Статья "Интегрированный подход к развитию у школьников метапредметных навыков"
Оценка 4.9

Статья "Интегрированный подход к развитию у школьников метапредметных навыков"

Оценка 4.9
docx
31.03.2020
Статья "Интегрированный подход к развитию у школьников метапредметных навыков"
Интегрированный подход к развитию у школьников метапредметных навыков.docx

 

Интегрированный подход к развитию у школьников метапредметных навыков в практике работы учителя математики

 

Уже много лет я работаю в школе. Считаю главный результат работы любого учителя – это образованность ученика. Важной проблемой образованности ученика является использование учителем современных технологий.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения математики  можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.  Компетентностный подход в настоящее время является общепризнанным подходом к оценке результатов школьного обучения. Образовательные компетенции обусловлены личностно - деятельностным подходом к образованию, т.к. относятся  к личности ученика, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Образовательные компетенции  позволяют решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений,   навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Кроме этого, качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Данную проблему, на мой взгляд, можно разрешить, включая в преподавание курса математики интегрированные уроки (математика + физика, математика + химия, математика + биология, математика + информатика), либо используя отдельные приёмы, которые позволяют продемонстрировать взаимопроникновение дисциплин, междисциплинарные связи, научить комплексно использовать школьные знания.

 

 

 

 

Роль интегрированного урока в образовательном процессе:

 

Интегрированное  обучение  предполагает качественно новую форму обучения и    характеризуется органичной целостностью на следующих уровнях:

         содержательном,  основой  которого является  единство  диалектических  связей, явлений, процессов, фактов, законов, однородность трактовок понятий, категорий;

         технологическом,  обусловленном единством  методов  познания  (диалектических, логических), опытом творческой деятельности обучающихся;

         структурно-логическом, связанном с реконструкцией содержания базовых учебных дисциплин;

         функциональном, проявляющемся в направленности  формирования  целостной картины мира на основе ценностной ориентированности  обучающихся  в  процессе  познания.

Вследствие чего можно сделать вывод, что  интегрированное  обучение  построено  на  усилении  взаимосвязей  всех  компонентов  содержания  разных  предметных областей  (разделов  программы),  отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимосвязях и взаимозависимостях и направленного на формирование знаний, умений и навыков, способствующих разностороннему раз-витию личности обучающихся.

В конечном итоге интеграционные процессы в обучении предполагают:

а) в системе знаний - преобразования количественные и качественные с учетом знаний многих областей науки;

б)  в  системе  умений  -  развитие  до  специфики  научно-познавательной деятельности;

в)  в  системе  навыков  и  отношений  -  углубление  и  расширение  вплоть  до возможности построения философских умозаключений и синтеза новых знаний на основе полученных.

Интеграция учебных предметов предполагает выполнение трех условий:

         осуществление  сближения  разнородных  элементов,  понятий,  установление межпредметных связей, проведение систематизации понятий и явлений;

         установление  целостности  на  основе  единых  задач  и  конечной  цели, классификация понятий и явлений интегрируемых предметов; 

         курс построен по единой программе, и для его реализации используются единые идентифицированные методологические приемы.

В  рамках  традиционных  учебных  предметов  одним  из  самых  доступных  способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:

         во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы образовательного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого детства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

         во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

         в-третьих, форма интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти;

         в-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе;

         в-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для дополнительных уроков практической направленности;

         в-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагоги, способствует раскрытию способностей.

В результате можно сделать вывод, что интегрированные уроки дают  обучающемуся достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления.

Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

 

Общие подходы к методике проведения интегрированных уроков

Преимущества интегрированных уроков перед традиционным уроком заключаются в том, что интегрированные уроки в большей степени:

         способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

         способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

         углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

         интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах;

         интегрированные уроки позволяют систематизировать знания;

         формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда,

         способствуют росту профессионального мастерства педагога, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.

Основными закономерностями интегрированного урока являются, следующие аспекты:

         весь урок подчинен авторскому замыслу, урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

         урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого;

         этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;

         отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

         цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность. Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими, соотношение изученного и изучаемого, соединение отдельных зачетов в одно общее, предупреждение недочетов.

 

Методы интегрированного обучения разнообразны, но преследуют общие цели:

         активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);

         рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов (например, информатики);

         исследовательский метод (обучающиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения).

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один педагог в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт обучающихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

Изложение школьных предметов настолько разрозненно, что ученик не видит единой  логики, не способен построить общую картину мира. «Скорость, с которой движется тело» в физических задачах, и «скорость движения легкового автомобиля» в математической задачке кажутся для него совершенно разными понятиями. Не секрет, что зачастую, учащиеся не могут использовать известные факты из математики на уроках физики, химии, информатики и т.д., и наоборот, при решении математических задач, очень затрудняет работу присутствие в задачах физического и другого специфического содержания.

При разработке системы интегрированных уроков изучила их технологические особенности, так как интегрированный урок — это специально организованный урок. Его цель может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы. Он позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

При подготовке интегрированного урока я выделяю следующие этапы:

         Согласование учебных программ по предметам в трактовке общих понятий и во времени их изучения.

         Отбор материала, требующего интеграции знаний учеников при его изучении, закреплении, обобщении и контроле. При этом устраняется несогласованность в терминах, обозначениях для одних и тех же величин в разных учебных предметах. Итогом данной работы может быть составление примерной тематики предстоящих уроков, определение времени их проведения.

         Рассматривание интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам, выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием.

         Выбор формы интегрированного урока. Составление плана урока, определение методов контроля и оценки школьников, методов и средств обучения.

Типы и формы этих уроков могут быть различны, при этом широко используются групповые формы работы учащихся, исследовательская работа, проектная деятельность, разноуровневые задания, мультимедиа, интернет-технологии.

Интеграция в обучении позволяет мне выполнить развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию. В своей практике я пробовала проведение уроков различных типов: формирования новых знаний, обучения умениям и навыкам, повторения, контроля, но наиболее эффективными я считаю их проведение при углублении, обобщении и систематизации знаний школьников. Данные уроки  по дидактическим приемам наиболее разнообразны по форме проведения: семинары, конференции, имитационные игры, соревнования и т.д. При проведении таких занятий увеличивается их эффективность за счет перехода от коллективной деятельности к индивидуальной. В этом случае в процесс подготовки входит большая предварительная самостоятельная работа учеников, которая состоит из трех этапов:

         Подготовительный этап.

Четко формулирую цели урока, учебно-познавательные задачи, для решения которых необходимо привлечение знаний из нескольких предметов, разрабатываю форму, определяю методы проведения урока, планирую эксперимент, подбираю и анализирую литературу интегрируемых наук. С учениками провожу организационную работу - деление на группы, выбор для каждой группы темы работы, исследования. Затем дети самостоятельно работают каждый над своей темой. В период подготовки и проведения интегрированных уроков использую различные материалы и средства, характерные для обучения в целом и специфичные для данного урока. В этом случае активно развиваются коллективные формы обучения. Работа в группах формирует, шлифует каждую личность через микроколлектив в процессе сотрудничества, общения. Контролирую отобранный ребятами материал по объему и содержанию, корректирую его, если необходимо, знакомлю с его содержанием.

         Проведение урока

Во время проведения урока учителю отводится организующая роль. Группы выступают по очереди. При этом оценивается способность излагать материал научно, лаконично, образно и логично, умение выделять главное, сопровождать свое выступление экспериментом, демонстрацией, наглядными пособиями. При работе групп выступает каждый, и от его подготовки зависит общая оценка всей группы. Материал может излагаться в виде диалога между членами группы либо между группами. .

         Итоги урока.

Изучив дополнительную литературу, оценив реальную ситуацию проведения таких уроков, решила разработать несколько уроков данной направленности. Вот что получилось у меня. Свои первые интегрированные уроки я провела в 2013 году.

1.     Результативность опыта:

 

Результат своей работы в данном направлении транслирую на сайтах Инфоурок, Знанио, Страна талантов, Эффективный опыт педагогов Кургангской области

1.     Системно – деятельностный подход при обучении математики в условиях введения ФГОС ООО.

2.     Оценивание результатов обученности математике

3.     Формирование учебно – интеллектуальных умений и навыков на уроках математики.

4.     Особенности подготовки учащихся с разным уровнем учебных достижений к ГИА в условиях введения ФГОС ООО.

5.     Систематизирующее повторение в ходе подготовки е ЕГЭ и ОГЭ по математике.

6.     Использование инновационных технологий в образовательном процессе.

7.     Формы и методы работы с одаренными детьми.

8.     Технологические особенности подготовки учащихся к олимпиаде по математике.

9.     Приемы формирования умений анализа и планирования учебной деятельности на уроках математики.

10. Формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей и др.

Интегрированное обучение стимулирует тягу к знаниям, укрепляет интерес к предмету, расширяет заинтересованность, углубляет знания, способствует становлению интересов профессионального плана, развитию научного стиля мышления учащихся, формирует комплексный подход к учебным предметам. А так же формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике; приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Интегрированный  урок  – это урок, на котором осуществляются синтез и систематизация  знаний  различных  дисциплин в  единое  целое,  творческое  взаимодействие преподавателя  и  обучающихся.

Интегрированные уроки являются действенным способом формирования  целостной картины мира  у обучающихся, активизируют понимание связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Таким образом, все основные темы курса математики находят активное применение в изучении предметов практически всех образовательных областей.


 

Скачано с www.znanio.ru

Интегрированный подход к развитию у школьников метапредметных навыков в практике работы учителя математики

Интегрированный подход к развитию у школьников метапредметных навыков в практике работы учителя математики

Роль интегрированного урока в образовательном процессе:

Роль интегрированного урока в образовательном процессе:

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин: • во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы образовательного…

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин: • во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы образовательного…

Общие подходы к методике проведения интегрированных уроков

Общие подходы к методике проведения интегрированных уроков

Методы интегрированного обучения разнообразны, но преследуют общие цели: • активное использование знаний, полученных на уро ках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других…

Методы интегрированного обучения разнообразны, но преследуют общие цели: • активное использование знаний, полученных на уро ках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других…

Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения

Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения

Интеграция в обучении позволяет мне выполнить развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию

Интеграция в обучении позволяет мне выполнить развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию

Изучив дополнительную литературу, оценив реальную ситуацию проведения таких уроков, решила разработать несколько уроков данной направленности

Изучив дополнительную литературу, оценив реальную ситуацию проведения таких уроков, решила разработать несколько уроков данной направленности

Интегрированные уроки являются действенным способом формирования целостной картины мира у обучающихся, активизируют понимание связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом

Интегрированные уроки являются действенным способом формирования целостной картины мира у обучающихся, активизируют понимание связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2020