УДК: 376.3.39
Р.И. Моисеева, Т.Н. Дутова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПУТЁМ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: традиция, наследие, этнос, нация, культура, этническая идентичность, воспитание.
Аннотация. Томская область – многонациональна, по своему этническому составу относится к полиэтничным регионам Российской Федерации. По результатам исследования в 2010 году на её территории зафиксировано более 100 представителей этносов. Процессы этнической и культурной идентификации, характеризующие народы земли Томской представляют предмет исследования. Основной метод – занятия в школьной библиотеке, опрос родителей, проживающих на территории Томской области, анкетирование, работа с интернет-источниками.
В результате проведённого изучения были сделаны следующие выводы, содержащие элементы научной новизны:
- малые народности Томской области сохраняют уникальное наследие предков, и нуждаются в специальных правовых гарантиях;
- Министерство культуры РФ поддерживает народное творчество, художественную самодеятельность, но слабо финансирует проведение национальных мероприятий, праздников.
- Культурное наследие этнических народностей поддерживается существующими педагогическими практиками по организации и проведению в школах информационно-просветительской работы.
Статья раскрывает природу этнокультурного воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, отражает направления изучения обучающимися этнической культуры, духовной культуры малых народов Томской области: селькупов, томских татар, бурят, эвенков, алтайцев, русских, культурного наследия этнических групп компактного расселения с целью духовного, социального, нравственного, психического и физического развития. Этнокультурное воспитание является целостным процессом передачи подрастающему человеку традиций, культурных ценностей, социальных норм того этноса, представителем которого он является, в среде которого проживает. Рассмотрены задачи этнокультурного воспитания обучающихся, основная из которых указывает на развитие у детей навыков межнациональной толерантности через знакомство с культурой народов разных этнических групп Томской области.
R.I. Moiseeva, T.N. Dutova
ETHNO-CULTURAL EDUCATION BY STUDYING THE LIFE ACTIVITIES OF INDIGENOUS SMALL PEOPLES OF THE TOMSK REGION
Keywords: tradition, heritage, ethnos, nation, culture, ethnic identity, upbringing.
Annotation. The Tomsk region is multinational, with its ethnic composition belonging to the multi-ethnic regions of the Russian Federation. According to the results of the study in 2010, more than 100 representatives of ethnic groups were recorded on its territory. The processes of ethnic and cultural identification that characterize the peoples of the land of Tomskaya present the subject of the study. The main method - classes in the school library, survey of parents living in the territory of the Tomsk region, questionnaire, work with Internet sources.
As a result of the study, the following conclusions were drawn, containing elements of scientific novelty:
small nationalities of the Tomsk region keep unique heritage of ancestors, and need special legal safeguards;
The Ministry of Culture of the Russian Federation supports folk art, amateur performances, but poorly finances holding national actions, holidays.
The cultural heritage of ethnic nationalities is supported by the existing pedagogical practicians on the organization and carrying out at schools of information and educational work.
The article reveals the nature of ethnocultural upbringing of children with limited possibilities of health, reflects the directions of study of ethnic culture, spiritual culture of small peoples of the Tomsk region by students: Selkupov, Tomsk Tatars, drilling, Evenks, Altaians, Russians, cultural heritage of ethnic groups of compact settlement for the purpose of spiritual, social, moral, mental and physical development. Ethnocultural education is a holistic process of transmission to a younger person of traditions, cultural values, social norms of the ethnic group of which he is a representative, in whose environment he lives. The tasks of ethnocultural education of students are considered, the main of which indicates the development of skills of inter-ethnic tolerance in children through familiarization with the culture of peoples of different ethnic groups of the Tomsk region.
Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у учащихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа [2, с. 6].
Томская область – многонациональна. На её земле проживают: селькупы, томские татары, якуты, буряты, алтайцы, русские, а также этнические группы компактного расселения: удмурты, чуваши, поляки, немцы, эстонцы, белорусы и другие народы, имеющие свою национальную культуру. Культурное наследие каждого народа несёт в себе опыт, умения, знания, умудрённость, практические действия, выявляющие особенности духовно-ценностного потенциала той или иной народности, той или иной этнической группы.
В Томской области активно протекает общественная жизнь этнических сообществ. Официально действуют свыше 50 национально-культурных объединений [3, с. 7]. В Областном государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» учатся дети, проживающие на всей территории Томской области разных национальностей и культур. Не секрет, что в настоящее время информация, раскрывающая этнические особенности коренных народов Томской области представлена недостаточно, поэтому определение цели является актуальным: создание условий для изучения национальной культуры коренных малочисленных народов Томской области. Исходя из цели, сформулированы задачи:
- разработать методологические основы организации образовательно-воспитательной работы с обучающимися в духе культуры мира и ненасилия;
- развивать у детей навыки межнациональной толерантности через знакомство с культурой народов разных этнических групп Томской области;
- формировать эмоциональное и духовное сближение обучающихся и родителей посредством совместного участия в проекте;
- воспитывать духовно-нравственную культуру через ознакомление с обычаями, нравами, традициями этнических народностей;
- расширять активный словарный запас;
- переводить определённый пласт лексики из пассивного резерва в активное пользование.
В целях реализации Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы, в соответствии с распоряжением Департамента общего образования Томской области и Региональной информационной площадки Министерства просвещения Российской Федерации ОГБУ «Региональный центр развития образования» от 11.09.2019 г. № 709-р «О деятельности региональной сети Центров этнокультурного образования Томской области», было решено присвоить статус «Центр этнокультурного образования» (ЦЭО) ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха».
Центр этнокультурного образования организует с обучающимися и их родителями занятия, включающие в себя беседы, практики, этнические игры, праздники, отражающие этническую принадлежность народов Томской земли, что является следствием предупреждения не только конфликтов на межнациональной, межэтнической почве в образовательной организации, а также социализации обучающихся с особенностями в развитии.
Очень важно начинать изучение этнической истории малых народов Томской области в рамках школьной программы, доводить до сознания обучающихся связь истории того или иного народа земли Томской, его культуру, чтобы дети понимали этнос, обычаи, нравы, традиции этнических народностей своего края, обогащались духовно и нравственно, социализировались.
Координатором ЦЭО выступила: педагог – Дутова Татьяна Николаевна.
Целевая группа: воспитанники дошкольного отделения от 3-х до 7-ми лет, обучающиеся 1-ых – 11-ых классов, классные руководители, воспитатели, учителя-дефектологи, родители, творческий коллектив школы-интерната «Музыка жеста», педагоги дополнительного образования.
За основу деятельности Центра взята комплексно-целевая программа: «Жизнь стирает границы», которая построена на этнографическом материале Томской области, способствующая воспитанию духовно-нравственной культуры, толерантности и уважения к традициям, обычаям этнических народностей Томской области, социализации. Программа реализуется, принимая во внимание этнокультурные, языковые компетенции с учётом ФГОС НОО, предусматривает работу по изучению культуры малых народов Томской области, проведение открытых мероприятий и других образовательных событий, направленных на развитие диалога, имеющего межнациональный характер.
Программа ориентирована на решение проблем межнационального, межэтнического общения в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», так как в школе-интернате обучаются дети разных национальностей, а также дети, имеющие принадлежность к разным этническим группам. Основными результатами программы являются:
- получение знаний культуры народов разных национальностей, этнических групп Томской области;
- отсутствие в образовательном учреждении межнациональных, межэтнических конфликтов;
- эмоциональное и духовное сближение между детьми и родителями через участие в общешкольных и внешкольных мероприятиях.
Под руководством воспитателей, учителей-дефектологов, воспитанники дошкольного отделения знакомятся с народным творчеством этнических групп компактного расселения: чувашей, удмуртов, украинцев, белорусов. В предварительно-ознакомительной деятельности были организованы встречи с педагогами, родителями с целью ознакомления участников мероприятий с намеченными планами, проведён отбор и апробация методического материала, привлечены родители. В процессе деятельностно-обобщающего направления были созданы условия для проведения мероприятий у дошкольников с нарушениями слуха по формированию познавательных, социальных и творческих навыков. Организация разных видов деятельности по выделенным направлениям способствовала формированию ассоциативно-логическому мышлению у дошкольников:
- познавательное (клуб «Всезнайка»);
- художественно-эстетическое (мастерская росписи «Калейдоскоп узоров»);
- социально-коммуникативное (этническое ателье «Аллея одежды», праздник народной культуры «Радуга вкуса»).
Под руководством классных руководителей, учителей-дефектологов, воспитателей, учителей-предметников, воспитанники и обучающиеся младшего и старшего школьного возраста ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» познают жизнедеятельность коренных малочисленных народов Томской области, изучают семейные обряды, народные знания и народное творчество селькупов, проживающих в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском, Колпашевском районах Томской области. Селькупы говорят на селькупском языке самодийской группы уральско-юкагирской семьи. Распространён также русский язык. Письменность на основе кириллицы. Верующие – православные, сохраняются также традиционные верования [3, с. 21]. Ребята изучают народное творчество, познают верования и обряды, хозяйственные занятия, поселения, пищу, одежду и обувь томских татар, основная часть которых проживает в селениях Томской области: Черная речка, Тахтамышево, Эушта, Барабинка, Казанка, Кафтанчиково, Калтай. Численность татарского населения на территории Томской области, по данным переписи населения: 2002 г. составляет 20 145 человек; 2010 г. – 17 029 человек [3, с. 22].
Знакомятся с народным творчеством, социальной организацией и семейными обрядами якутов, исследуют культурную жизнь, быт, традиции этнической группы компактного расселения – алтайцев и чувашей, собирают общие сведения, календарные обряды, поселения и постройки русских на территории Томской области.
Ребята творческой группы школы-интерната «Музыка жеста» – призёры Международных фестивалей, познают духовную культуру, общие сведения жизнедеятельности, социальную организацию бурят. Буряты говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской семьи. Распространён также русский, монгольский язык. Несмотря на христианизацию, западные буряты оставались шаманистами, верующие буряты в Забайкалье – буддисты [3, с. 12-13].
Современное этнокультурное образование представляет систему знаний о национально-культурных ценностях, которые отражают и самобытность народа и его культуру. Посредством организации и проведения совместных мероприятий на базе школы-интерната, обучающиеся под руководством педагогов оформляют выставки, составляют презентации, предоставляют творческие работы на конкурс в Центр этнокультурного образования, делятся полученным опытом с родителями, гостями и зрителями. Традиции, сформированные в раннем возрасте и совместно проводимые мероприятия с родителями, имеют большой устойчивый характер для духовно-нравственного воспитания и социализации подрастающего поколения. Заложенные человеческие нравственные ценности в детском возрасте дают свои положительные результаты, заключающиеся в уважительном отношении к людям разных национальностей, их исключительному быту, образу жизни, этнической культуре.
Таким образом, весьма важным направлением в обучении и воспитании детей с особенностями в развитии является изучение не только своего культурного наследия, а также получение знаний о культурных истоках других народностей, проживающих на территории Томской области. Это поможет лучшему и наиболее качественному усвоению детьми национальных и общечеловеческих ценностей, их сбережению, формированию духовно-нравственной культуры и социализации.
Литература
1. Концепция развития этнокультурного образования в Российской Федерации // Сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/doc/6988/
2. https://www.tspu.edu.ru/files/history_news/KAER/Etnografia_narodov_Tomskoy_oblasti.pdf
Моисеева Раиса Ивановна – учитель-сурдопедагог высшей квалификационной категории, ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», Россия, Томск.
Moiseeva Raisa Ivanovna – teacher-surdopedagog of the highest qualification category, OGBOU "Boarding School for Students with Hearing Impairment," Russia, Tomsk.
Дутова Татьяна Николаевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», Россия, Томск.
Dutova Tatiana Nikolaevna – teacher of primary classes of the highest qualification category, OGBOU "Boarding school for students with hearing impairment," Russia, Tomsk.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.