Статья: «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности»
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы духовно-нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. 6
1. 2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………………….8
1.3. Возможности внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. 11
Вывод по первой главе. 14
Глава 2. Экспериментальная работа по проблеме духовно-нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности.
2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственного воспитания у младших школьников. 15
2.2. Организация работы по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности. 20
Вывод по второй главе. 23
Заключение. 24
Список литературы. 26
Приложение. 29
Духовно-нравственное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач начального образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Проблему духовно-нравственного воспитания рассматривали следующие исследователи (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Т.И. Петракова, А.Д. Солдатенкова, Н.П. Шитякова, Н.Ф. Виноградова, Н.А. Ветлугина, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.
Также в ФГОС НОО внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Её преимущества заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор курсовой работы: «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать эффективность внеурочной деятельности в развитии духовно-нравственного воспитания у младших школьников и подготовить методический материал для его развития.
Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования – возможности внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Гипотеза: процесс духовно-нравственного воспитания у младших школьников будет проходить эффективней во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. изучить особенности духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
2. раскрыть возможности внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников;
4. провести диагностическое обследование уровня духовно-нравственного воспитания у младших школьников;
5. разработать программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию у младших школьников
I этап – аналитика–теоретический. Изучалась и анализировалась философская, психолого–педагогическая литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены ее задачи. В тоже время был проведен констатирующий этап экспериментальной работы.
II этап – эксперементальный. Обоснование критериев проверяемой гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, в процессе которого исследовался уровень развития духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение.
Практические методы: эксперимент, беседа, наблюдение.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 115 г. Челябинска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Практическая значимость исследования: данные исследования могут применяться учителями школ для духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, социологии, педагогике. Прежде чем говорить об особенностях духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, нам необходимо обозначить основные понятия: нравственность, духовность, духовно-нравственное воспитание.
Проблема духовности и нравственности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л.И. Божович, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, А.А. Рояк), а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л.В. Артемова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
Основываясь на исследованиях Л.С. Рубинштейна, духовность трактуем как внутренний мир личности, а нравственность – как следование нормам поведения, принятым в обществе. Подчеркнем, что в настоящее время во всех общественных науках происходит разделение светского и религиозного подходов к пониманию проблемы духовности. Однако, в большинстве определений данного понятия можно выделить общий аспект: духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, что соотносится с мнением русских философов И.А. Ильина, В.С. Соловьева, Г.П. Федотова и других, истинная духовность не существует вне нравственности.
Далее рассмотрим подходы различных ученых к определению понятия «духовно-нравственное воспитание». Анализ взглядов ученых на определение данного понятия представим в таблице ниже.
Таблица 1
Анализ понятия «духовно-нравственное воспитание»
Авторы |
Определение понятия |
И.А. Галицкая, И.В. Метлик |
Духовно-нравственное воспитание заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формирование соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой группы, социализации в современном обществе. |
Л.Ф. Островская |
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. |
А.Я. Данилюк |
Осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. |
Таким образом, мы рассмотрели различные подходы ученых к понятию «духовно-нравственное воспитание», и взяли за основу следующее определение: «Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества».
Анализ философской литературы свидетельствует о том, что в работах отечественных философов (И.А. Ильин, П.А. Флоренский и др.) определяется содержание, сущность и формы духовно-нравственного воспитания, рассматривается роль духовно-нравственного воспитания в истории русской государственности.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема духовно-нравственного воспитания является предметом значительного числа исследований зарубежных и отечественных учёных (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский и др.).
Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые национальные ценности:
– патриотизм, гражданственность; социальная солидарность;
– человечество – мир во всем мире, международное сотрудничество;
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям;
– труд и творчество;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; – искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; – природа – эволюция, родная земля, экологическое сознание.
Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит, главным образом, и прежде всего в процессе обучения. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
1.2. Психолого-педагогическая
характеристика детей младшего школьного возраста
К 6 годам ребенок в основном уже готов к систематическому школьному
обучению. О нем надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознает свое
поведение, может сравнивать себя с другими. Как пишет В.В. Давыдов, младший
школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок впервые начинает
заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.
В
6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный
возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении,
отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются
новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью,
но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая
дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко
выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно
приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают
наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и
углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает
организованный характер.
Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.
Мышление
у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к
абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями
вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых
порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой
ступени — развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных
связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с
относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и
памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка
развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период
особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации
учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения,
методики организации познавательной, деятельности можно получить совершенно
разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.
Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не
сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность
глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает
множество необдуманных действий.
Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется:
1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями.
2. Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
3. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам.
4. Тем, что эмоционально значимыми факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками.
5. Эмоциями и чувствами (и своими, и других людей), которые слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников. Иными словами, у младших школьников, как правило, не развито чувство эмпатии, сопереживания.
Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует неусыпного внимания. Эти данные помогут нам подобрать нужные методы работы с детьми младшего школьного возраста.
1.3. Возможности внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Внеурочная деятельность – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей .
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность также включает в себя и занятия в различных кружках, секциях, клубах.
По сути, внеурочная деятельность предполагает, прежде всего, работу с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. Внеурочная деятельность имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, социально значимые дела, трудовые акции). Также внеурочная деятельность – хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создать ученический коллектив и органы самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Обучение детей во внеурочное время позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует ограниченность школьного образования путем эстетических, художественно-творческих запросов.
Таким образом, обучение детей во внеурочное время является необходимым компонентом современного образования.
Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе образования – кружок. В организационной структуре учреждения образования детей кружок занимает начальную ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Кружок — это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).
Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени - отличных качеств и профессиональной квалификации педагога-руководителя. Деятельность в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.
Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества школы, профильные группы.
Таким образом, кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Теоретическое изучение проблемы духовно-нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности позволило нам сделать следующие выводы:
1. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества. Данную проблему рассматривали в своих исследованиях следующие педагоги: В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Т.И. Петракова, А.Д. Солдатенкова, Н.П. Шитякова и др.
2. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге, участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе образования – кружок.
3. Для удобства и быстроты работы лучше использовать детей одного возраста, так как на данном этапе они слишком изменчивы, поэтому будет тяжело подобрать методику работы для детей с разными психофизиологическими особенностями, которые зависят от их возрастного развития.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 115 г. Челябинска». Для него были взяты две группы детей 7-8 лет по 25 человек в каждой (2 «а» и 2 «б» классы).
Цель исследования: выявление уровня духовно-нравственного воспитания у младших школьников.
Задачи:
1. Подобрать методики для выявления уровня духовно-нравственного воспитания у младших школьников.
2. Выявить уровень духовно-нравственного воспитания у младших школьников.
Для решения данных задач мы подобрали три методики: методика «Закончи историю» Р.Р. Калининой, методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой, методика «Фантастический выбор».
1. Диагностика и исследование нравственной сферы дошкольника по методике «Закончи историю» Р.Р. Калининой.
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов теста
0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.
1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития по методике Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки» (приложение 1).
Инструкция к тесту: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Обработка результатов теста:
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
3. Диагностика уровня воспитанности дошкольников по методике «Фантастический выбор»
Инструкция к методике: Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Чего попросишь у рыбки? Подумай, всего три желания она выполнит, не больше. – У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай лепестки – чего просишь для себя? – Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.
Обработка результатов теста
0 баллов – ребенок не может ответить на поставленный вопрос.
1 балл – ребенок отвечает на вопрос, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
2 балла – ребенок отвечает на вопрос, но не мотивирует свою оценку.
3 балла – ребенок отвечает на вопрос, мотивирует свою оценку.
Таким образом, можно выделить три уровня духовно-нравственного воспитания старших дошкольников:
- Высокий уровень (8 – 9 баллов);
- Средний уровень (5 – 7 баллов);
- Низкий уровень (0 – 5 баллов).
В сводных диагностических таблицах (приложение 2) представлены результаты обследования уровня духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в контрольной группе.
Проанализировав результаты диагностики уровня духовно-нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента, мы установили, что из 20 обследуемых детей младшего школьного возраста на момент начала исследования были выявлены следующие уровни:
- Высокий уровень – 4 ребенка – 20 %;
- Средний уровень ‒ 12 детей – 60 %;
- Низкий уровень ‒ 4 ребенка – 20 %.
Отразим полученные данные с помощью диаграммы (рисунок 1).
Рис. 1. Результаты диагностики уровня духовно-нравственного воспитания у детей контрольной группы (констатирующий эксперимент)
Далее мы провели диагностику обследования духовно-нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе (приложение 1).
Проанализировав результаты диагностики уровня духовно-нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента, мы установили, что из 20 обследуемых детей младшего школьного возраста на момент начала исследования были выявлены следующие уровни:
- Высокий уровень ‒ 2 ребенка – 20 %;
- Достаточный уровень ‒ 12 детей – 60 %;
- Низкий уровень ‒ 6 детей – 30 %.
Отразим полученные нами данные с помощью диаграммы (рисунок 2).
Рис. 2 Результаты диагностики уровня духовно-нравственного воспитания у детей экспериментальной группы (констатирующий эксперимент)
Предъявим данные, полученные на констатирующем этапе нашего исследования в таблице (Таблица 2).
Таблица 2
Результаты констатирующего этапа исследования
Группы |
Уровни |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Контрольная |
4 чел. 20 % |
12 чел. 60 % |
4 чел. 20 % |
Экспериментальная |
2 чел. 10 % |
12 чел. 60 % |
6 чел. 30 % |
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что и в контрольной, и в экспериментальной группах присутствуют дети с низким уровнем духовно-нравственного воспитания, но в основном у всех детей уровень средний. В группах есть дети c высоким уровнем духовно-нравственного воспитания, однако их мало (20 % - контрольная группа, 10 % - экспериментальная группа). Полученные на констатирующем этапе данные будут учтены при разработке программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на формирующем этапе.
На втором – формирующем этапе нашей экспериментальной работы мы разрабатываем программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей экспериментальной группы.
Мы разрабатываем программу кружка по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для учеников 2 класса.
Цель программы: воспитание духовно-нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
После проведения программы эксперимента по духовно-нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности у детей экспериментальной группы мы проведём повторное исследование с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Таблица 3
Перспективный план духовно-нравственного воспитания младших тшкольников во внеурочной деятельности
Месяц |
Название внеурочного занятия |
Цель занятия |
Первый месяц |
Этикет. |
Формирование и закрепление у детей умения вести себя в соответствии с правилами и рекомендациями речевого этикета. |
Поведение в гостях. |
Воспитание норм поведения при посещении гостей, соблюдения основных правил этикета. |
|
Как дарить и принимать подарки. |
Обучение детей правильно дарить и принимать подарки. |
|
Второй месяц |
Дал слово - держи. |
Воспитание серьезного отношения к слову, а тем более к обещанию. |
Заповеди. |
Знакомство с Библейскими Заповедями, их важности в нашей жизни; осмысление моральных норм. |
|
Третий месяц |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
Осмысления понятия дружба, её значимости в нашей жизни; выявление качеств, принадлежащих настоящему и верному другу. |
О доброте и бессердечие. |
Воспитание понимания добра и зла и происходящих от них чувств и эмоций, которые ведут к различным последствиям. |
|
Об уважительном отношении к старшим. |
Привитие уважительного отношения к взрослым как умным и опытным людям. |
|
В мире мудрых мыслей. |
Знакомство с великими писателями и философами различных времен, затрагивавших тему нравственности. |
Таким образом, мы должны будем выяснить, как изменятся показатели уровня духовно-нравственного воспитания в экспериментальной группе и сравнить их с контрольной группой. Следовательно, мы должны будем выяснить достоверность гипотезы – внеурочная деятельность является эффективной формой духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Вывод по второй главе
Экспериментальное изучение проблемы духовно-нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности позволило нам сделать следующие выводы:
Мы подобрали диагностический инструментарий по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста: методика «Закончи историю» Р.Р. Калининой, методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой, методика «Фантастический выбор».
Мы разрабатываем программу кружка по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для учеников 1 класса. Целью кружка является воспитание духовно-нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Работа в кружке с младшими школьниками идет по четырем разделам: культура общения, общечеловеческие нормы нравственности, дружеские отношения, понять другого.
Мы планируем провести повторную диагностику на предмет уровня духовно-нравственного воспитания и выяснить, как изменится динамика роста уровня духовно-нравственного воспитания.
Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы духовно-нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности позволило нам заключить следующее:
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества. Данную проблему рассматривали в своих исследованиях следующие педагоги: В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Т.И. Петракова, А.Д. Солдатенкова, Н.П. Шитякова и др.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге, участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе образования – кружок.
Мы подобрали диагностический инструментарий по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста: методика «Закончи историю» Р.Р. Калининой, методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой, методика «Фантастический выбор».
Мы апробировали подобранные диагностические методики и выяснили, что исходный уровень духовно-нравственного воспитания у детей контрольной и экспериментальной групп недостаточный (большое количество детей с низким уровнем 20 % в контрольной группе и 30 % в экспериментальной группе).
Мы разработали программу кружка по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для учеников 2 класса. Целью кружка является воспитание духовно-нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Работа в кружке с младшими школьниками идет по четырем разделам: культура общения, общечеловеческие нормы нравственности, дружеские отношения, понять другого.
.
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2005 - №11. – С. 23 – 26.
2. Баранова, А.В Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А.В. Кисляков. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
4. Буре, Р.С. Основы нравственного воспитания детей / Р.С. Буре. – М.: Перспектива, 2010. – 298 с.
5. Галицкая, И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И.А. Галицкая, И.В. Метлик // Педагогика. – 2010. - № 10. – С. 26 – 28.
6. Головушкина, Н.В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания / М.В. Головушкина // Известия высших учебных заведений. - № 2. – 2012. – С. 121 – 128.
7. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2013. – 214 с.
8. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. ― М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
9. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – СПб.: Питер, 2002. – 189 с.
10. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е.Б. Евладова // Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – С. 15-26.
11. Ефименкова, С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников в процессе изучения курса «Основы православной культуры» / С.А. Ефименкова. – Курск: Изд-во МУП «Курская городская типография», 2004. – 39 с.
12. Каиров, А.И. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров, О.С. Богданова. – М.: Просвещение, 2011. – 197 с.
13. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 216 с.
14. Кикоин, Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития / Е.И. Кикоин. – М.: Просвещение, 2009. – 89 с.
15. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. – М.: Эксмо, 2007. – 334 с.
16. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 256 с.
17. Короткова, Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд.педаг. наук / Л.Д. Короткова. - М., 2008. – 25 с.
18. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
19. Левчук, Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. – М.: Издательство «Планета 2000», 2002. – 88 с
20. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. – М.: Просвещение, 2010. – 199 с.
21. Сидорова, А.Н. Структурные компоненты содержания духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / А.Н. Сидорова // Начальная школа плюс ДО и После. – Москва: «Баласс», 2009. – № 1 – С. 64-66.
22. Смолонский, С.И. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / С.И. Смолонский // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - № 4. – 2013. – С. 179 – 181.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
24. Фридман, Г.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Г.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 2008. – 328 с.
25. Черенкова, Е. Уроки этикета и вежливости для детей / Е. Черенкова. – М.: Рипол классик, 2016. – 198 с.
26. Шитякова, Н.П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 197 с.
Приложение 1
Материалы к диагностике Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки»
Приложение 2
Бланк ответов
История 1 |
История 2 |
История 3 |
История 4 |
Я не буду помогать
детям, потому что я не играла в кубики. |
Поиграй, но недолго,
потому что я сама не наигралась. |
Да, дорисуй. |
Это мы с Вовой играли и
сломали игрушку. |
Имя: Василий Федоров
Диагностика 1
Диагностика 2
Диагностика 3
Золотая рыбка:
1) Здоровье родителей
2) Хорошую работу
3) Счастье
Цветик-семицветик:
1) Собаку
2) Посмотреть море
3) Знать всё в мире
4) Здоровья всем людям
5) Чтобы сбывалось всё,
что я захочу
6) Чтобы ничего плохого не случалось
7) Быть невидимым
Необитаемый остров:
1) Люди
2) Любовь
3) Лупу
4) Нож
5) Длинную веревку
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.