здоровье, окружены условиями информационного и социокультурного пространства. Эта среда компенсирует ограничение жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования. К таким ограничениям относятся ограничения в общении, ориентации, обучении, трудоустройстве, а в некоторых аспектах – самообслуживании.
Технология обучения лиц с особенностями в развитии включает полное описание процесса обучения: совокупность взаимосвязанных учебно-методических, информационных, обычных и специальных технических средств; режим обучения; способы контроля знаний, подготовка учителя и т.д. Полноценное образование лиц с ограничениями жизнедеятельности реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, которые учитывают коммуникативную, когнитивную, психологическую, духовную и прочую направленность.
Поговорим об одном из условий. Например, представим, что ребёнок со сниженными слуховыми возможностями поступил в общеобразовательную школу. Учитель не знает состояние слуха данного ребёнка, поэтому не может учитывать индивидуальные особенности его слуховой функции, характер патологического процесса в ухе, а значит, не может строить свою работу так, чтобы активизировать потенциальные возможности данного ребёнка [Назарова, 2001, с.90].
Вне всякого сомнения, инклюзия необходима детям с образовательными потребностями, только надо учитывать личностные возможности и ресурсы каждого ребёнка с проблемами в развитии, качественную, профессиональную подготовленность педагогов и т.п.. Тем более, что «на современном этапе развития сурдопсихологии наблюдается перенос акцентов в исследованиях: всё большее внимание уделяется внутренним регуляторам социального поведения – потребностям, мотивам, ценностям, становлению самосознания, механизмам межличностного восприятия» [Богданова, 2002, с.10]. Именно такой подход раскроет своеобразие развития у детей с нарушениями слуха восприятия, памяти, мышления и других психических процессов. Данное направление в исследованиях необходимо учитывать при инклюзивном обучении детей с нарушениями слуха.
Инклюзивное образование также важно и для здоровых детей, по той простой причине, что совместное обучение будет способствовать развитию у учащихся толерантности, формированию умения понимать и принимать детей с особенностями в развитии такими, какие они есть, осознанию того, что все равны.
В связи с этим крайне необходима подготовка и повышение квалификации педагогов в рамках инклюзивного направления, что предусматривает:
Ÿ формирование активной гражданской позиции педагога;
Ÿ формирование демократического стиля педагогической деятельности;
Ÿ развитие коммуникативной культуры педагога;
Ÿ ценностное самоопределение личности учителя, основой которого является признание ценностей многообразия и толерантности.
Другими словами, перед российскими педагогами стоит важная задача: учить детей с особыми образовательными потребностями жить в обществе. А это значит, что объектом обучения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Иными словами – это не дети приспосабливаются к среде, а сама среда подстраивается под жизнь и быт детей с ограничениями жизнедеятельности.
Создание безбарьерной образовательной среды предполагает:
Ÿ организацию специальных технологий обучения;
Ÿ обеспечение охраны здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Ÿ проведение этапного сопровождения учебно-воспитательного процесса;
Ÿ создание условий для развития потенциальных способностей личности.
Составляющие инклюзии – это прежде всего:
Ÿ организация условий жизни и деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, заключающаяся в атмосфере толерантности, наличии материально-технического обеспечения, расходах, которые необходимо регулировать с общественными организациями;
Ÿ создание адаптивной программы, предусматривающей наличие методической базы как неотъемлемого аспекта в данном направлении;
Ÿ подготовка, консультация кадров, основой которой является создание комплекса медицинского, психолого-педагогического и пр. сопровождения;
Ÿ понимание родительской общественностью данной проблемы, её принятие, также является составляющей инклюзии;
Ÿ в обязательном порядке нужны зарубежные стажировки, зарубежные контакты, с целью ознакомления с международным опытом.
По нашему мнению, инклюзивное обучение имеет место быть, оно обязано учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, и т.д., что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.
Таким образом, мы не считаем инклюзию самоцелью. Создание новой системы образования, по нашему мнению, не должно способствовать ликвидации специальных (коррекционных) учреждений, поскольку такой перегиб нанесёт непоправимый вред самой идее и, прежде всего, детям, обучающимся в данных образовательных учреждениях.
Литература
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
2. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.