Статья "Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и спец.образоват.учрежд. - необходимость перемен.doc

Дефектология, №2, 2008

 

Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен

Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

 

Статья продолжает обсуждение проблемы интеграции. Предметом анализа являются возможности специальных образовательных учреждений в реализации различных моделей интеграции. Доказывается, что эти учреждения могли бы обеспечить необходимые условия для реализации  любых моделей (вариативных форм) социальной и учебной интеграции, но только при условии их модернизации. Представлены три возможных направления развития специальных образовательных учреждений.

 

 

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных одной из наиболее волнующих наших читателей проблем — организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников.

В предыдущей статье (Дефектология, №1, 2008) раскрывались условия организации продуктивного совместного обучения детей с различными нарушениями развития дошкольного и школьного возраста и их нормально развивающихся сверстников. Был представлен набор базовых моделей интеграции в диапазоне от полной и постоянной интеграции до эпизодической. Характеризуя эти модели, мы использовали единую структуру описания, последовательно отвечая на следующие вопросы.

·        Каким детям может быть полезна?

·        Как дозируется время интеграции?

·        Как регламентируется совместная деятельность детей?

·        В каких образовательных учреждениях может быть реализована?

·        Каковы правила комплектования групп и классов?

·        Какие специалисты участвуют в процессе обучения и воспитания?

·        Где и кем оказывается специальная помощь?

·        Каков механизм взаимодействия массовых и специальных педагогов?

Подчеркивалось, что нерегламентированной является только одна из моделей совместного обучения — это постоянная и полная интеграция, остальные варианты предусматривают определенную дозировку времени, регламентацию совместной деятельности детей, ее продуманную организацию.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь. Для того чтобы решить эту задачу на практике и разрабатывался набор базовых моделей совместного обучения.

Если уровень психического развития ребенка близок или соответствует возрастной норме, перед педагогами стоит задача добиться максимальной нормализации его социального и учебного взаимодействия. Для решения этой задачи полезна постоянная и полная интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников, т.е. модель нерегламентированного совместного обучения, предусматривающая сохранение индивидуальной коррекционной помощи.

В том случае, когда у ребенка уже имеются довольно значительные возможности общения, взаимодействия и обучения с нормально развивающимися сверстниками, возникает задача дальнейшего расширения его социального и учебного взаимодействия. Полезной окажется постоянная, значительная, но неполная интеграция. Эта форма регламентирует характер и содержание совместной деятельности, но позволяет предпринять необходимую попытку добиться для ребенка максимально доступной в данный момент его жизни нормализации способов социального и учебного партнерства с перспективой их дальнейшего расширения.

В том случае, когда общение и социальное партнерство ребенка, в силу тяжести имеющегося у него нарушения затруднено, полезной может стать частичная, но постоянная интеграция. Эта форма предусматривает постоянную организацию совместной деятельности, но регламентирует ее характер и содержание с учетом актуальных возможностей ребенка, что позволяет добиваться максимально достижимой в данный момент его жизни нормализации способов социального и учебного взаимодействия и рассчитывать на их дальнейшее расширение.

Если же ребенок имеет минимальные возможности общения и социального взаимодействия с окружающими, требуется создать условия для приобретения им начального опыта общения. И такому ребенку необходимо включение в общий поток, но полезной для него пока может быть только частичная и временная интеграция. Эта модель предусматривает регулярное, специально подготовленное объединение детей на определенное и не очень продолжительное время, благодаря чему одним открывается возможность приобретать начальный опыт социального общения со сверстниками, а им — учиться воспринимать детей с ограниченными возможностями здоровья как партнеров, нуждающихся в помощи и поддержке.

Рассматривая базовые модели интеграции, мы стремились показать, что предложенный набор вариантов организации интеграции позволяет подбирать каждому ребенку доступную и полезную для его развития модель организации совместного обучения и при этом во всех случаях сохранить необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь.

Вместе с тем, вполне очевидно, что условием совершенствования такой практики интеграции является выстраивание качественно нового сотрудничества специальных и общеобразовательных заведений, им предстоит изменяться во имя интересов детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и их нормально развивающихся сверстников.

Как должны измениться специальные образовательные учреждения в условиях набирающей силу интеграции.

Известно, что в данных учреждениях создаются специальные условия для получения детьми соответствующего их возрасту и особенностям развития образования, используются специальные образовательные программы и методы обучения, необходимые детям технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы. В специальном учреждении дети получают специфическую, остро необходимую им медицинскую и психолого-педагогическую помощь, создаются те особые условия обучения, что необходимы для освоения общеобразовательных программ. В специальных учреждениях обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии осуществляют специально подготовленные педагоги. Обеспечивается безбарьерная среда жизнедеятельности.

И все же, памятуя о неоспоримых достоинствах специальных образовательных учреждений, нельзя обходить молчанием тот факт, что попадая в них, ребенок на долгие годы изолирован от нормально развивающихся сверстников, он постоянно находится среди детей, имеющих аналогичное отклонение в развитии, он лишен даже столь необходимого в его возрасте контакта с родителями, семьей. Вся жизнь воспитанника специального образовательного учреждения приспособлена к особенностям его развития, вследствие чего возникают объективные и весьма значительные ограничения в социальном взаимодействии.

Одной из главных целей обучения и воспитания детей в специальных образовательных учреждениях заявлена их социальная интеграция (подготовка к включению в общество, к участию в трудовой и социальной жизни страны наряду со всеми ее гражданами). Однако на протяжении всех лет пребывания в специальном дошкольном учреждении и специальной школе ребенок ограничен в накоплении реального опыта социального взаимодействия. И проблема состоит не в том, насколько он готов к партнерству с нормально развивающимися сверстниками. Наш многолетний экспериментальный опыт убеждает: даже при минимальном уровне общения и социального взаимодействия можно подобрать полезный ребенку вариант совместного обучения и тем самым добиться расширения имеющихся возможностей. Проблема заключается в том, что специальные образовательные учреждения весьма лимитированы в организации необходимых детям вариантов социального взаимодействия, совместного воспитания и обучения.

Какими ресурсами располагает традиционное специальное образовательное учреждение для расширения социального взаимодействия своих воспитанников?

В последнее десятилетие многие российские специальные школы начали прилагать усилия к расширению общения своих воспитанников со сверстниками из обычных учебных заведений. Дети вместе участвуют в различных конкурсах, фестивалях, одновременно выступают на одних и тех же сценах (например, в рамках фестиваля «Надежда»), все чаще проводятся совместные спортивные мероприятия, все более представительной становится география этих событий. Уже никого не удивляет присутствие детей-инвалидов в общеоздоровительных, спортивных или туристических лагерях.

Складывающаяся практика показывает — специальные школы стараются использовать ресурсы организации социального взаимодействия своих воспитанников с нормально развивающимися детьми в условиях летнего отдыха, спортивных занятий, проведения досуга, в стенах учреждений системы дополнительного образования. Это, несомненно, полезно детям с ограниченными возможностями здоровья, поскольку помогает нормализации способов их взаимодействия с окружающими людьми, и не менее значимо для их нормально развивающихся сверстников, так как помогает расширить их «планету людей», формировать уважение к различиям между людьми. Высоко оценивая усилия специалистов и родителей по созданию столь необходимой социальной практики, отметим, что данная форма интеграции оказывается эпизодической. Напомним, что «смыслом эпизодической интеграции является организация хотя бы минимального социального взаимодействия, <…> преодоление тех объек-тивных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья» (Дефектология, №1, 2008, С. 77).

Означает ли это, что специальные образовательные учреждения обладают ресурсами для организации лишь минимальной и эпизодической интеграции? Конечно, нет. На этапе модернизации российского образования специальные учебные заведения могли бы обеспечить необходимые условия для реализации  любых моделей (вариативных форм) социальной и учебной интеграции. Правда, для этого специальные ДОУ и школы должны «расти», им стоит внимательно изучить новые научно обоснованные и экспериментально проверенные в российских реалиях формы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Уже сегодня специальные образовательные учреждения способны:

— открывать группы и классы кратковременного пребывания для оказания специализированной консультативной помощи детям с отклонением в развитии, посещающим массовые ДОУ и школы;

— открывать в дошкольных учреждениях компенсирующего вида смешанные группы, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дошкольники с определенным отклонением в развитии (рекомендация Министерства образования РФ от 15.01.2ОО2г., № 03-51-5ин/23-03);

— преобразовывать специальные дошкольные и школьные учреждения в заведения комбинированного вида с дошкольными группами и классами для нормально развивающихся детей и детей с определенными отклонениями в развитии.

Рассмотрим подробнее проблему вовлечения специальных образовательных учреждений (СДОУ и СКОШ) в процесс совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные учреждения должны превратиться в центр оказания квалифицированной специализированной помощи детям города, области, региона. Для этого необходимо придать уже существующим СДОУ и СКОШ новые, ранее не свойственные им функции, функции оказания специализированной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии (по профилю учреждения), не обучающимся в нем. СДОУ и СКОШ, по нашему мнению, могут и должны оказывать специальную консультативную помощь семьям и детям, интегрированным в общеобразовательные учреждения данного региона, а также педагогическим коллективам этих учреждений. Это, в свою очередь, позволит сблизить позиции массового и специального учреждения.

Границы между массовыми и специальными учебными заведениями должны стать проницаемыми, необходимо преодолеть барьеры изолированности. Каждый «особый» ребенок должен иметь возможность реализовать свое конституционное право на образование в любом типе образовательного учреждения, включая массовое ДОУ или школу, и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

До настоящего времени основным типом образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии является специальное учебное заведение — СДОУ компенсирующего вида или СКОШ. Именно там десятилетиями накапливался успешный опыт специального обучения детей с особыми образовательными потребностями. Именно в этих учреждениях до сих пор сосредоточен основной кадровый потенциал дефектологов-практиков. Вместе с тем, подавляющее большинство СДОУ и СКОШ не оказывает той специализированной помощи интегрированным детям, в которой те остро нуждаются, но подчас лишены ее в стенах массовых учреждений.

Дефектологи, психологи, логопеды, педагоги СДОУ и СКОШ потенциально способны помочь и интегрированным детям, и коллегам, которым выпало тех учить. Следовательно, СДОУ и СКОШ надлежит обеспечивать психолого-педагогическую помощь интегрированным детям (в соответствии с профилем специального учреждения), находящимся в общеобразовательной школе или обычном ДОУ, а также консультативную помощь их педагогическим коллективам.

Специальное образовательное учреждение должно взять на себя предоставление необходимой индивидуальной помощи тем детям с ограниченными возможностями здоровья, кто способен обучаться в массовом учебном заведении, и тем детям с тяжелыми комплексными нарушениями развития, кто прежде считался необучаемым.

За последние годы в нашей стране появилось немало СДОУ, успешно реализующих эту новую функцию, в них организованы группы кратковременного пребывания (по профилю учреждения). Опыт функционирования групп кратковременного пребывания в СДОУ, полученный в течение последнего десятилетия, убеждает в целесообразности и перспективности выбранного пути.

Безусловно, остаются организационные трудности, не решены многие методические проблемы оказания помощи столь разным детям в новых условиях, явно недостаточно проработаны вопросы сотрудничества с родителями, с массовыми учреждениями. Институт коррекционной педагогики РАО интенсивно работает над решением этих проблем. Вместе с тем уже сегодня можно с уверенностью констатировать, что СДОУ все больше и больше осознают опасность и бесперспективность стремления законсервировать старые, привычные формы своего существования, все лучше понимают необходимость движения по предложенному пути. Казалось бы, ясно, что не только СДОУ, но и СКОШ должны взять на себя новую функцию, осваивать прогрессивную форму оказания специализированной помощи интегрированным детям через классы кратковременного пребывания, так как рекомендации, полезные для детей с нарушениями в развитии дошкольного возраста, в равной мере полезны для школьников. К сожалению, как показывает наш опыт, СКОШ не торопятся встать на предлагаемый путь, хотя в их помощи сегодня остро нуждаются десятки сотен учеников, интегрированных в общеобразовательные школы (классы кратковременного пребывания все еще единичны). Мы имеем в виду, прежде всего, детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с определенными эмоциональными нарушениями.

По нашему убеждению, в недалеком будущем СКОШ предстоит превратиться в своего рода центр оказания квалифицированной профильной помощи всем детям с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в зоне ее влияния.

СДОУ компенсирующего вида способны кардинально расширить возможности социального и учебного взаимодействия своих воспитанников с нормально развивающимися сверстниками при условии открытия смешанных групп, поскольку в этом случае становится возможной постоянная и значительная интеграция.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации (методическое письмо «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях») в ДОУ комбинированного вида могут быть открыты смешанные группы. Названный документ позволяет органам образования открывать смешанные группы и в СДОУ по профилю компенсирующих групп, функционирующих в них.

По правилам комплектования в состав смешанной группы входят:

— две трети детей, уровень психофизического развития которых соответствует  возрастной норме;

— треть детей с определенным отклонением (например, с нарушениями зрения; слуха; опорно-двигательного аппарата; интеллекта — умственной отсталости в степени дебильности), либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

В штатное расписание группы вводится учитель-дефектолог для реализации коррекционного обучения.

Комплектование смешанной группы воспитанниками с отклонениями в развитии осуществляется по тем же правилам, что и групп компенсирующего обучения: по заявлению родителей и на основании заключения ПМПК.

Министерство образования и науки РФ не рекомендует создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей практически уже находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения либо кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение полугода-года.

Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка. Министерством образования РФ была рекомендована следующая наполняемость смешанных групп (см. таблицу ).

Рекомендуемая наполняемость смешанных групп

 

Дети

с ограниченными

возможностями

здоровья (ОВЗ)

Количество детей в группе

Ясельная группа

Младшая подготовительная

группа

Дети с ОВЗ

Нормально

развивающиеся

дети

Дети с ОВЗ

Нормально

развивающиеся

дети

1

2

3

4

5

Глухие

2

8

3

8

Слабослышащие

3

8

4

8

Слепые

2

6

3

6

Слабовидящие

3

8

4

10

Дети с амблиопией

и косоглазием

5

10

5

10

Дети с легкой

 формой ДЦП

4

 8

4

10

Дети с другими нару-

шениями опорно-

двигательного

аппарата

6

10

 6

12

Дети с ЗПР

4

10

5

12

Дети с нарушением

 интеллекта

(неосложненная форма

олигофрении в

степени дебильности)

5

10

5

10

Дети, не имеющие

выраженных

первичных

отклонений

в развитии,

но отстающие от

возрастной нормы

(в т.ч. с нарушениями

эмоционально-волевой

сферы)

6

12

 6

12

 

 

При организации работы смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:

·        осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в ДОУ;

·        проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

·        оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;

·        обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

Обучение и воспитание в смешанной группе целесообразно осуществлять, руководствуясь программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). При этом педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из существующего перечня вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника смешанной группы составляется индивидуальная программа развития.

Опыт показал целесообразность организации в смешанных группах фронтальных и подгрупповых занятий с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2–3 ребенка), индивидуальные формы работы.

В первую половину дня учитель-дефектолог проводит занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии (также как и в специальных группах), а воспитатель — с нормально развивающимися воспитанниками. Во вторую половину дня воспитатель занимается со всеми воспитанниками смешанной группы. В связи с этим составляется расписание занятий. Так в группе, где совместно воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом, в первую половину дня проходят речевые занятия и занятия по формированию элементарных математических представлений, а во вторую — занятия по изобразительной деятельности, игре, труду (т.е. те занятия, на которых речь не является определяющей их успешность). Если же в группе вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным зрением, то занятия по изобразительной деятельности целесообразнее проводить утром, когда они могут быть организованы раздельно для нормально видящих детей и для детей с дефектом зрения; часть занятий по развитию речи могут проходить и в вечернее время. На фронтальных и индивидуальных коррекционных занятиях учитель-дефектолог должен обратить особое внимание на подготовку детей с отклонениями в развитии к успешному участию в вечерних (совместных с нормально развивающимися детьми) занятиях.

Как правило, дети объединяются на спортивно-оздоровительных и музыкальных занятиях. При необходимости инструктор по физическому воспитанию и музыкальный руководитель проводят индивидуальные занятия с воспитанниками с отклонениями в развитии.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей, обучение в смешанной группе может осуществляться год — два либо до поступления ребенка в школу. Многолетний опыт показывает, что дети с отклонениями в развитии, как правило, успешно воспитываются в смешанной группе на протяжении всего дошкольного периода. Лишь в отдельных случаях из-за особых трудностей в овладении программой возникает необходимость перевести ребенка в специальную группу или в СДОУ.

Открытие в ДОУ компенсирующего вида смешанных групп позволяет реализовывать модель постоянной, неполной, но значительной интеграции, чего лишены дети в условиях традиционного специального учреждения. Преобразование СДОУ и СКОШ в учреждения комбинированного вида делает возможными все модели интеграции

Одним из перспективных путей развития системы специального образования на этапе ее модернизации является преобразование СДОУ и СКОШ в учреждения нового вида — комбинированные. В этом случае снимаются все ограничения на организацию совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками.

Комбинированное учреждение позволяет создавать наиболее благоприятные условия обучения и воспитания детей, подбирая каждому ребенку доступную и полезную для его развития модель организации интегрированного обучения и сохраняя во всех случаях необходимую квалифицированную специализированную помощь. В таких учреждениях можно создать оптимальные условия и для взаимодействия специальных и обычных педагогов, психологов, для роста их профессиональной компетенции.

Комбинированное учреждение могут быть как дошкольными, так и школьными, включая в себя дошкольные группы или классы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с определенным нарушением в развитии. В одном таком учреждении могут обучаться и воспитываться нормально слышащие и дети с нарушениями слуха; в другом — дети с хорошим и нарушенным зрением, в третьем — обычные и дети с задержкой психического развития, и т.д.

Следует особо подчеркнуть, что нормативно-правовая база для комбинированных дошкольных учреждений в стране уже создана! Дошкольное воспитание и обучение может быть организовано в трех видах учреждений:

·        в обычных ДОУ;

·        в ДОУ комбинированного вида;

·        в ДОУ компенсирующего вида.

Преобразование специальных учреждений (прежде всего СДОУ) в учреждения комбинированного вида позволит:

·        сократить дефицит мест в обычных ДОУ;

·        обеспечить доступными формами совместного обучения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от уровня его психофизического и речевого развития;

·        увеличить количество учреждений, в которых могут получать систематическую квалифицированную коррекционную помощь дети с отклонениями в развитии; приблизить их к месту жительства ребенка, что будет способствовать сокращению числа учреждений интернатного типа.

Комбинированные образовательные заведения способны предоставить учебные места большинству детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом там возможно организовать процесс воспитания и обучения в значительно более гибких формах, чем в ныне существующих образовательных учреждениях. Кроме того, многолетняя опытно-экспериментальная работа доказала, что для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии наиболее адекватными условиями располагают именно комбинированные образовательные учреждения. В этих условиях становится возможным эффективно осуществлять интеграцию всех детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывая при этом уровень развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «порцию» интеграции, т.е. одну из разработанных моделей: постоянную полную, постоянную неполную, постоянную частичную, временную частичную.

В учреждениях комбинированного вида могут создаваться:

·                   обычные дошкольные группы и школьные классы, где абсолютное большинство составляют нормально развивающиеся дети. В таких группах или классах могут обучаться 1–2 ребенка с отклонением в развитии, уровень общего и речевого развития которых близок возрастной норме;

·                   смешанные дошкольные группы, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенным отклонением в развитии;

·                   специальные группы и классы, где обучаются только дети с отклонением в развитии (наполняемость группы от 6 до 10 человек в зависимости от возраста, характера нарушения, степени его выраженности, наличия детей со сложной структурой дефекта).

В обычной группе (классе) может реализовываться модель постоянной полной интеграции. В них может воспитываться и обучаться 1–2 ребенка, имеющих диагностированные первичные нарушения в развитии (нарушения слуха, или зрения, или опорно-двигательного аппарата), но достигшие к моменту зачисления уровня развития близкого к возрастной норме либо соответствующего ей. Педагогом может быть специалист в области обучения нормально развивающихся детей. Учитель же дефектолог (из специальной группы или класса того же учреждения) оказывает специализированную помощь интегрированным детям, а также консультативную помощь воспитателям и учителям, которые не являются дефектологами.

В специальных группах (классах), где воспитываются и обучаются только дети с отклонением в развитии, становится возможным найти каждому ребенку полезную и возможную для него степень интеграции, выбирая постоянную частичную или временную частичную модель.

При постоянной частичной интеграции дети с отклонением в развитии специальной группы (класса), еще не способные наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать необходимыми умениями и навыками, вливаются в обычные группы (классы) по 1–2 человека на часть дня (например, на вторую половину) или на отдельные занятия (уроки).

При временной частичной интеграции все воспитанники специальной группы (или класса) вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2 раз в месяц для проведения совместных мероприятий воспитательного характера.

Кроме того, дети, воспитывающиеся в специальных группах и классах, постоянно объединяются с нормально развивающимися сверстниками на прогулках, развлечениях, праздниках и соревнованиях. Чем выше становится уровень психофизического и речевого развития воспитанника с отклонением в развитии, тем большие возможности вхождения в общий коллектив ему предоставляются.

В смешанных группах реализуется модель постоянной, но неполной интеграции.

Следует особо подчеркнуть, что комбинированные учреждения, специализирующиеся на совместном обучении детей с определенным нарушением в развитии, позволят даже в небольшом населенном пункте, имеющем 3–4 дошкольных и школьных учреждения, организовать необходимое обучение практически всех детей с особыми образовательными потребностями. При этом дети не будут отрываться от семьи, их воспитание и обучение будет происходить в общем потоке, но при этом будет учитываться специфика их развития и особые образовательные потребности.

Преобразование специальных учреждений в комбинированные позволит не только принципиально расширить возможности совместного воспитания и обучения детей, но и наладить механизм взаимодействия специалистов, приблизить образовательные учреждения к месту жительства ребенка с отклонениями в развитии, создать условия для получения качественного специального образования и накопления максимально возможного опыта социального взаимодействия.

Итак, на этапе модернизации российского образования специальные учебные заведения могут обеспечить необходимые условия для реализации любых моделей (вариативных форм) социальной и учебной интеграции, но при условии, что они будут развиваться. 

Уже сегодня  специальные образовательные учреждения способны:

·        открывать группы и классы кратковременного пребывания для оказания специализированной консультативной помощи детям с отклонением в развитии, посещающим массовые ДОУ и школы;

·        открывать в дошкольных учреждениях компенсирующего вида смешанные группы, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дошкольники с определенным отклонением в развитии (рекомендация Министерства образования РФ от 15.01.2ОО2г., № 03-51-5ин/23-03);

·        преобразовывать специальные дошкольные и школьные учреждения в заведения комбинированного вида с дошкольными группами и классами для нормально развивающихся детей и детей с определенными отклонениями в развитии.

Стремление специальных учреждений законсервировать старые, привычные формы своего существования опасно тем, что может вызвать волну стихийной интеграции и обернуться потерей всех накопленных достижений в сфере специального образования. В то время как есть реальная возможность и убедительный практический опыт модернизации специальных образовательных учреждений в интересах детей.