Статья: «Функциональная грамотность на
уроках английского языка».
В
век интернета, когда общение, на первый взгляд стало безграничным и
всеобъемлющим, стал наблюдаться целый ряд проблем, которые приходится решать
учителям на уроках. В первую очередь, дети зачастую не знают значение слов и не
стремятся развивать языковую догадку, потому что они привыкли, что OK google.
Также они элементарно не понимают смысла написанного, не могут выделять
ключевые слова, а если дело касается интеграции одной дисциплины в другую, то
всё совсем плачевно. А ведь данные навыки жизненно важны! Для решения подобных
проблем и была введена функциональная грамотность, направленная как раз на
формирование способности у учащихся интегрировать, синтезировать, обобщать,
продуцировать тексты разных типов, извлекать информацию из разных источников,
критически оценивать информацию из СМИ, уметь работать с таблицами, диаграммами
и применять их при подготовке разных видов высказываний, как устных, так и
письменных. Таким образом, мы видим, что все выше перечисленные умения
совпадают с умениями, прописанными в федеральных образовательных стандартах, и
ориентируют школы на формирование у учащихся функциональной грамотности. Говоря
об эффективности обучения языку, стоит отметить два главных фактора, которые
должны соблюдаться: мотивация к обучению; способность ребенка адаптировать
полученные на уроках знания к тем условиям жизни, с которыми он сталкивается.
Что же способствует этой самой адаптации на уроках английского языка?
Рассмотрим в данной статье. На своих уроках я применяю различные приёмы и
технологии, благодаря которым и формируется та самая творческая личность,
способная мыслить и действовать, решая нестандартные задачи, а, следовательно,
функционально грамотная личность. Кроме того, данные технологии направлены на
расширение кругозора учащихся и осознанного отношения к окружающему миру. Среди
наиболее эффективных технологий, можно выделить: — технологию критического
мышления; — метод проектов; — личностно ориентированное обучение; — игровые
технологии; — информационно-коммуникационные технологии. Благодаря технологии
критического мышления можно выстроить на уроке партнерские отношения, не только
через общение, но и через интересный совместный поиск. В классе создается
атмосфера открытости, ответственного сотрудничества. Учащиеся могут
анализировать свою работу на уроке, но самое главное, учатся делать это
самостоятельно. Приемы технологии критического мышления, которые позволяют
достигать описанные выше результаты: — «Лови ошибку» (учащимся предлагается
выступить в роли учителя и исправить ошибки, например, в предложениях в Present
Simple. Они должны не только исправить, но и объяснить, почему это ошибка. —
«Рассказ по ключевым словам» или картинкам. — «Чем закончится история» (Даю
детям посмотреть отрывок из видео, останавливаю и прошу продолжить рассказ). —
«Тонкие и толстые вопросы» (учащиеся должны задать простые и сложные вопросы по
теме, или по содержанию какого-то рассказа) — «Синквейн», как обобщение работы
по тексту (стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется для синтеза
материала. Благодаря лаконичности, развивается умение резюмировать информацию,
излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Синквейн идеально подходит для проверки домашнего задания, например, на уроке
детям предлагается составить синквейн по прочитанному тексту. Время,
естественно, ограничено. Сразу видно, кто делал домашнее задание, а кто — нет,
ведь для синквейна требуется осмысленное прочтение. — «Перепутанные логические
цепочки» (текст разбивается на части, затем его необходимо составить логически
правильно). Метод проектов как наиболее активный наилучшим способом помогает
формировать функциональную грамотность. Во-первых, учащиеся учатся находить
информацию самостоятельно, а тем самым анализировать и делать выводы.
Во-вторых, они развивают свои коммуникативные навыки. В-третьих, учатся
отвечать не только за свою работу, но и за работу целой группы, если
предполагается групповой проект. И наконец, возрастает интерес к процессу
обучения. Личностно ориентированное обучение — технология, которая дает каждому
учащемуся возможность реализовать себя на уроке, ведь в данном случае мы
опираемся на его способности и интересы. Данная технология также позволяет
проявлять изобретательность, умение выходить из «сложных», на первый взгляд,
нерешаемых ситуаций. Личностно ориентированное обучение — это не только
средство интеллектуального, но и нравственного развития личности. На каждом
своем уроке я стараюсь подбирать материал так, чтобы можно было выявить личный
опыт учеников, чтобы не только расширялся их объем знаний, но и происходило
преобразование личного опыта через структурирование, интегрирование и
обобщение. Подвожу детей к тому, чтобы они могли выразить собственное мнение на
определенную ситуацию, например, через приём дебатов, когда одна группа учеников
приводит аргументы в пользу проблемного вопроса, а другая — против. При этом
создается потрясающая рабочая атмосфера на уроке, дети испытывают ситуацию
успеха, ведь в данном методе нет проигравших. И снова повышается мотивация к
изучению английского языка. А изучение «скучной», по мнению многих учеников
грамматики, также можно сделать интересным и продуктивным с помощью
личностно-ориентированной направленности. Один из приемов, который позволяет
избежать механической отработки времен на уроке — использование креативных,
«поэтически-музыкальных» заданий. Например, предлагаю ученикам прочитать
стихотворение и объяснить употребление артиклей. Go to the East or go to the
West Your home is always the best! (the East and the West-части света, home
–употребляется с притяжательным местоимением your, the best –превосходная
степень прилагательного good). При формировании продуктивных грамматических
навыков, например, по теме Passive Voice, предлагаю раскрыть скобки, поставив
глаголы в пассивную или активную формы и аргументировать свой выбор.
Эффективность применения игровой технологии на уроках английского языка сложно
переоценить, т. к. она способствует лучшему усвоению материала и развивают
речевые компетенции. Игры можно применять абсолютно в каждом классе, и дети их
очень любят. Наряду с играми фонетическими, лексическими, орфографическими,
наибольшей популярностью пользуются ролевые игры, ведь они как нельзя лучше
развивают не только речевые навыки, но и творческий потенциал, языковой барьер
стирается, дети привыкают выступать на публике, а погружение их в ту или иную
речевую ситуацию позволяет в дальнейшем адаптироваться в реальной жизни. Так,
например, в старших классах ребята очень любят формат ток шоу, когда кто-то
выступает в роли знаменитости, разыгрывая определенную заранее легенду. Также,
успешно проходят игры в формате «Small talk», когда учащиеся оказываются в в
аэропорте, в магазине, в школе и т. д. Говоря об информационно-коммуникационных
технологиях , стоит отметить особую мотивацию учащихся к выполнению
интерактивных заданий, но и также эффективность закрепления
лексическо-грамматических тем. Наиболее популярные ресурсы, которые я использую
в работе это: http://www.LearningApps.org (огромный каталог заданий на
отработку фонетических, лексических, орфографических, грамматических тем)
https://learnenglishkids.britishcouncil.org/en (представлены задания по разным
видам речевой деятельности) https://quizlet.com/ (для работы с новой лексикой)
https://progressme.ru/ (есть готовый каталог с уроками, а можно создавать свои
уроки. Времени требует много, но эффект от занятий положительный).
https://film-english.com/ (представлены готовые уроки на основе коротких видео,
остается только адаптировать их под свои классы). Таким образом мы видим, что
способов достичь поставленные на уроке задачи, а именно развивать
функциональную грамотность, достаточно много, что позволяет учителю делать
каждый свой урок разнообразным и запоминающимся, а, следовательно, повышать
мотивацию к обучению, ежедневно раскрывать и формировать ту самую, творческую,
разносторонне развитую личность!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.