Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся с нарушенным слухом
Автор:
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
ТОМСК
В настоящее время в обществе наблюдается резкое снижение духовно-нравственной культуры, фиксируются частые обострения межнациональной напряжённости по причине открытости вопросов о роли этнических особенностей в формировании культур разных народностей, в этом скрывается серьёзная проблема, которая требует своевременного решения.
Томская область – многонациональна, на её земле проживают: селькупы, томские татары, ханты, якуты, буряты, эвенки, алтайцы, русские, а также этнические группы компактного расселения: удмурты, чуваши, поляки, немцы, эстонцы, белорусы и др.
В Областном государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» обучаются дети, имеющие разные национальности, проживающие на всей территории Томской области. Очень важно начинать изучение этнической истории малых народов, проживающих в Томской области в рамках школьной программы, доводить до сознания обучающихся связь истории того или иного народа Сибири Томской области, его этническую культуру, чтобы дети понимали обычаи, нравы, традиции этнических народностей.
Работа в этом направлении проводится с детьми дошкольного и школьного возраста, с включением в совместную деятельность их родных и близких, с серьёзной поддержкой семьи, поскольку традиции, сформированные в раннем возрасте и совместно проводимые мероприятия с родителями, имеют большой устойчивый характер формирования духовно-нравственного аспекта. Заложенные человеческие нравственные ценности в детском возрасте дают свои положительные результаты, заключающиеся в уважительном отношении к людям разных национальностей.
В целях реализации Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы, в соответствии с распоряжением Департамента общего образования Томской области и Региональной информационной площадки Министерства просвещения России ОГБУ «Региональный центр развития образования» от 11.09.2019 г. № 709-р «О деятельности региональной сети Центров этнокультурного образования Томской области» было решено присвоить статус «Центр этнокультурного образования» (ЦЭО) ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха».
За основу деятельности Центра взята комплексно-целевая программа: «Жизнь стирает границы», которая построена на этнографическом материале Томской области, способствующаявоспитанию духовно-нравственной культуры, толерантности и уважения к традициям, обычаям этнических народностей Севера Томской области. Программа реализуется с учётом этнокультурных, языковых компетенций с учётом ФГОС НОО, предусматривает проведение конкурсов, конференций, форумов, мастер-классов, открытых мероприятий внешкольного характера и других образовательных событий, направленных на развитие диалога, имеющего межнациональный характер.
Не секрет, что в настоящее время информация, раскрывающая этнические особенности коренных народов Сибири Томской области представлена недостаточно, поэтому была поставлена цель программы: создание условий для изучения национальной культуры коренных народов Сибири Томской области. Исходя из цели,сформулированызадачи:
- разработать методологические основы организации образовательно-воспитательной работы с обучающимися в духе культуры мира и ненасилия;
- развивать у детей навыки межнациональной толерантности через знакомство с культурой народов разных национальностей Томской области;
- формировать эмоциональное и духовное сближение обучающихся и родителей посредством совместного участия в проекте;
- воспитывать духовно-нравственную культуру через ознакомление с обычаями, нравами, традициями этнических народностей.
Координатором выступила: Дутова Татьяна Николаевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Целевая группа: воспитанники дошкольного отделения от 3-ти до 7-ми лет, обучающиеся 1-ых – 11-ых классов, классные руководители, воспитатели, учителя-дефектологи, родители, творческий коллектив школы-интерната «Музыка жеста», педагоги дополнительного образования.
Программа ориентирована на решение проблем межнационального общения, так как в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» обучаются дети более пятнадцати национальностей. Основными результатами программы являются:
- получение знаний культуры народов разных национальностей;
- отсутствие в образовательном учреждении межнациональных конфликтов;
- эмоциональное и духовное сближение между детьми и родителями через участие в мероприятиях совместного характера.
Понимая значимость межнациональных отношений, Центр этнокультурного образования организует с обучающимися и их родителями занятия, включающие в себя беседы, практики, игровые элементы, праздники, театрализацию и др., что является следствиемпредупреждения конфликтов на межнациональной почве в образовательной организации.
Под руководством классных руководителей, воспитателей, учителей-дефектологов, воспитанники дошкольного отделения знакомятся с народным творчеством этнических групп компактного расселения: чувашей, удмуртов, украинцев, белорусов.
Обучающиеся 1 «А», 1 «Б» классов изучают семейные обряды, народные знания и народное творчество селькупов.
Обучающиеся 2 «А», 2 «Б» и 3-его классов познают верования и обряды, хозяйственные занятия, поселения, пищу, одежду и обувь томских татар.
Обучающиеся 4 «А», 4 «В», 4 «Е» классов знакомятся с народным творчеством, социальной организацией и семейными обрядами якутов.
Обучающиеся 7 «Б» классаисследуют культурную жизнь, быт, традиции этнической группы компактного расселения – алтайцев.
Обучающиеся 7 «А», 9-ого классов исследуют культурную жизнь, быт, традиции этнической группы компактного расселения – чувашей.
Обучающиеся 11 класса собирают общие сведения, календарные обряды, поселения и постройки русских на территории Томской области.
Ребята творческой группы школы-интерната «Музыка жеста» - призёры Международных фестивалей, познаютдуховную культуру, общие сведенияжизнедеятельности, социальную организацию бурят.
Современное этнокультурное образование представляет систему знаний о национально-культурных ценностях, которые отражают и самобытность народа и его культуру. Посредством организации совместных мероприятий: семинаров, круглых столов, экологических акций, мастер-классов, презентаций, открытых уроков, показательных занятий, классных часов, спортивных праздников, на базе школы-интерната обучающиеся обмениваются знаниями, умениями и навыками, представляют полученный опытродителям, гостям и зрителям.
В рамках XVII межрегиональной научно-практической конференции «Поликультурное и этнокультурное образование: стратегия движения и поиск новых ориентиров» на базе ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» был организован и проведён интерактивный мини-спектакль «Территория равных возможностей – СТИРАЯ ГРАНИЦЫ» 09.10.2019 года.
Таким образом, весьма важным направлением в обучении и воспитании детей с особенностями в развитии является изучение не только своего культурного наследия, а также получение знаний о культурных истоках других народностей, проживающих на территории Сибири Томской области. Это поможетлучшему и наиболее качественному усвоению детьми национальных и общечеловеческих ценностей.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.