Формы работы педагога дополнительного образования с родителями учащихся
В статье рассматриваются различные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями учащихся, приводится их характеристика. А также даётся краткая оценка их эффективности.
Ключевые слова: единое образовательное пространство, формы взаимодействия.
Работа с родителями является одним из важных направлений работы педагога дополнительного образования. Умелая организация данной работы позволяет наиболее эффективно организовать образовательный процесс. Основной задачей такой работы является вовлечение родителей в единое образовательное пространство, выстраивание партнёрских взаимоотношений в воспитании подрастающего поколения, повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Современный педагог всегда в поиске «своих» путей взаимодействия с семьёй. Существует немало форм работы с родителями, предлагаемых педагогами. Многие из них являются традиционными, проверенными временем. Однако модернизация российского образования ставит перед педагогами задачу поиска новых эффективных путей взаимодействия с родителями.
К традиционным формам взаимодействия с родителями учащихся относятся: родительские собрания, лектории, консультации, индивидуальные беседы и т.д.). Нетрадиционными формами выступают: родительские тренинги, ринги, шоу и др.
В учреждении дополнительного образования используются заочная и очная формы взаимодействия с родителями.
Заочная осуществляется через информацию (объявления, буклеты, приглашения), которая может размещаться на сайте учреждения, рекламных щитах, передаваться через учителей на классных собраниях и т.п.
В такой информации целесообразно отразить полные сведения о предстоящей деятельности творческого объединения, чему обучающийся сможет научиться в результате обучения по дополнительной общеобразовательной программе, какие навыки сможет развить, на какой период обучения рассчитана программа; сведения о педагоге, его уровень квалификации. В буклетах можно представить фотографии готовых работ обучающихся предыдущих лет обучения или выполненные педагогом, демонстрирующие содержание программы.
Спектр очных форм взаимодействия более разнообразен. К ним можно отнести:
1. Ярмарку образовательных услуг, знакомящую, как с деятельностью учреждения дополнительного образования, в целом, так и с деятельностью конкретного творческого объединения, в частности. Данное мероприятие может включать в себя концерт обучающихся, разнообразные игровые активности, творческие мастер-классы. Эффект данного мероприятия очевиден, т.к. оно позволяет объединить всех участников образовательного процесса, полно и объёмно познакомить учащихся и их родителей с деятельностью различных творческих объединений.
2.Родительские собрания, периодичность проведения которых определяется учреждением, но не реже 2 раз в год. Для того чтобы это мероприятие не стало скучным, необходима тщательная подготовка. Сценарий собрания зависит от темы (повестки дня), которая диктуется планами учреждения, предстоящими событиями, планом работы педагога. Собрание целесообразно наполнить видео- и фотоматериалами, выставкой достижений (грамоты, кубки, дипломы). На первом собрании можно вручить памятные сувениры родителям, отражающим специфику деятельности объединения. На этом собрании знакомят с направлениями работы, документами, задачами на учебный год. На итоговом возможно вручение благодарностей за совместную работу. Тщательно продуманное собрание принесёт массу положительных эмоций его участникам, повернёт «лицом» родителей к педагогу и интересам собственных детей.
3. Праздники, досуговые мероприятия (соревнования, конкурсы, КВН – массовые мероприятия, в которых могут участвовать как сами учащиеся, так их родители. Такие мероприятия сплачивают всех участников, поднимают настроение, открывают новые, порой неожиданные качества в результате выполнения заданий, участия в сценках, новые интересы и таланты;
4.Беседы, индивидуальные консультации помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга. Родители рассказывают о личности ребёнка, его увлечениях, личностных качествах, на которые следует обратить внимание. Педагог может поделиться особенностями поведения ребёнка на занятиях, в деятельности. Для эффективности этих форм важны такие качества педагога как тактичность, компетентность, вежливость, заинтересованность.
5.Родительские вечера – эта форма работы не предполагает присутствия детей на мероприятии. Она позволяет родителям лучше узнать друг друга, педагога, повышает мотивацию к деятельности объединения, учреждения. Вечера предполагают использование широкого спектра тем для обсуждения (они могут быть предложены родителями). Эффективность зависит от подготовки педагога, широты его кругозора, интересов, знаний особенностей, увлечений обучающихся
6. Родительские ринги, предполагающие обсуждение насущных проблем в воспитании подрастающего поколения. Такие мероприятия сплачивают родителей между собой, порой вырабатывается некая тактика (правила) по решению определённых проблем с детьми.
7. Участие в проектной деятельности (семейные проекты по определённым проблемам, творческие проекты) – педагог предлагает родителям и обучающемуся тему проекта. Участники совместно с педагогом разрабатывают план реализации и оформления проекта. Часто получаются интересные и неожиданные результаты в процессе такой деятельности. Обучающиеся учатся навыкам планирования, исследования, статистической обработки, анализа полученных результатов. Родители проникаются интересами ребёнка.
Так же существует ряд информационно-аналитических форм взаимодействия с родителями: экспресс-опрос, анкетирование, «почтовый ящик», шкатулка предложений. Экспресс-опрос - может проводиться с целью изучения мнения, потребностей родителей. Анкетирование – метод исследования, включающий в себя упорядоченный ряд вопросов, часто с вариантами ответов.
Очень интересными формами являются формы «Почтовый ящик» и «Шкатулка предложений». Форма «Почтовый ящик» предлагает родителям написать актуальные для них вопросы в письменном виде с последующим обсуждением на родительских собраниях и других родительских сборах. Шкатулка предложений – родители анонимно кладут в шкатулку свои советы, предложения по вопросам воспитания и развития детей.
Не менее эффективными во взаимодействии с родителями могут выступать и наглядно-информационные формы: информационные листы, памятки, плакаты, буклеты, объявления, газеты, информационный уголок, презентации, видеофильмы о работе объединения, проведении мероприятий.
Таким образом, существует достаточно много форм взаимодействия с родителями в учреждениях дополнительного образования детей. И все они, при должной подготовке помогают педагогу и родителям понять лучше друг друга, взаимодействовать в обучении, развитии и воспитании детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.