Статья «Формирование метапредметных результатов обучения»

  • docx
  • 06.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Устюгова.docx

Устюгова Л.И.  «Формирование метапредметных результатов обучения»

                                                                

                                           

Современный урок рассматривается как форма учения, в центре внимания которой стоит деятельность ученика.

Учитель должен организовать такую деятельность на уроке, которая способствует получению новых знаний и применение их в других учебных предметах и в жизненных ситуациях, формирует универсальные учебные действия.

Одной из составляющих такой деятельности являются метапредметные задания.

Эффективных форм организации учебного материала по формированию метапредметных результатов являются компетентностно-ориентированные  задания 

   

 

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В.А. Болотов).

КОЗ – это компетентностно-ориентированное задание,
которое способствует формированию и развитию у учащихся различных компетентностей. Основное внимание уделяется формированию и развитию трех ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и познавательной.

Выстраивание диалога. Сравним две задачи.

      - Какая из них компетентностно – ориентированная?

    «На трёх полках 52 книги. На первой полке 8 книг, на второй в 3 раза меньше, чем на третьей. Сколько книг на третьей полке?»

     « Ты помогаешь школьному библиотекарю. Расставь 52 книги на 3 полки, чтобы на первой было 8 книг, на второй в 3 раза меньше, чем на третьей. Занеси результаты в таблицу». 

КОЗ - это деятельностное задание;                                                                                                         во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;                                                 в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;                                                                    в-четвёртых, его структура задаётся  особыми элементами.        

Этот тип задания позволяет включить школьников в самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с анализом синтезом, оценкой, на разных этапах обучения (изучение нового материала, обобщение, систематизация и углубление знаний, организация домашнего задания), а также спланировать различные формы контроля (зачёт, практикум, семинарское занятие, лабораторная работа и др.)

Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) изменяют организацию традиционного урока. Они основаны  на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

 

- По каким признакам можно узнать компетентностно-ориентированное задание?

Отличительными признаками компетентностно - ориентированных  заданий являются:

1.     - деятельностная составляющая

2.     Имитация жизненной ситуации;

 

3.     умение работать с различной информацией (тексты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, схемы, графики;…)

4.     – формирование предметных умений;

5.     – формирование исследовательских умений.

6.     Выход за рамки одной образовательной области

КОЗ  также недостаточно в наших учебниках, приходится  придумывать и конструировать их. Часто при создании таких заданий   включаю в содержание сказочных героев или  сквозных героев  из учебников.

 Есть несколько путей получения таких заданий:         

 

Пути получения метапредметных заданий

Подобрать из специальных сборников  или другой литературы

 

Сконструировать

 

новую задачу

«преобразовать» типовую задачу

 

 

 

 

 

 

под имеющуюся ситуацию, которую необходимо разрешить  

 

подобрать ситуацию из жизни или какой-либо вид деятельности под задачу из конкретной  темы

 

Чаще нам приходится «преобразовывать» типовую задачу.

 

 Работа над составлением таких заданий предполагает знание  структуры компетентностно-ориентированного задания  и требований к ним.

 

        Структура компетентностно-ориентированного задания.

Стимул

 … в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций:

ü     погружает в контекст задания

ü     мотивирует учащегося на выполнение задания;

ü     моделирует практическую, жизненную ситуацию;

ü     при необходимости может нести функцию источника информации.

 

                 Ты пришёл в зоопарк с младшим братом. Он попросил объяснить,  почему на  табличках написано «Кролик. Домашнее животное», «Заяц. Дикое животное».Разве это не одно и тоже животное?

 

Задачная формулировка

ü точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

ü в тексте задания указано ЧТО делать и  есть указание на то КАК делать 

              

Внимательно рассмотрите картинки, и ответьте на вопрос: Какие животные относятся к домашним, а какие к диким?

                                    Источник информации

         содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания

            Картинки с животными

Инструмент проверки (для учителя)

        задаёт способы и критерии оценивания результата,

это может быть:

Ø     Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа.

Ø     Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.

Ø     Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел «Части слова. Корень»

Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ)

Стимул: Вова Колесников выполнял задание по русскому языку. Он подбирал однокоренные слова. Вот что у него

получилось.

А) матрос А) пыль А) водитель

Б) матрас  Б) пыльный Б) водичка

В) матроска В) пылать В) водяной

Задачная формулировка: Найди в каждом столбике ошибку и заполни таблицу.

1

2

3

Инструмент проверки:

1 балл – задание выполнено верно

0 баллов – задание выполнено неверно

 

Раздел «Текст »

КОЗ

Стимул : Скоро первоклассникам предстоит написать первую проверочную работу по теме «Текст». Для того, чтобы

с ней хорошо справиться, необходима памятка «Что такое текст». Учительница попросила вас составить такую памятку.

Задачная формулировка: Впишите в предложения пропущенные слова, чтобы получился текст.

Бланк для выполнения задания

Текст – это группа___________________,

Все предложения в тексте _______________ по ____________ .

У текста есть _______________ .

По _______________ можно определить, о чем будет говориться в _____________.

____________ _____________ в предложении пишется с заглавной буквы.

Инструмент проверки: соответствие ключу -5 баллов, несоответствие ключу 0 баллов.

Текст – это группа предложений.

Все предложения в тексте связаны по смыслу.

У текста есть заглавие.

По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

 

Раздел «Состав слова»

 

КОЗ

Стимул: В лесной школе звери учатся разбирать слова по составу. Зайчик на кленовых листочках составил алгоритм разбора слова. Мимо пролетала ворона и своими крыльями все листочки разметала по воздуху.

Задание: Помогите зайчику восстановить алгоритм. Запиши в таблицу соответствующие буквы.

Источник информации:

А) Выдели корень

Б) Прочитай слово

В) Выдели суффикс

Г) Подбери родственные слова

Д) Выдели приставку

Бланк для выполнения задания:

1

2

3

4

5

1 балл – соответствие ключу

0 баллов - несоответствие ключу

 

Раздел «Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?»

КОЗ

Стимул: в контакте вы познакомились со сверстниками из далекой Африки. Вам хочется поделиться восхищением от красоты русской природы зимой. Фотографии нет.

Задачная формулировка: Составьте словосочетания, используя слова двух столбиков, заполни таблицу

 

1Пушистый А. сугроб

2 Большой   Б. снежинки

3 Морозное В. снег

4 Красивые Г. лёд

5.Прозрачный Д. ветер

6.Холодный Е. утро

Бланк для выполнения задания

2

3

4

5

6

Инструмент проверки: соответствие ключу – 6 баллов, 1-2 ошибки – 3 балла, больше 2 ошибок - 0 баллов.

 

 

К компетентностно-ориентированным  относятся и следующие виды заданий: 

создание кроссворда по теме, курсу (наглядное, схематическое представление);

создание кластера по определенной теме, проблеме;

создание концептуальных схем, таблиц;

разработка тестовых заданий по алгоритму;

разработка ситуативных задач;

написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.;

создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;

подготовка доклада, выступления;

выполнение мини проектов, проведения исследований и т.д.

 

 

Актуальность применения компетентностно- ориентированных заданий состоит в том, что они повышает мотивацию, позволяет развивать самостоятельность, активность учеников, развиваются умения извлекать и систематизировать информацию по заданным параметрам; формируются  коммуникативные , регулятивные навыки;  реализуется  принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации, тем самым осуществляется  формирование  личностных, предметных и метапредметных  результатов.