Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках географии
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Неопределенность и невыраженность базовой системы ценностных ориентиров привел к разрушению духовных и нравственных качеств личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовность, нравственность - базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Чтобы добиться от учащихся глубокого осознанного поведения, я стараюсь организовать свою работу при изучении предмета «География». На уроках систематизирую и расширяю представления учащихся о своём крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия людей и природы. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся о заботливом отношении к природе, выбираю разнообразные формы и методы на своих уроках: экскурсии, беседы, диспуты.
Курс « География России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края. Это достигается постоянным использованием краеведческого материала. Приёмы работы с краеведческими материалами самые разнообразные. Это рассказы ребят о природе и хозяйстве, где они живут, их сообщения об уникальных памятниках природы, об интересных людях. Краеведение на уроках географии содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию личности, способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, где ребёнок родился, вырос, живёт.
В обучении географии приоритет отдается изучению тем, связанных с познанием демографической ситуации населения России и родного края, быта, культуры, верований народов и стран на фоне их исторического развития, географии религий мира. Воспитание уважения к другим народам и странам особенно важно. Учащиеся работают над темами проектов «Народы России», «Традиции и обычаи народов России».
В 8-9 классах на уроках я провожу беседу о терпимости и уважении к другим религиям и вероисповеданиям мира. Это актуально в нашем непредсказуемом и жестоком мире.
Я не только разъясняю принципы нравственности, но выслушиваю, учитываю мнения и точки зрения собеседников. Мы обсуждаем ситуации, конкретные поступки, тем самым дети легче постигают их сущность и значение. Беседы на моих уроках обязательно носят проблемный характер. При изучении темы «Национальный состав России» в 9 классе я предлагаю ребятам тему для беседы «Культура России». В результате учащиеся приходят к выводу, что Россия – это многонациональная страна. И её культура – это совокупность культур всех национальных меньшинств. Если мы отделим все республики, входящие в состав России, то от великого государства ничего не останется. Следовательно, межнациональные конфликты должны быть ликвидированы, необходимо проявлять терпимость к людям другой национальности.
Основы нравственного воспитания закладываются при изучении темы: «Воспроизводство населения» в 9 классе. На примере кавказских семей, где особо почитаются старшие, воспитывается с детства любовь и уважение к родителям.
Предлагаю ученикам выступления в форме доклада. А затем обсуждаем и пытаемся решить проблему, если она возникла. Темы докладов могут быть разнообразны. Чтобы дети любили свою малую Родину и задумывались над её проблемами, я предлагаю темы докладов по краеведению. Например, «Последствия загрязнение реки в моём селе», «Проблемы озера Байкал», «Богатство родного края», «Последствия добычи угля в Бичурском районе» и так далее.
География как учебный предмет направлена на создание ярких, целостных, запоминающихся образов. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, обращаюсь к художественной литературе и к музыкальным произведениям. Использование звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволяет оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.
Увлеченно проходит самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалами различных сайтов. Для создания зрительного образа территории создаю презентации или привлекаю к этому учащихся. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.
При разработке уроков, учитываю, конечно, опыт своих коллег, использую публикации, прежде всего в журнале «География в школе» и в газете «География». Теперь неоценимую помощь оказывают материалы коллег в Интернете.
Решая проблему духовно нравственного воспитания, способствуя духовному становлению учеников, пробуждаю в них желание делать добро. Ведь только добрые люди занимаются охраной природы , создают зоопарки, живые уголки, используют ресурсосберегающие технологии.
Детям надо постоянно напоминать, что окружающая среда – это наш единственный дом, в котором мы можем жить. И мы должны знать, как этот дом обустроить.
Мы должны приложить все усилия для того, чтобы школьники поняли главное: человек при всей гордости и разумности, лишь часть биосферы. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования – природу Земли. Пусть девизом в жизни человека станут священные слова «СПАСИ И СОХРАНИ!»
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним!
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
(Н.Старшинов)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.