Статья Формирование иноязычных коммуникативных компетенций на уроках английского языка у обучающихся с нарушением зрения через наглядное обучение
Оценка 4.6

Статья Формирование иноязычных коммуникативных компетенций на уроках английского языка у обучающихся с нарушением зрения через наглядное обучение

Оценка 4.6
doc
06.11.2020
Статья Формирование иноязычных коммуникативных компетенций на уроках английского языка у обучающихся с нарушением зрения через наглядное обучение
Сорокина Е.А..doc

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Сорокина Елена Александровна

учитель английского языка I кв. категория

 ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Россия, Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский.

 

Мы живем так, как можем,
а дети с ОВЗ живут так, как мы им поможем. 
Это действительно так, ведь жизнь этих детей в наших руках.

 

Общеизвестно, что, создавая условия для обучения детей с ОВЗ по зрению, школа решает важную задачу – сохранить имеющееся зрение и дать необходимые знания. Не является исключением и работа учителя иностранного языка. Коллегами накоплен уже определенный опыт в данной сфере, но все же этого недостаточно. Обучение английскому языку детей с нарушением зрения особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не только дать ребенку определенный багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.  Социальная адаптация многих детей с ограниченными возможностями проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский язык является международным языком общения. С развитием интернет-технологий, социальных сетей, язык просто необходим. Дети увереннее общаются, пользуются онлайн переводчиками, программным обеспечением, чувствуя себя полноценными участниками современной жизни. Английский язык является для ребенка с ОВЗ средством общения и одновременно способом познания мира, познания другой культуры.

Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования важной составляющей является понятие универсальных учебных действий. В свою очередь, приоритетным остается коммуникативная компетенция.  Как часто в начальной школе наши дети хотят высказаться, поднимают руку. В основной школе дети уже не хотят задавать вопросы, а в старших классах ждут, пока назовут фамилию и вызовут к доске. Куда мы с вами деваем наших почемучек? Почему это происходит, чего боятся? Насколько мы поощряем, мотивируем ответ, насколько мы готовы принять ошибку, когда она есть?  Как много времени на уроке дети включены в коммуникацию? По данным социологов за весь период в школе ученик только на 10% включен в коммуникацию. Многие дети имеют низкий уровень речевой и коммуникативной способности, они боятся говорить на иностранном языке, имеют недостаточный словарный запас. В рамках школьного курса ученик идет от начального (элементарного) к продвинутому и, желательно, к высокому уровню коммуникативной компетенции. Но поскольку способности и возможности учеников разные, то не всем удается достичь продвинутой коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении и письме. Задача любого обучения – найти оптимальные пути и средства достижения наиболее эффективных результатов с учетом всех условий и закономерностей протекания процесса познания. Одним из важных средств достижения эффективности обучения является наглядность. Проблеме использования наглядности значительное внимание уделяли В.Г. Болтянский, А.В. Брушлинский, Я.А. Коменский, А.Н. Леонтьев, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.М. Фридман и др. В их трудах рассматривались роль и значение наглядности в образовании, формировании и развитии навыков и умений.

Проанализировав собственную педагогическую деятельность, был выявлен ряд проблем:

-несоответствие уровня обучения слабовидящих школьников их реальным возможностям;

-низкий уровень мотивации;

-снижение или отсутствие интереса к предмету.

 Таким образом, назревшие противоречия обусловили для нас естественную потребность в изменении подходов и методов в обучении английскому языку.   Сегодня наш опыт основан на анализе и творческой переработке материалов, представленных в современной педагогической литературе, опыте коллег, интернет - ресурсах, то есть является репродуктивно-творческим.

За основу в своей педагогической деятельности я взяла наглядное обучение как один из подходов в обучении английскому языку, который направлен на развитие у слабовидящих учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности осуществлять межличностное и межкультурное общение, воспитание активной саморазвивающейся личности через наглядное обучение. В современной дидактике наглядность рассматривается в широком и узком значениях. В широком значении понятие «наглядность» определяется разными видами восприятия, к которым относятся зрение, слух, прикосновение и т.д. В узком значении под наглядностью понимают лишь то, что воспринимается зрительно. Наглядность понимается как средство активизации учебной и творческой деятельности школьников, повышения эффективности педагогического процесса, качества знаний и умений обучающихся, развития их творчества, управления учебно-познавательной деятельностью, а также как средство формирования мышления и наглядного предъявления информации.

Особое значение наглядность приобретает на уроках английского языка. Здесь она определяется как «специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности» и выполняет ряд функций: мотивационную, иллюстративную, развивающую и воспитательную. Помимо этого, наглядность служит источником новых лингвистических и металингвистических знаний, формирует представления о предметах и явлениях, раскрывает их связи.

Для реализации всех функций наглядности и повышения эффективности обучения иностранным языкам учителя применяют различные виды наглядности. В обучении языку всю наглядность можно свести к двум основным видам: языковая и неязыковая. Первый вид наглядности включает в себя: коммуникативно-речевую наглядность, демонстрацию языковых явлений в изолированном виде в устной или письменной форме, лингвистическую и грамматическую схемную наглядность. К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, кинофильмы и т.д.). В зависимости от вида анализатора различают следующие виды наглядности: слуховая, зрительная (зрительно-предметная и зрительно-языковая), двигательно-моторная, тактильная. Планируя урок, подбирая способы и средства представления нового материала, учителю важно помнить, что, выбирая тот или иной вид наглядности, он должен учитывать и особенности восприятия информации учениками. Так дети с доминирующей зрительной памятью лучше воспринимают учебный материал зрительным способом; обучающиеся, у которых доминирует слуховой вид памяти, лучше воспринимают учебный материал, когда слушают объяснение учителя, им также необходимо проговаривать полученную информацию вслух и т.д. При выборе или создании наглядности учителю необходимо помнить, что восприятие внешнего мира у обучающихся не всегда идеально и это может быть связано с нарушением работы некоторых анализаторов. Следовательно, работая с особенными детьми, учителю будет необходимо компенсировать эти нарушения.

В данной статье будет описан опыт работы со школьниками, которые обучаются в коррекционной общеобразовательной школе и имеют функциональные нарушения зрения. Моя личная практика показывает, что слабовидящие и слепые ученики обладают большой восприимчивостью к положительному эмоциональному воздействию и проявляют больший интерес к самим урокам английского языка. Эти особенности способствуют развитию положительной мотивации к изучению языка и овладению речевой деятельностью.

Для вовлечения ребят я придумываю поучительные, забавные истории, разнообразные вопросы по изучаемой теме. Метод заменяющих слов и метод историй повышают способности к обучению в 2-3 раза. Приведу пример работы с методом создания историй. Сочетание букв «оо» в английских словах имеет значение «u». История, с помощью которой можно обыграть это правило, проста: показываю учащимся схематичное изображение глаз в виде двух букв «оо». Это глаза совы, которая всегда начеку, даже ночью. В ночи слышен её крик: у-у-у. Также читается и сочетание этих английских букв в словах - «u». Эффективен данный метод и при работе с новыми лексическими единицами. Например, ввести лексику по теме «Названия школьных принадлежностей» можно с помощью ярких образных историй. Я показываю предмет, объясняя английские слова: book – в нашей книге много букв, которые мы учимся читать; cоpybook – это тетрадь, в которую мы копируем буквы, слова из книги; ruler – линейка, дома у вас есть гибкие линейки-рулетки, которые можно скатать в рулон; rubber – наш помощник-ластик, он стирает записи, карябая бумагу rub – rub – rub. На  уроках для быстрого запоминания использую слова или фразы- подсказки (метод заучивания основных правил). Одним из примеров таких фраз - подсказок является следующее высказывание:» Richard Of  York  Gave Battle In Vain» , помогающее запомнить цвета радуги (red,orange,yellow,green, black) Русский аналог не менее эффективен и известен среди русскоговорящего населения – «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Такие необычные, ёмкие, но в то же время лаконичные фразы сразу концентрируют на себе внимание учащихся и надолго остаются в памяти.

В ходе занятий необходимо чередовать разные виды речевой деятельности: бытовые выражения, пословицы, поговорки, диалоги, тексты, рассуждения на заданные темы. Для более плодотворного выполнения задания требуется объяснить его смысл, так как, осознавая цель, ребятам легче концентрироваться на его выполнении.

Дети с нарушением зрения с энтузиазмом относятся, например, к театрализации диалогов. Для них это особенно важно, так как чем глубже нарушения зрения, тем больше страдает мимика, артикуляция и жесты – все элементы, так необходимые для общения. Положительно стимулирует учащихся и «Копилка» - такая организация деятельности, при которой на доске фиксируются в специальной таблице –персональные ответы (+-) или выдается жетон соответствующего цветаи с надписью шрифтом Брайля (отлично, хорошо, удовлетворительно). В результате учащиеся видят наглядно качество и объем выполненного ими, ясен личный результат каждого из них в процессе работы на уроке. Это помогает стимулировать активность и правильность ответов детей и одновременно оценивать их в итоговой части урока. И, напротив, некоторые слабовидящие дети болезненно относятся к элементу соревнования внутри своего коллектива, поэтому стоит учитывать индивидуальные особенности класса. Восторг вызывает у учащихся возможность рисовать в своей тетради забавных человечков, выполняющих какие-либо действия при изучении грамматических структур. Это повышает интерес к теме, никто из детей не остается равнодушным. А если предложения с новыми конструкциями дети составляют о себе или друг, о друге, то этим обеспечивается участие каждого ученика.

Важным считаю не перегружать учащихся избыточной информацией, а подробнее изучать с ними самое необходимое по теме. На дом лучше давать не новые упражнения, а отработанные на уроке. Дети должны самостоятельно справляться с домашними заданиями, без сопровождения взрослых (воспитателей, родителей, тьюторов) или с их минимальным участием. Слепым дается индивидуальное задание. Таким образом, создание положительного эмоционального фона мотивирует учащихся, имеющих ОВЗ по зрению на освоение материала, а учёт индивидуальных особенностей и коррекционные средства помогают преодолевать трудности в обучении.

Проведение физминуток позволяет выполнить задания на ориентирование по классу: игра на внимание Do, please! развивает внимание и слуховое восприятие команд. (Следует выполнить команду на перемещение к объекту в классе, когда звучит слово Please!) Упражнения на цветоразличение выполняются также по команде в стихах.

При обучении грамматике на стадии объяснения учащимся с нарушениями зрения помогают рельефно-графические схемы, изображающие шкалу времени и характер действий. Пособия выполнены схематично, содержат надписи по Брайлю и обычный шрифт. Для первичной отработки строя предложений большую помощь оказывает грамматический набор. Подлежащее, сказуемое, вспомогательные глаголы, вопросительные слова, связки – все это представлено геометрическими фигурами, различными по форме и по фактуре, из бархатной, гофрированной, гладкой бумаги и т.д., которые содержат на лицевой надписи по Брайлю. Это позволяет использовать набор как для слабовидящих, так и для слепых.

Относительно рельефно-графических пособий можно сказать, что их по английскому языку недостаточно. Это вызывает потребность в их самостоятельной разработке учителем.

При обучении английскому варианту шрифта Брайля мне понадобился набор буквенных и транскрипционных сопоставительных таблиц по Брайлю. При разработке такого пособия я включила в него цифры, плоский шрифт русский и английский. Это значительно облегчило изучение английского алфавита по Брайлю учащимися.  К счастью, на тот момент дети уже преодолели основную часть обучения русского алфавита. В случае прибытия в средние и старшие классы школы-интерната детей, нуждающихся в обучении чтению и письму по Брайлю, если ранее они этого не изучали, необходимо сначала пройти ступень освоения Брайлевского шрифта в русском варианте, и только после этого приступать к английскому в Брайле, используя эти сопоставительные таблицы.

Учитель английского языка, работающий со слепыми и слабовидящими детьми, находится в постоянном поиске подходов, методов и приемов передачи знаний. Самым простым, но эффективным при этом, на мой взгляд, является способ поставить себя на место слепого или слабовидящего ученика, что ему доступно для восприятия, а что нет.  

Наглядное обучение позволяет слабовидящим обучающимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, наглядность позволяет улучшить результаты учащихся с особыми образовательными потребностями, помочь им в развитии, привести к пониманию важности изучения иностранного языка, привить потребность пользоваться им как средством познания, самореализации и социальной адаптации.

 

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов [Текст] / Э.Г. Азимов. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Войтов, А.Г. Учебная наглядность [Текст] / А.Г. Войтов. – М.: Эндемик, 2006. – 165 с.

3. Гончарова, Е.Л. Нарушения в психофизическом развитии детей [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончрова, О.И. Кукушкина // Альманах института коррекционной педагогики. – 2002. – № 5. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/narushenija-v-psihofizicheskomrazvitii-detej

4. Кызыкеева, А.Б. Реализация принципа наглядности при обучении иностранному языку [Текст] / А.Б. Кызыкеева // Вестник КАСУ. – 2005. – № 2. – С. 31–35. Тактильная наглядность как средство обучения английскому языку слабовидящих детей 52 Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5

5. Мингазов, Э.Г. О двух формах наглядности в школьной практике [Текст] / Э.Г. Мингазов // Новые исследования в педагогических науках. – 1986. – № 1. – С. 78–93.

6. Оглуздина, Т.П. К вопросу о принципах обучения иноязычной языковой компетенции в теории и методике обучения иностранным языкам [Текст] / Т.П. Оглуздина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 923–926.

7. Петкевич, Н.В. Педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Н.В. Петкевич. – Смоленск, 2009. – 226 с.

8. Славин, А.В. Наглядный образ в структуре познания [Текст] / А.В. Славин. – М.: Политиздат, 1971. – 271 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ

В свою очередь, приоритетным остается коммуникативная компетенция

В свою очередь, приоритетным остается коммуникативная компетенция

Таким образом, назревшие противоречия обусловили для нас естественную потребность в изменении подходов и методов в обучении английскому языку

Таким образом, назревшие противоречия обусловили для нас естественную потребность в изменении подходов и методов в обучении английскому языку

В обучении языку всю наглядность можно свести к двум основным видам: языковая и неязыковая

В обучении языку всю наглядность можно свести к двум основным видам: языковая и неязыковая

Для вовлечения ребят я придумываю поучительные, забавные истории, разнообразные вопросы по изучаемой теме

Для вовлечения ребят я придумываю поучительные, забавные истории, разнообразные вопросы по изучаемой теме

Положительно стимулирует учащихся и «Копилка» - такая организация деятельности, при которой на доске фиксируются в специальной таблице –персональные ответы (+-) или выдается жетон соответствующего цветаи…

Положительно стимулирует учащихся и «Копилка» - такая организация деятельности, при которой на доске фиксируются в специальной таблице –персональные ответы (+-) или выдается жетон соответствующего цветаи…

Please !) Упражнения на цветоразличение выполняются также по команде в стихах

Please !) Упражнения на цветоразличение выполняются также по команде в стихах

Наглядное обучение позволяет слабовидящим обучающимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом

Наглядное обучение позволяет слабовидящим обучающимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом

Т.П. Оглуздина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им

Т.П. Оглуздина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020