Статья «Формирование метапредметных результатов обучения»
Оценка 4.8

Статья «Формирование метапредметных результатов обучения»

Оценка 4.8
docx
06.04.2020
Статья «Формирование метапредметных результатов обучения»
Устюгова.docx

Устюгова Л.И.  «Формирование метапредметных результатов обучения»

                                                                

                                           

Современный урок рассматривается как форма учения, в центре внимания которой стоит деятельность ученика.

Учитель должен организовать такую деятельность на уроке, которая способствует получению новых знаний и применение их в других учебных предметах и в жизненных ситуациях, формирует универсальные учебные действия.

Одной из составляющих такой деятельности являются метапредметные задания.

Эффективных форм организации учебного материала по формированию метапредметных результатов являются компетентностно-ориентированные  задания 

   

 

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В.А. Болотов).

КОЗ – это компетентностно-ориентированное задание,
которое способствует формированию и развитию у учащихся различных компетентностей. Основное внимание уделяется формированию и развитию трех ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и познавательной.

Выстраивание диалога. Сравним две задачи.

      - Какая из них компетентностно – ориентированная?

    «На трёх полках 52 книги. На первой полке 8 книг, на второй в 3 раза меньше, чем на третьей. Сколько книг на третьей полке?»

     « Ты помогаешь школьному библиотекарю. Расставь 52 книги на 3 полки, чтобы на первой было 8 книг, на второй в 3 раза меньше, чем на третьей. Занеси результаты в таблицу». 

КОЗ - это деятельностное задание;                                                                                                         во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;                                                 в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;                                                                    в-четвёртых, его структура задаётся  особыми элементами.        

Этот тип задания позволяет включить школьников в самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с анализом синтезом, оценкой, на разных этапах обучения (изучение нового материала, обобщение, систематизация и углубление знаний, организация домашнего задания), а также спланировать различные формы контроля (зачёт, практикум, семинарское занятие, лабораторная работа и др.)

Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) изменяют организацию традиционного урока. Они основаны  на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

 

- По каким признакам можно узнать компетентностно-ориентированное задание?

Отличительными признаками компетентностно - ориентированных  заданий являются:

1.     - деятельностная составляющая

2.     Имитация жизненной ситуации;

 

3.     умение работать с различной информацией (тексты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, схемы, графики;…)

4.     – формирование предметных умений;

5.     – формирование исследовательских умений.

6.     Выход за рамки одной образовательной области

КОЗ  также недостаточно в наших учебниках, приходится  придумывать и конструировать их. Часто при создании таких заданий   включаю в содержание сказочных героев или  сквозных героев  из учебников.

 Есть несколько путей получения таких заданий:         

 

Пути получения метапредметных заданий

Подобрать из специальных сборников  или другой литературы

 

Сконструировать

 

новую задачу

«преобразовать» типовую задачу

 

 

 

 

 

 

под имеющуюся ситуацию, которую необходимо разрешить  

 

подобрать ситуацию из жизни или какой-либо вид деятельности под задачу из конкретной  темы

 

Чаще нам приходится «преобразовывать» типовую задачу.

 

 Работа над составлением таких заданий предполагает знание  структуры компетентностно-ориентированного задания  и требований к ним.

 

        Структура компетентностно-ориентированного задания.

Стимул

 … в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций:

ü     погружает в контекст задания

ü     мотивирует учащегося на выполнение задания;

ü     моделирует практическую, жизненную ситуацию;

ü     при необходимости может нести функцию источника информации.

 

                 Ты пришёл в зоопарк с младшим братом. Он попросил объяснить,  почему на  табличках написано «Кролик. Домашнее животное», «Заяц. Дикое животное».Разве это не одно и тоже животное?

 

Задачная формулировка

ü точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

ü в тексте задания указано ЧТО делать и  есть указание на то КАК делать 

              

Внимательно рассмотрите картинки, и ответьте на вопрос: Какие животные относятся к домашним, а какие к диким?

                                    Источник информации

         содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания

            Картинки с животными

Инструмент проверки (для учителя)

        задаёт способы и критерии оценивания результата,

это может быть:

Ø     Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа.

Ø     Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.

Ø     Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел «Части слова. Корень»

Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ)

Стимул: Вова Колесников выполнял задание по русскому языку. Он подбирал однокоренные слова. Вот что у него

получилось.

А) матрос А) пыль А) водитель

Б) матрас  Б) пыльный Б) водичка

В) матроска В) пылать В) водяной

Задачная формулировка: Найди в каждом столбике ошибку и заполни таблицу.

1

2

3

Инструмент проверки:

1 балл – задание выполнено верно

0 баллов – задание выполнено неверно

 

Раздел «Текст »

КОЗ

Стимул : Скоро первоклассникам предстоит написать первую проверочную работу по теме «Текст». Для того, чтобы

с ней хорошо справиться, необходима памятка «Что такое текст». Учительница попросила вас составить такую памятку.

Задачная формулировка: Впишите в предложения пропущенные слова, чтобы получился текст.

Бланк для выполнения задания

Текст – это группа___________________,

Все предложения в тексте _______________ по ____________ .

У текста есть _______________ .

По _______________ можно определить, о чем будет говориться в _____________.

____________ _____________ в предложении пишется с заглавной буквы.

Инструмент проверки: соответствие ключу -5 баллов, несоответствие ключу 0 баллов.

Текст – это группа предложений.

Все предложения в тексте связаны по смыслу.

У текста есть заглавие.

По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

 

Раздел «Состав слова»

 

КОЗ

Стимул: В лесной школе звери учатся разбирать слова по составу. Зайчик на кленовых листочках составил алгоритм разбора слова. Мимо пролетала ворона и своими крыльями все листочки разметала по воздуху.

Задание: Помогите зайчику восстановить алгоритм. Запиши в таблицу соответствующие буквы.

Источник информации:

А) Выдели корень

Б) Прочитай слово

В) Выдели суффикс

Г) Подбери родственные слова

Д) Выдели приставку

Бланк для выполнения задания:

1

2

3

4

5

1 балл – соответствие ключу

0 баллов - несоответствие ключу

 

Раздел «Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?»

КОЗ

Стимул: в контакте вы познакомились со сверстниками из далекой Африки. Вам хочется поделиться восхищением от красоты русской природы зимой. Фотографии нет.

Задачная формулировка: Составьте словосочетания, используя слова двух столбиков, заполни таблицу

 

1Пушистый А. сугроб

2 Большой   Б. снежинки

3 Морозное В. снег

4 Красивые Г. лёд

5.Прозрачный Д. ветер

6.Холодный Е. утро

Бланк для выполнения задания

2

3

4

5

6

Инструмент проверки: соответствие ключу – 6 баллов, 1-2 ошибки – 3 балла, больше 2 ошибок - 0 баллов.

 

 

К компетентностно-ориентированным  относятся и следующие виды заданий: 

создание кроссворда по теме, курсу (наглядное, схематическое представление);

создание кластера по определенной теме, проблеме;

создание концептуальных схем, таблиц;

разработка тестовых заданий по алгоритму;

разработка ситуативных задач;

написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.;

создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;

подготовка доклада, выступления;

выполнение мини проектов, проведения исследований и т.д.

 

 

Актуальность применения компетентностно- ориентированных заданий состоит в том, что они повышает мотивацию, позволяет развивать самостоятельность, активность учеников, развиваются умения извлекать и систематизировать информацию по заданным параметрам; формируются  коммуникативные , регулятивные навыки;  реализуется  принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации, тем самым осуществляется  формирование  личностных, предметных и метапредметных  результатов.

 

 


 

Устюгова Л.И. «Формирование метапредметных результатов обучения»

Устюгова Л.И. «Формирование метапредметных результатов обучения»

Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) изменяют организацию традиционного урока

Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) изменяют организацию традиционного урока

Ты пришёл в зоопарк с младшим братом

Ты пришёл в зоопарк с младшим братом

Раздел «Части слова. Корень»

Раздел «Части слова. Корень»

Учительница попросила вас составить такую памятку

Учительница попросила вас составить такую памятку

Раздел «Состав слова»

Раздел «Состав слова»

Актуальность применения компетентностно- ориентированных заданий состоит в том, что они повышает мотивацию, позволяет развивать самостоятельность, активность учеников, развиваются умения извлекать и систематизировать информацию по заданным…

Актуальность применения компетентностно- ориентированных заданий состоит в том, что они повышает мотивацию, позволяет развивать самостоятельность, активность учеников, развиваются умения извлекать и систематизировать информацию по заданным…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020