Устюгова Л.И. «Формирование метапредметных результатов обучения»
Современный урок рассматривается как форма учения, в центре внимания которой стоит деятельность ученика.
Учитель должен организовать такую деятельность на уроке, которая способствует получению новых знаний и применение их в других учебных предметах и в жизненных ситуациях, формирует универсальные учебные действия.
Одной из составляющих такой деятельности являются метапредметные задания.
Эффективных форм организации учебного материала по формированию метапредметных результатов являются компетентностно-ориентированные задания
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В.А. Болотов).
КОЗ – это компетентностно-ориентированное задание,
которое способствует формированию и развитию у
учащихся различных компетентностей. Основное внимание уделяется формированию и
развитию трех ключевых компетентностей учащихся: информационной,
коммуникативной и познавательной.
Выстраивание диалога. Сравним две задачи.
- Какая из них компетентностно – ориентированная?
«На трёх полках 52 книги. На первой полке 8 книг, на второй в 3 раза меньше, чем на третьей. Сколько книг на третьей полке?»
« Ты помогаешь школьному библиотекарю. Расставь 52 книги на 3 полки, чтобы на первой было 8 книг, на второй в 3 раза меньше, чем на третьей. Занеси результаты в таблицу».
КОЗ - это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами.
Этот тип задания позволяет включить школьников в самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с анализом синтезом, оценкой, на разных этапах обучения (изучение нового материала, обобщение, систематизация и углубление знаний, организация домашнего задания), а также спланировать различные формы контроля (зачёт, практикум, семинарское занятие, лабораторная работа и др.)
Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) изменяют организацию традиционного урока. Они основаны на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
- По каким признакам можно узнать компетентностно-ориентированное задание?
Отличительными признаками компетентностно - ориентированных заданий являются:
1. - деятельностная составляющая
2. Имитация жизненной ситуации;
3. умение работать с различной информацией (тексты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, схемы, графики;…)
4. – формирование предметных умений;
5. – формирование исследовательских умений.
6. Выход за рамки одной образовательной области
КОЗ также недостаточно в наших учебниках, приходится придумывать и конструировать их. Часто при создании таких заданий включаю в содержание сказочных героев или сквозных героев из учебников.
Есть несколько путей получения таких заданий:
Пути получения метапредметных заданий |
|||
Подобрать из специальных сборников или другой литературы
|
Сконструировать
|
||
новую задачу |
«преобразовать» типовую задачу |
||
|
под имеющуюся ситуацию, которую необходимо разрешить
|
подобрать ситуацию из жизни или какой-либо вид деятельности под задачу из конкретной темы |
Чаще нам приходится «преобразовывать» типовую задачу.
Работа над составлением таких заданий предполагает знание структуры компетентностно-ориентированного задания и требований к ним.
Структура компетентностно-ориентированного задания.
Стимул
… в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций:
ü погружает в контекст задания
ü мотивирует учащегося на выполнение задания;
ü моделирует практическую, жизненную ситуацию;
ü при необходимости может нести функцию источника информации.
Ты пришёл в зоопарк с младшим братом. Он попросил объяснить, почему на табличках написано «Кролик. Домашнее животное», «Заяц. Дикое животное».Разве это не одно и тоже животное?
Задачная формулировка
ü точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
ü в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то КАК делать
Внимательно рассмотрите картинки, и ответьте на вопрос: Какие животные относятся к домашним, а какие к диким?
Источник информации
содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания
Картинки с животными
Инструмент проверки (для учителя)
задаёт способы и критерии оценивания результата,
это может быть:
Ø Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа.
Ø Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.
Ø Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.
Раздел «Части слова. Корень» |
Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) Стимул: Вова Колесников выполнял задание по русскому языку. Он подбирал однокоренные слова. Вот что у него получилось. А) матрос А) пыль А) водитель Б) матрас Б) пыльный Б) водичка В) матроска В) пылать В) водяной Задачная формулировка: Найди в каждом столбике ошибку и заполни таблицу. 1 2 3 Инструмент проверки: 1 балл – задание выполнено верно 0 баллов – задание выполнено неверно
|
Раздел «Текст » |
КОЗ Стимул : Скоро первоклассникам предстоит написать первую проверочную работу по теме «Текст». Для того, чтобы с ней хорошо справиться, необходима памятка «Что такое текст». Учительница попросила вас составить такую памятку. Задачная формулировка: Впишите в предложения пропущенные слова, чтобы получился текст. Бланк для выполнения задания Текст – это группа___________________, Все предложения в тексте _______________ по ____________ . У текста есть _______________ . По _______________ можно определить, о чем будет говориться в _____________. ____________ _____________ в предложении пишется с заглавной буквы. Инструмент проверки: соответствие ключу -5 баллов, несоответствие ключу 0 баллов. Текст – это группа предложений. Все предложения в тексте связаны по смыслу. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
|
Раздел «Состав слова»
|
КОЗ Стимул: В лесной школе звери учатся разбирать слова по составу. Зайчик на кленовых листочках составил алгоритм разбора слова. Мимо пролетала ворона и своими крыльями все листочки разметала по воздуху. Задание: Помогите зайчику восстановить алгоритм. Запиши в таблицу соответствующие буквы. Источник информации: А) Выдели корень Б) Прочитай слово В) Выдели суффикс Г) Подбери родственные слова Д) Выдели приставку Бланк для выполнения задания: 1 2 3 4 5 1 балл – соответствие ключу 0 баллов - несоответствие ключу
|
Раздел «Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?» |
КОЗ Стимул: в контакте вы познакомились со сверстниками из далекой Африки. Вам хочется поделиться восхищением от красоты русской природы зимой. Фотографии нет. Задачная формулировка: Составьте словосочетания, используя слова двух столбиков, заполни таблицу
1Пушистый А. сугроб 2 Большой Б. снежинки 3 Морозное В. снег 4 Красивые Г. лёд 5.Прозрачный Д. ветер 6.Холодный Е. утро Бланк для выполнения задания 2 3 4 5 6 Инструмент проверки: соответствие ключу – 6 баллов, 1-2 ошибки – 3 балла, больше 2 ошибок - 0 баллов.
|
К компетентностно-ориентированным относятся и следующие виды заданий:
создание кроссворда по теме, курсу (наглядное, схематическое представление);
создание кластера по определенной теме, проблеме;
создание концептуальных схем, таблиц;
разработка тестовых заданий по алгоритму;
разработка ситуативных задач;
написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.;
создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;
подготовка доклада, выступления;
выполнение мини проектов, проведения исследований и т.д.
Актуальность применения компетентностно- ориентированных заданий состоит в том, что они повышает мотивацию, позволяет развивать самостоятельность, активность учеников, развиваются умения извлекать и систематизировать информацию по заданным параметрам; формируются коммуникативные , регулятивные навыки; реализуется принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, тем самым осуществляется формирование личностных, предметных и метапредметных результатов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.