Статья "Формирование научных знаний младших школьников в процессе интерактивных дидактических игр-презентаций"

  • docx
  • 29.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

Формирование научных знаний  младших школьников в процессе интерактивных дидактических игр-презентаций

В статье рассматриваются функции дидактических игр, принципы их построения, требования, соблюдение которых способствует формированию научных знаний учащихся. А также доказывается  эффективность применения дидактических игр с использованием информационных технологии. Статья может быть полезна, как педагогам дополнительного образования, так и учителям начальных классов.

 

Проблема развития познавательной деятельности учащихся является актуальной, поскольку с ее помощью они изучают окружающий его мир, формируют научные знания о нем.  Особую значимость данная проблема приобретает в начальной школе, т. к. в этот период происходит смена ведущего вида деятельности от игровой к учебной, и интенсивное развитие всех мыслительных процессов.

Общеизвестно, что эффективность познавательной деятельности находится в прямой зависимости от уровня активности детей в этом процессе. В.В. Давыдов отмечал, что познавательная деятельность либо формируется к 4 классу, либо не формируется никогда. Следовательно, перед  педагогами, работающими с учащимися начальной школы, стоит очень важная задача поиска эффективных путей формирования их познавательной деятельности, умения учиться, создания условий мотивированного включения  детей в познавательную деятельность.

В детских клубах по месту жительства для этого широко внедряются игровые и ИК-технологии, включаются элементы соревнования, создаются ситуации успеха, значительно повышающие уровень сформированности познавательной деятельности младших школьников.

Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них интерес и любовь к учению.  И выполнить эту задачу может любимая всеми игра. В.А. Сухомлинский считал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Дидактическая игра   - это одно из средств обучения детей . Она дает

возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).

Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Такая игра строиться на ряде принципов:

·                    принцип креативности, помогающий не только активному восприятию учащимися  новых знаний в процессе их изложения  педагогом, но и  их творческому преображению.

·                    принцип ориентации на создание  психологического комфорта в процессе усвоения новых знаний; создание диалоговых отношений  педагог-ребенок; опора на личный опыт  учащихся;

·                    принцип постоянного стимулирования познавательной активности и творческой самостоятельности и др.

У младших школьников развитию познавательной активности благоприятствуют и такие условия, как: разнообразие, эмоциональность, яркость учебного материала, его посильность и целесообразность, связь с ранее усвоенными знаниями,   решение задач проблемного характера и др. И все эти условия соблюдаются в дидактической игре. А, кроме того, в ней присутствует установка на партнерство в общении, открытость нового знания, соревновательный характер, право на допуск ошибки, без страха показаться глупым или смешным. Возможность испытать удовлетворение от получения новых знаний.

Какой же должна быть дидактическая игра, способствующая формированию научных знаний учащихся? Она должна:

 1) заставлять удивляться, поражать воображение;

2) заставлять задуматься;

3) подводить учащихся к видению нового в знакомом материале;

4) является основой для формирования понятий, законов, правил;

5) ориентировать на использование в практической деятельности.

Учитывая, что у  учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное восприятие, для формирования их научных знаний следует использовать компьютерные технологии, которые вызывают у детей интерес и оживление. Информационные технологии помогают нам отправиться куда угодно, и ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером усиливает мотивацию познавательной деятельности. Использование компьютерных технологий позволяет: сделать познавательную деятельность интересной и разнообразной по форме; показать в динамике сложные для понимания процессы; проверить имеющиеся знания. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Переживает радость открытия.

Дидактические игры-презентации могут быть разнообразны по тематике, содержать в себе материал конкретной области знаний, или иметь метапредметный характер.  Быть самостоятельным приемом формирования и закрепления научных знаний или использоваться, как часть познавательно-развлекательной программы.

Итак, очевидно, что в процессе таких игр у  детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а главное, способности анализировать и синтезировать научные знания. Играйте с детьми, и помните, что игра может то, что не может ни один учебник. Она может научить любить учиться.


 

Скачано с www.znanio.ru