Статья: «Функциональная грамотность на уроках английского языка».

  • docx
  • 16.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5. Н. Статья.docx

Статья: «Функциональная грамотность на уроках английского языка».

В век интернета, когда общение, на первый взгляд стало безграничным и всеобъемлющим, стал наблюдаться целый ряд проблем, которые приходится решать учителям на уроках. В первую очередь, дети зачастую не знают значение слов и не стремятся развивать языковую догадку, потому что они привыкли, что OK google. Также они элементарно не понимают смысла написанного, не могут выделять ключевые слова, а если дело касается интеграции одной дисциплины в другую, то всё совсем плачевно. А ведь данные навыки жизненно важны! Для решения подобных проблем и была введена функциональная грамотность, направленная как раз на формирование способности у учащихся интегрировать, синтезировать, обобщать, продуцировать тексты разных типов, извлекать информацию из разных источников, критически оценивать информацию из СМИ, уметь работать с таблицами, диаграммами и применять их при подготовке разных видов высказываний, как устных, так и письменных. Таким образом, мы видим, что все выше перечисленные умения совпадают с умениями, прописанными в федеральных образовательных стандартах, и ориентируют школы на формирование у учащихся функциональной грамотности. Говоря об эффективности обучения языку, стоит отметить два главных фактора, которые должны соблюдаться: мотивация к обучению; способность ребенка адаптировать полученные на уроках знания к тем условиям жизни, с которыми он сталкивается. Что же способствует этой самой адаптации на уроках английского языка? Рассмотрим в данной статье. На своих уроках я применяю различные приёмы и технологии, благодаря которым и формируется та самая творческая личность, способная мыслить и действовать, решая нестандартные задачи, а, следовательно, функционально грамотная личность. Кроме того, данные технологии направлены на расширение кругозора учащихся и осознанного отношения к окружающему миру. Среди наиболее эффективных технологий, можно выделить: — технологию критического мышления; — метод проектов; — личностно ориентированное обучение; — игровые технологии; — информационно-коммуникационные технологии. Благодаря технологии критического мышления можно выстроить на уроке партнерские отношения, не только через общение, но и через интересный совместный поиск. В классе создается атмосфера открытости, ответственного сотрудничества. Учащиеся могут анализировать свою работу на уроке, но самое главное, учатся делать это самостоятельно. Приемы технологии критического мышления, которые позволяют достигать описанные выше результаты: — «Лови ошибку» (учащимся предлагается выступить в роли учителя и исправить ошибки, например, в предложениях в Present Simple. Они должны не только исправить, но и объяснить, почему это ошибка. — «Рассказ по ключевым словам» или картинкам. — «Чем закончится история» (Даю детям посмотреть отрывок из видео, останавливаю и прошу продолжить рассказ). — «Тонкие и толстые вопросы» (учащиеся должны задать простые и сложные вопросы по теме, или по содержанию какого-то рассказа) — «Синквейн», как обобщение работы по тексту (стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется для синтеза материала. Благодаря лаконичности, развивается умение резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн идеально подходит для проверки домашнего задания, например, на уроке детям предлагается составить синквейн по прочитанному тексту. Время, естественно, ограничено. Сразу видно, кто делал домашнее задание, а кто — нет, ведь для синквейна требуется осмысленное прочтение. — «Перепутанные логические цепочки» (текст разбивается на части, затем его необходимо составить логически правильно). Метод проектов как наиболее активный наилучшим способом помогает формировать функциональную грамотность. Во-первых, учащиеся учатся находить информацию самостоятельно, а тем самым анализировать и делать выводы. Во-вторых, они развивают свои коммуникативные навыки. В-третьих, учатся отвечать не только за свою работу, но и за работу целой группы, если предполагается групповой проект. И наконец, возрастает интерес к процессу обучения. Личностно ориентированное обучение — технология, которая дает каждому учащемуся возможность реализовать себя на уроке, ведь в данном случае мы опираемся на его способности и интересы. Данная технология также позволяет проявлять изобретательность, умение выходить из «сложных», на первый взгляд, нерешаемых ситуаций. Личностно ориентированное обучение — это не только средство интеллектуального, но и нравственного развития личности. На каждом своем уроке я стараюсь подбирать материал так, чтобы можно было выявить личный опыт учеников, чтобы не только расширялся их объем знаний, но и происходило преобразование личного опыта через структурирование, интегрирование и обобщение. Подвожу детей к тому, чтобы они могли выразить собственное мнение на определенную ситуацию, например, через приём дебатов, когда одна группа учеников приводит аргументы в пользу проблемного вопроса, а другая — против. При этом создается потрясающая рабочая атмосфера на уроке, дети испытывают ситуацию успеха, ведь в данном методе нет проигравших. И снова повышается мотивация к изучению английского языка. А изучение «скучной», по мнению многих учеников грамматики, также можно сделать интересным и продуктивным с помощью личностно-ориентированной направленности. Один из приемов, который позволяет избежать механической отработки времен на уроке — использование креативных, «поэтически-музыкальных» заданий. Например, предлагаю ученикам прочитать стихотворение и объяснить употребление артиклей. Go to the East or go to the West Your home is always the best! (the East and the West-части света, home –употребляется с притяжательным местоимением your, the best –превосходная степень прилагательного good). При формировании продуктивных грамматических навыков, например, по теме Passive Voice, предлагаю раскрыть скобки, поставив глаголы в пассивную или активную формы и аргументировать свой выбор. Эффективность применения игровой технологии на уроках английского языка сложно переоценить, т. к. она способствует лучшему усвоению материала и развивают речевые компетенции. Игры можно применять абсолютно в каждом классе, и дети их очень любят. Наряду с играми фонетическими, лексическими, орфографическими, наибольшей популярностью пользуются ролевые игры, ведь они как нельзя лучше развивают не только речевые навыки, но и творческий потенциал, языковой барьер стирается, дети привыкают выступать на публике, а погружение их в ту или иную речевую ситуацию позволяет в дальнейшем адаптироваться в реальной жизни. Так, например, в старших классах ребята очень любят формат ток шоу, когда кто-то выступает в роли знаменитости, разыгрывая определенную заранее легенду. Также, успешно проходят игры в формате «Small talk», когда учащиеся оказываются в в аэропорте, в магазине, в школе и т. д. Говоря об информационно-коммуникационных технологиях , стоит отметить особую мотивацию учащихся к выполнению интерактивных заданий, но и также эффективность закрепления лексическо-грамматических тем. Наиболее популярные ресурсы, которые я использую в работе это: http://www.LearningApps.org (огромный каталог заданий на отработку фонетических, лексических, орфографических, грамматических тем) https://learnenglishkids.britishcouncil.org/en (представлены задания по разным видам речевой деятельности) https://quizlet.com/ (для работы с новой лексикой) https://progressme.ru/ (есть готовый каталог с уроками, а можно создавать свои уроки. Времени требует много, но эффект от занятий положительный). https://film-english.com/ (представлены готовые уроки на основе коротких видео, остается только адаптировать их под свои классы). Таким образом мы видим, что способов достичь поставленные на уроке задачи, а именно развивать функциональную грамотность, достаточно много, что позволяет учителю делать каждый свой урок разнообразным и запоминающимся, а, следовательно, повышать мотивацию к обучению, ежедневно раскрывать и формировать ту самую, творческую, разносторонне развитую личность!