Статья
«Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста»
Л. С. Выготский
Глобальный путь России – построение общества с устойчивым развитием. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы современные формы образования и воспитания включали формирование культуры здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач нашей страны. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время двигательной активности; учить понимать, что и как влияет на самочувствие человека; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призывает «Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях». «Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
Целевыми ориентирами воспитания у дошкольников культуры здорового образа жизни являются: способность ребенка к волевым усилиям, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, умение соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, овладение начальными знаниями о себе и основными культурными способами деятельности.
Сегодня обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей-школьников. Распространенность среди школьников вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, токсикомания, пренебрежение здоровым стилем жизни свидетельствует об отсутствии знаний о культуре здоровья. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей около 90% школьников имеют отклонения физического и психического здоровья.
Специалисты Управления Роспотребнадзора по Свердловской области провели мониторинг факторов, влияющих на состояние здоровья подростков, рейтинг болезней и пришли к выводу: в дошкольном и раннем школьном возрасте у детей не были развиты элементарные представления об организме человека, дети не приучены к правильному питанию, не знают приемов самооздоровления. В образовательных учреждениях отсутствует система выработки практических навыков конструирования такого здоровья, которое позволяет успешно справляться с нагрузками современной жизни.
Поэтому для сохранения здоровья определяющей является задача формирования у всего населения новой культуры здоровья, которая учит человека постоянно укреплять жизненные силы на основе использования традиционных и нетрадиционных методов.
«Человек должен с раннего детства приобретать практические навыки саморегуляции своего организма». Ш. А. Амонашвили.
Актуальность данной темы определяется малой изученностью проблемы формирования культуры здоровья и наличием противоречий:
-между необходимостью гармоничного развития личности ребенка с одной стороны и отсутствием эффективных программ, средств, методов формирования культуры здоровья в воспитательно - образовательном процессе с другой стороны;
-между стремлением педагогов и родителей сохранить здоровье детей и отсутствием научно обоснованных средств и условий решения этой задачи;
-между потребностью общества в здоровых, полноценных людях и отсутствием достойных социальных условий для обеспечения и сохранения здоровья.
Основными проблемами, определяющими актуальность темы, являются следующие:
Во-первых, у большинства населения господствует установка на укрепление психофизического здоровья лишь тогда, когда появляются проблемы со здоровьем. Такое отношение передается от старшего поколения младшему. Отсюда – отсутствие систематической заботы о здоровье.
Во-вторых, отсутствует целостная система формирования культуры здоровья между учреждениями образования (цель-обучение, здравоохранения (цель-лечение) и семьей.
В-третьих, многие взрослые и дети имеют определенную информацию о тех формах жизнедеятельности, которые разрушают здоровье, но в жизни эти знания не реализуют.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Психологическая наука доказала, что развитие личности происходит в ее собственной деятельности. Отсюда главным условием для достижения целей развития ребенка является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей и способностей.
Для достижения цели, а именно – формирования культуры здорового образа жизни, был разработан и апробирован комплекс игровых занятий познавательно-речевой направленности с включением игровых проблемных ситуаций по формированию культуры здоровья для детей 4-7 лет.
Содержание данной инновационной технологии заключается в создании условий для игровых действий и введения игровых проблемных ситуаций в структуру непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Используя такую технологию, можно обучать детей самоанализу своих действий, тренировать в умении находить выход из создавшихся ситуаций, воспитывать у детей чувство взаимопомощи, уверенности в себе, развивает интерес к двигательной активности.
Новая технология позволяет детям передвигаться в пространстве группы, решая предлагаемые задачи, оберегает от гиподинамии, дает возможность каждому ребенку активно участвовать в деятельности, получать результат самостоятельно или с помощью взрослого и сверстников, поддерживает позитивный эмоциональный настрой. От этого у детей появляется внутренняя удовлетворенность, мотив и желание познавать.
Формирование культуры здорового образа жизни охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Как и любая деятельность, систематическая работа по формированию культуры здорового образа жизни детей, должна достичь определенного результата (целевой ориентир ФГОС, а именно:
-Дети имеют элементарные знания о человеческом организме,
-Дети приобрели простейшие практические навыки сохранения своего здоровья,
-Дети приобщены к оздоровительной деятельности (сон, питание, эмоции, игры,
-У детей воспитаны мотивационно-ценностные ориентации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.