Описание муниципальной системы использования дистанционных образовательных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Муниципальная система дистанционного обучения (МСДО) детей с ограниченными возможностями здоровья организована в рамках системы дополнительного образования. Она функционирует от Центра внешкольной работы округа как «Дистанционная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», осуществляющая деятельность на базе средней школы В рамках функционирования МСДО планируется осуществлять следующие виды деятельности:
- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программному комплексу «КМ-школа»;
- вовлечение детей в Интернет-проекты;
- организация on-line общения детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов;
- создание образовательных проектов педагогами школы для участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение информационной грамотности учащихся;
- разработка педагогами школы контента для обучения детей;
- разработка мультимедийного продукта;
- разработка критериев оценки эффективности обучения;
- психологическая диагностика детей;
- разработка психолого-педагогической программы поэтапной интеграции детей в социокультурное образовательное пространство.
Функционирование муниципальной системы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа формирующего
эксперимента по интеграции в социокультурное пространство детей с ограниченными
возможностями здоровья
Работа по интеграции детей в социокультурное пространство
№ п/п |
Содержание работы |
Исполнители
|
Сроки |
1 этап |
|||
1.1 |
Диагностика интеллектуальных и личностных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья |
Психологи школы и городского детского образовательно-оздоровительного центра, волонтеры - студенты факультета психологии МПСИ |
Август-сентябрь ежегодно |
1.2 |
Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ: а) познавательных процессов; б) отдельных свойств личности, затрудняющих процесс адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность); в) детско-родительских отношений (преодоление результатов неправильного воспитания); г) разработка тренинга по интеграционному общению детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками
|
Психологи школы и городского детского образовательно-оздоровительного центра, волонтеры - студенты факультета психологии МПСИ, волонтеры-студенты педагогического колледжа |
Сентябрь-октябрь ежегодно |
1.3 |
Педагогическая диагностика и коррекция речевого развития |
Логопед городского детского образовательно-оздоровительного центра, студенты-волонтеры, факультета логопедии МПСИ |
По мере необходимости |
2 этап |
|||
2.1 |
Внедрение индивидуальных коррекционно-развивающих программ: а) познавательных процессов; б) отдельных свойств личности, затрудняющих процесс адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность и др.); в) детско-родительских отношений (преодоление результатов неправильного воспитания); г) тренинг по интеграционному общению детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками со сверстниками
|
Психологи школы и городского детского образовательно-оздоровительного центра, волонтеры- студенты факультета психологии МПСИ, волонтеры-студенты педагогического колледжа |
В течение года |
2.2 |
Исследование эффективности корректионно-развивающих программ |
Психологи школы и городского детского образовательно-оздоровительного центра, волонтеры- студенты факультета психологии МПСИ |
Май-июнь ежегодно |
3 этап |
|||
3.1 |
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательное пространство школы - привлечение к внеклассным мероприятиям - участие в школьных конкурсах, фестивалях, проектах |
Зам. директора по воспитательной работе, наставники, волонтеры |
В течение года |
3.2 |
Подготовка результатов исследования к публикации |
Научный, руководитель эксперимента, психологи, педагоги |
Июнь-июль ежегодно |
3.3 |
Подготовка к участию в городской конференции по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья |
Научный, руководитель эксперимента, психологи, педагоги |
По городскому плану |
Работа по интеграции детей в образовательный процесс
№ п/п |
Содержание работы |
Исполнители
|
Сроки |
1 этап |
|||
1.1 |
Разработка программы по развитию толерантности для учащихся школ |
Зам. директора по воспитательной работе |
2007-2008 учебный год |
1.2 |
Разработка программы для наставников. Организация института наставников из числа школьников и студентов. |
Зам. директора по воспитательной работе |
Сентябрь-декабрь |
1.3 |
Проведение учебных занятий по программе в режиме он-лайна. Цель: Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с одноклассниками. |
Учителя-предметники |
Сентябрь-ноябрь |
2 этап |
|||
2.1 |
Проведение учебных занятий по программе в режиме он-лайна. Цель: Постепенное включение детей в опрос, семинарские занятия, круглые столы. |
Учителя-предметники |
В течение года |
2.2 |
Создание мультимедийного продукта по предметам |
Учителя предметники, программист |
2007-2010 г.г. |
2.3 |
Включение наставников (учеников и студентов) в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Зам. директора по воспитательной работе |
Январь-май |
3 этап |
|||
3.1 |
Интеграция ребенка в учебный процесс |
Учителя предметники |
С 2008 года |
3.2 |
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в институт наставников. |
Зам. директора по воспитательной работе, учителя |
С 2008 года |
3.3 |
Подготовка мультимедийного продукта к тиражированию |
Техническая служба |
2010 г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Методическое обеспечение проекта дистанционной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п |
Составляющие базы знаний |
Назначение |
1. |
Готовые мультимедийные уроки по всем предметам школьной программы |
Изучение предметов в соответствии с государственным стандартом образования РФ. |
2. |
Банк тестовых заданий |
Контроль и аттестация по предметам школьной программы. |
3. |
Медиатека по предметам школьной программы (иллюстрации, анимации, видео и аудиофрагменты, схемы таблицы пр. ) |
Иллюстрация изучаемых объектов, явлений, процессов. |
4. |
«Универсальная медиатека» (собрание мультимедиа объектов из энциклопедических и справочных изданий) |
Предоставление справочной информации. |
5. |
Инновационные практические курсы-тренинги |
Отработка предметных навыков. |
6. |
Электронная библиотека полнотекстовых произведений |
Предоставление текстов художественных произведений школьной программы. |
7. |
Электронная коллекция музыки |
Предоставление банка популярной и классической музыки. |
8. |
Курсы школы развития личности («Учимся читать быстрее», «Улучшаем память», «Развиваем внимание» и пр.) |
Диагностика и коррекция интеллектуальных умений и навыков. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Рисунок 1 - Схема организации взаимодействия ученик-учитель через интегрированный программный продукт КМ-ШКОЛА
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Использование телекоммуникационных учебных проектов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Эти проекты помогают применить навыки работы на компьютере, развить творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья и повысить их уровень социальной активности.
На данном этапе педагогами будет разрабатываться контент по общеобразовательным предметам средней школы с использованием системы управления дистанционным учебным процессом Open Source LMS Moodle.
I. Основные этапы разработки:
1. Определение целей и задач курса с учетом особенностей целевой группы (возраст, заболевание, интересы), для которой создается курс.
2. Структуризация и подготовка учебного материала. Разбивка курса на разделы и содержания на небольшие смысловые части - занятия (модули).
3. Составление сценария реализации курса. Подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления школьникам с ограниченными возможностями здоровья учебной информации согласно содержанию.
4. Подготовка медиафрагментов. Разработка рисунков, таблиц, схем, видеоряда согласно требованиям эргономики.
5. Компоновка модулей каждого раздела с эргономичной точки зрения.
6. Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернета.
7. Разработка системы контроля и оценки. Подбор текстов, задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, тем рефератов.
8. Проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи.
9. Разработка методических материалов по изучению курса.
10. Тестирование курса, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
II. Опытная эксплуатация курса.
III. Модернизация курса по результатам опытной эксплуатации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Апробация телекоммуникационных учебных проектов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В сети Интернет появилось много телекоммуникационных учебных проектов, к которым планируется привлечь детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие в этих проектах поможет повысить как уровень владения информационными технологиями, так и уровень социализации детей.
Одним из них является общенациональный образовательный проект с международным участием - «Летописи.ру». Этот большой проект состоит из подпроектов. К участию в них приглашаются те, кто хочет поделиться своими знаниями и поиграть в создание коллективной гипертекстовой энциклопедии. Сайт построен на социальном сервисе Веб 2.0 Вики-Вики, его содержание полностью контролируется пользователями, он свободен от авторского права.
В 2007-2008 учебном году в рамках работы экспериментальной площадки будет проводиться аппробация учебных телекоммуникационных проектов. Среди них следующие действующие проекты «Летописи.ру»:
1) Проект Моя семья-III. В рамках этого проекта дети будут создавать летопись своей семьи. В процессе поисковой деятельности учащиеся расширят круг знаний о своей родословной и оформят результаты с использованием информационных технологий.
Организаторы этого проекта приглашают принять участие в дистанционном метапредметном марафоне, который посвящен «Году русского языка "...Как слово наше отзовется...". Цели этого марафона -воспитание сознательного отношения к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; применение полученных знаний и умений в собственной практике и формирование и развитие ключевых компетенций: коммуникативной, языковой и культуроведческой.
В ходе проекта дети выполнят творческое задание, в результате чего они создадут рисунок, плакат, фотоколлаж, рекламный ролик, презентацию, сценарии мероприятий, посвященные проблемам наркомании, которые в наглядной и убедительной форме привлекут внимание к проблеме наркомании.
В преддверии V конкурса школьников «Судьба человека в российской истории ХХ века» в сети интернет организуется конкурс творческих работ по следующим номинациям:
· Человек – война
· Репрессии
· Моя малая Родина
Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к участию в реализации данного проекта позволит активизировать поисковую деятельность, проявить творческие способности.
Участвуя в проекте «Мы помним», дети смогут рассказать всем о своих соотечественниках, героях войны, чьи имена не столь известны, о ком не написано книг, кому не воздвигли памятников. Но память об этих неизвестных солдатах бережно хранится в семейных архивах и альбомах, в сердцах их детей и внуков. Ребята смогут разместить на страницах Летописи статьи о своих родственниках и знакомых, участвовавших в Великой Отечественной войне и работавших на трудовом фронте.
7) Проект «Виртуальные музеи»
Участие в проектах «Летописи.ру» позволит повысить информационную грамотность, коммуникационную компетентность и творческую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.