Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса
Оценка 5

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Оценка 5
docx
16.01.2020
Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса
ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса.docx

ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Устюгова И.Н.,

Преподаватель русского языка и литературы

ГАПОУ СО «СТАЭТ», с. Туринская Слобода

 

Традиционные структура и содержание образовательного процесса ныне претерпевает серьезные изменения. Глобальный интернет и всеобщая компьютеризация населения, телевидение и новые информационные технологии коренным образом изменили менталитет нового поколения студентов. Работа с компьютером формирует особый, мозаичный тип восприятия информации, следствием чего становится перцептивное мышление учащихся, для которого визуальный образ выходит на первый план, а вербальность вытесняется на второй. Новое поколение овладело технологией целостного восприятия информации с экрана монитора за считанные секунды, умело оперирует гипертекстами, но утратило или утрачивает навыки систематического мышления и устной речи. Общий уровень знаний студентов сегодня, как отмечают некоторые исследователи, ниже, чем 1520 лет назад. У них зачастую слабо развитая логика, проявляется неумение анализировать, видеть причинно-следственные связи и выражать их с помощью языка. Оставляет желать лучшего и уровень владения родным языком. Молодой человек сегодня свободно чувствует себя в Интернете, легко ориентируется в поисковых программах, но стесняется выступать на трибуне, вести открытую полемику, ясно формулировать свои мысли.

Переход от устных экзаменов к письменным, еще больше усугубит негативные тенденции. Компенсацией может служить широкое вовлечение студентов в активные методы обучения, в том числе деловые и ролевые игры, проектные игры, развивающие тренинги. Соответственно, в учебно-методическом комплексе, который требуется ныне от каждого преподавателя, заявляющего самостоятельный курс, должны быть предусмотрены специальные пособия, сборники, справочники, электронные материалы и иные источники, помогающие решить эту задачу.

В наше время уже невозможно представить себе учебный комплекс без сопровождающих его интерактивных средств общения, где у авторов учебников появляется возможность вступать в диалог со студентом, индивидуально или группой.

Состав и содержание учебно-методического комплекса дисциплины рассматривали в своих работах Попырина Е. А, Селевко Г.К, Макаров А.В,   Демкин В. П. и многие другие.

 Современные требования к учебно-методическому комплексу дисциплины

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п.

Существует две точки зрения на структуру УМК:

 а) основу комплекса составляет учебник с дополняющими его пособиями;

б) комплекс состоит из равноправных компонентов, которые лишь в сумме равны учебнику.

Вопрос о составе УМК остается до конца не решенным. Считается, что его обязательными компонентами должен быть учебник, методические пособия для преподавателя и студента, аудиовизуальное приложение.

На одном из семинаров, проводимых в нашем ОУ замдиректора по УМР Юревич Т.Л., мы пришли к единой структуре УМК, которая должна содержать:

Нормативный компонент:

·                   извлечение из ФГОС СПО (НПО) -  требования к обязательному и уровню подготовки выпускника по соответствующей дисциплине;

·                   примерная программа учебной дисциплины;

·                   рабочая программа учебной дисциплины;

·                   паспорт КМО кабинета, лаборатории;

Общеметодический  компонент:

Методические руководства и указания:

·                   по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы студентов;

·                   по написанию и защите рефератов, проектов;

·                   по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине;

·                   по изучению дисциплины обучающимися заочного отделения;

·                   методические указания по проведению лабораторных работ;

·                   методические указания по проведению практических работ;

·                   планы учебных занятий (технологические карты занятий);

Методический компонент «Информация»:

·                   конспекты лекций;

·                   дополнительные информационные материалы о достижениях  современной науки, техники, технологий;

·                   задания для актуализации знаний;

·                   задания для освоения, закрепления знаний;

·                   задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);

·                   сборник домашних заданий (варианты с указанием примерных затрат времени на выполнение);

·                   задачник;

·                   рабочая тетрадь;

·                   методические руководства по изучению темы, раздела (частная методика преподавателя);

·                   методические указания по освоению содержания более высокого уровня;

·                   основная  и дополнительная литература для изучения темы, раздела.

Методический компонент «Практикум»:

·                   тематика курсовых работ (проектов);

·                   задания для освоения, закрепления, отработки умений (лабораторных и практических работ);

·                   перечень литературы, нормативно-технических документации, рекомендуемой к исполнению курсовой работы (проекта);

·                   методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) по дисциплине, МДК;

·                   образцы выполнения курсовой работы (проект);

Методический компонент «Контроль»:

·                   сборник вопросов и типовых задач (упражнений), включаемых в экзаменационные билеты по учебной дисциплине;

·                   задачи к экзаменационным  билетам (варианты);

·                   экзаменационные билеты по учебной дисциплине;

·                   тесты.

В учебно-методическом комплексе все должно быть небольшим по объему, кратким, лаконичным. В кратком учебнике студенты ценят конструктивное изложение главного, возможность, как и в словаре, быстро находить нужное. Самостоятельная работа ориентирована, прежде всего, на подготовку различных письменных работ, развивающих мышление, логику, аналитические способности.

В УМК могут входить не только традиционные (учебник, хрестоматия, сборник ситуаций), но и новые книжные жанры (учебник-хрестоматия, учебник-словарь, рабочая тетрадь), а также такие, как электронный учебник, базы данных, электронные гипертексты, дистанционные учебники и пособия.

Элемент  учебно-методического комплекса – электронное пособие

В ряде ОУ основным элементом УМК считается электронное учебное пособие. Это учебник, интегрирующий все элементы УМК, имеющий дружественный интерфейс с иерархической и горизонтальной системой гиперссылок. Теоретический материал, глоссарий и лабораторный комплекс дополняются элементами мультимедиа.

Содержательная часть пособия охватывает не только обязательный минимум содержания образовательной программы по государственному образовательному стандарту, но и дополнительный материал для углубленного изучения.

Программной средой предусмотрена возможность получения студентом консультаций посредствам электронной почты.

Электронные учебники разрабатываются по сценариям ведущих преподавателей на основе учебников и учебных пособий, имеющих рекомендации Минобразования РФ к использованию в учебном процессе.

 Современные компьютерные дидактические программы (электронные учебники, компьютерные задачники, учебные пособия, гипертекстовые информационно-справочные системы  архивы, каталоги, справочники, энциклопедии, тестирующие и моделирующие программы-тренажеры и т.д.) разрабатываются на основе мультимедиатехнологий, которые возникли на стыке многих отраслей знания.

Использование цветной компьютерной анимации, высококачественной графики, видеоряда, схемных, формульных, справочных презентаций позволяет представить изучаемый курс в виде последовательной или разветвляющейся цепочки динамических картинок с возможностью перехода (с возвратом) в информационные блоки, реализующие те или иные конструкции или процессы. Мультимедиасистемы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Кроме того, подобные системы могут и должны снабжаться эффективными средствами оценки и контроля процесса усвоения знаний и приобретения навыков.

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе

         Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины представляют собой  рекомендации и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться студентом самостоятельно.

Методические рекомендации для студентов состоят из материалов по организации самостоятельной работы и материалов по реализации контроля.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы включают:

 тематику всех видов семинарских, практических, лабораторных, индивидуальных заданий по разделам, темам;

 тематику контрольных работ и рефератов;

 тематику зачетных работ;

 рекомендации по выполнению  практических занятий;

 рекомендации по работе с литературой и другими источниками;

 разъяснения по работе с тестовыми заданиями;

 разъяснения по выполнению домашних заданий;

 рекомендации по подготовке и проведению презентаций.

Методические рекомендации по реализации средств контроля включают:

 перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов (устных или письменных);

 образцы тестовых материалов для промежуточного контроля;

 образцы тестовых заданий для оценки остаточных знаний.

Виды самостоятельной работы представлены в карте самостоятельной работы студента по дисциплине, которая является частью  рабочей программы.

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине – документ, который включает график самостоятельной учебной работы студентов с указанием ее содержания, объема в часах, сроков и форм контроля результатов по всем формам обучения.

Рекомендации могут быть частью рабочей учебной программы или могут быть опубликованы в виде отдельного издания.

В методических рекомендациях  указываны особенности реализуемых видов работы, средства и методы обучения, эффективные способы учебной деятельности, принципы и критерии оценивания результатов обучения, инновационные методы обучения (в т. ч. информационные и коммуникативные).

Таким образом, методические рекомендации студентам по самостоятельной работе  дают студенту полное и реальное представление о необходимом объеме и правилах выполнения самостоятельной работы.

 Итак, в процессе исследовательской работы мною выявлено, что основным элементом ЭУМК считается электронное учебное пособие. Это целостная дидактическая, методическая и интерактивная программная система, которая позволяет изложить сложные моменты учебного материала с использованием различных форм мультимедиа. Благодаря чему процесс обучения происходит на принципиально новом, более высоком уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алтайцев, А.М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 13 марта 2001 г.) [Текст] / В. В. Наумов; Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2002.— 288 с. – 3000 экз. 

2 Андреев, А. А., Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация [Текст]: учеб. пособие для ВУЗов/ А.А. Андреев,   В.И.Солдаткин;  — М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 196 с. – 10000 экз.

3 Воронов, В. Д. Формы представления знаний студента [Текст] / В.Д. Воронов; Высшее образование в России № 4, 1999. 230 с. – 5000 экз

4 Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. – М., 2004. – 48 с. – 6000 экз.

5 Демкин, В. П. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии [Текст] / В.П. Демкин, Г.В. Можаева; Методическое пособие для преподавателей. Томск, 2003.207 с. – 2000 экз.

6 Жук, А.И. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки) [Текст] / А.И. Жук,  А.В. Макаров: Методическое пособие. – Мн.: БГУ, 2001. — 47 с. – 400 экз.

7 Коротков, Э.М. Развитие менеджментобразования: технологии и методическое обеспечение [Текст]: Профессиональный учебник /Э.М. Коротков М.: 2006. – 132с. – 2000 экз.

8 Макаров А.В. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки [Текст] / З. П. Трофимова, В.С. Вязовкин, Ю.Ю. Гафарова; Учебнометодич. пособие – Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с. – 700 экз

9 Письмо Минобразования России «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов» от 19.05.2000 №1452357 ин/13;

10 Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (структура, содержание, порядок составления и оформление), [Текст] / ГОУ ВПО Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина, Приказ от 27 марта 2008. – 17 с. – 500 экз.

11 Попкова, Е. В. Методические рекомендации по составлению учебно-методических комплексов. [Электронный ресурс] / Е.В. Попкова, М.Л. Бауман. 

 

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса

Статья ЭУМК дисциплины как средство методического обеспечения учебного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020