Статья "Дистанционное образование в обучении детей с ОВЗ"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала опыт (6).doc

Описание муниципальной системы использования дистанционных образовательных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Муниципальная система дистанционного обучения (МСДО) детей с ограниченными возможностями здоровья организована в рамках системы дополнительного образования. Она функционирует от Центра внешкольной работы округа как «Дистанционная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», осуществляющая деятельность на базе средней школы В рамках функционирования МСДО планируется осуществлять следующие виды деятельности:

- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программному комплексу «КМ-школа»;

- вовлечение детей в Интернет-проекты;

- организация on-line общения детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов;

- создание образовательных проектов педагогами школы для участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение информационной грамотности учащихся;

- разработка педагогами школы контента для обучения детей;

- разработка мультимедийного продукта;

- разработка критериев оценки эффективности обучения;

- психологическая диагностика детей;

- разработка психолого-педагогической программы поэтапной интеграции детей в социокультурное образовательное пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функционирование муниципальной системы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

 


Программа формирующего эксперимента по интеграции в социокультурное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья

 


Работа по интеграции детей в социокультурное пространство

№ п/п

Содержание работы

Исполнители

 

Сроки

1 этап

1.1

Диагностика интеллектуальных и личностных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Психологи школы и  городского детского образовательно-оздоровительного центра,  волонтеры - студенты факультета психологии МПСИ

Август-сентябрь ежегодно

1.2

Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ:  

а) познавательных процессов;

б) отдельных  свойств личности, затрудняющих процесс адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность);

в) детско-родительских отношений (преодоление результатов неправильного воспитания);

г) разработка тренинга по интеграционному общению детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками

 

Психологи школы и  городского детского образовательно-оздоровительного центра,  волонтеры - студенты факультета психологии МПСИ, волонтеры-студенты педагогического колледжа

Сентябрь-октябрь

ежегодно

1.3

Педагогическая диагностика и коррекция речевого развития

Логопед городского детского образовательно-оздоровительного центра, студенты-волонтеры, факультета логопедии МПСИ

По мере необходимости

2 этап

2.1

Внедрение индивидуальных коррекционно-развивающих программ:  

а) познавательных процессов;

б) отдельных  свойств личности, затрудняющих процесс адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность и др.);

в) детско-родительских отношений (преодоление результатов неправильного воспитания);

г) тренинг по интеграционному общению детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками со сверстниками

 

Психологи школы и городского детского образовательно-оздоровительного центра, волонтеры- студенты факультета психологии МПСИ,

волонтеры-студенты педагогического колледжа

В течение  года

2.2

Исследование эффективности корректионно-развивающих программ

Психологи школы и городского детского образовательно-оздоровительного центра, волонтеры- студенты факультета психологии МПСИ

Май-июнь

ежегодно

3 этап

3.1

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательное пространство школы

- привлечение к внеклассным мероприятиям

- участие в школьных  конкурсах, фестивалях, проектах

Зам. директора по воспитательной работе, наставники, волонтеры

В течение года

3.2

Подготовка результатов исследования к публикации

Научный, руководитель эксперимента, психологи, педагоги

Июнь-июль ежегодно

3.3

Подготовка  к участию в городской конференции по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья

Научный, руководитель эксперимента, психологи, педагоги

По городскому плану

 

Работа по интеграции детей в образовательный процесс

 

№ п/п

Содержание работы

Исполнители

 

Сроки

1 этап

1.1

Разработка программы по развитию толерантности для учащихся школ

Зам. директора по воспитательной работе

2007-2008 учебный год

1.2

Разработка программы для наставников. Организация института наставников из числа школьников и студентов.

Зам. директора по воспитательной работе

Сентябрь-декабрь

1.3

Проведение учебных занятий по программе в режиме он-лайна. Цель: Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с одноклассниками.

Учителя-предметники

Сентябрь-ноябрь

2 этап

2.1

Проведение учебных занятий по программе в режиме он-лайна. Цель: Постепенное включение детей в опрос, семинарские занятия, круглые столы.

Учителя-предметники

В течение года

2.2

Создание мультимедийного продукта по предметам

Учителя предметники, программист

2007-2010 г.г.

2.3

Включение наставников (учеников и студентов) в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Зам. директора по воспитательной работе

Январь-май

3 этап

3.1

Интеграция ребенка в учебный процесс

Учителя предметники

С 2008 года

3.2

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в институт наставников.

Зам. директора по воспитательной работе, учителя

С 2008 года

3.3

Подготовка мультимедийного продукта к тиражированию

Техническая служба 

2010 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Методическое обеспечение проекта дистанционной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья

 

№ п/п

Составляющие базы знаний

Назначение

1.

Готовые мультимедийные уроки по всем предметам школьной программы

Изучение предметов в соответствии с государственным стандартом образования РФ.

2.

Банк тестовых заданий

Контроль и аттестация по предметам школьной программы.

3.

Медиатека по предметам школьной программы (иллюстрации, анимации, видео и аудиофрагменты, схемы таблицы пр. )

Иллюстрация изучаемых объектов, явлений, процессов.

4.

«Универсальная медиатека» (собрание мультимедиа объектов из энциклопедических и справочных изданий)

Предоставление справочной информации.

5.

Инновационные практические курсы-тренинги

Отработка предметных навыков.

6.

Электронная библиотека полнотекстовых произведений

Предоставление текстов художественных произведений школьной программы.

7.

Электронная коллекция музыки

Предоставление банка популярной и классической музыки.

8.

Курсы школы развития личности («Учимся читать быстрее», «Улучшаем память», «Развиваем внимание» и пр.)

Диагностика и коррекция интеллектуальных умений и навыков.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Рисунок 1 - Схема организации взаимодействия ученик-учитель через интегрированный программный продукт КМ-ШКОЛА

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 


Использование телекоммуникационных учебных проектов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

На формирующем этапе эксперимента  предполагается активное участие детей с ограниченными возможностями здоровья в интернет-проектах и проектах, разработанных педагогами.  Для этого педагоги пройдут обучение по программе «Intel. Обучение для будущего», в основе которой лежат принципы проектного обучения с использованием информационных технологий.    

         Эти проекты помогают применить навыки работы на компьютере, развить творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья и повысить их уровень социальной активности.

Формирование и  апробация собственного контента системы дистанционного обучения

На данном этапе педагогами будет разрабатываться контент по общеобразовательным предметам средней школы с использованием системы управления дистанционным учебным процессом Open Source LMS Moodle.

I. Основные этапы разработки:

1.     Определение целей и задач курса с учетом особенностей целевой группы (возраст, заболевание, интересы), для которой создается курс.

2.     Структуризация и подготовка учебного материала. Разбивка курса на разделы и содержания на небольшие смысловые части - занятия (модули).

3.     Составление сценария реализации курса. Подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления школьникам с ограниченными возможностями здоровья учебной информации согласно содержанию.

4.     Подготовка медиафрагментов. Разработка рисунков, таблиц, схем, видеоряда согласно требованиям эргономики.

5.     Компоновка модулей каждого раздела с эргономичной точки зрения. 

6.     Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернета.

7.     Разработка системы контроля и оценки. Подбор текстов, задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, тем рефератов.

8.     Проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи.

9.     Разработка методических материалов по изучению курса.

10. Тестирование курса, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.

II. Опытная эксплуатация курса.

III. Модернизация курса по результатам опытной эксплуатации.


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Апробация телекоммуникационных учебных проектов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В сети Интернет появилось много телекоммуникационных учебных проектов, к которым планируется привлечь детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие в этих проектах поможет повысить как уровень владения информационными технологиями, так и уровень социализации детей.

Одним из них является общенациональный образовательный проект с международным участием - «Летописи.ру». Этот большой проект состоит из подпроектов. К участию в них приглашаются те, кто хочет поделиться своими знаниями и поиграть в создание коллективной гипертекстовой энциклопедии. Сайт построен на социальном сервисе Веб 2.0 Вики-Вики, его содержание полностью контролируется пользователями, он свободен от авторского права.

В 2007-2008 учебном году в рамках работы экспериментальной площадки будет проводиться аппробация учебных телекоммуникационных проектов. Среди них следующие действующие проекты «Летописи.ру»:

1) Проект Моя семья-III. В рамках этого проекта дети будут создавать летопись своей семьи. В процессе поисковой деятельности учащиеся расширят круг знаний о своей родословной и оформят результаты с использованием информационных технологий.

2) Проект "Первые шаги"- это практический этап в выборе профессии. Участники проекта смогут «шагнуть в свое будущее»  и осуществить «примерку» выбираемой профессии на себя.  Этот проект сможет объединить подростков из разных школ, имеющих общие интересы и склонности и окажет помощь в освоении практически полезных навыков планирования и ориентации в мире профессий.

3) Метафестиваль "Как слово наше отзовется"

Организаторы этого проекта приглашают принять участие в дистанционном метапредметном марафоне, который посвящен «Году русского языка "...Как слово наше отзовется...".  Цели этого марафона -воспитание сознательного отношения к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; применение полученных знаний и умений в собственной практике и формирование и развитие ключевых компетенций: коммуникативной, языковой и культуроведческой.

4) Проект "Интернет против наркотиков"

Цель данного межпредметного проекта - привлечь внимание подростков к глобальной проблеме человечества - наркомании, выработать совместные действия по решению этой проблемы.

В ходе проекта дети выполнят творческое задание,  в результате чего  они создадут рисунок, плакат, фотоколлаж, рекламный ролик, презентацию, сценарии мероприятий, посвященные проблемам наркомании, которые в наглядной и убедительной форме привлекут внимание к проблеме наркомании.

5) Проект "Судьба человека в российской истории ХХ века"

В преддверии V конкурса школьников «Судьба человека в российской истории ХХ века» в сети интернет организуется конкурс творческих работ по следующим номинациям:

·                    Человек – война

·                    Репрессии

·                    Моя малая Родина

Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к участию в реализации данного проекта позволит  активизировать поисковую деятельность, проявить творческие способности.

6) Проект "Мы помним!"-2007 посвящен участникам Великой Отечественной войны 1941-45 гг., тем, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины, тем, кто самоотверженно трудился в тылу.

Участвуя в проекте «Мы помним», дети смогут рассказать всем о своих соотечественниках, героях войны, чьи имена не столь известны, о ком не написано книг, кому не воздвигли памятников. Но память об этих неизвестных солдатах бережно хранится в семейных архивах и альбомах, в сердцах их детей и внуков. Ребята смогут разместить на страницах Летописи статьи о своих родственниках и знакомых, участвовавших в Великой Отечественной войне и работавших на трудовом фронте.

7) Проект «Виртуальные музеи»

Участие в проектах «Летописи.ру» позволит повысить информационную  грамотность, коммуникационную компетентность  и творческую активность детей  с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также